Молитва по соглашению три озера. Тихвинская - чадоподательница Храм пресвятой богородицы селе три озера

Существовавших в государстве Волжская Булгария, содержится в летописи Ахмеда ибн-Фадлана, который 12 мая 922 года прибыл в наши края с пятитысячным посольством из Багдада. На берегах озёр располагалась тогда летняя ставка булгарского царя Алмуша. «Когда мы прибыли к царю, - пишет Ахмед ибн-Фадлан, - мы нашли его остановившимся у воды, называемой Хеллече, а это три озера, из которых два больших и одно поменьше. Однако, из всех их нет ни одного, в котором дно было бы достижимо». Алмуш созвал в ставку у трёх озёр предводителей и представителей булгарских племён, которые выслушали письмо багдадского халифа и согласились принять ислам в качестве официальной религии Волжской Булгарии. В одном из последних переводов этой арабской рукописи место у трёх озёр названо также Халджа. Посольство находилось здесь до конца июня, и Ахмед ибн-Фадлан описал немало чудес, которые он наблюдал в этих местах.

Село Три Озера своего рода чемпион Спасского района, а то и всего Татарстана, село Три Озера - самое старое. Пожалуй, сюда можно добавить ещё несколько эпитетов - самое красивое, оригинальное, необычное.
Первое упоминание о нем относится к 922 году. Раскинулось село на берегу трёх живописных, питающихся из родников, существующих ещё со времен ледников. Озёр: Чистого, Безымянного и Атаманского . Весьма древнего происхождения.
Жители очень гордятся своими озерами. Водоёмы и впрямь уникальны и необыкновенно хороши. Особенно летом, когда берега утопают в зелени, а вода соперничает синевой с небесами. Когда то озёра соединялись друг с другом красивыми ажурными мостиками - их строили ещё помещики Молостовы.
Но со временим мосты разрушились, их завалили песком, возвели дамбу. До Волги от Трёх Озер - несколько километров, но местным рыбакам Волга ни к чему. Им и здесь хорошо. И зимой и летом рыбаки сидят на озерах с удочками. Храм « Рождества Пресвятой Богородицы» На берегу Чистого озера стоит храм, похожий на величественный замок. Это одна из старейших и красивых церквей Спасского района, которая построена в 1771 году на средство помещика Льва Ивановича Молостова.

Село Три Озера, храм Рождества Богородицы

Спустя сто лет храм перестроил другой Молостов - Михаил Модестович. Первое богослужение состоялось в 1778 году, службу здесь велась без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена…
Вряд ли Молостовы могли предложить, что в храме, в святом месте, разместится склад для зерна. Ещё в 1997 году здесь была мельница, стояли жернова…
Храм является памятником архитектуры, выполненным на высоком художественном уровне. Христа - Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с пределами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Отдельно стоящая колокольня имеет строгие классические формы. Сейчас в Спасском районе на селе 6 действующих храмов. В церковной ограде хоронили членов семей местных помещиков Молотовых. Сейчас могилы заброшены. Правда, у местного батюшки Георгия есть задумка очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма.

храм Рождества Богородицы

Но на все нужны деньги, а их в приходе отца Георгия, так же, как и у прихожан, немного. 26 июня / 9 июля. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Тихвинской Чудотворной Божией Матери, явленной земле Российской как благая весть. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы, одобренная Ею со словами: « С этим образом благодать Моя и сила», - икона была передана в дар правителю Антиохи Феофилу. После его кончины была перенесена в Иерусалим и в V веке - в Константинополь, где для иконы была выстроена церковь, известная как Влахернская.
Несколько столетий спустя, в 1383 году икона была явлена в небе над Ладогой. Сопровождаемая толпами ладожских рыбаков, крестьян, женщин и детей, священниками и монахами, икона шествовала по Русской земле. На месте, выбранном Ею, реке Тихвинке возведена церковь, вокруг которой впоследствии был основан монастырь Самой Царицы Небесной Её Чудотворным образом, ставший Великой лаврой Успения Пресвятой Богородицы. Разгорался свет Чудотворной иконы Тихвинской по Русской земле, в годы Смут собирая Русь воедино, защищая от внешних врагов, милость страждущим изливая, чудесами в вере утверждая.

Крестный ход

Имела икона одну особенность - сама выбирала место своего пребывания. Так, в годы Великой Отечественной войны, когда оскудела вера и воцарилась безбожье, икона покинула Россию и полвека пребывала в Америке в Чикаго в Свято - Троицком Соборе. Лишь в 2004 году возвратилась на Русскую землю, в Тихвинский Свято - Успенский монастырь, а с иконой возвратилась на землю и благодать «Чадоподательница ».
Один из списков Чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери (XII века) находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера Спасского района Республики Татарстан и занимает центральное место. Как любящая мать Пресвятая Богородица заботится о семейном благополучии всех с верою к Ней притекающих и приносит в семьи великую радость - зачатие и рождение детей. « Чадоподательница » - ласково называют эту икону в храме.
С любовью и надеждой припадая к Чудотворному образу, люди уходят утешенные Ею, возвращаясь уже с благодарностью к Ней. И тому немало примеров. « По зову Тихвинской » Рассказывает настоятель храма « Рождества Пресвятой Богородицы» о. Георгий (Кондратьев). По праву хозяйкой нашего храма можно назвать Божию Матерь, благодатно пребывающую в чудотворной Тихвинской иконе.
На себе ощутили Её благодать, матушка Галина пела на клиросе. В то время у нас уже была дочь. Желали ещё детей, но проблемы со здоровьем матушки оставляли желать лучшего. Молились перед этим образом о благоустроении церкви, семейном благополучии, а явлено было чудо. Матушка забеременела, да и не только она, певчие женщины, которым уже было за 40 лет. Петряева С., Шипунова И., ощутили на себе эту благодать. Радости не было предела, родилась вторая дочь.
О третьей и не думали, а тут просто подарок - третья дочь. Приходится только удивляться, как проявляет себя эта икона сегодня.

Село Три Озера, храм Рождества Богородицы

Многим, кто приезжает за помощью к ней с проблемой зачатия, рождения, семейных нуждах, Божия Матерь помогает. Возвращаются с радостью, пишут, звонят, благодарят. Семья Волковых Н. По зовы Тихвинской и благословению о. Владимира (Головина) наша семья переехала в с. Три Озера в 2006 году. Врачи поставили мне диагноз:120 % бесплодия. Слёзы отчаяния охватили меня, спасибо мужу: успокаивал, утешал. На прощенное воскресенье в храме «Рождества Пресвятой Богородицы» исповедались, причастились, батюшка помазал от лампадки чудотворной иконы Тихвинской.

купание на Крещение (Богоявление)

В то время мы ещё не знали о её особенности. Просили в молитве к Ней о семейном благополучии. И вот чудо- приехали в Ульяновск, через три недели прошла УЗИ - беременна. Сейчас у нас уже трое детей. И все благодаря нашей Божией Матери, в Тихвинском образе утешающим, обращающихся к ней.
Семья Матвеевых Е. Наша семья всегда особа почитала Божию Матерь, прибегала к Ней в молитве за помощью, искала У Неё утешение. Детей не имела, но с нетерпением ждали милости Божией. Однажды во сне мне было открыто, что за помощью в своей проблеме нужно ехать к Тихону. Оказалось, что в с. Три Озера к иконе Божией Матери Тихвинской. По благословению прот. Владимира (Головина) с радостью переехали на местожительство в село Три Озера. В храме Рождества Пресвятой Богородицы ощутили особую благодать. Молились, исповедовались, причащались, читали акафист Божией Матери Тихвинской, а уже через два месяца я забеременела. Это было для нас чудом, долгожданной радостью. После рождения сына мы ощущаем заботу Божий Матери Тихвинской.

церковь Рождества Богородицы

Три Озера. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Тихвинская - Чадоподательница
Церковь. Действует.
Престолы: Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, Бориса и Глеба
Год постройки: Между 1755 и 1757.
Адрес: 422845 Республика Татарстан, Спасский р-н, с.Три Озера иерей Георгий
Проезд:
из Казани можно доехать по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки.
Через 19 км повернуть направо по указателю "Болгар, Ульяновск, Димитровоград". Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, еще через 30 км налево на Т-образном перекрестке рядом с городом Болгар (он направо). Через 5,5 км направо по указателю "Три Озера". Еще 800 метров - направо, в центр села, а через 1,7 км церковь будет в 200 метрах слева от дороги, после озера.
Координаты: 54.911848,49.049109.

Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм , выполненный в стиле барокко, с приделами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1775 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера.
Два придела пристроены позже о освящены в 1777 году. Имеется отдельно стоящая колокольня, построенная в первой половине XVIII в., на средства помещиков Молоствовых. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году и совершалось беспрерывно до 1932 года. Последний настоятель храма иерей Феоктист Беликов. В 30-е годы он был репрессирован. Богослужения прекратились, а здание храма стало использоваться местными властями в качестве мельницы и зернохранилища.
В июне 1999 г. богослужения возобновились. Начались восстановительные работы на средства, пожертвованные простым народом.
Частично восстановили крышу (покрыли рубероидом). Есть необходимость покрыть крышу оцинкованным железом. С помощью благотворителя провели реконструкцию карниза. Установили окна, двери. Провели газовое отопление в центральном и южном пределах храма. Установили металлические столбы под ограду церковной территории.
Настоятель - иер. Георгий Кондратьев.

Геннадия Михеева. Рассказ о батюшке.
Разговариваем, а батюшка коз доит. Управляется лихо, будто всю жизнь это делал. У о. Георгия две паствы. Первая - люди, приход. Вторая - предмет крестьянской необходимости, иначе говоря - скотина. Коровы в семье сельского священника о. Георгия Кондратьева нет, зато имеется три козы, семь овец, баран и куры.
Батюшка выгоняет скотину, встречает, чистит хлев, доит, встречает стадо. Разыскивает овечек, если заблудились. На матушке Галине - дом и дети. Так они разделили обязанности. Конечно "двойным пастырем” о. Георгий называет себя в шутку. Он вообще любит шутку, в общении легок и (по крайней мере на миру) не склонен жаловаться на бытовые проблемы.
У меня первый вопрос был к нему: "Батюшка - а без живота... Разве ж такое бывает?” "Возраст Христа” (в коем пребывает о. Георгий) для православного белого священника - самое время отрастить солидный мамон. Худющий о. Георгий - как монах -чернец. Ему бы схиму - и в скит.
Батюшка ответил мгновенно: "А я живот отстегнул. Путь пойдет - перекусит...”
В районный центр город Болгар батюшка ездит на велосипеде. Дело не в погоне за здоровьем - машины нет. Большинство денег, которые удалось собрать за несколько лет, ушли на церковную "маковку”. Можно было бы купить три хороших машины или приобрести в Трех Озерах десяток домов.
Впрочем, если быть справедливым, львиная доля помощи от "благодетеля”. Так его просит называть батюшка. Это предприниматель по имени Андрей. Живет он в Тольятти, но из Трех Озер родом мама Андрея. Сейчас кроется крыша храма, железо все тот же "благодетель” купил. А вот работу бригады оплачивает батюшка. Бывали моменты, когда нечем было платить. Тогда о. Георгий садился на свой велосипед - и по селам, у фермеров зерно выпрашивать. Хлеб продавал - и расплачивался с мастерами. Храм пока выглядит неважно - как изнутри, так и снаружи (хотя кирпичную кладку восстановили, дыры заделали) - а сияющую золотом "маковку” видно за десятки километров вокруг.


Это как знак, как символ возрождения. А то ведь в селе настроения такие, что через двадцать лет здесь вообще никого не останется. У о. Георгия такое мнение: возрождающийся храм - как привитая ветвь к одичавшему дереву. Так же кстати и с экономикой. Достаточно одного человека со свежим мировоззрением, своеобразная "культурная прививка”, что бы люди в лучшее поверили.
Что-то мне "везет” в последнее время: все время попадаю в деревнях на похороны. На свадьбы или крестины почему-то не попадают. Что ж, теория вероятности оправдывает себя... Вот и сегодня хоронят бабушку Анну. Она была прихожанкой Христорождественского храма. Венцы в храм купили, а за все годы всего-то четыре венчания и было. Ведь чем живет семья священника? Требами. Зарплаты-то батюшка не получает. Венчания, крещения, поминки, освящения домов - с этого и существуют. Чаще всего приходится "читать по покойнику”; основное население Трех Озер - старики.
Но и крещения бывают, особенно летом: молодежь, приезжает к своим бабушкам и дедушкам из городов и желает креститься на родине предков. Село бедное, а потому матушка придумала дополнительный заработок: она принимает у населения молоко, при помощи сепаратора делает сметану на продажу. Еще пирожки печет и в школе продает. Какой-никакой, а приработок. А ведь еще и в храме у матушки есть служение: она регент, поет. Образования музыкального у нее нет, зато природный дар и слух помогают.

Три Озера - самое древнее село России. Это не шутка, а документальный факт. Первое упоминание об этом селе есть в записках араба Ибн-Фадлана. Он был свидетелем события, которое произошло 16 мая 922 года: у Трех Озер государство Волжская Булгария приняло ислам. Путешественник даже описал озера, написав при этом, что они бездонны. А вообще Три Озера были летней резиденцией булгарского хана Алмуша. Много с той поры утекло воды в Волге, уже не легендарные булгары живут в Трех Озерах, а русские. И озера теперь по-русски именуются: Атаманским, Корушовским, Чистым. На берегу последнего красуется своей "луковкой” Христорождественский храм.
И что характерно: пока храм возрождался из руин, на противоположном берегу того же озера позорно разрушался маслозавод, единственное предприятие Трех Озер. Трехпрестольный храм во имя Рождества Христова строил помещик Лев Молоствов, в трехозерском имении он сделал свою резиденцию.
О. Георгий переживает вот, за что: "строил” барин - это просто означает, что финансировал. Строили люди - его крепостные или наемные зодчие. У батюшки все будет иначе: бригада, те люди, которые восстанавливают храм, будут увековечены. Бригадир, Валерий Марянин - простой трехозерский мужик. Пришел Валера из армии, видит, что совхоз разваливается - уехал в Тольятти. Там "побултыхался” - снова в деревню. Здесь запил. Взял его батюшка на храм - закодировался. На селе сначала говорили: "Бог мой, это нашему-то Валерке доверили?!” Но выяснилось - и кирпич он хорошо кладет, и кровлю делать умеет. С ним и другие мужики трехозерские работают, два Сергея - Плаксин и Зотов. Братья Матвеевы тоже на храме трудятся; о них чуть позже расскажу. Батюшка тоже не последний в деле, ведь его мирская профессия - столяр. И батюшка Георгий, и Матушка Галина - сугубые горожане. Еще восемь лет назад они и думать не могли, что будут жить на селе. И даже более того: супруги не предполагали, что станут матушкой и батюшкой. Он познакомились на теплоходе "Крылов”, их премировали речным круизом как лучших учащихся ПТУ. Он учился деревяшки строгать, она - заготавливать верх обуви; ему было 17, ей - 16. Стояли на палубе, созерцали волжские утесы; она посмотрела на него и сразу влюбилась. Не по внешности; ей представилось, у этого человека необыкновенное сердце, такой парень наверняка искренен и великодушен. Но не решилась за все путешествие даже подойти, только подругам призналась. А он и внимания на нее не обращал. Уже когда сходили на берег в родном Ульяновске, подруга взяла - и подошла к Юре Кондратьеву, сказала про девушку, которая по нем "сохнет”. Через полтора года, едва Галине исполнилось 18, они поженились. И тут случилась коллизия, скажем так, межрелигиозная. Которая в итоге привела к нынешнему положению супругов Кондратьевых. Дело в том что Галина - чистокровная татарка. Мирское ее имя - Гулия. Хотя и ее родители, и его - люди неверующие, родители настояли на том, чтобы гражданская роспись сопровождалась мусульманским обрядом никах. Юрий не противился, ему было все равно. Проблемы появились позже, когда родилась их первая дочь Юля. Родители Гулии настояли, чтобы Юля была "омусульманена”. В принципе и в этом случае Юрий был не против. Но какая-то межа между молодыми супругами все же стала прорастать. Они перестали понимать друг друга.
И однажды они просто приехали отдохнуть к Юриному родственнику, священнику о. Валентину. Тот свел молодых с другим священником, о. Владимиром Головиным. Тот выслушал молодых, которые сами не знали почему, вдруг сказали священнику правду, суть которой и сами-то себе боялись раскрыть. И о. Владимир запросто сказал: "Вам надо повенчаться. Но для этого Гулие нужно креститься...” (Юрия окрестили еще в детстве). Гулия страшно испугалась, она не могла себе такого даже представить..
Вернулись домой, в Ульяновск, и вроде бы забыли. Но Юрий стал все чаще ходить в церковь. Родители Гулии - люди нерелигиозные но у татар, измена вере, мягко говоря, не приветствуется. Аргумент прост: "Что скажут родственники?” Но Гулия для себя решила: "Семью сохранить надо во что бы то ни стало!” Хотя родители ей и говорили: "Муженек твой в церковь зачастил... да он у тебя с ума сходит!”


Тем не менее, когда Юрий сказал, что хочет пойти в священники, они проявила мудрость и приняла крещение. В один из приездов в Болгар (отец Владимир стал их духовным отцом) супруги впервые узнали, что есть на свете такое село Три Озера, что там есть полуразвалившаяся церковь и трехозерские бабушки мечтают о священнослужителе. Так Юрий и Гулия стали батюшкой Георгием и матушкой Галиной. Первый год жилье они снимали. После купили домик, обзавелись скотиной и стали возделывать огород.
Два года Галину проклинали родственники, грозили, что лучше ей не появляться на пороге отчего дома. После потеплели, поняв: их дочь и племянница уже не ребенок, свой путь она выбрала сознательно. Мама часто приезжает в Три Озера.
И даже Галин отец стал уважать о. Георгия. А родители о. Георгия недавно венчались. Отец сказал: "При сыне-батюшке в грехе жить не могу”. Начинали служить в развалине, без крыши и части стен. О. Владимир научил, что не надо сразу восстанавливать большой храм, а лучше отремонтировать предел - чтобы в нем тепло было и уютно. А то ведь люди намерзнутся - и не захотят на службы приходить.
В храме, после того как его закрыли и разорили в 32-м, были мельница и зерносклад. От вибраций стены как раз и порушились. О. Владимир три иконы дал - из тех, старых, храмовых, "родных”. Иконы чудом сохранили трехозерские жители, пряча их в своих домах. Одна из них, Тихвинская Богородица, оказалась чудотворной. От нее дети родятся, даже у тех, на ком врачи "крест поставили”.
Матушка счет ведет: уже семеро детишек родились в семьях, которые молились у Тихвинской. Здесь же, от молитв, родилась вторая дочь Кондратьевых Елизавета. До того они тщились зачать второго ребенка семь лет. Изначально, как и во всякой деревне, к молодому батюшке отнеслись настороженно: - Был 98-й год, когда даже пенсии перестали платить. Бабушкам свечки не на что было купить. Все говорили: "Отступитесь, не выдюжить вам в нищем селе...” Но случилось так, что сюда поехали люди - по благословению отца Владимира...


Все "переселенцы” из Ульяновска. Первые - Сергей и Елена Матвеевы; у них проблемы были с братом Елены, а квартира общая. Купили здесь домик; Сергей алтарничает, сейчас крышу у храма помогает крыть, Елена недавно родила малышку, второго своего ребенка. Следом приехал брат Сергея, Андрей, с женой Светланой. У них тоже проблемы в городе, со свекровью и свекром Андрея, да еще они поближе к храму хотели жить. Андрей тоже трудится на крыше и в этой семье тоже двое маленьких детишек. И третья семья ульяновцев недавно появилась, Наталья и Василий Волковы. Они боготворят сельскую местность, думают завести корову и лошадку. И у них скоро появится второй ребенок (матушка убеждена, что по благословению Тихвинской).
О. Георгий убежден в том, что у священника на селе особая миссия. Свое мнение имеет и матушка: - Мне кажется, сельский священник - больше, чем твой духовный отец. Идешь к нему - он и выслушает, и советом поможет. Батюшка ведь в деревне всех детей знает, все проблемы людские понимает. И сопереживает, к тому же сам этими же проблемами живет. В городе священник ходит в церковь как на работу. А в селе, бывает батюшка целый час может исповедовать человека, и никто никого не торопит. Более естественно живет деревенский батюшка. У нас в храме во время службы можно и посидеть, если устал. Ведь скотины трехозерцы помногу держат, устают...


- Прислушиваться к людям учишься, - добавляет о. Георгий, - следить, как они переживают службу. Сам я в городе не служил, личностного опыта городской службы у меня нет. Но знаю, что на селе есть возможность постичь внутреннее содержание служения священника.
Если к священнику обращаются: "батюшка...”, это уже как семья. Село ведь для священника получается как единый организм. А будешь тут "отцом Георгием”, мира не будет. Именно "батюшка”, а никто иной. Сельская психология своеобразна, из поколения в поколение традиция передается. Если приезжает посторонний, спрашивает "Ивана Ивановича”, сельские не понимают, спрашивают: "А чей он?” Все - как в семье...
В городе, если член общины от батюшки ушел - священник может и не переживать: другие придут. А на селе я - один. И как на ладони у всех. И не дай Боге, если священник чем-то запятнается! Пятно будет не на одно поколение: "Это к тому-то попу идти? Да ни за что! И своих детей не пущу...” Очень важно ни одной "овцы” пастырю не потерять...

Рождение каждой духовной книги- чудо. И, конечно, без незримой помощи Божьей Матери не смогла бы выйти в свет и эта книга. Всё больше и больше число паломников, особенно в летнее время, приезжает в село Три Озера помолится, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. И сердца их всех покрывает материнской радостью Пречистая Дева, утешает и вразумляет, дает надежду жить дальше...

Три Озера у трёх озёр. Три Озера своего рода чемпион Спасского района, а то и всего Татарстана, село Три Озера – самое старое. Пожалуй, сюда можно добавить ещё несколько эпитетов – самое красивое, оригинальное, необычное. Первое упоминание о нем относится к 922 году. Раскинулось село на берегу трёх живописных, питающихся из родников, существующих ещё со времен ледников. Озёр: Чистого, Безымянного и Атаманского. Весьма древнего происхождения. Жители очень гордятся своими озерами. Водоёмы и впрямь уникальны и необыкновенно хороши. Особенно летом, когда берега утопают в зелени, а вода соперничает синевой с небесами. Когда то озёра соединялись друг с другом красивыми ажурными мостиками – их строили ещё помещики Молостовы. Но со временим мосты разрушились, их завалили песком, возвели дамбу. До Волги от Трёх Озер – несколько километров, но местным рыбакам Волга ни к чему. Им и здесь хорошо. И зимой и летом рыбаки сидят на озерах с удочками. Храм « Рождества Пресвятой Богородицы» На берегу Чистого озера стоит храм, похожий на величественный замок. Это одна из старейших и красивых церквей Спасского района, которая построена в 1771 году на средство помещика Льва Ивановича Молостова. Спустя сто лет храм перестроил другой Молостов – Михаил Модестович. Первое богослужение состоялось в 1778 году, службу здесь велась без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена… Вряд ли Молостовы могли предложить, что в храме, в святом месте, разместится склад для зерна. Ещё в 1997 году здесь была мельница, стояли жернова… Храм является памятником архитектуры, выполненным на высоком художественном уровне. Христа - Рождественская церковь – трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с пределами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Отдельно стоящая колокольня имеет строгие классические формы. Сейчас в Спасском районе на селе 6 действующих храмов. В церковной ограде хоронили членов семей местных помещиков Молотовых. Сейчас могилы заброшены. Правда, у местного батюшки Георгия есть задумка очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма. Но на все нужны деньги, а их в приходе отца Георгия, так же, как и у прихожан, немного. 26 июня / 9 июля. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Тихвинской Чудотворной Божией Матери, явленной земле Российской как благая весть. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы, одобренная Ею со словами: « С этим образом благодать Моя и сила», - икона была передана в дар правителю Антиохи Феофилу. После его кончины была перенесена в Иерусалим и в V веке – в Константинополь, где для иконы была выстроена церковь, известная как Влахернская. Несколько столетий спустя, в 1383 году икона была явлена в небе над Ладогой. Сопровождаемая толпами ладожских рыбаков, крестьян, женщин и детей, священниками и монахами, икона шествовала по Русской земле. На месте, выбранном Ею, реке Тихвинке возведена церковь, вокруг которой впоследствии был основан монастырь Самой Царицы Небесной Её Чудотворным образом, ставший Великой лаврой Успения Пресвятой Богородицы. Разгорался свет Чудотворной иконы Тихвинской по Русской земле, в годы Смут собирая Русь воедино, защищая от внешних врагов, милость страждущим изливая, чудесами в вере утверждая. Имела икона одну особенность – сама выбирала место своего пребывания. Так, в годы Великой Отечественной войны, когда оскудела вера и воцарилась безбожье, икона покинула Россию и полвека пребывала в Америке в Чикаго в Свято - Троицком Соборе. Лишь в 2004 году возвратилась на Русскую землю, в Тихвинский Свято – Успенский монастырь, а с иконой возвратилась на землю и благодать « Чадоподательница » Один из списков Чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери (ix века) находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера Спасского района Республики Татарстан и занимает центральное место. Как любящая мать Пресвятая Богородица заботится о семейном благополучии всех с верою к Ней притекающих и приносит в семьи великую радость - зачатие и рождение детей. « Чадоподательница » - ласково называют эту икону в храме. С любовью и надеждой припадая к Чудотворному образу, люди уходят утешенные Ею, возвращаясь уже с благодарностью к Ней. И тому немало примеров. « По зову Тихвинской » Рассказывает настоятель храма « Рождества Пресвятой Богородицы» о. Георгий (Кондратьев) По праву хозяйкой нашего храма можно назвать Божию Матерь, благодатно пребывающую в чудотворной Тихвинской иконе. На себе ощутили Её благодать, матушка Галина пела на клиросе. В то время у нас уже была дочь. Желали ещё детей, но проблемы со здоровьем матушки оставляли желать лучшего. Молились перед этим образом о благоустроении церкви, семейном благополучии, а явлено было чудо. Матушка забеременела, да и не только она, певчие женщины, которым уже было за 40 лет. Петряева С., Шипунова И., ощутили на себе эту благодать. Радости не было предела, родилась вторая дочь. О третьей и не думали, а тут просто подарок – третья дочь. Приходится только удивляться, как проявляет себя эта икона сегодня. Многим, кто приезжает за помощью к ней с проблемой зачатия, рождения, семейных нуждах, Божия Матерь помогает. Возвращаются с радостью, пишут, звонят, благодарят. Семья Волковых Н. По зовы Тихвинской и благословению о. Владимира (Головина) наша семья переехала в с. Три Озера в 2006 году. Врачи поставили мне диагноз:120 % бесплодия. Слёзы отчаяния охватили меня, спасибо мужу: успокаивал, утешал. На прощенное воскресенье в храме «Рождества Пресвятой Богородицы» исповедались, причастились, батюшка помазал от лампадки чудотворной иконы Тихвинской. В то время мы ещё не знали о её особенности. Просили в молитве к Ней о семейном благополучии. И вот чудо- приехали в Ульяновск, через три недели прошла УЗИ – беременна. Сейчас у нас уже трое детей. И все благодаря нашей Божией Матери, в Тихвинском образе утешающим, обращающихся к ней. Семья Матвеевых Е. Наша семья всегда особа почитала Божию Матерь, прибегала к Ней в молитве за помощью, искала У Неё утешение. Детей не имела, но с нетерпением ждали милости Божией. Однажды во сне мне было открыто, что за помощью в своей проблеме нужно ехать к Тихону. Оказалось, что в с. Три Озера к иконе Божией Матери Тихвинской. По благословению прот. Владимира (Головина) с радостью переехали на местожительство в село Три Озера. В храме Рождества Пресвятой Богородицы ощутили особую благодать. Молились, исповедовались, причащались, читали акафист Божией Матери Тихвинской, а уже через два месяца я забеременела. Это было для нас чудом, долгожданной радостью. После рождения сына мы ощущаем заботу Божий Матери Тихвинской

Так называют Тихвинскую икону Божией Матери из села Три озера в Татарстане. Недавно этот чтимый образ был привезен на Православную выставку в Самару.

С этой иконой я познакомился еще два года назад. На первой в Самаре Православной выставке. Тогда священник Александр из Татарстана прямо перед стендом «Благовеста» помазывал елеем всех желающих приложиться к Тихвинскому образу Божией Матери. А мы все, сотрудники «Благовеста», подолгу смотрели на эту икону. Ведь она была прямо напротив нас! И вот что интересно: через день-два я ловил себя на том, что мне так хочется не отрываясь смотреть и смотреть на это дивное изображение! А когда выставка закончилась, еще долго не забывался милующий взгляд Ее очей…

Полгода назад из Татарстана пришло электронное письмо, в котором родственники протоиерея Стефана Акашева просили помочь в поисках родни. Я ответил отказом. Ничего мне не известно о предках этого легендарного священника. И вот на недавней Православной выставке в середине декабря ко мне подошла молодая женщина и назвалась… родственницей отца Стефана. Оказалось, писала мне как раз она - Светлана Александровна Шевченко, и писала по просьбе ее матери, Татьяны Николаевны Кавиной, которая приходится отцу Стефану двоюродной внучкой. Но самое большое удивление ждало меня впереди. Оказалось, мать и дочь приехали на выставку в Самару с тем самым чудотворным образом Тихвинской Божией Матери - Чадоподательницы, как ее еще называют.

О протоиерее Стефане Акашеве когда-нибудь напишут остросюжетный роман. Коллективизация застала 30-летнего священника в оренбургском селе Верхняя Платовка. Все его достояние - храм, маленькая дочка да жена-красавица. Вот ее-то, матушкина красота, и стала причиной несчастий пастыря. Председатель колхоза вызвал священника к себе в кабинет и потребовал… отдать ему на поругание жену. Уж больно она приглянулась новому «хозяину жизни». В противном случае грозил настрочить донос, и тогда главу семьи заберут «куда следует». Священник Стефан, конечно же, отказался. И вскоре председатель осуществил угрозу. Отца Стефана увезли в оренбургскую тюрьму, а потом отправили на долгие годы в Котлас. А из родного села приходили недобрые вести. Председатель угрозами и насилием добился-таки своего. Жена священника жила у него, и уже ждала ребенка. Сколько слез пролил на молитве батюшка, знает только Господь и высокое северное небо. Но услышал его молитву Всевышний. Не долгим было торжество осквернителя семейного очага. И вскоре его самого определили в тот же самый барак, что и отца Стефана. И тоже по чьему-то доносу. Бывший председатель со слезами раскаивался в совершенном грехе, просил прощения у отца Стефана. И умер на его руках. Им же был отпет и закопан в мерзлую землю.

А вскоре наступил конец ссылки. Вернулся в родное село отец Стефан. Но домой даже не зашел. Там уже рос чужой ребенок. Предательства жены простить он не смог. Стал жить отдельно, принял тайный монашеский постриг с именем Серафим. Но в нужде он свою бывшую семью не оставлял: через прихожан передавал им корзины с продуктами и деньги.

Потом отец Стефан был переведен в Самарскую епархию. Служил в селе Заплавном, и там открылся у него редкий дар исцеления духовно болящих. Со всего Союза потянулись к нему в храм страждущие. Он ставил одержимых под колокол и велел звонить над ними до трехсот раз. А бесноватые в это время читали «Богородицу». Сотни людей исцелились по его молитве…

Умер он в 1975 году, был похоронен на сельском кладбище в Заплавном. Там и должен был мирно покоиться его прах до всеобщего Воскресения. Но в 1992 году имя отца Стефана неожиданно попало на страницы газет, в хронику происшествий. Еще бы! Ведь однажды утром жители Заплавного обнаружили его могилу раскопанной, кости пастыря разбросанными в безпорядке. И, главное, нигде не смогли найти ни его священнического креста, ни головы. Следы «жигулей» уводили в сторону Оренбурга. Следствие не установило виновных в вандализме. И потому осталась единственная версия - это сделали сатанисты. Видно, так досадил дьяволу при жизни этот сельский батюшка, что и спустя 17 лет после его смерти не забыл враг той «язвы», которую нанес ему отец Стефан в этом храме.

Моя родная бабушка и Степан Акашев были двоюродными братом и сестрой, - рассказывает Татьяна Николаевна Кавина. - Точно это мне не известно, возможно, они были родными братом и сестрой. Мама этого хорошо не помнила, а бабушка рано умерла. Моя мама была самой маленькой в семье. Когда мама уехала в Казахстан, все родственные связи оборвались. Фамилия у моей бабушки была Акашева. Мы долго искали какие-то сведения о дедушке-священнике, и все не могли найти. Тогда мы с дочкой стали об этом молиться. Я просила Богородицу помочь в поиске данных о дедушке Стефане. И вот ко мне приходит знакомая женщина, дает книжку «Подвижники Самарской земли». Когда я открыла книгу, сразу увидела знакомую фотографию. Этот снимок двоюродного дедушки я видела в альбоме моей мамы. Целая глава в той книге была посвящена моему родственнику. Я попросила женщину продать мне книгу. Но она книгу мне подарила. В 2003 году съездили мы с дочерью в село Заплавное. Видимо, дедушка нас там ждал! Приняли нас замечательно. Потом я разговаривала с протоиереем Николаем Манихиным в Тольятти. Он хорошо знал нашего дедушку. С тех пор мы молимся об отце Стефане, заказываем в храме о его упокоении.

Какие-то семейные предания об отце Стефане сохранились у вас в роду? - спрашиваю Татьяну Николаевну.

Мама рассказывала, что он был очень добрый. Приходил к нам в дом и весь словно светился добром. Но с ребятами был строг иногда. Это когда они что-то неправильно делали, шалили. Маминому отцу он говорит: Иван, твой Михаил то-то не так сделал… Когда украшали храм перед приездом Архиерея, мамины сестры-братья колокол поднимали. И в этот момент мой дедушка видел Ангелов! Он рассказал об этом отцу Стефану, и тот подтвердил: да, Ангелы помогают поднимать на храм колокола… Дедушка мой был звонарем. Все в семье помогали храму, чем могли. Вся семья мамина была при церкви. Мама рассказывала: когда отец Стефан читал в храме проповеди, люди плакали. И на исповедь к нему стояли большие очереди, он подолгу исповедовал. И многие плакали. А мама моя девочкой все спрашивала: чего они плачут? А ей говорили те, кто постарше: это грехи их плачут, так их пробирает священник Стефан! Весь храм на коленях стоял, когда он проповеди читал. Потом ему надолго запретили служить. Для него это была острейшая боль…

На этом семейные предания о священнике Стефане Акашеве не заканчиваются. Когда Светлана Шевченко рожала второго ребенка, ей сделали кесарево сечение. И… ее сердце остановилось. Врачи констатировали клиническую смерть. Когда ее душа на мгновенье отделилась от тела, Светлана вдруг увидела там , в мировой безпредельности, встречавших ее блаженную Ксению Петербургскую (ей она молилась о благополучных родах) и прадедушку отца Стефана. Вскоре ее сердце вновь забилось.

Желание послужить Богу в этой семье было особое, крепкое. Хотелось даже для этого уехать из города. Татьяна Кавина поехала в Ключевскую пустынь, к отцу Илариону, просить благословение на монастырь. Он ответил ей так: весь род у тебя при храме был - все твои деды-прадеды храмовые люди, и ты при храме будь!

Протоиерей Стефан Акашев.

Тогда еще не знала Татьяна Николаевна, что не только отец Стефан, но и его отец (ее прадед Михаил) были священниками!

Работала она в церковных лавках в Тольятти, была «при храме». Но все же хотелось ей другого служения. Тогда ее дочь поехала в Болгары, к священнику Владимиру Головину, спросила его, где им лучше спасаться? А была мысль уехать на родину предков, в Верхнюю Платовку, и там работать при храме. Но батюшка сказал: «Воля Божия вам ехать в Татарию, в село Три озера».

Это известие пришлось по сердцу Светлане Александровне. А ее маму скорее ошеломило. Стала она сугубо молиться об открытии воли Божией. И вдруг увидела сон: будто всю ночь простояла она в пустом белом храме без алтаря, без свечей - стояла на коленях и молилась Тихвинской иконе Божией Матери, которая висела перед ней в воздухе. И еще краешком глаза увидела она в храме три кучки мусора в уголке. С этим проснулась. И сразу подумала: наверное, это какое-то искушения. Что это за храм без свечей, без алтаря? Без икон по стенам… И вот приехали они «на разведку» в село Три озера Спасского района Татарии. Познакомились с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы священником Георгием Кондратьевым, и он повел их в центральный придел старинной церкви.

Тут я вскрикнула от изумления и говорю ему: «Да я здесь всю ночь стояла на коленях!» Это был тот самый храм. Побелено все, и пол цементный, и нет еще икон на стенах, и алтарь иконостасом не отделен. А в стороне те самые - три кучки мусора. Поняла я, это Сама Богородица показала мне место, где надо послужить, - рассказывает Татьяна Ковина. «Видимо, Богородица благословляет вас на служение Себе», - сказал нам и священник.

- …Это чудотворный образ! От него столько помощи людям.., - рассказывают, дополняя друг друга, мать и дочь, Татьяна и Светлана. Перед революцией икона долго плакала, так им бабушки рассказали. Потом эта икона пропала на время, но одна женщина ее сохранила. А спустя годы привезла этот образ в Болгары, в Свято-Авраамиевский храм, к отцу Владимиру. Потом эту икону вернули в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Три Озера. «Наша икона чудотворная, ее называют Чадоподательницей. Многие помолятся перед этим образом и вскоре рожают детей. Иногда икона благоухает и мироточит. Мы сами были не раз этому свидетелями», - говорят мать и дочь.

Пока мы разговаривали, к Тихвинской иконе выстроилась уже немалая очередь. Пора браться вновь за работу! Светлана быстро записывает имена тех, кто заказывает обедни в их храме, молебны перед иконой. Татьяна протирает тряпочкой киот с чудотворным образом, отвечает на вопросы. Приятно и весело на них смотреть. Вот оно, то самое высокое служение, которого так трепетно искали их сердца! Думаю, их дедушка-прадедушка отец Стефан смотрит на них с Неба с радостью и любовью. А к отцу Александру, который уже с другой иконой, целителя Пантелеимона, приехал к нам на эту выставку, в присутствии сотрудницы «Благовеста» подошла женщина со спящим в коляске грудным ребенком. «Вот, благодаря молитвам перед привезенной вами в позапрошлом году «Тихвинской» - ребенок у нас родился. Лизонькой назвали…»

Чадоподательница!.. - только и сказал счастливой матери отец Александр.

Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с приделами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1775 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера. Два придела пристроены позже о освящены в 1777 году. Имеется отдельно стоящая колокольня, построенная в первой половине XVIII в., на средства помещиков Молоствовых. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году и совершалось беспрерывно до 1932 года. Последний настоятель храма иерей Феоктист Беликов. В 1930-е годы он был репрессирован. Богослужения прекратились, а здание храма стало использоваться местными властями в качестве мельницы и зернохранилища. В июне 1999 г. богослужения возобновились. Начались восстановительные работы на средства, пожертвованные простым народом.



Старинное и красивое село Спасского района Три Озера не зря так называют. Оно раскинулось на берегу трех озер, похожих на голубые глаза в обрамлении густых ресниц зелени. Ох, и красотища здесь летом! Зимой, понятное дело, пейзаж построже, побелее. Но тоже впечатляет. Особенно когда идешь по узенькой тропинке прямо по озеру, по Атаманскому, чтобы сократить путь, к церкви.

Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с приделами во имя Святых Мучеников Благоверных князей Георгия и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1771 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году, службы здесь велись без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена...

Церковь расположена почти у самой воды. Когда-то к озеру можно было спуститься по изящной ажурной лестнице, от нее остался лишь небольшой фрагмент. Местный батюшка Георгий Кондратьев мечтает очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма. Но на все нужны деньги, а их в приходе отца Георгия, так же, как и прихожан, пока не так уж много.

Отец Георгий серьезно обосновался в Трех Озерах, построил дом, здесь у него родился второй ребенок. Интересна история матушки Галины, супруги отца Георгия, церковной псаломщицы. По национальности она татарка, и звали ее в миру Гулия. Жила Гулия в Болгаре, дружила с Георгием. Вскоре поняла, что не просто влюблена в этого серьезного молодого человека, но готова ради него поменять веру и помогать ему во всем. Так Гулия стала христианкой Галиной и обвенчалась с Георгием в церкви.

Отец Георгий - молодой батюшка, ему едва за 30. Вместе с женой и маленькой дочкой он поселился в селе Три Озера. Отец Владимир из Свято-Аврааменской церкви, что в Болгаре, выпускник Московской духовной семинарии, направил своего ученика возрождать церковь в Три Озера.
- С детства я воспитывался на религиозных православных традициях, - рассказывает отец Георгий: мечтал иметь собственный приход и служить Богу верой и правдой. Когда я впервые вошел в храм в селе Три Озера (местные жители неоднократно обращались в райцентр с просьбой восстановить храм и прислать батюшку), то был просто ошарашен. С одной стороны, - красотой и величием храма, с другой - царившим в нем запустением. Подумал, какие большие труды придется приложить, чтобы восстановить хотя бы часть храма и начать в нем богослужения. Но трудности меня не испугали, я был к ним готов. Мы начали с субботника, который провели силами прихожан. Первое богослужение в церкви провели в 1998 году. Сначала служили лишь по большим праздникам. Теперь гораздо чаще.

По материалам газеты "Республика Татарстан" - взято с сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.



Архитектурное описание. В композиции храма превалирует большой четверик под куполом, над которым возвышается главка на глухом барабане. Полукупольный объем трапезной широко охватывает помещение притворов и приделов боковых престолов. Отдельно стоящая колокольня выполнена в формах классицизма. Общий стиль - барокко. Церковь построена на средства помещика Льва Ивановича Молоствова(по клировым ведомостям - прихожан), а перестроена в 1874-1876 гг. на деньги помещика Михаила Модестовича Молоствова и приходские пожертвования.

Из книги Липаков Е.В., Афонина Е.В., Долгов Е.Б., Середа Г.И., Якимов И.В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998.

Три Озера своего рода чемпион Спасского района, а то и всего Татарстана, село Три Озера - самое старое. Пожалуй, сюда можно добавить ещё несколько эпитетов - самое красивое, оригинальное, необычное.
Первое упоминание о нем относится к 922 году. Раскинулось село на берегу трёх живописных, питающихся из родников, существующих ещё со времен ледников. Озёр: Чистого, Безымянного и Атаманского. Весьма древнего происхождения.
Жители очень гордятся своими озерами. Водоёмы и впрямь уникальны и необыкновенно хороши. Особенно летом, когда берега утопают в зелени, а вода соперничает синевой с небесами.

Когда-то озёра соединялись друг с другом красивыми ажурными мостиками - их строили ещё помещики Молостовы. Но со временим мосты разрушились, их завалили песком, возвели дамбу.
До Волги от Трёх Озер - несколько километров, но местным рыбакам Волга ни к чему. Им и здесь хорошо. И зимой и летом рыбаки сидят на озерах с удочками.


Храм « Рождества Пресвятой Богородицы»
На берегу Чистого озера стоит храм, похожий на величественный замок. Это одна из старейших и красивых церквей Спасского района, которая построена в 1771 году на средство помещика Льва Ивановича Молостова.
Спустя сто лет храм перестроил другой Молостов - Михаил Модестович. Первое богослужение состоялось в 1778 году, службу здесь велась без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена…
Вряд ли Молостовы могли предложить, что в храме, в святом месте, разместится склад для зерна. Ещё в 1997 году здесь была мельница, стояли жернова…

Храм является памятником архитектуры, выполненным на высоком художественном уровне. Христа - Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с пределами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Отдельно стоящая колокольня имеет строгие классические формы. Сейчас в Спасском районе на селе 6 действующих храмов.
В церковной ограде хоронили членов семей местных помещиков Молотовых. Сейчас могилы заброшены. Правда, у местного батюшки Георгия есть задумка очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ТРИ ОЗЕРА
Главной достопримечательностью села во все времена были озёра. Их исторические названия зафиксированы в «Списке населённых мест Казанской губернии» за 1859 год - Атаманское, Чистое и Курышевское. В советские времена озёра стали именоваться Атаманское, Чистое и Безымянное - сначала в просторечии, а затем и в официальных документах.
В 1978 году все три озера были объявлены памятниками природы Республики Татарстан и внесены в кадастр особо охраняемых природных территорий.
В материалах состоявшейся в 2009 году в Камском Устье всероссийской спелеологической конференции отмечено, что три глубоких озера, описанные в 10 веке арабским путешественником Ахмедом ибн-Фадланом, имеют карстовое происхождение.
Это означает, что котловина озера образуется в результате размывания горных пород одновременно поверхностными и подземными водами. Участники конференции подчеркнули также, что это первое письменное упоминание карстовых явлений на территории России.
Однако в некоторых источниках встречается ошибочная версия искусственного происхождения этих озёр. Она могла возникнуть потому, что помещики Молоствовы не раз расширяли границы озёр, используя для этого ручной труд своих крестьян, и в некоторых архивных документах остались сведения, что озёра копаные. Но питаются они за счёт атмосферных осадков, грунтовых и подземных вод


Атманское (Атаманское) озеро расположено в северо-западной части села. До революции самая крайняя улица здесь в народе называлась Атманки (современная Садовая), от которой стали именовать и озеро. Предположительно, слово «атманки» в народных говорах означало расположенную на отшибе улочку. Слово «атаман» к происхождению названия отношения не имеет. По официальным данным, площадь водного зеркала Атманского озера - 14 га, объём - 113 тыс. куб.м, длина - 500 м, максимальная ширина - 380 м, средняя глубина - 0,8 м, максимальная глубина - 1,8 м. Форма овальная, вода жёлтого цвета, без запаха, очень мутная, маломинерализованная.

Чистое озеро находится в центре, у Христо-Рождественской церкви. Название изначально дано в связи с более прозрачной, чистой по сравнению с другими озёрами, водой. Объясняется это тем, что талые воды с полей всегда поступали сюда из Атманского озера уже несколько отстоявшимися.
Кроме того, Чистое озеро - самое глубокое, не заиленное, и в нём наиболее активно происходит процесс пополнения его подземными водами. По официальным данным, площадь водного зеркала Чистого озера - 13 га, объём - 220 тыс. куб.м, длина - 640 м, ширина - 380 м, средняя глубина - 2,0 м.

Курышевское (Безымянное) озеро расположено в южной части села. Словом «курыш» (с ударением на «ы») в старину в России называли индюков, которых, возможно, разводили местные крестьяне, в связи с чем улочка здесь могла получить в народе название Курыши, а озеро рядом с ними - Курышевское.
Старожилы помнят и название Курмыш по отношению к этой части села, означавшее ряд изб, одну сторону улицы, так что и это слово могло дать озеру название. Безымянным оно стало в советские времена, когда в народной памяти стёрлись многие дореволюционные названия.
По официальным данным, площадь водного зеркала Курышевского озера - 10,4 га, объём - 135 тыс. куб.м, длина - 480 м, максимальная ширина - 410 м, средняя глубина - 1,3 м, максимальная глубина - 1,9 м. Вода слабоминерализованная, очень мягкая, слабомутная, жёлтого цвета, без запаха, гидрокарбонатно-сульфатно-кальциевого типа.

Рыбалка. В озёрах во все времена водилась рыба, и сегодня любимое занятие сельчан - посидеть с удочкой на берегу. Караси здесь клюют и в будни, и в праздники.

Из истории села
Первое упоминание о трёх озёрах, существовавших в государстве Волжская Булгария, содержится в летописи Ахмеда ибн-Фадлана, который 12 мая 922 года прибыл в наши края с пятитысячным посольством из Багдада. На берегах озёр располагалась тогда летняя ставка булгарского царя Алмуша. «Когда мы прибыли к царю, - пишет Ахмед ибн-Фадлан, - мы нашли его остановившимся у воды, называемой Хеллече, а это три озера, из которых два больших и одно поменьше. Однако, из всех их нет ни одного, в котором дно было бы достижимо». Алмуш созвал в ставку у трёх озёр предводителей и представителей булгарских племён, которые выслушали письмо багдадского халифа и согласились принять ислам в качестве официальной религии Волжской Булгарии. В одном из последних переводов этой арабской рукописи место у трёх озёр названо также Халджа. Посольство находилось здесь до конца июня, и Ахмед ибн-Фадлан описал немало чудес, которые он наблюдал в этих местах.

После нашествия монголов город Болгар в 1240-х годах играл роль первой столицы Золотой Орды, где располагалась ставка хана Батыя, так что удобно расположенные озёра могли служить пристанищем войскам грозного завоевателя, а в дальнейшем - местом отдыха для проходящих караванов и путников. В 1431 году, после похода князя Фёдора Пёстрого, Болгар был окончательно разрушен. В последующие столетия, согласно преданию, на берегах трёх озёр жили «татары, цыгане и другие бродячие народы», в том числе мусульманские паломники, посещавшие развалины священного для них города.

В 1691 году московскому дворянину Ивану Ивановичу Молоствову по грамоте Петра I были отписаны «в Казанском уезде в Закамской черте» от деревни Полянки на Утке до реки Бездны «дикие поля, порозжие земли, сенные покосы и леса». В ввозной грамоте упоминается и «урочище Три Озера», то есть, участок с озёрами, резко отличающийся от окружающей его местности. Со времён Волжской Булгарии здесь не было постоянного селения. В 1692 году сюда были переведены первые поселенцы - крепостные крестьяне Молоствовых из Нижегородского и Свияжского уездов, и село Три Озера полностью или частично принадлежало Молоствовым на протяжении последующих 226 лет - вплоть до 1918 года.

От Ивана Ивановича Молоствова село Три Озера унаследовал его родной племянник Иван Дмитриевич. В селе до 1716 года построили деревянную церковь во имя Рождества Христова, и в документах с тех пор упоминается его второе название - Рождественское. Затем селом владел сын Ивана Дмитриевича - Лев Иванович Молоствов. На его средства здесь возведена каменная Христо-Рождественская церковь (первое богослужение состоялось в 1778 году). Согласно межевой книге 1789 года, владельцами села Три Озера значился сын Льва Ивановича - секунд-майор Порфирий Львович Молоствов, а также титулярная советница Мария Осиповна Неелова и поручица Катерина Михайловна Суровцева. Но уже через несколько лет все владения были выкуплены Молоствовыми.


До реформы 1861 года жители Трёх Озёр относились к категории помещичьих крестьян, которые занимались земледелием, разведением скота, мукомольным промыслом. После реформы село было поделено на три крестьянских общества, в 1859 году здесь проживало 2183 человека. Наибольшее развитие получили сапожное ремесло, шорный, бондарный и кузнечный промыслы. К 1911 году в селе насчитывалось семь кузниц, кустари занимались производством плугов. Проживало три умельца, занимавшихся изготовлением кирпича, один овчинник, три домохозяина изготавливали хомуты, четверо - шили кожаную обувь (мужские сапоги, башмаки и ботинки для женщин). Трёхозёрские кустари занимались также валяльным и красильно-набивным промыслами. Основным же занятием населения оставалось земледелие.