Кантование грузов кранами - кантование грузов. Строповка грузов Что такое кантовка груза

Ручное кантование . Грузы весом до 300 кг обычно кантуют с помощью такелажного лома, монтировки, захватных рычагов и специальных подкладок. Чтобы изменить положение груза (например, перевернуть), под него подсовывается лом, и устанавливается подкладка. Затем лом используется в качестве рычага для переворачивания груза в нужном направлении.

Механизированное кантование . Груз весом более 300 кг проблематично перевернуть или переместить вручную, поэтому для его кантования такелажники используют механизированные приспособления. Например, вокруг продольной оси массивные объекты могут поворачиваться с помощью домкрата или стропа и лебедки, а вокруг вертикальной с применением такелажной тележки.

Кантование краном . Мощные грузоподъемные машины привлекаются для перемещения особо тяжелых и негабаритных объектов. При кантовании кранами на первый план выходят стропальные работы, от них зависит эффективность и безопасность операций. Кантование груза может быть: плавным (такелажники осторожно переворачивают груз на весу); рывками (кран используется наподобие лебедки); броском (со свободным падением). Способ кантования выбирается в зависимости от веса, формы, размера, объекта, наличия удобных мест для строповки. Но в любом случаи эти работы связаны с грузами значительной массы и стоимости, поэтому их должны выполнять опытные и квалифицированные грузчики, стропальщики и такелажники с соблюдением необходимых мер безопасности.

Кантовка грузов


К атегория:

Такелажные работы



Кантовка грузов

Кантовка - это переворачивание, повертывание груза из одного положения в другое специальными приспособлениями, механизмами, кранами. Чаще всего кантовку выполняют при изменении операций в процессе монтажа конструкций или при необходимости поставить или уложить груз -в требуемое положение: из транспортного в рабочее или наоборот.

Кантовку грузов разрешается выполнять только по заранее составленным схемам, в которых должны быть отражены последовательность выполнения операций, способы строповки и кантовки грузов.

В зависимости от конкретных условий строительства кантовку выполняют по-разному: вручную с помощью простейших приспособлений, специальным кантовальным оборудованием, грузоподъемными кранами.



Кантовку вручную выполняют с помощью лома (монтировки) и подкладок, для чего загнутую часть лома подводят под груз, приподнимают его и подкла-дывают брусок, затем переворачивают груз другим концом лома в требуемое положение. Профильный крупносортный металл (уголок, швеллер, двутавр и т.п.) и трубы можно кантовать с помощью специального инструмента, напоминающего гаечный ключ.

Кантовка груза краном - это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой поручается только опытным крановщикам и стропальщикам.

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение центра тяжести. Если центр тяжести изделия расположен в пределах его опоры, то груз находится в положении покоя. В момент подъема, когда центр тяжести выйдет за пределы опорной поверхности (положение II), груз переворачивается и падает на другую плоскость (положение III ).

Кантовка может быть относительно плавной или с рывками, ударами. Это зависит от того, в какой точке зацепляется груз и 5а сколько ветвей. Кантовка груза, зацепленного в верхней точке будет плавной, а зацепленного в нижней точке - с ударом, так как в последнем случае груз ничем не удерживается и опрокидывается свободно.

Рис. 1. Кантовка грузов вручную (а) и с помощью механического кантователя (б); 1 - подкладка; 2 - кантуемый груз; 3 - лом или монтировка; 4 - кантовальный захват; 5 - противовес; 6 - шарнир; 7 - кантовальная площадка; 8 - опорная рама кантователя

Рис. 2. Схема кантовки грузов кранами а - общая; б - кантовка “на бросок”; в - кантовка “на весу”; г - кантовка “на упор”

В действительности же и при плавной кантовке происходят рывки из-за того, что при переворачивании изделия стропы натягиваются наклонно. В момент опрокидывания груза они немного ослабевают, а затем снова натягиваются. При кантовке крупногабаритных изделий амплитуда падения может быть большой, следовательно, рывки будут значительными. Ликвидировать их почти невозможно, так как скорость падения груза намного превышает скорость движения механизмов любого крана.

Выбор способа кантовки зависит от массы и габарита груза, его формы, наличия мест захвата и возможности крепления грузозахватными устройствами. Наиболее распространенными способами являются кантовка “на весу”, “на упор” и “на бросок”.

Плавное переворачивание груза называется кантовкой “на весу”, а переворачивание со свободным падением - кантовкой “на бросок”. Кантовка “на бросок” не сложна, но к широкому применению не рекомендуется, так как связана с некоторой опасностью.

Груз переворачивается согласованными действиями механизмов крана: подъемом или опусканием крюка, ходом моста или тележки. Непосредственно переворачивание осуществляется Движением моста или тележки. Использовать ход моста следует ограниченно и осторожно, так как грузовые канаты крана при косом натяжении выскакивают из ручьев барабана лебедки, сильно трутся об их бортики, отчего сильно изнашиваются и становятся непригодными для эксплуатации.

При кантовке грузов кранами устраивают специальные участки с амортизирующей поверхностью - кантовальные площадки, которые необходимы для смягчения ударов при броске переворачиваемых грузов и предохранения изделия от излома. Площадки бывают досчатые, насыпные, бревенчатые и др.

Для кантовки изделий серийного и массового производства необходимо применять специальные кантователи, а также различные вспомогательные приспособления (струбцины, угольники, подставки).

Кантовку грузов кранами разрешается выполнять только на кантовальных площадках или в специально отведенных для этого местах. Кантовальная площадка во время переворачивания груза должна охраняться сигнальщиком.

Стропальщик и сигнальщик при кантовке обязаны находиться сбоку от груза на безопасном расстоянии. Стоять со стороны подкладок, на которые опирается груз во время кантовки, запрещается. Стропальщик должен знать устройство кантовальных механизмов и приспособлений, применяемых на строительной площадке. Следует помнить, что выполнять кантовку грузов механизмами на предельной грузоподъемности строго запрещено.

К атегория: - Такелажные работы

Кантованием называют операцию переворачивания, повертывания груза из одного положения в другое. Кантование (рис. 5.11) чаще всего вызывается технологией процессов производства. В металлургическом производстве - это разливка металла из печей в ковши, из ковшей в миксера, печи, изложницы и т. п. На машиностроительных предприятиях кантование необходимо производить при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию изделий при проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудования.

Иногда кантование груза применяют в связи с необходимостью поставить или уложить груз в требуемое положение: из транспортного в рабочее, и наоборот.

Рис. 5.11. Кантование грузов:
а, б - прямоугольной детали с помощью лома; в, г, д - профильного проката и труб с помощью кантовальной скобы

В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей и от массовости производства существует следующие виды кантования:

  • ручное;
  • механизированное;
  • грузоподъемными кранами.

Ручное кантование деталей массой до 100 кг выполняют с помощью монтировки (специального лома) и подкладок. Под деталь сначала подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок, затем переворачивают деталь другим концом лома (см. рис. 5.11, а, б).

Профильный металл и трубы можно кантовать специальным инструментом, напоминающим гаечный ключ (см. рис. 5.11, в, г, д).

Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.

Механизированное кантование деталей массой более 100 кг осуществляют специальными механическими кантователями (рис. 5.12). Поворачивание деталей вокруг продольной горизонтальной оси выполняют цепными кантователями, которые навешивают на крановые крюки, и клещевыми кантователями - манипуляторами. Поворот деталей вокруг вертикальной оси выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, столов станков и т. п.

Рис. 5.12. Кантователи:
пневматический (а), подвесной с электродвигателем (б) и приспособления (в, г) для кантования деталей на 90°: 1,4 - столы; 2 - ось; 3 - упор; 5 - пневматический цилиндр

Кантование груза кранами (рис. 5.13) - это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой доверяют только опытным стропальщикам, такелажникам и крановщикам. Правильная организация и выбор наиболее эффективного способа кантования влияют на повышение производительности труда. Кантование деталей может выполняться как одним краном, так и двумя спаренными, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т.е. друг под другом, что часто встречается в современных высоких цехах.

Рис. 5.13. Кантование груза кранами:
а - закрепленного в верхней точке; б - простым обхватом в верхней точке; в - крюком в верхней точке; г - высоких и неустойчивых деталей с помощью угольника; д - деталей типа валов, барабанов по наклонной плоскости до упора; е - вращением в роликовых призмах; ж - на плоскости (I...III - позиции кантования); Q - вес груза, т

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение его центра тяжести. Когда он расположен в пределах площади опоры, деталь находится в положении покоя (см. рис. 5.13, а).

В момент подъема, когда центр тяжести выходит за пределы опорной поверхности, деталь переворачивается и падает на другую плоскость. Следовательно, кантование основано на принудительном смещении центра тяжести груза.

Кантование можно производить плавно (см. рис. 5.13, б, в); ударом (см. рис. 5.13, г); рывками.

Выбор способа кантования зависит от массы и размеров груза, его формы, наличия мест захвата и возможностей крепления к стропам.

Наиболее распространенными способами являются:

  • кантование на весу (плавное переворачивание груза);
  • кантование на бросок (поворачивание со свободным падением);
  • кантование на упор (деталь краном опускается на край подставки (упор) так, чтобы центр тяжести оказался вне опоры. При опускании крюка крана деталь станет поворачиваться вокруг ребра подставки и кромкой встанет на поверхность площадки (см. рис. 5.13, а). Если центр тяжести детали окажется за точкой опоры, то при дальнейшем опускании крюка деталь сама встанет на торец.

Тарифы

Кантование при помощи крановой техники

На рисунке 13 проиллюстрированы способы кантования груза при помощи крановой техники. Данный тип кантования считается наиболее сложным и трудоемким с точки зрения выполнения всех операций, поэтому может выполняться только квалифицированными сотрудниками, имеющими обширный опыт работы в сфере грузоподъемных и крановых работ. Залог успеха при кантовании грузов крановой техникой заключается в грамотной организации работы и правильном подборе способа кантования в зависимости от поставленных условий. При кантовании грузов данным методом могут использоваться как один, так и несколько кранов. Причем краны могут использовать как один крановый путь, так и два разных.

Рис.13. Способы кантования кранами

  • а - груз закреплен в верхней точке;
  • б - способ обхвата в верхней точке;
  • в - захват в верхней точке крюком;
  • г - кантование угольником неустойчивых и высоких грузов;
  • д - кантование барабанов и валов до упора по наклонной плоскости;
  • е - вращение с использованием роликовых призм;
  • ж - кантование на плоскости, где: I–III - кантовочные позиции;
  • Q - вес груза (т).

В процессе переворачивания груза необходимо обеспечить его стабильное и устойчивое положение. Для этого важно следить за перемещением центра тяжести груза. Так, груз будет устойчивым, если вертикальная проекция центра тяжести находится в пределах его опорной площади. Если же проекция центра тяжести груза выйдет за пределы опорной площади, то устойчивость груза будет утеряна, и он перевернется в другую плоскость. Данная ситуация отражена на рисунке 13а.

Различают плавное (рисунок 13 б, в) и ударное (рисунок 13 г) кантование. При этом ударное кантование осуществляется при помощи рывков. Выбор способа кантования зависит от нескольких основополагающих факторов, среди которых можно отметить весовые и технические характеристики груза, а также наличие приспособлений для его строповки и захвата.

Среди наиболее востребованных и часто используемых видов кантования можно выделить следующие:

  • Кантование на весу, когда положение груза меняется медленно и плавно,
  • Кантование падением при помощи броска или наклона груза,
  • Кантование с использованием грузового упора (рисунок 13 а). В этом случае используется специальная прокладка, на которую при помощи крановых строп устанавливается груз. Для кантования груза стопы ослабляют, после чего он под своим весом перемещается в другую плоскость, опираясь на прокладку.

Кантованием называют операцию переворачивания, поверты­вания груза из одного положения в другое. Кантование (рис. 5.11) чаще всего вызывается технологией процессов производства. В ме­таллургическом производстве — это разливка металла из печей в ковши, из ковшей в миксера, печи, изложницы и т. п. На машино­строительных предприятиях кантование необходимо производить при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию из­делий при проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудо­вания. Иногда кантование груза применяют в связи с необходимо­стью поставить или уложить груз в требуемое положение: из транс­портного в рабочее, и наоборот.

В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей и от массовости производства существует следую­щие виды кантования:

· ручное;

· механизированное;

· грузоподъемными кранами.

Рис. 5.11. Кантование грузов:

а, б — прямоугольной детали с помощью лома; в, г, д — профильного проката и труб с помощью кантовальной скобы

Ручное кантование деталей массой до 100 кг выполняют с помо­щью монтировки (специального лома) и подкладок. Под деталь сначала подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок, затем переворачивают деталь другим кон­цом лома (см. рис. 5.11, а, б).

Профильный металл и трубы можно кантовать специальным инструментом, напоминающим гаечный ключ (см. рис. 5.11, в, г, д).

Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.

Механизированное кантование деталей массой более 100 кг осу­ществляют специальными механическими кантователями (рис. 5.12). Поворачивание деталей вокруг продольной горизонталь­ной оси выполняют цепными кантователями, которые наве­шивают на крановые крюки, и клещевыми кантователями — манипуляторами. Поворот деталей вокруг вертикальной оси выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, сто­лов станков и т. п.

Кантование груза кранами (рис. 5.13) — это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой доверяют только опыт­ным стропальщикам, такелажникам и крановщикам. Правильная организация и выбор наиболее эффективного способа кантования влияют на повышение производительности труда. Кантование дета­лей может выполняться как одним краном, так и двумя спаренны­ми, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т.е. друг под другом, что часто встречается в современных высоких цехах.

Рис. 5.12. Кантователи пневматический (а), подвесной с электродвигате­лем (б) и приспособления (в, г) для кантования деталей на 90°:

1,4 — столы; 2 — ось; 3 — упор; 5 — пневматический цилиндр

Рис. 5.13. Кантование груза кранами:

а — закрепленного в верхней точке; б — простым обхватом в верхней точке; в — крюком в верхней точке; г — высоких и неустойчивых деталей с помощью угольника; д — деталей типа валов, барабанов по наклонной плоскости до упора; е — враще­нием в роликовых призмах; ж — на плоскости (I...III — позиции кантования); Q — вес груза, т

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет по­ложение его центра тяжести. Когда он расположен в пределах пло­щади опоры, деталь находится в положении покоя (см. рис. 5.13, а).

В момент подъема, когда центр тяжести выходит за пределы опорной поверхности, деталь переворачивается и падает на дру­гую плоскость. Следовательно, кантование основано на принуди­тельном смещении центра тяжести груза.

Кантование можно производить плавно (см. рис. 5.13, б, в); уда­ром (см. рис. 5.13, г); рывками.

Выбор способа кантования зависит от массы и размеров груза, его формы, наличия мест захвата и возможностей крепления к стропам.

Наиболее распространенными способами являются:

· кантование на весу (плавное переворачивание груза);

· кантование на бросок (поворачивание со свободным паде­нием);

· кантование на упор (деталь краном опускается на край под­ставки (упор) так, чтобы центр тяжести оказался вне опоры. При опускании крюка крана деталь станет поворачиваться вок­руг ребра подставки и кромкой встанет на поверхность площадки (см. рис. 5.13, а). Если центр тяжести детали окажется за точкой опоры, то при дальнейшем опускании крюка деталь сама встанет на торец.