Уроки рисования карандашами и пастелью

Сегодня я хочу рассказать о том, на что начинающие рисовать акварелью как правило не обращают внимания, а зря. Разговор пойдет о составе и свойствах акварельных красок.

В книгах, попавших в мои руки, когда я делала первые шаги в акварели, попросту не было этой информации. Не было ее и в уроках, с которых я начинала. Не часто встречается такая информация и в статьях. А ведь не зная и не понимая этих вещей довольно сложно добиться тех эффектов, которые так восхищают и завораживают в акварели.

Поэтому изучив и проанализировав эту тему, я решила написать самое основное, на мой взгляд, тут.

Основные свойства акварели

Немного общей информации.

1. Светостойкость

Отечественные краски подразделяются на три группы светостойкости (при хранении в музейных условиях):

  • +++ или *** : 100 лет
  • ++ или ** : 25-100 лет
  • + или * : 10-25 лет
  • o: 0-10 лет

Схожая маркировка есть и у зарубежных производителей.

2. Прозрачность

Акварельные краски могут быть укрывистые, полупрозрачные и прозрачные. Прозрачность краски как правило обозначается квадратиком с разной степенью закрашенности.

3. Количество и качество пигментов

Наименования пигментов обычно указываются на этикетке, в которую завернута кювета, либо на тюбике с акварельной краской. Однако, бывает, что в акварельном наборе этой информации нет, есть лишь название цвета и номер. В этом случае имеет смысл поискать информацию о пигментах на сайте производителя. Подробнее о пигментах я расскажу ниже.

Как выбрать акварельные краски?

Для того, чтобы не запутаться в обилии красок и не ошибиться с выбором, нужно следовать следующим советам:

1. Выбирать профессиональную акварель.

Конечно, ученические краски тоже можно использовать, но следует помнить, что в них используются более дешевые пигменты, имитации пигментов (с пометкой Hue), цвет достигается смешением нескольких пигментов и поэтому при создании смесей из этих красок большая вероятность получить грязь, вместо чистого цвета.

Поначалу я купила именно ученические краски AquaFine, в наборе 18 цветов в кюветах и 2 тюбика (белила и черный). Пигменты в наборе не были указаны, но была вкладка со всеми названиями цветов в порядке расположения в наборе. Из 18 цветов в 6 пометка Hue, то есть имитация цвета, однопигментных цветов в наборе всего 6.

Уже позже, когда я начала разбираться со всеми своими акварельными красками, делать выкраски и изучать состав и пигменты, я нашла в интернете документ производителя, где узнала количество и качество пигментов, входящих в состав моего набора, что помогло мне выделить цвета из этого набора, которые можно использовать, а которые не стоит.

В общем, моего ученического набора быстро стало мало, поэтому я решила купить набор Невской палитры из 36 цветов (белые ночи), а потом постепенно докупила все цвета имеющиеся у этой марки отдельными кюветами.

В итоге, у меня оказались все 57 цветов профессиональной серии НП, из которых я и собрала свою базовую палитру, точнее даже 2 палитры (большую и маленькую).

Много похожих на конфетные фантики этикеток, где содержится информация по основным свойствам каждой из красок. К счастью, тогда я уже знала, что их ни в коем случае не стоит выбрасывать и не плохо бы сделать из них цветовые карты, чтобы не путаться в названиях цветов, запомнить их расположение в палитре, и сориентироваться в свойствах имеющихся красок. Что я, собственно, и осуществила.

На данный момент я немного переформатировала свои палитры (нынешний вариант показан на рисунке справа), некоторые цвета убрала из базовых наборов, составила большую выкраску по всем цветам с указанием основных свойств красок, а также новую выкраску по цветам с учетом нового расположения.

А также, поняла, каких цветов у других производителей мне не хватает для полного счастья, но об этом я расскажу отдельно в статье посвященной формированию моей личной базовой палитры.

Пока ограничусь лишь тем, что кобальт синий, церулеум и умбра у Белых Ночей откровенно плохие, их нужно чем-то заменять, либо не использовать. Например, церулеум я, проанализировав пигменты, решила заменять ярко-голубой, а вот кобальт синий я использовала довольно часто (по незнанию) и периодически появлялись всякие нежелательные эффекты.

То есть принимая решение о покупке акварели, можно пойти по 2-м путям:

1) Купить набор 24 (36) цветов (можно и с 12 начать) Белых Ночей. А потом уже его форматировать: что-то выбросить, что-то докупить.

2) Проанализировать состав всех красок БН и выбрать в набор те кюветы, которые полностью устраивают по качеству, остальные необходимые вам цвета купить у других производителей, также первоначально проанализировав их свойства, отзывы, цену (что, кстати, тоже немаловажно).

Какой путь выбрать — каждый решает сам. 1-й более простой, пока не поймешь, что набор придется редактировать:). 2-й сложнее, но при таком подходе вы еще до покупки будете знать свои краски в лицо, правда, тут существует другая проблема, полагаться на чужие выкраски и маркировку не всегда можно, могут быть ошибки и разочарования.

2. Отдавать предпочтение однопигментным акварельным краскам.

Конечно, это не жесткое правило, можно вполне успешно рисовать и 2-х и 3-хпигментными красками, но всегда следует помнить, что в смесях их нужно использовать очень осторожно, и только когда вам действительно нужен сложный цвет.

Возьму для примера небольшую часть палитры белых ночей, здесь есть и однопигментные и многопигментные краски и даже 2 цвета с абсолютно идентичными свойствами (охра красная и шахназарская красная).

Сокращения цветов в названии пигментов обозначают:

W — wight (белый), Y — yellow (желтый), O — orange (оранжевый), R — red (красный), V — violet (фиолетовый), B — blue (синий), G — green (зеленый), Br — brown (коричневый), Bk — black (черный).

Для чего все это нужно знать? Дело в том, что нумерация и название цвета у каждого производителя могут отличаться (и отличаются), но названия используемых в составе краски пигментов имеют единый вид и умение их читать очень сильно облегчает жизнь при выборе цвета. К тому же сразу понятно чистый это цвет или составной. И если составной, то что он в себя включает.

Есть цвета в палитре, которые спокойно можно получить смешением однопигментных, входящих в их состав, конечно, если знать какие это пигменты и каким цветам они соответствуют.

Например, желто-зеленая (P.G.7, P.Y.3) — легко получается при смешении изумрудной (P.G.7) и лимонной (P.Y.3).

Это можно было узнать и методом проб, но ведь куда быстрее и проще взглянуть на состав и свойства выбранного цвета.

3. Учитывать прозрачность краски.

Прозрачность краски легко узнать по квадратику на этикетке. Но не стоит ограничиваться только этим знанием. Обязательно нужно сделать выкраску каждого имеющегося в палитре цвета и протестировать, как ведут себя краски при наложении друг на друга. Обычно для этого используется упражнение лессировочная решетка.

Вот, к примеру, 3 желтых цвета из белых ночей:

  • Лимонная — P.Y.3,
  • Кадмий лимонный — P.Y.35,
  • Кадмий желтый средний — P.Y.35.

Я специально выбрала эти 3 однопигментных цвета, чтобы продемонстрировать, что разные цвета могут образовываться одним и тем же пигментом. В данном случае, кадмий лимонный и кадмий желтый средний отличает прозрачность (смотрим на то, как закрашен квадратик). То есть цвета из одного и того же пигмента будут иметь разные свойства в смесях, по-разному смотреться на растяжках цвета и в лессировках. Это важный момент, который нужно знать и учитывать при рисовании акварелью.

Кюветы или тюбики

Вообще у меня всего 6 тюбиков из той же ученической серии Aquafine, что и первый набор. Покупала эти тюбики на пробу, и, если честно, пока не оценила удобства. Правда, я больших форматов не рисую, не делаю больших заливок, когда без тюбиков действительно не обойтись.

В моем случае, вполне хватает кювет, хотя не исключаю, что со временем и я к тюбикам приду. Однако, у той же Невской палитры тюбики есть всего для 12 цветов. Так что придется более подробно изучать других производителей.

На этом про акварельные краски у меня пока все

Вконтакте


Дизайнерская гуашь в тюбиках.
Я взяла неополитанскую желтую и телесную. Фиг знает зачем, захотелось попробовать)
Гуашь отличная, сам вид гуаши в тюбиках почему-то будоражит и хочется рисовать.


Та же гуашь, но в баночке 30 мл. Обещает быть очень кроющей, не предназначена для смешивания с другими цветами.
Перекрывает гуашь, маркеры и прочее-прочее.


Вторая линия — акварель белая титановая.
Выглядит белее. Однако после полного высыхания начинает просвечивать цвет нижнего мазка.
Верхняя гуашевая полоска образует плотную пленку.


Теперь про акварель.
Этот цвет оказался практически черным, а называется "серая пейна".
Хотя видно, что при размытии дает все-таки серо-синий оттенок.


Тут сверху еще раз пробую ту самую гуашь. Справляется с перекрытием темного на отлично.


В моей любимой питерской акварели есть один недостаток на мой вкус — мне не хватает чистых синих и голубых оттенков. Наверное поэтому я восполняю сей пробел и покупаю постоянно синие цвета у других производителей.
Покупаю я всегда тюбики. Но пользоваться люблю кюветами.
Поэтому я беру закончившиеся кюветки (я кстати не знаю, продаются ли они где-нибудь пустыми?) и наполняю их акварелью.
Получается очень выгодно. Конечно, 14-мл тюбик заграничной акварели — удовольствие достаточно дорогое (до 15$ за шт.), но в итоге получается, что хватает очень надолго. У меня пока ни один не кончился)


Кроме разных оттенков синего, взяла еще венецианский красный. Он очень похож на питерскую "железоокисную красную"
Мне не очень понравился только оттенок темной лазури. Зато церулеум и светлая лазурь — уже очень "в ходу"
Тут на фотографии фигурирует беличья кисть с французским креплением, которое создано для сырых акварельных техник.
Но я промахнулась с размером. Такой толщины кисть у меня уже есть, а эта оказалась неожиданно толстенькой.


Это — моя колонковая любовь с первого взгляда:)
Как я жила без нее раньше:!



Мало того, что она бесподобна внешне, она удобно лежит в руке, она просто мой фаворит)
Дело все в удлинненом ворсе. За счет длинных волосков, она умеет выделывать как красивые и неожиданные развороты, так и вполне предсказуемые, четкие длинные линии.
Теперь я хочу еще такую, только потолще.
Эта серия кистей у Винзора не самая дорогая. Но по мне — так она идеальна)


А эту я называю "малышкой из пробирки".
Series7 - это самая дорогая серия кистей, у которой есть целая история про королеву, у которой был любимый номер кистей — 7, и в честь этого дела компания WN выпустила целую серию кистей. Те, что потоньше - идут в пробирках, а потолще — в подарочных коробках.
В общем, у моей малышки размера 00 практически три волосинки ценой в сто рублей каждая, но она, я считаю незаменима.
В момент, когда мне понадобится ювелирно подрисовать ресничку, я знаю, она меня не подведет.


Она умеет рисовать ооочень тонко, но сейчас времени на тесты нет.
Поэтому я прикладываю рисунки такой же, но размером побольше. Была у меня раньше, да я потеряла:


Кроме этого, я купила еще 2 блокнота.
Первый — для рисовательных техник. Ну это видно по обложке.


Фактура — приятная, но еле заметная:


Но я как обычно все пускаю на пробу и на акварель. Тут мы развлекались с Федей на обратной стороне листа.
Как видно, цвет тем не менее - сочный, бумага не съедает.


Этот альбом - акварельный.
Взяла именно альбом, а не склейку из экономии.


Фактура очень напоминает классическую гознаковскую бумагу.
Но бумага несмотря на это отличная)


Еще раз моя любимица, простите, не удержалась!:)


Вот к примеру, на некоторых бумагах случается такое в темных местах. Видите?
После высыхания акварели начинают проступать противные беленькие точечки.


Или вот. Самая ужасная бумага, из всех, что я пробовала. Это была какая-то гознаковская папка акварельной бумаги.
Справедливости ради, кстати, я замечала, что у них будто раз на раз не приходится.
Иногда купишь — и вполне ничего, а иногда — прямо одно разочарование. Краска не ложится, бывает даже, будто жирные пятна по ней, а потом еще и белые точки проступают. БРр:


А вот работа на винзорской бумаге. Темные цвета остаются темными, не теряют сочности.
В общем, одни положительные эмоции)


Такие вот дела.
Собиралась написать пару абзацев, а раскатала такую простыню. Дрежите меня семеро, как говорится, когда я начинаю копаться в художественных материалах.
А впереди у меня еще в планах Boesner, если все сложится, конечно. Уж сколько я там денег оставлю — страшно представить.
А у вас какие художественные обновки? Расскажите, вдохновите!

P.S. Я подозреваю, что кто-то обязательно спросит, где я все это купила. Поэтому я сразу и отвечу.
Часть товаров (кисти, белая гуашь в банке) продаются в Цветных Понедельниках, все остальное я купила, пользуясь служебным положением у поставщика на пробу) Если будет много заявок, то не исключено, что акварель и гуашь появится тоже.

При невысокой цене акварельные краски от «Невской палитры» отличаются качественным составом. Они неизменно выполняются из художественных светостойких пигментов. Связующим веществом в материалах серии «Белые ночи» выступает гуммиарабик. По мнению специалистов это лучший растительный клей для водных красок. Палитра насчитывает 57 цветов.

Какой набор акварельных красок выбрать?

Новичкам можно посоветовать недорогие наборы «Сонет» и «Петербургская классика». Это отличный выбор для учеников художественных школ и любителей. Для выполнения более серьезных работ скорее подойдут краски «Белые ночи» или «Ленинград». Они созданы специально для профессиональных художников, отличаются высокой концентрацией пигмента и светостойкостью, отлично размываются и смешиваются.

Что касается набора цветов, то для работы в студии или дома, можно взять расширенную палитру из 36 цветов. Если же вы ищете комплект красок для живописи на пленэре, скорее подойдет компактный вариант с 12 оттенками в удобной пластиковой упаковке. Набор из 24 цветов универсальный и самый популярный.


Основная палитра должна предоставлять художнику широкую цветовую гамму, быть хорошо сбалансированной между прозрачными и кроющими красками, более яркими и менее насыщенными оттенками. Основные краски - это часто употребляемые цвета, поэтому производители стараются устанавливать на них достаточно удобные цены. Обычная практика художника - это палитра, составленная примерно из 12 основных цветов, с добавлением тех или иных красок в зависимости от творческих задач. Мы попытались разбить палитру акварели на несколько групп:
Основная палитра - 12 цветов

Художественная профессиональная акварель : Лимонная, Желтая, Лак алый, Розовая стойкая, Ализарин Кримсон, Ультрамарин, Голубая, Зеленая, Умбра натуральная, Охра желтая, Сиена жженая, Китайская белая.
Студенческая художественная акварель : Лимонная (имит.), Кадмий желтый (имит.), Кадмий красный (имит.), Розовая, Ализарин Кримсон (имит.), Ультрамарин, Голубая, Виридоновая (имит.), Умбра натуральная, Охра желтая, Сиена жженая, Китайская белая.
Смешивание цветов. Система шести красок

Палитра с ограниченным количеством красок используется как начинающими художниками, так и серьезными живописцами для развития понимания использования цвета. Система 6 цветов: используют 2 красных, 2 желтых и 2 синих, как первичную основную палитру. Из нее художник сможет получить красный с голубоватым оттенком и красный с желтоватым оттенком, а также чистый фиолетовый и чистый оранжевый цвета.
Пейзажная живопись

Для пейзажа всегда полезны желтые, голубые, зеленые, а также краски земляных, природных оттенков. Огромное разнообразие дополнительных цветов и оттенков действительно способно не только расширить палитру художника, но и позволит ему добиться удивительных цветовых решений.
"Пейзажные" краски : Никель-титановая желтая, Желтая прозрачная, Кадмий желтый светлый, Индантреновая синяя, Кобальты синие, Берлинская лазурь, Винзорская синяя, Церулеум, Кобальт бирюзовый, Кобальты зеленые, Виридоновая, Винзорская зеленая, Земля Терре Верте, Окись хрома, Зеленая Хуккера, Сап зеленый, Оливковая зеленая, Неаполитанская Желтая темная, Сиена натуральная, Капут Мортум фиолетовый, Умбра жженая, Серая, Кость жженая, Белила титановые.
Портретная живопись

В портрете необходимо передать искру жизни и характера. Чтобы справиться с этой задачей, художнику нужны ясные, четкие смеси красок и обилие оттенков: розовые, фиолетовые, краски цвета земли создадут несколько неявных полутонов, которые требуются для портрета.
Палитра для портрета : Лимонная, Никель-титановая Желтая, Кадмий желтый светлый, Кадмий оранжевый, Кадмий алый, Кадмий красный темный, Розовая Доре, Кьюнакридоновая красная, Кармин, Пурпурная, Стойкая розовая, Кобальт фиолетовый, Мальва, Кобальт синий, Церулеум, Кобальт бирюзовый, Неаполитанская желтая, Неаполитанская желтая темная, Сиена натуральная, Венецианская красная, Индийская красная, Капут-Мортуум фиолетовый, Умбра жженая, Серая, Кость жженая, Титановые белила.

Дополнительные , не основные цвета:
в добавление к смесевым оттенкам, которые художник получит от основной палитры, также важны краски, пигмент которых создает оригинальные цвета. Например, Виндзорская зеленая (голубого оттенка) поможет создать более ясный цвет, чем, если бы зеленую получали смешением из голубого и желтого цвета.
Палитра не основных цветов : Винзорская оранжевая, Кьюнакридоновая маджента, Маджента стойкая, Тиоиндиго фиолетовая, Кобальт фиолетовый, Мальва, Ультрамарин фиолетовый, Винзорская фиолетовая, Кобальт сине-зеленый, Виридоновая, Винзорская зеленая, Окись хрома, Золотисто-зеленая.

Прозрачные цвета
Используя прозрачные краски, художник стремиться достичь оптических эффектов. Добавление гуммиарабика во время письма увеличивает прозрачность акварели.
Прозрачные краски : Аурелион, Индийская желтая, Розовая Доре, Кьюнакридоновая красная, Ализорин Кримсон, Кармин, Кьюнакридоновая лиловая, Пурпурная, Тиоиндиго фиолетовая, Винзорская фиолетовая, Ультрамарин, Винзорская голубая, Антверпенская синяя, Берлинская лазурь, Виридоновая, Винзорская зеленая, Зеленая Хукера, Сап зеленый, Оливковая, Золотистозеленая, Сиена натуральная, Кьюнакридоновая золотистая, Умбра жженая.

Непрозрачные кроющие краски
Эти краски называют кроющие, матовые, укрывистые. Для достижения большей матовости художники применяют манеру письма, принятую при работе с гуашью. Никель-титановая желтая, Кадмии желтые, оранжевые и красные, Вермилион (имит.), Винзорская изумрудная, Окись хрома, Кобальт зеленый, Неаполитанская желтая, Неаполитанская желтая темная, Красная светлая, Венецианская красная, Индийская красная, Капут Мортуум фиолетовый, Сепия, Индиго, Натуральный оттенок, Сине-черная, Кость жженая, Ламповая черная, Титановые белила. Также все их смеси с белилами.

Яркие оттенки
Краски, имеют разную степень цветовой насыщенности. Палитра ярких красок имеет успех у художников, которые рисуют цветы, а также для создания абстрактных произведений. Бисмутская желтая, Кадмии желтые, оранжевые, красные, Кьюнакридоновая красная и фиолетовая, Винзорская фиолетовая, Индантреновая синяя, Винзорские авторские цвета, Титановые белила.

Приглушенные цвета
Это краски, которые имеют небольшую силу оттенка, т.е. полутона. Такого рода оттенки обычно получают путем создания смесей с белилами или черной. Антверпенская синяя, Церулеум, Кобальт бирюзовый, Кобальт зеленый, Виридоновая, Земля Терре Верте, Окись хрома, Неаполитанская желтая, Неаполитанская желтая темная, Сиена натуральная, Красная светлая, Индийская красная, Капут-Мортуум фиолетовый, Умбра жженая, Вандик коричневый, Сепия, Индиго, Серая Пейна, Черные, Серая Дэви, Титановые белила и все их оттенки.

Фактура
Небольшие частицы в красках создают необычные текстуры, которые высоко ценятся многими художниками. Чем больше красок работает в смеси и чем больше количество воды, тем лучшей грануляции можно достичь. Чтобы снизить до минимума грануляцию, нужно использовать только дистиллированную воду.
Кадмий красный, Кадмий красный темный, Кобальт фиолетовый, Мальва, Ультрамарин фиолетовый, Кобальт синий темный, Французский ультрамарин, Кобальт синий, Церулеум, Кобальт зеленый, Виридоновая, Окись хрома, Сиена натуральная, Умбра натуральная, Кость жженая.

Краски для работы по-сырому
Эти краски смогут все: полностью смыть лист под краном и тем самым достигнуть легкой красочной дымки. Или создать световые пятна в картине с помощью обычной губки. Краски великолепно проникают в волокна и остаются на бумаге.
Желтая Бисмута, Кадмии желтые, Винзорская лимонная, Желтая прозрачная, Аурелион, Ярко-красная, Кадмий алый, Лак алый, Вермилион (имит.), Кадмий красный, Розовая Доре, Ализарин Кримсон, Кармин, Розовая, Пурпурная, Лазурь железная, Окись хрома, Изумрудная зелень, Зеленая Хукера, Сап зеленый, Оливковая, Охра золотистая, Венецианская красная, КапутМортуум фиолетовый, Вандик коричневый, Индиго, Серая Пейна, Натуральный оттенок.

Мастер-класс от Annamain: определитель акварельных цветов

Акварельные краски в сухом виде, то есть в своих ванночках и кюветах, похожи одна на другую. Вы отличите один желтый цвет- лимонный - от среднего. Но есть еще другие желтые цвета, и у них иной эффект. Цвета черные, фиолетовые и все виды синих в ванночке выглядят как черные. Зеленый темный и изумрудный тоже черны. Разница между одним коричневым и другим доступна лишь масс-спектрографу.

В конечном итоге есть трудность засунуть кисточку не туда, а потом (не помыв и не облизав) - в другую краску наугад. Или держать в голове их расположение. Столкнувшись с проблемой (а также с грязными красками и их коробкой) я задалась целью определить - а какие вообще есть цвета и сколько их у меня. К сожалению, цвета на сайтах неадекватны и слабо преставляют реальность. Поэтому я сделала такую вот штуку, называется выкраска.

На удивление, после скана цвета в точности какие есть на бумаге от краски. По этой схеме вы можете выбрать, какие цвета вразнобой покупать. Как видите, каждый цвет имеет свое (странное) название. Это описывает тип естественного красителя, из которого сделана краска. На мой взгляд лучше бы было по номерам как мулине, но что есть - то есть. Названия международные.

Вот например в 1 ряду Охра Желтая и Сиена Натуральная - почти одинаковы. Если вы не пишете портреты китайцев, и вам не нужны очень тонкие переходы этих оттенков - избавьтесь от Охры или от этих обеих.

Золотистая - это более сдержанный вариант кадмия оранжевого. Можно получить золотистый, смешивая кадмий оранж. с коричневой - причем с любой.

Голубой краски в стандартном наборе имеется 2 вида: Голубая и голубая ФЦ. Они почти одинаковы. Кобальт синий хорошая краска, но бледная. И к тому же сухая. Проверила в 2 наборах новехонькую, она с трудом размывается - или усыхает в ванночке больше других. Хорошо для оттенков неба. Если пишете ярко - она вам не нужна.

С моей точки зрения зеленые нужны все три. Умбра жженая и коричневый марс - почти одно и то же. Можно минус одну.

Окись хрома и зеленая - очень похожи. Добавьте чуть коричневого оттенка в зеленую - и получите окичь хрома. Это вопрос эксперимента, а для хозяйства цвет опционный. Я купила просто так, посмотреть.

С другой стороны, оливковая (видно недавно стала выпускаться, в старых наборах такой не было) - отличная краска. Ее трудно смешать из других. Стало быть, есть смысл иметь.

Мне очень понравилась Серая Пейна (в правом нижнем углу) и сепия. Такие смешать будет трудно, так что берем. Они продаются отдельно без набора.

Ганза желтая - она тоже в правом нижнем углу - притушенный и бледноватый вариант кадмия желтого среднего (2-я краска в 1 ряду). Ганза хороша если надо рисовать тонкие оттенки лица, тени какие-то. В остальных случаях проще разбавить кадмий желтый и добавить к нему чуть светлой коричневой и сильно разбавить водой. Ганзу купила только что, конечно пригодится - но и без нее ничего.

Таким образом, вот вам реалистичный вид акварельных красок на акварельной бумаге. Также вы теперь будете знать их имена, чтобы купить именно нужную краску. Есть еще кое что.

Когда краска освобождена от обертки, фиг запомнишь или поймешь как она называется. А сверять с выкраской долго. Поэтому я надписала ванночки по торцу и дну тонким маркером для Сд дисков. Теперь если что - знаю что за цвет. Художник, конечно, если забыл - сомнамбулически набирает спорную краску и пробует на бумаге. Но зачем тратить силы, если можно все организвать!

Такие мелкие ситуации бывают не только с акварелью. Поэтому организация рабочего инструмента хоть раз - благодарное дело. Давайте веселиться, радоваться и купаться в красивых цветах! С вами была Annamain, которая много прошла в организации материалов, а в результате вышли и .

До красочных планов и скорых встреч!