Пророк валаам толкование согласно торе. Загадочная история о валааме и его ослице. Наши желания чрезвычайно важны для Бога

142), в Пятикнижии - прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

Сюжет

По библейскому рассказу, царь Валак * узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел собственно из-за Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того что бы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Предсказание

Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе :

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Упоминание в Новом Завете

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

Раввинистическая интерпретация

Надпись из Дейр Алла

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]

Примечания

; гематрия - 142), в Пятикнижии - прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

По библейскому рассказу, царь Валак узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян , так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел из-за самого Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама, мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном, на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]

Прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

Валаам

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626
Пол мужской
Местность
  • Pethor [d]
Занятие пророк
Цитаты в Викицитатнике
Медиафайлы на Викискладе

Сюжет

По библейскому рассказу, царь Валак узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян , так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел из-за самого Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама, мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном, на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Предсказание

Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе :

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Упоминание в Новом Завете

Раввинистическая интерпретация

Надпись из Дейр Алла

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]

Прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

Сюжет

По библейскому рассказу, царь Валак узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел собственно из-за Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того что бы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Предсказание

Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе :

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Упоминание в Новом Завете

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

Раввинистическая интерпретация

Христианские писатели о Валааме

Напишите отзыв о статье "Валаам (прорицатель)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Отрывок, характеризующий Валаам (прорицатель)

Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.
– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.
Князь Андрей, молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.
Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они прошли на паром.
Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу.
– Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер, – что же вы молчите?
– Что я думаю? я слушал тебя. Всё это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы – люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу.
Пьер перебил его. – Верите вы в будущую жизнь? – спросил он.
– В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.
– Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.
– Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся) и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть…. Вот что убеждает, вот что убедило меня, – сказал князь Андрей.
– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
  • Вт. 23:4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова , из Пефора Месопотамского , чтобы проклясть тебя;

Прорицатель

  • Навин 13:22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя , убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.

Пророк

  • Числа 24:2-9 И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. 3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7 польется вода из ведр его, и семя его [будет] как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. 9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
  • 2Пет. 2:15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка .

Валак просит его проклясть Израиль

  • Чис. 22:5-7 И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; 6 итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят. 7 И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы.
  • Навин 24:9 Восстал Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама, сына Веорова, чтоб он проклял вас;
  • Неемия 13:2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение.
  • Михей 6:5 Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что [происходило] от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни.

Разозлился на ослицу, когда та пыталась его остановить

  • Числа 22:22-35 И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. 23 И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. 24 И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, [где] с одной стороны стена и с другой стороны стена. 25 Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. 26 Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. 27 Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. 28 И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? 29 Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. 30 Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. 31 И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. 32 И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; 33 и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою. 34 И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь. 35 И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми.
  • 2Пет. 2:16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.

Вместо проклятья Валаам благославляет Израиль

  • Первое благославение. 7. И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля! 8. Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. 9. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится. 10. Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их! (Книга Числа 23:7-10)
  • Второе благословение. 18. Он произнес притчу свою и сказал: встань, Валак, и послушай, внимай мне, сын Сепфоров. 19. Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? 20. Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего. 21. Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него;
    22. Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; 23. нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог! 24. Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых. (Книга Числа 23:18-24)
  • Третье благославение. 3. И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4. говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5. как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6. расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7. польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. 9. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! (Книга Числа 24:3-9)
  • Против Едома . 15. И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 16. говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. 17. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. 18. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. 19. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. (Книга Числа 24:15-19)
  • Против Амалика. 20. И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его - гибель.
    (Книга Числа 24:20)
  • Против Кенеев.
  • Против Асура. 21. И увидел он Кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; 22. но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен. (Книга Числа 24:21,22)
  • Чис. 31:16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем;
  • Откр. 2:14-15 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. 15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Жадность

  • 2Пет. 2:15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную , 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
  • Иуды 1:11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам , и в упорстве погибают, как Корей.

Смерть

  • Числа 31:8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом;
  • Навин 13:22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.