Как закрепить стеклопластиковую арматуру. Как вязать арматуру из стекловолокна. Купол из стеклопластиковой арматуры

Бетон является очень качественным и надежным материалом, однако если он используется для фундамента при его заливке необходимо задействовать дополнительный каркас, усиливающий прочность. Самым современным и качественным материалом для вязки армирующего каркаса фундамента является композитная стеклопластиковая арматура производства ООО "ОБНИНСКИЙ ЗАВОД КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ". Вязка арматуры для фундамента должна проводиться в соответствии с установленными требованиями. Ниже подробно описан метод осуществления данного процесса.

Состоит из крепкого стекловолокна и связующей термопрочной смолы. Арматуру легко транспортировать и соединять между собой, стоит она на порядок дешевле металлической . Выпускается она двух видов: гладкая и ребристая. Обладает антикоррозийными свойствами, очень прочная и способна выдержать большие нагрузки.

Арматурный каркас представляет собой прямоугольную ячеистую конструкцию, попадая в которую бетон не растекается, не образует пустот и пузырей. Для того, чтобы правильно собрать его, следует знать, как правильно вязать стеклопластиковую арматуру.

Пошаговые действия для вязания стеклопластиковой композитной арматуры

Вам потребуется обыкновенная вязальная проволока, которую можно приобрести на любом строительном рынке или пластиковые хомуты. Вот несколько простых рекомендаций, с помощью которых вы сможете легко осуществить данный процесс самостоятельно:

  • Для поперечных прутьев нижнего слоя из стеклопластиковой арматуры используются специальные арматурные фиксаторы. Их можно установить уже в начале работы, предварительно вымерив размер ячеек, или после того, как каркас будет собран.
  • Расстояние между горизонтальными и вертикальными линиями сетки зависит от типа основания постройки. Как правило, оно колеблется в пределах от 15 до 35 см. Эти размеры предполагает схема вязки арматуры для ленточного фундамента. В редких случаях расстояние доходит до 60 см.
  • Долевые прутья разложите на необходимом расстоянии друг от друга и нанесите на них метки при помощи маркера. К ним хомутами или проволокой прикрепите под прямым углом перемычки.
  • Перемычки крепите к каркасу не сверху, а снизу. Хомуты или проволоку затягивайте потуже, чтобы они не разошлись в процессе заливки цементно-песчаной смеси. Помните о том, что это напрямую влияет на конечную прочность фундамента.
  • После того, как первый ряд сетки будет готов, можно приступать к остальным составляющим каркаса. Перпендикулярные перемычки необходимо крепить таким же образом с внутренней стороны ячеек. Так вы получите надежную конструкцию, которая не разъедется во все стороны во время заливки бетона.
  • Особое внимание уделяется углам. У многих возникает вопрос - как правильно вязать стеклопластиковую арматуру в этих местах, если гнуть ее не рекомендуется? В специализированных магазинах сегодня можно приобрести готовые элементы, которые легко устанавливаются перед началом работ или во время сборки каркаса. Если такой возможности нет, то помните о том, что в углах допускается только вязка своими руками арматуры и без какого-либо теплового воздействия.

Процесс вязания стеклопластиковой арматуры прост и не займет много времени даже у неподготовленного человека.

Удачи в строительстве!

Композитная арматура относится к современным материалам, призванным заменить дорогой металлопрокат и обеспечить большую устойчивость к негативному влиянию внешних факторов. После того, как с 2012 года этот вид полимерного прута стал производиться в России, интерес к нему со стороны строителей стал возрастать с каждым годом.

Применение стеклопластиковых материалов для армирования монолитных бетонных конструкций особенно актуально в случаях возможного воздействия влаги, поскольку полимеры не подвержены воздействию коррозии.

Пластиковые пруты применяют на объектах индивидуальной застройки, при возведении крупных зданий и сооружений, для береговых укреплений и автомобильных дорог. В частном строительстве из нее изготавливают армирующие каркасы для ленточных и плитных фундаментов, а также армируют кладку из пенобетонных блоков.

Материал, из которого изготовлена пластиковая арматура, представляет собой полимерную смесь из продольного стекловолокна повышенной прочности и термически стойкой смолы. Стандартные диаметры выпускаемых прутов находятся в диапазоне от 4 до 32 мм. Максимальная температура эксплуатации 60˚C. Предел прочности 150 МПа.

Подготовка материалов для сборки армирующего каркаса

Для повышения общей прочности бетонного монолита, его усиливают конструкцией из стеклопластиковой арматуры в виде плоской сетки или пространственного каркаса, которые собирают из круглых прутов переменного или постоянного сечения. Отдельные элементы таких конструкций соединяют между собой с помощью вязальной проволоки, фиксирующих хомутов или специального пистолета.

Поэтому для вязки армирующего каркаса необходимо приобрести:

  • пластиковую арматуру проектных диаметров;
  • вязальную проволоку или затяжные хомуты.

В отличие от традиционных металлических прутов, арматура из стеклопластика поставляется в виде свернутой бухты.

Поэтому перед началом сборки каркаса ее необходимо размотать и нарезать на куски необходимой длины. Резка производится ножовкой или другим инструментом, не допускающим нагрева материала. Разметку мест реза на поверхности легко сделать с помощью обыкновенного маркера.

Вязальная проволока должна быть круглого сечения и диаметром не менее 1 мм, чтобы обеспечить необходимую прочность соединения и не лопнуть при скручивании. Для быстрого получения отрезков проволоки нужной для вязки длины, всю свернутую бухту необходимо разрезать болгаркой на 3 или 4 части.

Чтобы сделать вязальную проволоку более мягкой, ее можно обжечь в пламени с помощью паяльной лампы или в костре. Необожженная проволока гнется хуже и не всегда обеспечивает плотный охват соединения. Кроме этого, неподготовленный металл обладает меньшей тягучестью и чаще рвется во время работы.


Вязка хомутами.
Общая схема вязки.

Инструмент для проволочного связывания арматуры

Использовать для вязки плоскогубцы не очень удобно. Они не обеспечивают необходимой плотности охвата соединения и требуют приложения больших усилий. Поэтому стальную проволоку скручивают на арматурных прутах при помощи специальных крючков или вязального пистолета. Магазины инструмента предлагают к продаже два вида крючков, предназначенных, чтобы вязать арматуру:

  • простые ручные, которые необходимо все время вращать во время работы;
  • полуавтоматические винтовые, с вращающимся при нажатии на ручку крючком;
  • пластиковые фиксаторы в виде одеваемых на арматуру колец и вертикальных стоек.

Простой крючок можно не покупать, а сделать самостоятельно (подробнее о том, как это сделать — ), согнув его из толстой стальной проволоки и заточив острие. В этом случае вам будет чем вязать проектную конструкцию из прутов и без покупки инструмента.

Способ применения вязального пистолета ускоряет и упрощает процесс, но этот достаточно крупный инструмент может не обеспечить доступ в отдельные места. Кроме этого, такой инструмент приводит к перерасходу проволоки.


Пластиковые фиксаторы нужны для того, чтобы зафиксировать собранный арматурный каркас в необходимом пространственном положении внутри опалубки перед подачей бетона.

Технология ручной проволочной вязки стеклопластиковой арматуры

Для того, чтобы арматурный каркас или сетка приняли необходимую пространственную форму и не изменили ее при заливке бетона, все отдельные элементы необходимо надежно соединить между собой. Наиболее часто для этого используют вязальную проволоку. Вязка — это простой и быстрый способ соединения, для которого не требуется высоких квалификационных навыков. Кроме того, стеклопластиковую арматуру просто невозможно соединить при помощи сварки, а поэтому такой тип крепления наиболее приемлем в данном случае.

Весь процесс того, как вязать стеклопластиковую арматуру для фундамента, можно разделить на следующие пошаговые этапы:

  1. свернутая в бухту арматура разматывается и нарезается на отрезки проектной длины;
  2. на поперечные прутья нижнего арматурного слоя надеваются пластиковые фиксаторы;
  3. на расставленные поперечные элементы на заданном друг от друга расстоянии укладываются продольные пруты;
  4. во всех местах пересечений арматуры выполняются соединения путем скручивания петель из сложенной вдвое вязальной проволоки;
  5. после сборки нижнего ряда к пересечениям наружных ячеек вяжутся вертикальные арматурные элементы;
  6. к верхним концам или к середине вертикальных стоек, в зависимости от проектного количества рядов, привязываются поперечные отрезки;
  7. укладывается и вяжется следующий ряд продольной арматуры;
  8. собранный каркас переносится и устанавливается внутрь опалубки для ленточного фундамента.

Работу можно значительно упростить, если совмещать стеклопластиковую арматуру с металлической. Из стальных прутов можно заранее заготовит прямоугольные рамки и тогда не потребуется выполнять отдельную вязку вертикальных отрезков.

Нюансы вязки конструкций под заливку плитного фундамента

Армирование монолитных опорных оснований плитного типа выполняется в виде одного или двух рядов сеток в зависимости от проектного решения. Поэтому в такой конструкции арматурные пруты не рассматриваются как продольные и поперечные. Для поднятия нижней сетки над гидроизоляционным слоем на арматуру через каждые полтора-два метра одевают вертикальные стойки фиксаторы из пластика. Это позволяет установить арматурный каркас строго в горизонтальной плоскости на заданной высоте.

Важная особенность сборки арматуры для плитного фундамента заключается в том, что она производится по месту. Это необходимо из-за больших размеров конструкции и невозможности последующего перемещения. Поэтому во время вязки необходимо быть предельно осторожным, чтобы не наступить на уложенные арматурные прутья и не повредить конструкцию.

В шведской и финской утепленной плите (подробнее о ней в ) необходимо предусмотреть пересечение прутов плиты с арматурным каркасом боковой опорной ленты. Для этого пруты нарезают длиннее, напускают их на вертикальные боковые арматурные каркасы и связывают проволокой.

Нюансы вязки стеклопластиковых каркасов для ленточных фундаментов

Особенности сборки арматуры для ленточного фундамента заключается в наличии боковых примыканий, пересечений и углов.


В местах примыкания лент под внутренние стены, соединение перпендикулярного каркаса с наружным выполняется при помощи согнутых П-образных элементов.
В углах арматуру сгибают под прямым углом или привязывают подготовленные Г-образные элементы. Длина нахлеста соединяемых прутков должна быть не менее 30 см и на этом участке выполняется не менее 2-х вязок.

Изгибать арматуру из стекловолокна следует очень осторожно, не применяя термической обработки. Упругие свойства пластика делают процедуру сгибания довольно трудной. Поэтому для сборки углов и примыканий рекомендуется покупать согнутые элементы заводского изготовления.

Места пересечений стеклопластиковой арматуры под ленточный фундамент можно соединять прямыми отрезками или собирать одну из пересекающихся конструкций по месту установки.

Сборка арматурных каркасов может выполняться на открытом месте, в стороне от выкопанной траншеи. Правильная укладка уже собранной конструкции предусматривает расстояние от стенок опалубки и дна не менее 25 мм.

В заключение

Вязка стеклопластиковой арматуры для фундамента — это технологически простой процесс, не требующий особых профессиональных навыков. Быстро научиться ему сможет даже неподготовленный человек. Нужно просто немного потренироваться.

Небольшой вес материала значительно упрощает работу, а большая длина арматурного прута в бухте позволяет нарезать стержни любой необходимой длины. Это уменьшает количество стыков в отличие от стальных материалов.

Более подробно о том, как правильно вязать стеклопластиковую арматуру, вы можете посмотреть на следующих видео.

Видео по теме


Большое количество модернизированных технологий и материалов предлагается на рынке товаров и услуг. К современным изобретениям относится стеклопластиковая арматура. Конструкция находит свое применение в строительстве.

До недавнего времени, многие считали, что материал не соответствует заявленным требованиям. На этот счет производитель утверждает, что арматура прошла все необходимые испытания.

Существует более тридцати параметров, по которым стеклопластик превосходит железо. Производитель считает, единственное, в чем уступает такая арматура – это модуль упругости.

Чтобы понимать преимущества и недостатки, строитель берет в сравнение привычную стальную арматуру. Композит состоит из стеклопластиковых волокон. Волокна перекрывают друг друга и между собой связываются органической полимерной матрицей. Стекловолоконные нити пропитываются смолой.

По своей природе стеклопластик похож на древесину. Такой же волокнистый материал. Сосуды с вытянутыми замкнутыми клетками- трахеидами переплетаются в стеклопластике.

Композитная арматура является более дешевой альтернативой обычной стальной. С композитом проще работать, не подвержен гниению и образованию ржавчины со временем.

Армированные стеклопластиком фундамент или стена, обладают лучшими теплоизоляционными качествами по сравнению с традиционной стальной.

Дешевые виды стеклопластика с хрустом ломаются, когда его начинают гнуть. Но с большим количеством волокон арматуру сломать практически невозможно. Четыре нити композита будут хрустеть, брызгать стеклом, могут порваться, но не сломаются.

Не обладает электропроводностью, не проводит ток. Это плюс стальным и минус стеклопластиковым изделиям. Стальную конструкцию можно напрягать термическим способом, делать электропрогрев бетона в районах Крайнего Севера, провести заземление или молниеотвод с опорами ЛЭП. Композитный материал для таких целей не предназначен.

Хомуты и проволоки стеклопластика не смогут удержать огромный вес гигантский зданий. Если делать большой, массивный каркас, без сварки обойтись трудно. Сталь можно гнуть и сваривать на строительной площадке, композит – нет.

Стеклопластиковая по весу легче стальной в 4-5 раз.

Гнуть можно на заводе, заранее отдать чертежи и эскизы технологам. Они изготовят единицы и элементы в соответствии с чертежами заказчика. Некоторым такой материал сложен в использовании: не совсем технологично применительно к стандартным условиям строительства.

Можно ли ее использовать в фундаменте

В ленточном фундамента длинные стержни стеклопластиковой арматуры крепят короткой вязальной проволокой или пластиковыми хомутами. Каркасы соединяются между собой. Должна получиться пространственная конструкция с шагом приблизительно 30 см и 15 см между короткими и длинными прутьями.

Одному вязать стеклопластиковую конструкцию неудобно и долго. Лучше всего задействовать строителя или целую бригаду. В готовом виде получается устойчивое фундаментное приспособление. Конструкция выкладывается в опалубку. Работа монотонная, требует особого терпения и усидчивости. Зато ленточный фундамент становится прочным и надежным.

По большому счету, пластиковая арматура – это спорный материал, о который «ломается много копий». Вокруг изобретения ходит много слухов, фантастических историй и легенд. Одни говорят можно вязать стеклопластик под фундамент и применяют, другие относятся с недоверием, используют только стальную.

Правильные способы вязания

Основной размер берется 8 мм — 10 мм. По периметру будущего здания, в местах перекрытий стен используют стеклопластик размером 10 мм. Сначала разматывают бухту, делают разметку и нарезают кусками необходимой длины.

Чтобы удобней вязать, понадобятся:

  • Приспособления из двух досок по ;
  • В досках сделать три пропила и петли. Одна доска – арматурная, вторая – в качестве измерительного устройства, которая скользит по арматуре и четко выдерживает расстояние;
  • По всей длине прутья выравниваются. В скользящую деревянную рамку с петлями продевают три стеклопластика. Рамка хорошо держит расстояние по всей длине арматуры;
  • Через сквозные отверстия второй доски продеваются три стеклопластиковых жгута;
  • Под арматурой делается захват петли. Все, что необходимо соединить, скрепляется пластиковыми хомутами. Готовое соединение не двигается ни вправо, ни влево.

Важно! Специальные хомуты должны быть крепкими. На один из прутьев надевается соединительное кольцо и затягивается сначала в одну, потом в другую сторону: от себя и на себя. Подтянули хомут, затянули — мгновенно получается прочное соединение частей арматуры.

Изготовление каркаса

В качестве ориентира возьмем дом размером 9 х 8 метров.

Чтобы сделать каркас потребуются:

  • Скрученная в бухты по 50 метров арматура – 10 штук. Затраты: 12000-13000 руб.;
  • Хомуты – приблизительно 1000 штук с запасом. Они могут рваться, в некоторых местах надежно затягивают вторым хомутом. Расходы: 2000 руб.;
  • Период работы и затраченное время – 2 дня, если делать с напарником. Бригадой можно уложиться за день.

Под монолитную плиту арматурную сетку укладывают в два слоя. Соединение делают захватом петли и затягиванием хомута. Все подтянуть до идеального вида. Подходят плотные хомуты 4,8 х 200 мм с основательным замком и зубцами. Они хорошо прихватывают вязку.

Таким же образом делается вязка в углах посередине и внизу. Проходят по всему периметру. Получается плотная, устойчивая конструкция.

Вязка в углах

Виды стыковок углов ленты фундамента

  • Т-образное соединение;
  • Г-образное соединение;
  • Соединение под углом более 90 градусов;
  • Пересечение ленты крест-накрест.

На связанный и положенный в опалубку каркас из стеклопластиковой арматуры заливают бетон. Секции выставляются по периметру фундамента. Остается соединить углы, сделать усиливающие распорки по диагонали. Низ и середину крепят пластиковыми хомутами.

Одна из причин, по которым необходимо дополнительно армировать ленту в местах соединений — недостаточная длина основных прутьев. Это может быть из-за малой ширины ленты по чертежам. Удобней поставить опалубку, потом лишние куски убрать. Другая причина — на фундамент действует горизонтальная сила, например сила пучения грунта, сток грунта или давление в подвальном помещении. В углах появляется концентрация напряжения.

Умейте правильно определять качество стеклопластиковых изделий. Первым делом надо смотреть на обмотку. Именно от нее зависит качество сцепления с бетоном.

Чем больше волокон в обмотке – тем лучше. Посчитать количество нитей можно, взглянув на срез. Самая дешевая конструкция состоит из одной нити, и это не очень надежно. Арматура с четырьмя нитями будет держаться лучше остальных.

Второй параметр, на который надо обратить внимание – это гибкость. Арматура диаметром 8 мм гнется руками и не должен ломаться, если загибают в кольцо. Обмотка в одну нить более устойчива к сильному изгибу.

Когда на обмотке много нитей, они меньше закручиваются вокруг центрального стрежня. Если происходит , материал начинает трещать. Это не показатель, а простая механика.

Дополнительную информацию смотрите в видео:

Качество пропитки нити. В хорошей арматуре гладкая поверхность, нигде не торчат волокна. Можно работать даже без перчаток. Риск получить стеклянную занозу почти равен нулю. В остальных случаях со стеклокомпозитами обязательно используйте перчатки. Под обычные строительные перчатки надеваются резиновые. Стеклянные нити – опасный материал.

Строительный рынок постоянно пополняется интересными и современными новинками. Композитная является одним из таких новейших материалов. На данный момент еще не все знают, для чего она нужна и как правильно используется.

С 2012 года интерес строителей к данному продукту стал постоянно расти, так как цена у этого материала не столь высокая, а качество позволяет ее использовать для заливки фундамента не только жилых домов, но и при постройке более масштабных сооружений, к примеру, мостов. Особо она актуальна на севере, так как металлическая арматура подвержена коррозии, а у стеклопластиковой такой проблемы нет.

Технические характеристики

Стеклопластиковая арматура – это смесь крепкого стекловолокна и термопрочной смолы.

В вышеупомянутом году был издан ГОСТ, который четко установил параметры ее параметры:

  • Диаметр — от 4 до 32 мм
  • Температура, при которой материал можно эксплуатировать — от 60 градусов по Цельсию
  • Максимальный предел прочности при растягивании — это показатель силы, с которой материал растягивается и площади его поперечного сечения. Для стеклопластиковой арматуры норма - это 800 МПа.
  • Максимальный показатель прочности сжатия- 300МПа.
  • Максимум прочности — более 150 МПа.

Достоинства стеклопластиковой арматуры

Такой вид строительного материала существенно отличается от привычной стальной и имеет массу преимуществ, по сравнению с ней:


Недостатки материала

Несмотря на все упомянутые достоинства, стеклопластиковая арматура имеет один главный недостаток – это большая вероятность излома. У стальных прутьев этот показатель намного выше.

Именно из-за этого показателя стеклопластиковая арматура используется только тогда, когда нужно соответствовать определенным ограничениям по коррозии, диэлектрическим свойствам и проводимости тепла. Все конструкции, которые возводятся свыше определенных границ, делаются на страх и риск строителей. Производители доносят эту информацию до покупателей непосредственно на фирменных этикетках.

Использование материала в строительстве

Промышленное строительство уже давно и широко использует стеклопластиковую арматуру в отличие от малоэтажного. Судя по достоинствам и недостаткам можно четко оградить сферу применения стеклопластиковой арматуры. Это, например, работы по берегоукреплению, строительству автодорог. Очень большой популярностью этот материал пользуется в загородном строительстве. Она используется для армирования стен, фундамента, чаще всего ленточного, кладки из газобетона.

Важно! Армирование кладки производится комбинацией стальной и стеклопластиковой арматуры.

Подготовка арматуры

Прежде чем заливать фундамент, нужно правильно вязать арматуру для большей прочности и устойчивости конструкции. Это позволяет связать арматуру в единую конструкцию, создав тем самым опорный каркас здания. Мощность общей конструкции фундамента нужно обеспечить дополнительными ребрами жесткости. Для этого понадобится:

  • Стеклопластиковая арматура
  • Вязальная оцинкованная проволока с сечением 1 мм
  • Вязальный крючок

Важно! Вязальная проволока должна быть круглого сечения, не следует брать квадратную, так как при скрутке проволока может повредить сама себя.

Есть несколько видов крючков для вязания:


Названные материалы нужно выбирать очень внимательно. Например, вязальная проволока должна быть довольно толстой, чтобы избежать ее разрывов при подаче бетона на каркас. В противном случае связки могут лопнуть, а конструкция ленточного основания получится ассиметричной, чего никак нельзя допускать.

Весь процесс делится на шаги:

  1. Поперечные прутья нижнего слоя укладываются на арматурные фиксаторы, которые устанавливаются до проведения работ.
  2. Долевые прутья нарезаются и укладываются на необходимом друг от друга расстоянии, на них отмечаются места скрепления.
  3. Под прямым углом к долевым прутьям устанавливаются перемычки, каждая из которых связывается в отмеченных местах. Если вязка производится проволокой, то ее нужно сложить вдвое и прочно зафиксировать при помощи крючка. Если же используются хомуты, то каждый из них затягивается потуже.
  4. После окончания работ по сооружению первого ряда сетки можно делать остальной каркас. Перпендикулярные отрезки крепятся с внутренней стороны ячеек таким же образом.

Особо осторожно нужно подходить к обвязке углов. В строительных магазинах можно купить специальные элементы, которые легко устанавливаются на место углов.

Важно! В углах арматуру можно вязать только вручную, без теплового воздействия.

Готовый каркас укладывается в опалубку в горизонтальном положении сеток.

Этот способ очень распространен среди строителей, которыми вязка арматуры производится своими руками. Помимо него, существует еще несколько вариантов скрепления арматуры для ленточного фундамента:


Важно! Перед началом работ нужно четко определиться какие нагрузки планируются для ленточного фундамента, и каков объем работ.

Создание фундамента со стеклопластиковой арматурой

После того как мастер закончил вязать арматуру, можно приступать непосредственно к армированию.

Для фундамента ленточного типа используются прутья, диаметр которых составляет 8 мм, что сопоставимо с арматурой из металла с сечением 12 мм.

Важно! Фундамент выполняют на идеально ровной поверхности.

Алгоритм действий такой:


Стеклопластиковая арматура — относительно новый строительный продукт, но он уже стал довольно популярен среди тех, кто занимается частным строительством. Помимо того, стеклопластиковое армирование выполняется и в промышленных масштабах при строительстве дорог, возведении мостов, укреплении берегов, строительстве.

Вязка арматуры своими руками — это несложный процесс, который легко выполнить, имея все нужные материалы. Даже неподготовленный человек сможет это сделать, стоит только попробовать на нескольких элементах. Это выгодно отличает стеклопластиковую арматуру от стальной, для создания каркаса из которой нужен сварочный аппарат и опыт работы с ним.

Представляет собой бетонную отливку в виде сплошной полосы прямоугольного сечения, повторяющей в плане форму несущих стен дома.

Получается прочная и надежная опора, способная выдерживать значительные нагрузки.

По степени денежных и трудовых затрат ленточные основания являются оптимальным вариантом, позволяющим получить максимальный эффект при минимуме вложений.

Эти достоинства по праву вывели ленточный фундамент на лидирующие позиции.

На базе обычного ленточного основания разработано несколько дополнительных типов, расширяющих возможности и область применения конструкции.

Бетон - специфический материал, способный свободно выдерживать очень высокие нагрузки на сжатие, но обладающий низкой устойчивостью к нагрузкам на растяжение. Если к бетонной ленте приложить изгибающее усилие, то одна поверхность окажется под давлением, а противоположная ей - под растяжением.

В результате лента треснет и переломится. Избежать этого поможет каркас из арматуры, прочного прутка из металла или композитных материалов, поверхность которого покрыта небольшим рифлением для улучшения сцепления с бетоном.

Арматура - это пространственная решетка из прутков, расположенных внутри ленты на небольшом расстоянии от внешних краев (обычно 5-10 см, в зависимости от размера), принимающих на себя нагрузки на растяжение.

Без нее даже относительно небольшое изгибающее усилие разорвет ленту, что фатальным образом отразится на состоянии стен дома . Без арматурного каркаса основания не делаются.

Что такое вязка

Основную работу выполняют продольные арматурные стержни. Для того, чтобы удерживать их в нужном положении до момента заливки бетоном, используются вертикально расположенные прутки с гладкой поверхностью и меньшего диаметра (хомуты).

Для сборки каркаса используется метод вязки, соединения прутков на проволочные скрутки. Альтернативой является сварной способ соединения, но он более затратен, требует наличия подключения к линии электропитания.

Кроме того, сварные соединения плохо выдерживают перепады нагрузок, возможные во время застывания и способны ломаться, тогда как проволочные скрутки имеют небольшую степень свободы, компенсирующую подвижки материала.

Соединения при помощи сварки обязательны только для стержней с диаметром более 25 мм, которые не применяются в частном домостроении.

Требования к армированию

Требования и условия выполнения работ подробно изложены в СНиП 52-01-2003.

Перечень условий и требований достаточно широк, но к основным из них можно отнести:

  • Форма и размеры ленты должны обеспечивать нормативное геометрическое размещение стержней с заданным шагом.
  • Не допускается слишком глубокое или мелкое погружение стержней в тело ленты. Предельные размеры и поля допусков подробно изложены в таблицах СНиП.
  • Использование только подходящих стержней, параметры которых соответствуют расчетным показателям.
  • На пересечениях стержней, находящихся по углам или примыканиям каркасной решетки, должны обеспечиваться прочные соединения. «Плавающие» стержни недопустимы.
  • Расстояние между стержнями должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивать свободное распространение бетонной массы при . Слишком близкое расположение прутков может образовать воздушные пузыри, снижающие несущие качества ленты.

Схема расположения арматурных стержней подлежит тщательному и проверяется на соответствие с требованиями СНиП. Существуют усиленные методы армирования, с использованием напрягаемых стержней или канатных систем, но они реализуются только с помощью специального оборудования и в частном домостроении не используются ввиду своей избыточности.


Выбираем арматуру

Наиболее распространенные размеры бетонной ленты, используемые в малоэтажном частном домостроении - 30-40 см в и 50-70 см в высоту. Оптимальный вариант - использование продольных стержней диаметром 12-14 мм, а для хомутов применять гладкий пруток диаметром 8 мм.

Такие результаты получаются при расчетах фундамента, они многократно проверены на практике и гарантированно выполняют свои функции.

Существует также композитная арматура (стеклопластик), которая имеет некоторое преимущество перед традиционными металлическими стержнями:

  • Малый вес.
  • Полная устойчивость к коррозии.
  • Высокие несущие возможности.
  • Низкая цена.

К недостаткам можно отнести только неспособность изгибаться, что в некоторых случаях вызывает необходимость дополнительных соединений, что снижает прочность каркаса и вообще не лучший вариант для бетонной ленты. Тем не менее, для оснований несложной формы выбор композитной арматуры вполне оправдан и рационален.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

На рынке имеется множество некачественных прутков, изготовленных с нарушениями технологии. В частности, нередко встречается отслаивание спиралевидного оребрения. При покупке надо обращать внимание на производителя и проверять сертификаты.


Выбираем материал для вязки

Оптимальный вариант - отожженная стальная оцинкованная проволока, позволяющая давать прочное и надежное соединение. Она практически не растягивается, устойчива к коррозии и не слишком жесткая, что важно при длительной работе с большим количеством соединений.

Принципиальных ограничений по толщине проволоки не имеется, обычно подходят по принципу удобства работы . Для арматурных стержней диаметром 12 мм принято использовать проволоку толщиной 1,2 мм, для более толстых прутков толщину проволоки увеличивают.

Основной критерий выбора - жесткость материала, определяющая рабочие качества и удобство пользования. Чрезмерно жесткий материал вызывает быструю утомляемость, что снижает производительность.

Обычно проволока реализуется в бухтах, но имеются и заготовки - отрезки проволоки с кольцами на концах, облегчающие работу.

Существуют также пластиковые хомуты, существенно ускоряющие процесс соединения каркаса. Специалисты не любят работать с ними, так как они не обладают достаточной прочностью и способны разрываться под нагрузкой, что нередко обнаруживается уже в процессе заливки.

Инструменты

Для ручной вязки используется специальный крючок. Он может быть приобретен в строительном магазине или изготовлен самостоятельно. Представляет собой кусок проволоки с отогнутым и слегка заостренным концом, который вставляется в проволочную петлю и вращается, затягивая соединение.

Существуют механические приспособления, в которых крючок вращается от ручного привода, работающего от возвратно-поступательного движения рукояти.

При больших объемах работ применяют специальные вязальные пистолеты . Крючок вращается с помощью электродвигателя, установленного в корпус устройства. Питание обеспечивают аккумуляторы, прямое сетевое питание неудобно и применяется лишь в отдельных случаях.

Нередко вязальные пистолеты заменяют обычными шуруповертами, зажимая крючок в патрон устройства.

Схемы вязки

Схемы вязки - это практические приемы закручивания проволочной петли. Существует несколько схем, которые незначительно отличаются друг от друга и представляют собой варианты постановки крючка относительно проволоки.

На результат та или иная схема никоим образом не влияет, являясь, по сути, наиболее удобным для моторики данного человека способом выполнения простой операции. Если петля закручена не по часовой стрелке, а против, это никак не может изменить качество соединения, поэтому рассматривать возможные варианты нет смысла.

Как правильно производить монтаж

Процесс вязки арматуры состоит из следующих элементов:

  • От бухты вязальной проволоки отделяется кусок длиной 25-30 см.
  • Отрезок сгибается пополам.
  • Образовавшаяся полупетля заводится под перекрестие арматурных стержней и диагонально обхватывает его.
  • Крючок заводится в петлю, свободный конец придерживается рукой.
  • Свободный конец перехлестывается с крючком, который совершает вращательные движения. В результате проволочная петля закручивается и прочно соединяет стержни. Обычно хватает 3-4 оборотов.

При продольном соединении стержней выполняются аналогичные действия, только охват петли получается не диагональный, а поперечный. Рекомендуется устанавливать не менее 2 скруток на каждом продольном соединении.

Стеклопластиковая арматура

Для вязки стеклопластиковых стержней могут быть использованы как вязальная проволока, так и пластиковые хомуты. Вес арматуры значительно ниже, чем при использовании металлических прутков, поэтому пластиковые хомуты выдерживают нагрузки и рекомендуются для неподготовленных строителей, не имеющих опыта вязки каркасов.

Все приемы вязки, применяемые для соединения металлических стержней, используются и при изготовлении стеклопластиковых каркасов. Никаких принципиальных отличий не имеется.

Композитные разновидности арматурных стержней используются сравнительно недавно, поэтому изучены слабо. Специальных методов соединения каркасов пока не разработано, на практике используют стандартные технологические приемы.




Композитная арматура

Прежде всего, необходимо уточнить, что стеклопластиковая арматура так же относится к композитному типу, являясь одной из разновидностей. Помимо этого, существует углепластиковая и базальтопластиковая арматура, обладающая схожими качествами.

Их отличие состоит в том, что они всегда окрашены в темный (черный) цвет, тогда как стеклопластиковые прутки имеют светлую желтоватую окраску. Все приемы и способы вязки, используемые для традиционных металлических каркасов, применимы и для этих видов .

Единственным отличием всех композитных разновидностей можно считать невозможность выполнения сварных соединений. Кроме того, имеется возможность более широкого использования пластиковых хомутов взамен проволочных соединений, которая обусловлена малым весом материала.

Как производить монтаж на углах фундамента

Углы арматурного каркаса - это ответственные узлы, несущие дополнительные нагрузки в поперечных плоскостях.

Для в качестве усиливающих элементов используются:

  • Арматурные сетки.
  • Отдельные арматурные стержни (анкера), изогнутые под нужным углом.

На практике чаще используются анкерные , которые могут быть изготовлены непосредственно на площадке из той же арматуры, что используется для прямых участков. Для соединения анкеров со смежными частями каркаса используются обычные методы вязки.

Также могут быть использованы хомуты Г- и П-образной формы, специальные муфты или привариваемые элементы оформления углов. В частном домостроении наиболее распространены обычные угловые анкера, доступные и позволяющие использовать одну и ту же методику вязки.

Как вариант, вместо дополнительных элементов загибаются прямые арматурные стержни, если их длина допускает такой вариант использования . При этом исключается дополнительное соединение, что увеличивает прочность углового узла и повышает надежность каркаса в целом.

Полезное видео

В данном видео вы узнаете, как производится вязка арматуры:

Заключение

От качества соединения арматурных стержней зависит устойчивость каркаса к нагрузкам, возникающим как во время затвердения бетона, так и в последующий эксплуатационный период.

Поскольку от прочности и надежности фундамента напрямую зависит долговечность и безопасность всей постройки, относиться ко всем элементам конструкции ленты следует с максимальным вниманием и аккуратностью.

Вязка каркаса должна быть выполнена с соблюдением всех требований СНиП, обеспечить достаточную жесткость и устойчивость к возможным нагрузкам. Это позволит изготовить качественное основание, гарантирующее надежную опору для постройки.

Вконтакте