8 к основному инструменту денежной политики относится. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики. Инструменты монетарного регулирования

Кредитная система – это открытая для мировых хозяйственных связей, обладающей принципом упорядочения и кредитным механизмом единое устройство элементов кредитных отношений, способная создавать средства платежа перемещать их во времени и в пространстве и, в конечном счете, влиять, во-первых, на экономический рост и продолжение бедности, во-вторых, на поддержание ликвидности и выравнивания разности между теми, кто нуждается в заемных средствах и теми, кто ими располагает.

Общей основой необходимости кредитной системы являются долговые отношения. Общей причиной необходимости кредитной системы выступают товарно-денежные отношения. Кредитный механизм, как непосредственная причина превращения возможности в необходимость обусловлен доверием к рационализации кругооборота денег с использованием заемных средств.

Кредитный процесс и управление денежным оборотом общества строится на конкретных функциях. К ним относятся:

Перераспределительные функции, содержанием которой является аккумулирование свободных денежных ресурсов юридически и физических лиц, превращение их в судный капитал и при помощи кредитного механизма передача о временное распоряжение на платной основе различным субъектом хозяйствования и населения.

Функция создания кредитных средств обращения и экономии издержек обращения. В процессе кредитования создаются различные платежные средства для обслуживания налично-денежной и безналичной форм сферы обращения, оказывающие влияние на структуру денежной массы, платежного оборота и скорости обращения денег происходит замещение действительных денег кредитными деньгами.

Функция ускорения концентрации и централизации капитала. Для увеличения масштабов производства зачастую недостаточными являются средства отдельных хозяйствующих субъектов, поэтому разрозненные части из прибавочной стоимости стекаются и накапливаются в кредитных учреждениях. И достигнув значительных размеров, позволяют расширить производство. Концентрации подвергаются свободные денежные средства населения. Важную роль играет кредит и в централизации капитала, так как способствует, превращению индивидуальных предприятий коллективной формы собственности то есть осуществляется централизация капитала.

Контрольная функция. Ее содержание сводится к контролированию финансового состояния заемщика, с целью предотвращения несвоевременного выполнения взятых на себя обязательств. Поэтому на протяжении всего кредитного процесса осуществляется контроль над соблюдением всех принципов кредитования, позволяющий кредитору принимать решение о выдаче ссуд об ужесточении режима кредитования либо о досрочном возврате ссуд.

Таким образом, кредит представляет собой смену форм капитала и сопровождающуюся с одной стороны временным высвобождением денежных средств у одних хозяйствующих субъектов, с другой стороны образованием потребности в этих средствах у других. Это две неразрывные стороны единого процесса кругооборота капитала. А кредит – это любой товар, используемый в качестве посредника при обмене товаров.

1.2 Инструменты денежно-кредитной системы

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. Операции на открытом рынке, т.е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению снижает объем денежной массы); Надежный вид финансовых активов. Ценные бумаги продаются и покупаются на особом рынке, где цены, как и на товарном рынке, образуются в соответствии со спросом и предложением.

Операции с ценными бумагами заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков ценных государственных бумаг – акций, облигаций, казначейских векселей. В данной операции участвуют:

· государство (через ЦБ);

· коммерческие банки;

· население.

2. Изменение резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

3. Изменение учетной ставки (учетная, или дисконтная, политика), т.е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческих банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение - сокращает).

Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда выступает государство, а коммерческие банки и население выступают участниками торгов в целях получения экономической выгоды. Операции на открытом рынке способствуют уменьшению или увеличению денежно массы, находящейся в обращении, что влечет стимулирование или сдерживание роста экономики. Для сокращения денег ЦБ навязывает коммерческим банкам покупку ценных государственных бумаг. Когда в экономике наблюдается спад и количество денег в обращении необходимо увеличить, ЦБ скупает ценные государственные бумаги. Таким образом, денежная политика, проводимая ЦБ, позволяет регулировать денежное обращение в стране.

Кроме того применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных моделях.

Теория денежно-кредитного регулирования.

Теория денежно-кредитного регулирования существует в двух видах: монетаристская и кейнсианская концепции обеспечения равновесия в экономике.

Кейнсианская теория отрицает саморегулирование рыночной капиталистической экономики. Кейнс считал, что путем вмешательства государства в регулирование количества денег в обращении и процентных ставок можно преодолеть циклический характер развития диспропорции в экономике капитализма. Установление низкой нормы процента сможет обеспечить подъем производства, снизить до минимума или устранить безработицу, создаст стимул к инвестициям.

Монетаристы, напротив, считают, что государственное регулирование экономики бесполезно. По их мнению, основным фактором в экономике является количество денег в обращении. Таким образом, изменяя денежную массу (увеличивая или уменьшая) можно изменить процентную ставку, таким образом воздействовать на объем производства. В основе денежно-кредитного регулирования лежит агрегат денежной массы М1 (наличные деньги + бессрочные вклады). Устанавливается, на сколько процентов этот агрегат должен увеличиваться в предстоящем периоде, осуществляется расчет норматива по агрегату М1 с целью определения размера ВВП, возрастающего в том же проценте.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

1) Политика ЦБ в отношении финансовых институтов особенно банков;

2) Налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;

3) Участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

Денежно-кредитная политика – это изменение государством количества денег в обращении для решения важных экономических задач.

Необходимость государственного контроля за денежной массой связана с поведением экономических агентов рынка. Так, банки, максимально расширяя кредит и создавая избыточную денежную массу в период экономического подъема, могут способствовать созданию чрезмерного совокупного спроса и усилению инфляции. В период депрессии количество предоставляемых займов сокращается и банкиры предпочитают держать деньги в ликвидной форме. Тем самым сдерживается совокупный спрос и усиливается спад.

Стремительное сокращение денежного предложения способствовало развитию Великой депрессии 1929 – 1933 гг. Поэтому ЦБ должен иметь в своем распоряжении определенные инструменты, предназначенные для управления денежной массой. Целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в стабилизации или достижении высокого уровня развития производства, характеризующегося низкой безработицей и инфляцией.

Существуют три основных инструмента денежно-кредитной политики:
– операции на открытом рынке;
– изменение резервной нормы;
– изменение учетной ставки.

К операциям на открытом рынке относятся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. Рост предложения денег в этом случае достигается за счет денежной массы, выпущенной в обращение при покупке ценных бумаг у населения и коммерческих банков, а его сокращение – за счет изъятия денег из обращения при продаже облигаций. Операции на открытом рынке – наиболее часто применяемый ЦБ инструмент экономической политики. Так, на Нью-Йоркском рынке облигаций они проводятся фактически ежедневно.

Практически этот процесс осуществляется так. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы, и ЦБ решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать ценные бумаги на открытом рынке. Вследствие увеличения предложения ценных бумаг их рыночная цена падает. Дилеры правительственных ценных бумаг начинают покупать их и перепродавать по рыночной цене спроса домашним хозяйствам, которые охотно приобретают эти бумаги в связи с высокой доходностью.

Если в экономике наблюдается недостаток денежных средств, грозящий спадом и ростом безработицы, ЦБ проводит политику, направленную на расширение предложения денег, скупая правительственные ценные бумаги. Под влиянием их высокой цены домашние хозяйства начинают продавать ценные бумаги, и количество денег увеличивается.

Реже применяется изменение учетной ставки, под которой понимается та ставка процента, под которую ЦБ предоставляет коммерческим банкам кредиты. Банки прибегают к ним, когда их собственные средства для выполнения предъявленных требований недостаточны. Снижение учетной ставки, т.е. удешевление кредитов, стимулирует банки к расширению объемов заимствования у ЦБ. В результате происходит рост предложения денег, т.к. коммерческий банк расширяет свои возможности предоставления кредитов населению. Инструмент используется нечасто, поскольку ЦБ пытается, насколько это возможно, избежать льготного кредитования коммерческих банков без крайней необходимости. В основном учетная ставка изменяется вслед за движением процентных ставок на рынке капиталов.

Изменение резервной нормы как инструмент экономической политики применяется реже всего. Резервная норма устанавливает пределы, в которых банки могут осуществлять кредитование. Она представляет собой определенный резерв денежных средств в кассах или на счетах ЦБ, чтобы иметь возможность осуществлять выплаты. Это приводит к тому, что банки не могут использовать все свои депозиты для выдачи кредитов. Варьируя резервную норму, ЦБ может влиять на возможности коммерческих банков создавать платежные средства. Если норма увеличивается, банки уже не могут выдавать так много кредитов, как ранее, следовательно, денежная масса уменьшается. Когда резервная норма снижается, то денежная масса возрастает. Основную часть своих резервов коммерческие банки хранят в ЦБ.

Коммерческие банки не могут держать резервов меньше, чем это требуется. Если у коммерческих банков возникает временный недостаток таких средств, они занимают деньги для резервирования или у других банков, имеющих их сверх минимальной нормы, или у ЦБ.

Главным методом, с помощью которого ЦБ контролирует количество денег в обращении, являются операции на открытом рынке. Конечный результат воздействия этих операций на денежную массу включает как прямой, так и вторичный эффекты. Это означает, что покупка ценных бумаг у населения на 1 млн дол. увеличит денежную массу на большую величину, чем 1 млн дол. Величина множителя, на которую возрастает количество денег в обращении в результате операции на открытом рынке, называется денежным мультипликатором.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.

  • Нугуманова Лиана Малавиевна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА
  • РЕФИНАНСИРОВАНИЕ
  • ИНСТРУМЕНТ
  • ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ

Данная статья посвящена обзору системы инструментов денежно-кредитной политики. Суть денежно-кредитной политики как части экономической политики государства состоит в достижении поставленных конечных целей, которые обычно совпадают с целями экономической политики, посредством применения специфических инструментов и методов, имеющихся в распоряжении Банка России и воздействующих на структуру и количество находящихся в обращении денег, курс рубля по отношению к иностранным валютам, банковскую ликвидность. В соответствии с требованиями растущей экономики меняются сам Банк России, его функции и используемые инструменты.

  • Некоторые проблемы банковской системы в современных условиях
  • Проблема раскрытия информации на российском рынке ценных бумаг
  • Налогообложение как инструмент государственной поддержки малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт

Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России (рисунок 1).

Рисунок 1. Инструменты, применяемые Банком России при проведении денежно-кредитной политики

Процентные ставки по операциям Банка России

Центральный банк РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Повышая ставки по учетно-ссудным операциям, Банк России уменьшает в коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента.

Ставки по депозитам Банка России отражают цену привлечения денежных ресурсов кредитных организаций Банком России, который производит операции по привлечению временно свободных денежных средств кредитных организаций в депозиты в целях регулирования ликвидности банковской системы.

Депозитные операции производятся в соответствии с положением Банка России от 9 августа 2013г. №404 – П «О проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями».

В настоящее время Банк России привлекает средства кредитных организаций в валюте Российской Федерации.

Обязательные резервные требования

Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций.

Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Резервные требования являются, с одной стороны, механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, с другой стороны, резервные требования могут рассматриваться как «подушка безопасности», которая может быть использована кредитной организацией для погашения своих обязательств в случае ее ликвидации. Банк России, изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру (в случае если устанавливаются разные значения норматива для различных групп обязательств) привлеченных кредитными организациями ресурсов и тем самым оказывает влияние на их депозитную и кредитную политику. Так, уменьшая нормы резервирования, Банк России позволяет коммерческим банкам шире использовать привлеченные ресурсы.

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации в соответствии с положением Банка России от 7 августа 2009г. № 342-П «Об обязательных резервах кредитной организаций». Депонирование осуществляется в валюте Российской Федерации. На денежные средства кредитных организаций, хранящихся в Банке России в виде обязательных резервов, проценты не начисляются.

Операции на открытом рынке – один из самых мощных и гибких инструментов политики Центрального банка РФ. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается потенциал для кредитования экономики.

Важной особенностью операций Банка России на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка ценных бумаг и банковской системы, что обеспечивает стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

Операции на открытом рынке позволяют оперативно регулировать общую массу денег в обращении, влиять на качество портфеля ценных бумаг коммерческих банков, осуществлять временное заимствование денежных средств населения и юридических лиц для государства.

В практике Банка России операции по покупке и продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах в качестве дополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций . Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования.

Банк России осуществляет операции рефинансирования, обеспечивая:

  • регулирование ликвидности банковской системы;
  • право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Положение Банка России от 4 августа 2003г. №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», положение Банка России от 12 ноября 2007г. №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» и положение Банка России от 16 октября 2008г. №323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» - нормативные акты, регулирующие порядок рефинансирования.

Регулирование процентных ставок по кредитам, как и ставок по депозитам, относится к политике процентных ставок Банка России по кредитам Банка России. .

13 сентября 2013г. совет директоров Банка России в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции принял решение о реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики.

Данные меры включают в себя:

  1. Введение ключевой ставки Банка России путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя;
  2. Формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;
  3. Изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.

До этого основным индикатором политики Банка России в сфере сдерживания инфляции являлась ставка рефинансирования. Но после того как Банк России объявил ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок до 7 дней, данная ставка стала использоваться в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики.

С 1 января 2016г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и которое составляла 11,00% годовых. С 14 июля 2016г. – 10,50% годовых и с 19 сентября 2016г. ключевая ставка составляет 10,00% годовых.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение в отношении денег.

Осуществление интервенции может преследовать различные цели:

  • удержание курса на заданном уровне (в заданном диапазоне);
  • сглаживание его резких колебаний;
  • обеспечение требуемой динамики курса;
  • пополнение валютных резервов Банка России;
  • поддержание ликвидности банковской системы.

Банк России производит валютные интервенции на биржевом и межбиржевом рынках.

С 10 ноября 2014г. Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами.

При этом новый подход Банка России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведению возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Сейчас Банк России устанавливает ориентиры роста денежной массы на основе денежных агрегатов (М0, М1, М2).

Банк России осуществляет выпуск собственных облигаций (облигаций Банка России - ОБР), размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций на регулярной основе в целях регулирования ликвидности банковского сектора.

Размещение новых выпусков ОБР осуществляется на аукционной основе. Аукционы по размещению соответствующего выпуска ОБР на первичном рынке проводятся на еженедельной основе в течение всего срока размещения выпуска, составляющего, как правило, 1 месяц.

Последний состоявшийся аукцион по размещению ОБР Банк России проводил 1 сентября 2011 г. со сроком выкупа 42 дня по ставке 3,55% годовых.

Банк России предусматривает сохранение структурного дефицита ликвидности банковского сектора в 2016-2018 годах. При этом в течение рассматриваемого периода ожидается сокращение потребности кредитных организаций в рублевом рефинансировании Банка России, что будет обусловлено главным образом притоком ликвидности в банковский сектор за счет использования средств суверенных фондов в связи с необходимостью финансирования расходов федерального бюджета. При этом увеличение объема наличных денег в обращении на фоне восстановления российской экономики приведет к незначительному оттоку ликвидности из банковского сектора. По прогнозу Банка России, задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования будет в основном зависеть от объема потребности в использовании или накоплении средств Резервного фонда в ближайшие три года. В базовом сценарии задолженность кредитных организаций к 2018 году может составить 1,0 трлн рублей, а в оптимистичном – увеличиться до 5,3 трлн рублей.

Банк России будет по-прежнему управлять ликвидностью банковского сектора с помощью системы инструментов денежно-кредитной политики. В целом процесс ее формирования завершен, и в дальнейшем не предполагается значительных изменений. По мере постепенной адаптации кредитных организаций к сделанным ранее и указанным выше изменениям в системе инструментов и повышения ими качества управления собственной рублевой ликвидностью ожидается сокращение частоты использования кредитными организациями операций постоянного действия и необходимости проведения Банком России аукционов «тонкой настройки».

В конечном итоге это приведет к снижению уровня волатильности краткосрочных процентных ставок денежного рынка и будет способствовать повышению эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Другим направлением работы Банка России в 2016-2018 годах будет совершенствование технологических аспектов проведения операций. В частности, будет организован доступ к трехсторонним сервисам управления обеспечением по операциям РЕПО с корзиной обеспечения через биржевые и внебиржевые каналы предоставления ликвидности. Банк России также планирует развивать электронный документооборот с кредитными организациями при проведении операций по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами. Кроме того, Банк России усовершенствует договорную базу, регламентирующую проведение операций РЕПО на российском финансовом рынке, путем перехода к единому генеральному соглашению Банка России по всем видам операций РЕПО на условиях единого ликвидационного неттинга.

Список литературы

  1. Зарипова, Г.М. Кредитование малого бизнеса в современных коммерческих банках России [Текст] /Г.М.Зарипова// Наука, образование и инновации: материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2016. – Ч 1 – с.115
  2. Зарипова Г.М. Финансово-кредитная поддержка предпринимательства [Текст] / /Г.М.Зарипова// Наука, образование и инновации: Международная научно-практическая конференция.(28.12. 2015). – Ч 1 – с.111
  3. Запольских Ю.А. Кредитный риск и основные способы его минимизации. Экономика и социум. 2014 №2-2 (11).с.127.
  4. Банковское дело [Текст]: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г.Коробовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. – с.51, с.53-54.
  5. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебное пособие / И.В. Стихиляс, Т. Г. Туманова, А.С. Теряева. – Москва: Проспект, 2016. – с.149-159.
  6. Ключевая ставка и процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленный Банком России [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12453/ - дата обращения: 26.09.2016г.
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: Официальный сайт Центробанка России. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ - дата обращения 26.09.2016г.

Монетарная политика - комплекс макроэкономических мероприятий для обеспечения ценовой и финансовой устойчивости в экономике.

Рассматривается как одна из форм стабилизационной стратегии, направленной на устранение экономических колебаний, где в качестве объекта выступает денежная масса.

Денежно-кредитная политика влияет на процессы в экономике через механизм процентных ставок, главным показателем является ключевая ставка ЦБ.

Основные цели монетарной политики

Монетарная политика позволяет реализовать комплекс макроэкономических целей:
  • создание условий для уменьшения безработицы;
  • преодоление инфляции;
  • смягчение последствий циклических колебаний;
  • поддержание устойчивости платежного баланса;
  • повышение государственных доходов;
  • обеспечение роста экономики.

Инструменты монетарного регулирования

Осуществление кредитно-денежной политики — одна из ключевых функций Центробанка. Реализация этой задачи предполагает использование определенных инструментов: корректировка норм обязательных резервов для банков, изменение ключевой ставки, проведение операций на рынке ценных бумаг.
  • Норма обязательных резервов — некоторая доля активов финучреждений, хранящаяся на счетах ЦБ. Выступает как ограничитель выпуска кредитных денег и регулятор ликвидности финансового рынка. Повышение показателя вызывает меньшее предложение денег из-за снижения кредитного портфеля ЦБ и размера банковского мультипликатора.
  • Ключевая ставка — представляет собой минимальную процентную ставку, ориентируясь на которую, регулятор предоставляет займы финучреждениям. Привлеченные подобным образом средства, рассматриваются как дополнительные резервы ЦБ и выступают основой для мультипликационного роста денежного предложения. Корректируя значение этого показателя, ЦБ определяет приток денежных средств. При увеличении ключевой ставки банки сокращают объем кредитных продуктов, так как рассматривают ее в качестве издержек для приобретения резервов. В итоге денежная масса уменьшается. Понижение ключевой ставки вызывает противоположный эффект.
  • Операции на открытом рынке — процесс приобретения-продажи регулятором государственных долговых бумаг на вторичных фондовых рынках. Чаще всего объектом рыночных сделок выступают ГКО, корпоративные бумаги и казначейские векселя. Приобретение гособлигаций ЦБ способствует увеличению резервов финучреждений, что приводит к расширению их кредитного потенциала. В результате сделки на открытом рынке определяют объем предложения денег через воздействие на денежную базу.
Варьирование инструментов монетаризма позволяет Центробанку осуществлять политику дешевых и дорогих денег. В первом случае регулятор понижает стоимость кредитных денег, стимулируя активность на рынке капиталов и расширяя совокупные доходы и производство. Данная стратегия осуществляется за счет сокращения ключевой ставки и нормы обязательных резервов, а также приобретения гособлигаций. Политика дорогих денег ставит задачу борьбы с инфляцией посредством снижения предложения денежной массы. Подобная цель достигается с помощью продажи регулятором государственных долговых бумаг, а также за счет повышения нормы обязательных резервов и изменением КС.

Инструменты монетаризма классифицируются как косвенные методы, превалирующие в рыночной системе. При этом Центробанк может использовать приемы административного воздействия для изменения условий некоторых видов кредитов.

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение нормы обязательных резервов.

Наиболее активно используются операции на открытом рынке, которые проводит Центральный банк с государственными ценными бумагами. Так, для недопущения наметившегося «перегрева» экономики необходимо уменьшение денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент.

В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы.

Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, определяющей величину платы за ссуды, которые он предоставляет коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличении их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

Учетная ставка Центрального банка в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики. Снижение учетной ставки означает начало проведения экспансионной политики и влечёт за собой снижение процентных ставок по межбанковскому кредиту, а в дальнейшем и для небанковского сектора.

Так же в качестве инструмента денежно-кредитной политики используется изменение нормы обязательных резервов. Повышение данной нормы снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Указанные меры денежно-кредитной политики позволяют осуществлять эффективное антициклическое регулирование в странах с рыночной экономикой. Правительство проводит жесткую денежно-кредитную политику, поддерживая на определённом уровне объем денежной массы, либо гибкую денежно-кредитную политику, удерживая на некотором заданном уровне ставку процента.

Три основных инструмента денежно-кредитной политики дополняются второстепенными, менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования. Оно осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и увещевание.

Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные проблемы. Так, снижение курса акций уничтожает состояния частных лиц и фирм, имеющих большое число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или минимальный процент первоначального взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшаться для оживления вялого рынка.

Сокращение потребительского кредита путем введения определенных ограничений может использоваться в качестве момента антиинфляционной политики.

Увещевание означает использование Центральным банком политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита.