Категории нравственности. Мораль в обществознании — понятие, признаки и функции Предложение раскрывающее любую категорию морали

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и .

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря и подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге .

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений ( , ) мораль не является сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

  • регулятивную;
  • оценочную;
  • воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством . Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

    Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

    Справедливость - представление о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми.

    Совесть - характеризующая способность человека осуществлять внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности.

    Достоинство - особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

    Честь - моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

    Гуманизм - принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, в его способность к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, идея о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

ДЕ 3. Принципы этикета.

9. Вежливость и сдержанность как принцип этикета.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стрем­ление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанно­сти. Вежливость имеет такие проявления, как внимательное отношение, готовность предоставить услуги другому человеку. Доброе отношение к людям - это главная основа нравственности служебного этикета современной организации. Сдержанность человека - это умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

10. Деликатность как принцип этикета.

Деликатность- это свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности и приветствия. Это вежливость с глубоким пониманием внутреннего состояния и настроения других людей.

11. Тактичность и чуткость как принцип этикета.

Тактичность и чуткость - это чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

12. Скромность как принцип этикета.

Скромность– это умение не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя, быть умеренным, простым и пристойным. Скромный человек: не станет добиваться победу любой ценой в малозначительном споре; не станет навязывать свои вкусы и симпатии; никогда не будет выставлять на показ свои заслуги.

ДЕ 4. История возникновения этики.

§ 52-53 ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ

Оценочные понятия морали. Моральные категории.

Моральный идеал.

Оценочные понятия морали. В качестве руководства в действиях человека используются определенные оценочные понятия - моральные категории. Моральных категорий множество. Основными из них являются добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство и др. Категория выражает некое качественное свойство, которое может быть положительным (хорошее свойство) или отрицательным (плохое свойство).

Добро и зло - основные оценочные понятия морали. Сущность оценочных понятий проявляется в их сравнительности. Например, как категории морали добро и зло равнозначны, а в качестве оценочных понятий они противоположны: добро - положительное свойство, зло - отрицательное. Посредством этих понятий все действия человека получают оценку - "хорошо” или "плохо”.

Сделать что-либо хорошее - добро, а сделать пло­хое - зло. В народном фольклоре, художественной литературе показывается нескончаемая борьба добра и зла. Большинство людей всегда стоят на стороне добра, желают его победы. Причиной этого, по- видимому, является то, что само возникновение мира добро. Но победить зло очень нелегко. Зло всегда очень сильно и располагает большим арсеналом: ложь, обман, хитрость, предательство. Зло не выбирает средств для достижения своих целей и действует скрытно.

Добро и зло противоположны друг другу, но вместе с тем они органически неразрывны. Добро и зло так же, как день и ночь, свет и тьма, белое и черное,- вечные взаимодополняющие категории. Сущность каждой из них раскрывается в сопоставлении ее с противоположностью. С этой точки зрения они являются элементами всемир­ного равновесия и проявляются в единстве и борьбе противоположностей. "Чем темнее ночь, тем ярче звезды”- так же и сущность добра раскрывается существованием зла, и наоборот.

Люди, защищая какие-либо моральные ценности, отказываются от материальных выгод: жертвуют ради

Родины своей жизнью, ради любви жертвуют богатством. Добро не требует никакого вознаграждения, оно делается от чистого сердца и богатства души.

Зло делится на природное и общественное. К при­родному злу относятся землетрясения, наводнения, сели, ураганы, извержения вулканов, болезни и другие природные бедствия.

Зло, которое происходит в человеческом обществе и совершается руками человека, относится к обществен­ному. Войны, революции, рабство заставляют страдать миллионы людей. Зло рождается в сознании и по воле человека. Опасность вражды, агрессии, массового истребления, грабежей в том, что они направлены на уничтожение таких высоких ценностей, как семья, нация, страна, государство.

В борьбе добра и зла победу добра мы расцениваем как справедливость, а победу зла как несправедливость. За добро нужно бороться, нужно помогать тем, кто делает добро, и делать это честно.

Моральный долг. Моральный долг определяет обязан­ности человека перед другими лицами^ семьей, коллективом, группой, нацией, обществами возникает вследствие объективного развития общества. Понимание морального долга, подчинение ему своих действий определяют уровень морального сознания человека. Моральный долг - требования, которые ставит общество перед человеком. Эти требования изменяются в процессе исторического развития общества.

В жизни моральный долг и личные желания человека не всегда совпадают. Иногда человек бывает вынужден делать нечто, что он совершенно не желает делать. Выполнение человеком своего морального долга прежде всего необходимо обществу.

Долг, будучи совокупностью нравственных требований, обязывает человека соблюдать определенные нормы поведения. Моральный долг классифицируется так: гражданский долг, воинский долг, товарищеский долг, семейный долг и т.д. Честное и полное исполнение общественного долга высоко ценится в обществе. Еще лучше, если долг становится традицией или целью в жизни. В таком случае человек расценивает свои обязанности не как бремя, навязанное обществом, а как свою собственную волю, находит в них смысл и цель жизни. Моральный долг - это не просто внешняя обязанность, а естественная человеческая потребность. В нашей стране очень много людей, сознательно, от чистого сердца исполняющих свой общественный долг. Человек, который осознанно, с пониманием и без принуждения, исполняет свой долг, признается действительно высоконравственным человеком.

Совесть - этическая категория , выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. В отличие от мотива и долга, совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе пони­мания человеком своей ответственности перед обществом. Совесть обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению обществу.

Совесть - общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объек­тивных условиях, в которые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования общества и его прогрессивного развития, совесть является не только внутренним двигателем нравственного самосовершен­ствования личности, но и стимулом ее деятельность но ­практического отношения к действительности. Совесть может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (угрызения совести). Воспитание в каждом человеке совести - одна из важных сторон формирования нравственности.

Честь одно из широко распространенных понятий морального сознания. Как и совесть, честь относится к этическим категориям, она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и призна­ния этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе понятие чести близко понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но, в отличие от понятия достоинства, понятие чести основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифферен­цированной оценке в зависимости от социального положе­ния. Честь и возможности защиты чести у различных людей разные.

Пример

С точки зрения морали, общество не делает различий в достоинстве людей: академик и спортсмен, президент и рабочий, инженер и дворник - все имеют равное достоинство. Они имеют равные права, свободы и обязанности, точно так же личность каждого человека одинаково уважаема. А в отношении чести не может быть подобного равенства: честь связывается с личными возможностями человека, в основе которых лежат его реальные заслуги перед другими людьми или обществом.

Проявление чести может быть индивидуальным или коллективным (профессиональным, национальным). Критерии оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменяются исторически. Честь отдельного человека связана с его стремлением сохранить и приумножить уважение к себе со стороны окружающих. Честь коллектива или общества определяется социальным положением и возможностями этого коллектива.

Главной особенностью чести является ее исключи­тельный статус как высшей ценности - священность. Поэтому люди прилагают все усилия и возможности для ее защиты.

Достоинство - понятие морального сознания, выра­жающее представление о ценности личности , категория этики , отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду . Сознание собственного достоин­ства является формой самоконтроля личности, на кото­рой основывается требовательность индивида к себе. В стремлении не унизить своего достоинства человек ста­рается строго выполнять требования, идущие от общества.

Достоинство личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав.

Эгоизм (лат. ego - "я”) - жизненный принцип , выражающийся в том , что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих. Эгоизм оценивается как негативное качество, хотя в период борьбы с сословно-иерархической организацией феодального обще­ства он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью. С одной стороны, эгоизм выглядит как универсальная мера активности человека. Человек, придерживающийся такого принципа, ради собственного благополучия идет на любые поступки - ложь, предательство, клевету и т.д. Но, с другой стороны, он энергично защищает свою жизнь, свои интересы, умеет представить себя личностью, высоко ценит собственное достоинство. Сам себе помогает, создает условия для своей жизни и развития. Принимает на себя всю ответственность и только себе отдает отчет в своих действиях, уважает себя и не упускает ни одной удачной возможности. Хорошо знает свои возможности и развивает свои способности. Стремится к улучшению своего материального положения, практическими дейст­виями достигает положения, должностей, званий. Если человек поступает подобным образом, то это не является чем-то предосудительным, напротив, такое поведение показывает жизненную активность человека. Однако эгоистам свойственны алчность, скупость, зависть. Они свое внутреннее "я” противопоставляют другим, стараются за счет интересов окружающих решать свои собственные проблемы.

Альтруизм (фр. altruisme , лат. alter - "другой”) - нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. Альтруизм противоположен эгоизму.

Альтруизм основывается на идеях коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи; считается, что каждый человек должен в первую очередь заботиться об общественных интересах, а затем уже о личных. Альтру­исты в жизни встречаются очень часто. Такой человек, как правило, полон достоинств: относится к окружающим только с добрыми намерениями, всегда готов оказать помощь. От альтруиста исходят доброжелательность и милосердие.

Моральный идеал. В сознании каждого человека существует некий совершенный образ, к которому он стремится, старается быть похожим на него. Молодежь, как правило, особенно подвержена таким стремлениям. Моральный идеал может представляться в виде образа реально существующей личности, с которой человек встречался, быть может, даже знаком с ней, а иногда идеал - это персонаж литературного произведения или образ, воплощенный в произведении искусства.

Моральный идеал (гр. idea - "вид, образ, представление, понятие”) - представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Он отражает социально- экономическое положение группы и соответствует его критерию нравственности и общественному идеалу.

Образ идеала в человеческом сознании порождают личности, придерживающиеся справедливости, чистоты, пожертвовавшие собой ради высших ценностей. Человек стремится достичь своего идеала. Общество тоже придерживается определенного идеала в своем развитии. Личный моральный идеал - стремление человека к внутреннему удовлетворению. Умение строить отношения с другими людьми, правильно выбирать характер обще­ния- способы достижения идеала. Достижение идеала - это основное, главное направление в жизнедеятельности человека.

Идеал побуждает человека к достижению определен­ных целей, совершению хороших поступков. В обществе социально-политический идеал объединяет людей с близкими моральными позициями и нравственными устремлениями.

Идеал- явление общественное, с изменением общества меняются и идеалы. Например, нельзя сравнивать идеал женщины XVIII в. с идеалом современной женщины. Современная женщина - деловой, интеллигентный, целе­устремленный человек. В настоящее время и человеческие качества оцениваются иначе - в каждом обществе существуют свои критерии оценки. Те требования, которые предъявлялись к средневековым рыцарям, ханам, батырам и биям, сегодня не актуальны, равно как и требования, предъявлявшиеся к аристократии, например, в эпоху Возрождения. Смена идеалов может происходить в сложных условиях и приводить к тяжелым социальным потрясениям.

Вопросы и задание

1. Назовите основные категории морали и дайте каждой из них краткую характеристику. 2. Что относится к оценочным понятиям морали? 3. Как вы думаете, много ли в нашей жизни альтруистов? Как вы относитесь к их бескорыстию?

2. Что мы называем культурой? Культура. Материальная и

духовная культура. Функции культуры в обществе.