В каком веке было основано аббатство клюни. Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции. Клюни. История аббатства

В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни (департамент Сона и Луара, Франция) бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно Папе.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами.

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 915–927гг. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II).
Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса стала гигантская базилика Св.Михаила (1088–1150), известная как Клюни III, постройка которой была начата аббатом Уго (1049–1109).

Папа Урбан II освящает Клюни III

Длина базилики составляла 187 м, высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м), что делало её самой большой церковью Европы вплоть до реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.

Грандиозная пятинефная базилика имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма.

Капитель колонны

Капитель колонны, изображающая деревья и реки рая

Капитель колонны, изображающая Авраама, Исаака и ангела

Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.

Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927–942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Уго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период.

Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и четыре Папы, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы. Духовенство, короли и императоры были частыми посетителями аббатства Клюни.

Клюнийский Аббат Уго, император Генрих IV и Матильда Каносская

Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. В клюнийскую конгрегацию входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях.

В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов.

В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.

Клюни, возможно, был самым богатым монастырем в западном мире, и это позволяло ему нанимать руководителей и работников, а самими братьями не выполнять физической работы.

Несмотря на обет бедности, братья аббатства Клюни в были состоянии позволить себе огромные канделябры из чистого серебра и золотые чаши, инкрустированные драгоценными камнями для использования на алтарях. Вместо бульона и каши, которые были традиционный монашеский пищей, братья ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (роскошь во Франции в то время), винами из своих виноградников, и сырами, сделанними их работниками. Братья носили тонкие льняные хабиты и изящные шелковые ризы во время мессы. Такое богатство позволило братьям проводить часы в почти постоянной молитве.

С XIII века начался постепенный упадок конгрегации, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В XIV-XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.

Часовня Жана Бурбонского

В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.

Арка, построенная кардиналом Ришелье, когда он был Аббатом Клюни

Эти роскошные апартаменты должны были стать общежитием для монахов, но завершены были лишь перед закрытием монастыря в 1790г. и монахи так в них и не въехали

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Монастырь Клюни был основан в X веке герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым. Строительство окончилось в 1130 году. Уже через несколько лет монастырь стал пользоваться большим авторитетом. Он подчинялся непосредственно Папе, росла конгрегация с центром в Клюни. Вскоре Клюни из маленькой деревушки превратился в крупный религиозный центр. Из стен местного аббатства вышли 12 кардиналов и несколько Пап, в том числе и инициатор Григорианской реформы, Григорий VII. Внутренний распорядок жизни в аббатстве был очень строг. Приветствовалась аскеза, то есть отрешение от мирских благ. В XVI веке аббатство было разграблено гугенотами, а в XVIII оно полностью пришло в упадок. Земли монастыря делятся и продаются. С большим трудом удается сохранить здание самого аббатства и не дать его разрушить. Во время Французской Революции его не раз грабили, жгли, растаскивали на камни. В XX веке проводились реконструкции, однако от старой базилики удалось сохранить только около 10%.

Сегодня уже сложно представить, что это было самое большое во Франции аббатство. В настоящее время оно открыто для туристов.

В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни (департамент Сона и Луара, Франция) бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно Папе.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами.

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 915–927гг. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II).
Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса стала гигантская базилика Св.Михаила (1088–1150), известная как Клюни III, постройка которой была начата аббатом Уго (1049–1109).


Папа Урбан II освящает Клюни III

Длина базилики составляла 187 м, высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м), что делало её самой большой церковью Европы вплоть до реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.

Грандиозная пятинефная базилика имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма.


Капитель колонны


Капитель колонны, изображающая деревья и реки рая


Капитель колонны, изображающая Авраама, Исаака и ангела

Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.

Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927–942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Уго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период.

Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и четыре Папы, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы. Духовенство, короли и императоры были частыми посетителями аббатства Клюни.


Клюнийский Аббат Уго, император Генрих IV и Матильда Каносская

Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. В клюнийскую конгрегацию входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях.

В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов.

В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.

Клюни, возможно, был самым богатым монастырем в западном мире, и это позволяло ему нанимать руководителей и работников, а самими братьями не выполнять физической работы.

Несмотря на обет бедности, братья аббатства Клюни в были состоянии позволить себе огромные канделябры из чистого серебра и золотые чаши, инкрустированные драгоценными камнями для использования на алтарях. Вместо бульона и каши, которые были традиционный монашеский пищей, братья ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (роскошь во Франции в то время), винами из своих виноградников, и сырами, сделанними их работниками. Братья носили тонкие льняные хабиты и изящные шелковые ризы во время мессы. Такое богатство позволило братьям проводить часы в почти постоянной молитве.

С XIII века начался постепенный упадок конгрегации, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В XIV-XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.


Часовня Жана Бурбонского

В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.


Арка, построенная кардиналом Ришелье, когда он был Аббатом Клюни


Эти роскошные апартаменты должны были стать общежитием для монахов, но завершены были лишь перед закрытием монастыря в 1790г. и монахи так в них и не въехали

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже.

Мы неравнодушны к памятникам Средневековья, поэтому во время каждого путешествия я стараюсь включить в маршрут замки, аббатства и старинные города. По поводу замков у нас иногда возникают разногласия, зато к аббатствам оба члена экипажа относятся положительно. В нашем французском активе уже есть Сен-Мишель, .
В нашу последнюю французскую поездку в этот список попал Клюни – важнейший монастырь ордена бенедиктинцев, в прошлом центр могущественной монашеской империи, подчинявшийся напрямую самому Папе Римскому.

Клюни. Город

Мы приехали в Клюни из королевской солеварни , оставили машину у задних ворот монастыря и попытались проникнуть на территорию аббатства. Не тут то было – задние ворота оказались запертыми.

Если вы желаете попасть в аббатство Клюни, то извольте обойти его по средневековым улочкам городка, возникшего здесь во времена паломничества в Сантъяго де Компостелла.

Главная улица ведёт к приходской церкви Нотр Дам начала XII века.На церковь лучше всего посмотреть с соседней Сырной башни. Заодно можно зайти в местное турбюро за полезной информацией.

Клюни. Сырная башня

Её построили в XI-XIII веках как одну из пяти оборонительных башен аббатства. Первоначально она звалась Бобовой башней. Верхний ярус пострадал во время освобождения города от нацистов в 1944 году, но вскоре её восстановили. Нам очень нравятся виды сверху, поэтому мы тут же полезли на башню и не пожалели. Из окошек верхнего яруса маленький Клюни виден как на ладони.

Вид на главную улицу и одну из монастырских башен. Аббатство. Справа одинокая башня монастырской церкви, уцелевшая от разрушения. Башня приходской церкви Нотр Дам Площадь Нотр Дам

В башне можно увидеть макеты величественной церкви Сен Пьер э Сен Поль – базилики аббатства Клюни. Жёлто-коричневые оттенки отмечают сохранившиеся постройки, серо-голубые – утраченные.

Клюни. История аббатства

Тысячу сто лет назад в 909 или 910 году от Р.Х. герцог Гийом Аквитанский основал новое аббатство. Оно стало символом обновления католической церкви по правилам святого Бенедикта Анианского, распространившего их на все монастыри в землях Каролингов.
Первый монастырский собор возводили в начале IX века и завершили в 927 году. Однако спустя 40 лет он оказался слишком тесным и в 963 году аббат Майоль начинает строительство нового храма. Его закончили в 981 году. Спустя ещё сто лет летописец Гелион, автор “Жития святого Гуго”, клюнийского аббата, назовёт его “тесной и ветхой пастушьей хижиной”. Аббат Гуго де Семюр повелел начать строительство третьего собора в 1080 году. Спустя 15 лет Папа Урбан II освятил камни алтаря и три часовни прямо посреди стройплощадки. Спустя ещё 35 лет главный неф перекрыли сводом, но монастырская церковь оставалась далекой от завершения. Лишь в 1220 году был завершён огромный нартекс. Длина храма составила 187 метров. В течение трёх столетий до перестройки собора святого Петра в Риме, это было крупнейшее сооружение западного христианского мира.

Период с X по XII века был временем расцвета аббатства Клюни. С XII столетия орден бенедиктинцев начинает испытывать финансовые затруднения. Усиление власти короля и религиозные войны XVI века ещё более ослабили аббатство. В 1789 Клюни объявили национальным достоянием, что пагубно сказалось на его сохранности. Революционеры сожгли архивы, разграбили гобелены и мебель, а в мае 1810 года взорвали фасад и главный портал.

Портал Клюни. Компьютерная реконструкция Тимпан портала. Уцелевшие фрагменты

Собор превратили в каменоломню. Лишь 8% от былого здания дошло до наших дней.

Мозаичный план монастырской церкви

Клюни. Музей искусства и археологии

занимает дворец аббата Жана де Бурбона. Его парадные покои отделаны в стиле поздней готики. Сохранилась плитка на полу, огромный камин и дубовые балки перекрытий.

Резные порталы, украшенные королевскими лилиями, обрамляют дверные проемы.

В музее хранится около 4000 фрагментов скульптурного убранства разрушенной монастырской церкви. Уцелевшие обломки тимпана установлены на своих местах.

Здесь же выставлены романские капители, подобные тем, что мы видели в .

Замковый камень свода из нартекса с изображением Агнца.

Древний герб Клюни – скрещенные ключи и обоюдоострый меч.

Клюни. Остатки монастырской церкви

Каменных дел мастера построили резиденцию аббата рядом с колоссальным притвором, от которого сохранились лишь нижние ярусы двух башен, перестроенные в жилые дома. За ними видны обломки портала.Спустившись по лестнице можно попасть в бывший нартекс, оказавшийся теперь под открытым небом. Базы колонн выступают над уровнем пола. Над ним прямо поперёк бывшего нефа проходит дорога.“Отель де Бургонь” сложен из камней монастырской церкви.Чтобы попасть в уцелевшую часть церкви, надо войти в так называемый дворец Папы Гелазиуса, купить билет (мы прошли бесплатно) и через клуатр, перестроенный в XVIII векевыйти к уцелевшей башне монастырской церкви. Даже остатки базилики потрясают воображение.Сквозь уцелевшую арку можно выйти в пространство главного нефа, сводом которому ныне служит небо Бургундии. Отсюда хорошо видна единственная уцелевшая башня.

Клюни. Аббатство

Постройки монастыря занимает Высшая школа искусств и ремёсел. Её студенты носят синие мантии с причудливыми символами.К востоку лежит монастырский сад, распланированный в XVIII столетии.В саду сохранился древний монастырский амбар. Рядом с ним стоит Мельничная башня – одна из пяти оборонявших аббатство в Средние века.Нижний этаж амбара перекрывают великолепные нервюрные своды, опирающиеся на изящные консоли и тонкие колонны.Высокий второй этаж перекрыт деревянным цилиндрическим сводом.Здесь стоят несколько колонн, увенчанных романскими капителями. На одной из них изображается грехопадение.На другой вырезаны символы четырёх времён годаи аллегорические фигуры, означающие тона грегорианского хорала.Здесь же выставлен самый лучший макет аббатства из всех, которые мы видели в Клюни.

Клюни. Романская и готическая архитектура

Скромная приходская церковь Нотр-Дам выстроена в готическом стиле. Она зажата между узкими улочками и площадями размером чуть поболее носового платка.

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Сен-Хуан-де-Бои , долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли , долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.



Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре



Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


(худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк



Храм в Курси



Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп



Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа



Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии