Любовь. Бог есть любовь (цитаты из «Нового завета») Она дает объяснение свободе воли

Мы собрали некоторые цитаты из «Нового завета», где рассказывается о Боге, о том, какой Он есть. А также о Его отношении к людям и человечеству.

Словами самого Христа

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас , так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:25-26).

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем , и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30).

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45).

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. (Лк.4:17-19).

Словами апостолов

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою : и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16).

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога , и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь . Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:7-12).

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем . В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4:16-18).

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2Ин.4:16-18).

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8).

«чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18-19).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).

  • А. Ткаченко
  • свящ. Александр Шантаев
  • Антоний, митр. Сурожский
  • Л.Ф. Шеховцова
  • свщм.
  • игумен Нектарий (Морозов)
  • Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение – залогом того, что любовь в христианской общине имеет источник неиссякающий.

    Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь к Богу и ближнему в христианстве достигается через соединение с Богом. Она названа плодом действия Самого Бога в человеке: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (). Любовь – плод действия Святого Духа в человеческом сердце. Поскольку любовь предполагает живое соединение человека и Бога, то она ведет к Богопознанию и называется богословской добродетелью.

    Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ().

    Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ().

    Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос) , φιλία (фили́я) , αγάπη (агапи) .
    Филия (φιλία) - любовь дружеская, эрос (ἔρως) - любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь); сторги (στοργή) -любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) - любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной).

    Подразумевает ли Божественная любовь всепрощение?

    Как Беспредельный, Бог обладает полнотой безграничных совершенств (см. подробнее: ). В этом смысле Он именуется Всесовершенным. Любовь есть одно из принадлежащих Ему совершенств, одно из Божественных свойств ().

    Безграничная любовь Божия изливается на всё Его творение, в том числе на людей. Как в отношении мира, так и в отношении человека это свойство проявляется в ниспослании благ, обнаруживаясь во всех делах Его . Особым образом Божественная любовь проявилась в деле человека ().

    Однако, чтобы жить в Царстве Небесном, человек должен быть к этому внутренне готов. Готовность же подразумевает не что иное как особое состояние духа, желание жить в любви с Богом и , нежелание жить во .

    Если же какой-либо грешник не хочет освобождаться от грехов, и пороков, не стремится жить праведной жизнью, не слушает Бога, враждует против ближних, то что ему делать в Царстве святых? Ведь жизнь в этом Царстве подразумевает совершенно обратное.

    Определение беззаконников на вечное пребывание в аду не будет внешне (юридически) наложенным наказанием, но будет полностью соответствовать их внутреннему нравственному состоянию и настрою.

    В этом также проявятся Божьи благость, любовь, милосердие. Как это ни покажется странным, но по соображению отцов, хотя в аду нераскаянным грешникам придётся страдать, окажись они не в аду, а в Раю, их страдания были бы куда более мучительными.

    Евангелие по Матфею ():
    43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
    44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
    45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
    46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
    47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
    48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

    протоиерей :
    Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила.

    протоиерей Максим Козлов:
    Подлинная любовь — это есть желание родному близкому единственному человеку вечного ; желание такое, что оно превосходит и побеждает все, что ради него можно забыть обо всем и претерпеть все остальное, в том числе и от этого человека.

    преподобный :
    …не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.

    преподобный :
    Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.

    иеромонах Макарий (Маркиш) :
    Любовь – это внутренний принцип христианской жизни, неотделимый от неё самой. В аналогии со строительством здания любовь следовало бы уподобить кирпичам или цементу.

    протоиерей :
    Если мы не научимся любить, то все наше христианство мнимое и дутое, это есть самообман и глупость, такое же иудейство. Я, говорит, в храм хожу. И буддист ходит в храм. Я, говорит, молюсь. Но и мусульманин молится. Я милостыню подаю. Но и баптист подает. Я вежливый. Ну и японцы вежливые, язычники, и еще повежливее в тысячу раз. У них это вообще в абсолют возведено. Так в чем твое христианство? Покажи. Христианство только в одном, чего нет нигде: истинное христианство заключается в любви.
    Нигде такой заповеди нет, потому что люди всегда воспринимают любовь как некое чувство. А как можно заповедать чувство? Оно либо есть, либо нет. Сегодня проснулся с одним чувством, завтра – с другим. И как можно себя заставить любить? Никак нельзя, это задача совершенно невыполнимая. А Христос говорит: «Сие заповедаю вам» – Он дал нам такую заповедь. И Он дал нам этот путь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если все время это золотое правило применять в жизни, мы постепенно поймем, что же, собственно, от нас требуется и в словах, и в мыслях, и в чувствах. А все, что в нас сопротивляется этому, надо отметать, как это ни трудно. Трудность состоит в том, что грех стал нашим существом. Он стал свойственен нам, стал нашей второй натурой. Поэтому все в нас сопротивляется благодати Божией. Но все равно надо нам стараться не дьявола слушаться, а Бога. Конечно, очень трудно под действием одной только веры все свое естество переменить на новое. Если бы не Господь, это было бы вообще невозможно. Но Он пришел на землю, основал , которая питает нас своими – от них мы получаем силу Божию, и с помощью силы Божией это все совершить можно.

    :
    Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения… Таков Божественный , и классический образ покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать.

    преподобный :
    Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворённый по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек.

    преподобный () :
    Человеки похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога , – как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и недобродетельный; или по естеству , – как родители любят детей, и на оборот; или по тщеславию , – как хвалимый хвалящего; или из корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию , – как работаюший чреву, и тому, что под чревом, устрояющего пиры. Первая из сих похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны.

    прот. Джеймс Бернстайн:
    Основополагающим для христианства является постулат о том, что «Бог есть любовь» (). Последователи монотеистических религии, иудаизма и ислама, также верят, что Бог любит. Иудеи на вопрос, кого или что Он любит, отвечают - Свое творение. Однако Православная подчеркивает именно то, что Бог есть любовь. То есть любовь приоткрывает нам тайну самой сущности Бога и рассказывает, каким Он был до появления вселенной и времени. Он любил и до того, как творил. Так что любовь - не выражение Его воли, направленное на творение. Это неотъемлемая часть Его естества.

    :
    Только когда любовь настолько глубока, огненна, светла, полна такой радости и простора, что может включить и ненавидящих нас – активно, деятельно, зло нас ненавидящих, – тогда наша любовь становится Христовой. Христос пришел в мир грешных спасти, т.е. именно тех, кто если не словом, то жизнью отвернулся от Бога и возненавидел Его. И Он продолжал любить их, когда на проповедь Его они ответили насмешкой и злобой. Он продолжал их любить в саду Гефсиманском, в эту страшную ночь искупления, когда Он стоял перед смертью Своей, которую принимал именно ради этих ненавидящих Его людей. И Он не поколебался в любви, когда, умирая на кресте, окруженный злобой и насмешками, оставленный, молился Отцу: «Прости им, они не знают, что творят!» Это не только любовь Христова, Его собственная любовь; это любовь, которую Он нам заповедал, иначе сказать, по наследству оставил: умереть ради того, чтобы другие поверили и в эту любовь, и в ее непобедимую силу.

    1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
    2. ПРАВДА без Любви делает человека КРИТИКАНОМ.
    3. ВОСПИТАНИЕ без Любви делает человека ДВУЛИКИМ.
    4. УМ без Любви делает человека ХИТРЫМ.
    5. ПРИВЕТЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.
    6. КОМПЕТЕНТНОСТЬ без Любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.
    7. ВЛАСТЬ без Любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.
    8. ЧЕСТЬ без Любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.
    9. БОГАТСТВО без Любви делает человека ЖАДНЫМ.
    10. ВЕРА без Любви делает человека ФАНАТИКОМ.
    11. ОБЯЗАННОСТЬ без Любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ
    12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без Любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ

    О Любви к Богу и ближнему - Наталия Белянова специально для «Православной жизни». Вместе с супругом - священником Сергием Беляновым - они уже 20 лет вместе и около 10 лет выпускают детский православный журнал «Капельки».

    "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Ин. 1,1)
    В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО… и СЛОВО БЫЛО БОГ!

    Хорошие, добрые слова способны преобразить человека - преобразить в прямом смысле слова.
    Есть такой праздник – «Преображение Господне». Когда Христос явил Себя своим ученикам в Своей славе, Он чудесным образом преобразился в светлые серебристые ризы, излучая удивительное Божественное свечение.
    Если верно евангельское «Слово – есть Бог», то слово действительно способно изменять и преображать. Буквально. Для кого-то, возможно, это вопрос веры. Кто хотя бы однажды почувствовал, как слово может повлиять на ситуацию, жизненные обстоятельства, изменить человека или воодушевить (впрочем, как и унизить, и обидеть человека…), тот никогда уже не сможет равнодушно относится к словам, считать их «пустым звуком». Если какой-то человек не задумывается, не понимает или не чувствует физического действия произносимых нами слов, это не значит, что на него слова не действуют. Скорее всего, такой человек или просто не наблюдательный, или не глубокомысленный, или, возможно, черств сердцем, что называется «окаменел душой».
    Особенно заметно влияние слов на чистые души – на детей. Дети прекрасно чувствуют Слово и слова. Нужно ли подобное взрослым? Конечно, нужно.

    Нужны ли слова любви вообще? Конечно! Слова добра, слова любви и тепла, поддержки и одобрения, в лучшем Божественном понимании их смысла, нужны каждому, независимо от возраста, образования и духовного развития.

    «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (Ин. 4, 16)
    БОГ = СЛОВО = ЛЮБОВЬ

    Конечно, если слова сказаны впустую, не подтверждены делами, поступками, чувствами - то и силы такие слова не имеют. Такое уже к греху пустословия относится. Но это отдельная тема.
    Для меня «говорить» и «подтверждать слова делами» – это одно и то же. Стараюсь, чтобы так было, насколько могу, по-христиански. Это постоянный, непрерывный труд. Это поиск. Это путь. На котором, бывает, и оступаешься, и теряешься... Но это все равно - радостный и нужный путь. Один старец говорил, что добродетель бывает двух видов – врожденная и приобретенная; оба вида хороши, оба идут на пользу человеку.
    Так и есть. Любая привычка (хорошая или плохая), со временем становится нашей второй натурой, образом жизни. Хорошие привычки – на пользу самому человеку и окружающим его.

    Говорить как можно чаще слова любви, поддержки и одобрения – очень важно! Для этого человеку и дан язык. Мы, как творения Божии, созданы Им, чтобы жить, прославляя Бога – и словами, и делами. Но не могут от нас исходить слова любви, обращенные только к Богу и не обращенные к ближнему. Не по-Божьи это как-то. В подтверждение тому две основные Заповеди, данные Господом Иисусом Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 2, 37-40).

    ГОВОРИТЬ (или не говорить) ПЕРВОМУ?

    Да, говорить. Пусть каждый станет первым, пусть наши слова любви услышат наши ближние – родители, старики-бабушки-дедушки, муж, жена, дети, окружающие. Если вы любите, когда улыбаются ваши ближние – говорите! Чем больше отдаешь, тем больше наполняешься. В этом укрепляется человеческая сила, мудро устроенная Богом, укрепляется семья, приобретается счастье. В Евангелии говорится: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нам сказано «возлюбить», а не «принимать и ожидать». Если не черпать из водного источника, он заилится, забьется грязью и может пересохнуть. А человек? Сложнейший механизм по устроению – уникальный, тонкий, неповторимый, гениальный, как Божие творение.
    Любовь для человека – это полнота и сЧАСТЬе, сила Самого Бога, когда мы становимся ЧАСТЬю Его Самого. Может ли человеческий уникальный «источник» из слов и речи – молчать? В нескольких главах Евангелия разными евангелистами повторяется одна важная мысль: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца глаголют уста его» (Лк. 6, 45). Вот так. Не наполнено ничем сердце – и сказать нечего.
    Незамысловатые слова, обращенные к ближнему: «я тебя люблю», «какой ты хороший», «самый лучший», «обнимаю», «скучаю», «жду», «очень-очень-очень», «сильно-сильно-сильно»… и т.д. – это так же просто и так же важно, как добавить соль и специи в еду, чтобы она стала вкуснее и полезнее.

    «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
    Согласно Библии, в самом начале, едва только зарождается человеческая история, люди говорили несколько по-другому. Древний ветхий человек Адам говорит просто. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». (Библия, 2, 23). Все. Но даже в таких словах слышна поэзия и теплое, нежное отношение к жене. Зачем эти слова вошли в Библию? Видимо, это были важные слова: «да, да».
    Тогда люди только начинали осваивать речь, придумывать новые названия и слова. С тех пор человек стал более развитым, более утончённым, по-евангельски – новым. Сегодня речь развилась неимоверно, как устная, так и письменная. Пожалуй, сегодня начать говорить упрощенно означает - вернуться к ветхому и истощающему.
    Современный мир ставит новые цели, диктует новые условия общения, все более и более вытесняя Бога и заполняет пустоты материальным. Это заметно даже в области лингвистики. Современники наши, как никогда ранее, нуждаются в теплых и добрых словах. Это физическая, живительная необходимость – вводить в свою речь Бога Слова, слова Бога-Любви! Это - прямая обязанность человека. Жизненная потребность для баланса и гармонии, для укрепления силы Божией в каждом из нас, для укрепления и приумножения любви! Жизненная необходимость во Имя и во Славу Господа, в подтверждение любви к ближнему – для того, чтобы мы все чувствовали себя сЧАСТливыми!

    Виталий, слава Богу за ваше стремление познать Истину.

    Для ответа на вопрос предлагаю посмотреть контекст послания, где встречается указанная мысль. И далее мы изучим материал в рамках отрывка послания Иоанна.

    Посмотрим контекст 1-е Иоанна 4 главы

    7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
    8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
    9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
    10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
    11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
    12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
    13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
    14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
    15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
    16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
    17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
    18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
    19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
    20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
    21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
    1-е Иоанна 4

    ЛЮБОВЬ

    Не один Апостол не говорил так часто о любви, как Иоанн.

    Все его послания наполнены призывом любить.

    Сохранилось повествование, что когда Иоанн был стар и очень слаб, то его приносили в церковь, и он, проповедуя, всегда говорил:

    «Дети, любите друг друга. Это Господня заповедь».

    В приведенном отрывке Иоанн возвращается к своей любимой теме о любви как ведущей теме послания. Он настойчиво утверждает, что спасение благодатью Христовой не освобождает нас от обязанности повиноваться Христовым заповедям.

    Основная заповедь Христа — это любовь.

    • Мы знаем Христа, если исполняем Его заповеди (2:3).
    • «Кто говорит: «я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины"» (2:4).
    • И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его (3:22).
    • А заповедь Его та, чтобы мы…любили друг друга (2:23).
    • Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем (3:24).
    • И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (4:21).
    • Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (5:3).

    1. Любовь - от Бога (4,7)

    Вся любовь исходит от Бога, Который Сам есть любовь. Как выразился английский комментатор А. Е. Брук: «Человеческая любовь есть отражение некоей Божественной сущности». Всего ближе к Богу мы находимся тогда, когда любим. Климент Александрийский сказал однажды поразительную вещь, что истинный христианин «упражняется в том, чтобы стать Богом».

    • Пребывающий в любви пребывает в Боге (4,16).
    • Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1,26).

    Бог есть любовь и, потому, чтобы быть подобным Богу, и чтобы быть тем, кем он, собственно, должен быть, человек тоже должен любить.

    2. Любовь двояко связана с Богом.

    Лишь познав Бога, можно научиться любить, и лишь тот, кто любит, может познать Бога (4,7.8).

    Любовь исходит от Бога и любовь ведет к Богу.

    3. Бог познается любовью (4,12).

    Бога мы не можем видеть, потому что Он есть Дух, но можем видеть то, что Он делает.
    Мы не можем видеть ветер, но можем видеть, что он может сделать. Мы не можем видеть электричество, но видим его действие.

    Воздействие, оказываемое Богом, есть любовь. Когда Бог пребывает в человеке, человек обличен любовью Божией и любовью людей. Бог познается через Его воздействие на этого человека. Кто-то сказал: «Святой — это человек, в котором Христос живет вновь», и лучшая демонстрация бытия Бога — это не ряд доказательств, а жизнь, полная любви.

    4. Любовь Божия открылась нам в Иисусе Христе (4,9).

    В Иисусе мы видим два аспекта любви Божией.

    а) Это любовь безоговорочная. Бог в любви Своей мог Своего единственного Сына принести в жертву, с которой не может сравнить ничто.

    б) Это любовь совершенно незаслуженная. Нет ничего удивительного в том, что любим Бога, если вспомним все Его дары нам, даже до Иисуса Христа; удивительно, что Он любит такие бедные и непослушные создания, как мы.

    5. Человеческая любовь - это ответ на любовь Божию (4,19).

    Мы любим потому, что Бог возлюбил нас.

    Его любовь побуждает в нас желание любить Его так, как Он прежде возлюбил нас, и наших собратьев, как Он любит их.

    6. В любви нет страха; когда приходит любовь - страх уходит (4,17.18).

    Страх — это чувство того, кто ждет наказания. До тех пор, пока мы видим в Боге Судью, Царя, Законодателя — в нашем сердце есть место только для страха, ибо от такого
    Бога мы можем ждать только наказания. Но когда мы узнали подлинную природу Бога, любовь поглотила страх. Остается только страх разочаровать Его любовь к нам.

    7. Любовь Божия неразрывно связана с любовью человека (4,7.11.20.21).

    Как это прекрасно выразил английский комментатор Додд: «Силы любви составляют треугольник, вершинами которого являются Бог, я, и сосед». Если Бог любит нас, то мы обязаны любить друг друга. Иоанн прямо заявляет, что человек утверждающий, что любит Бога, но ненавидящий брата своего — лжец. Есть только один способ доказать свою любовь к Богу — любить людей, которых Он любит.

    Есть только один способ доказать, что в нашем сердце пребывает Бог — постоянно проявлять любовь к людям.

    БОГ - ЭТО ЛЮБОВЬ

    В этом отрывке мы встречаем, может быть, величайшую во всей Библии характеристику Бога — Бог есть любовь. Просто поразительно, сколько новых путей открывает эта фраза и на сколько вопросов она отвечает.

    1. Она дает объяснение акту творения.

    Иногда мы просто начинаем дивиться, почему же Бог создал этот мир. Неповиновение и полное отсутствие взаимности со стороны человека постоянно разочаровывает и угнетает Его. Зачем нужно было Ему создавать мир, который не приносит ничего, кроме неприятностей и забот?

    На это есть только один ответ — творение было неотъемлемой частью Самой Его природы. Если Бог есть любовь, то Он не может существовать в полном одиночестве.

    Для любви нужен кто-то, чтобы любить и чтобы быть любимым.

    2. Она дает объяснение свободе воли.

    Истинная любовь есть свободное взаимное чувство.

    Если бы Бог был только закон, Он мог бы создать мир, в котором люди двигались бы, как автоматы, не имея никакого выбора. Но, если бы Бог создал людей такими, Он не мог бы иметь с ними никаких личных отношений. Любовь обязательно должна быть свободной взаимностью сердца, и потому Бог, в сознательном акте самоограничения, наделил людей свободой воли.

    3. Она дает объяснение такому феномену, как провидение.

    Если бы Бог был просто разум, порядок и закон, Он мог бы, так сказать, сотворить вселенную, «завести ее, пустить в ход и оставить».

    Есть такие вещи и приборы, которые мы покупаем только для того, чтобы поставить их где-нибудь и забыть о них; самое привлекательное в них заключается в том, что их можно оставить и они будут работать сами. Но именно потому, что Бог — это любовь, за
    Его актом творения стояла любовь.

    4. Она дает объяснение феномену искупления.

    Если бы Бог был только закон и справедливость, Он попросту оставил бы людей с последствиями их греха.

    Вступает в действие нравственный закон — душа согрешившая умрет, а вечная справедливость будет неумолимо воздавать наказания. Но уже само то, что Бог — это любовь, значило, что Он хотел найти и спасти то, что было утеряно. Он должен был найти средство против греха.

    5. Она дает объяснение загробной жизни.

    Если бы Бог был просто Создателем, люди могли бы прожить положенный им короткий промежуток времени и умереть навсегда.

    Рано угасшая жизнь была бы похожа на цветок, слишком рано увядший от холодного дыхания смерти. Но сам факт, что Бог — это любовь, служит доказательством того, что случайности и проблемы жизни — это еще не последнее слово, и что любовь уравновесит эту жизнь.

    СЫН БОЖИЙ И СПАСИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКОВ

    Прежде чем перейти от этого отрывка к следующему, отметим, что в нем сказано об Иисусе Христе.

    Если же истинно говорит [Иоанн], что Бог есть любовь, то необходимо, чтобы дьявол был ненавистью. Итак, как имеющий любовь имеет Бога, так и имеющий ненависть вскармливает в себе дьявола.

    Слово аскетическое: пролог.

    Сщмч. Дионисий Ареопагит

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Почему же все-таки богословы иногда предпочитают назвать Его [Бога] Любовным Желанием [έρωτα] и Любовью [άγάπην], а иногда Желанным и Любимым [έραστόν και άγαπητόν]? Потому что одного Он - причина, так сказать, производитель и породитель, другое же Он есть.

    Об именах Божиих.

    Сщмч. Киприан Карфагенский

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    С Богом не могут пребывать те, кто не хотят быть в Церкви Бога едины по духу.

    О единстве кафолической Церкви.

    Прп. Иоанн Кассиан

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Добродетель любви настолько превозносится, что блаженный апостол Иоанн называет ее не только даром Божиим, но и Богом, говоря: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем .

    Собеседования.

    Прп. Максим Исповедник

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум, любве же не имам: никая польза ми есть (1 Кор. 13:2-3) . Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любовь .

    Главы о любви.

    Прп. Иустин (Попович)

    и мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог Любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает

    Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали неложной, верной и истинной любви. Только со Спасителем мы познали, что праведная любовь состоит во спасении людей от греха, смерти и дьявола. До Христа существовали легенды и рассказы о любви Божией. Но в действительности через Него (Христа) вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти, греха и дьявола, как не Тому, Кто нас освободил от трехчастной, всеразрушающей и всеубийственной силы греха, смерти и дьявола? Спаситель нам показал, что Бог есть Любовь, и только по любви и в любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти, греха и дьявола, и, таким образом, дает ему силы жить по любви, согласно заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Бог в любви пребывает в человеке и в любви его спасает. Также и человек в любви пребывает в Боге и в любви спасается.

    Святой евангелист Иоанн представляет здесь самое великое и точное благовестие Нового Завета: Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем.

    Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

    Блж. Августин

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Святой Дух, чем бы Он ни был, есть нечто общее Отцу и Сыну, и само это общее единосущно и совечно. И, если угодно, чтобы оно было названо дружбой, пусть так и зовется, но более подходящим образом его звать любовью. И оно также есть сущность, ибо Бог есть сущность, и Бог есть любовь .

    Когда наше рассмотрение дошло до любви, которая в святом Писании названа Богом, тогда начала понемногу проявляться Троица, а именно Троица Любящего, Любимого и Любви.

    О Троице.

    Блж. Феофилакт Болгарский

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Ишодад Мервский

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Мы никогда не встречали, чтобы Писание так говорило о Боге. Мы же дадим слову должный и подобающий смысл. Ведь [Иоанн] называет Бога любовью для того, чтобы мы искали Того, Кто есть любовь и из Кого вышло слово о заповеди любви.