Апостолы. Апостол Павел был реальным человеком

Перед тем как узнать о том, кто же такие двенадцать апостолов, услышать об их именах и деяниях, стоит понять определение слова «апостол».

Кем были двенадцать учеников, апостолов Иисуса Христа?

Многие современники не знают, что слово «апостол» обозначает «посланный». Во времена, когда Иисус Христос ходил по нашей грешной земле, двенадцать человек из простого люда были названы Его учениками. Как говорили очевидцы, «двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него». По истечении двух дней после своей смерти через распятие Он отправил учеников, чтобы они стали Его свидетелями. Вот тогда-то их и назвали двенадцатью апостолами. Для справки: во времена Иисуса в обществе термин «ученик» и «апостол» были схожи и взаимозаменяемы.

Двенадцать апостолов: имена

Двенадцать апостолов - ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им для благовещения о скором Царстве Божьем и об устроении Церкви. Имена апостолов следует знать всем.

Андрей прозван был в предании Первозванным, так как был ранее учеником Иоанна Крестителя и призван Господом чуть ранее своего брата на Иордане. Андрей был братом Симона Петра.

Симон - сын Ионин, прозван дал Симону Иисус после исповедования Его Сыном Божьим в городе Кесарии Филипповой.

Симон Кананит, или, как его еще называют, Зилот, родом из Галилейского города Канны, по легенде был женихом на своей свадьбе, на которой был Иисус со своей Матерью, где, как это всем стало известно, Он обратил воду в вино.

Иаков - сын Заведея и Саломии, брат Иоанна, который, в свою очередь, был евангелистом. Первый мученик среди апостолов, сам Ирод предал его смерти через обезглавливание.

Иаков - младший сын Алфеев. Сам Господь решил, что Иаков и двенадцать апостолов будут вместе. После воскрешения Христа распространял веру сначала в Иудее, затем составил компанию в странствии св. апостолу Андрею Первозванному в Эдессу. Он также проповедовал Евангелие в Газе, Елеферополе и других городах Средиземноморья, после чего отправился в Египет.

Иоанн - брат Иакова старшего, прозванный Богословом, по совместительству автор четвертого Евангелия и последней главы Библии, рассказывающей про конец света, - Апокалипсиса.

Филипп — именно тот апостол, который привел к Иисусу Нафанаила 9 Варфоломея, по словам одного из двенадцати, «одного города с Андреем и Петром».

Варфоломей - апостол, про которого очень точно выразился Иисус Христос, назвавши его истинным израильтянином, в котором нет лукавства.

Фома - прославился тем, что сам Господь доказал ему свое воскрешение, предложивши положить его руку Себе на раны.

Матфей - известный также под Левий. Является непосредственным автором Евангелия. Хоть тоже имеют отношение к написанию Евангелия, Матфея считают основным его автором.

Иуда - брат Иакова-младшего, тот, кто предал Иисуса за тридцать сребреников, покончил жизнь самоубийством, повесившись на дереве.

Павел и семьдесят апостолов

Также к апостолам причисляют Павла, чудесно призванного самим Господом. Кроме всех вышеперечисленных апостолов и Павла, говорят о 70 учениках Господа. Они не были постоянными свидетелями чудес Сына Божия, про них ничего не написано в Евангелии, но их имена звучат в день Семидесяти апостолов. Их упоминание носит лишь символический характер, люди, которым принадлежат имена, были всего лишь первыми последователями учений Христа, а также первыми, кто нес миссионерское бремя, распространяя Его учения.

Написавшие Евангелие

Святые Марк, Лука и Иоанн известны мирским людям как евангелисты. Это последователи Христа, написавшие Святое Писание. Апостолы Петр и Павел зовутся первоверховными апостолами. Существует такая практика, как приравнивание или зачисление к апостолам святых, которые распространяли и проповедовали христианство среди язычников, таких как князь Владимир, и его мать Елена.

Кем были апостолы?

Двенадцать апостолов Христа, или просто Его ученики, были обычными людьми, среди которых числились люди абсолютно разных профессий, и совершенно непохожие друг на друга, ну разве что они все были духовно богаты - эта черта их объединяла. В Евангелии очень ярко показаны сомнения этих двенадцати юношей, их борьбу с самими собой, своими мыслями. И их можно понять, ведь им фактически пришлось посмотреть на мир под совершенно другим углом. Но после того как двенадцать апостолов стали свидетелями вознесения Иисуса на небо после распятия, их сомнения сразу ушли. Святой Дух, осознание существования божественной силы сделал из них набожных, твердых духом людей. Собрав волю в кулак, апостолы готовы были возмутить весь мир.

Апостол Фома

Апостол Фома достоин отдельного упоминания. В уютном городе Пансада один из рыбаков, будущий апостол, услышал про Иисуса, человека, рассказывающего всем о Едином Боге. Конечно же, любопытство и интерес заставляют прийти и посмотреть на Него. Послушав Его проповедь, он так восторгается, что начинает неотступно ходить за Ним и Его учениками. Иисус Христос, увидев такое рвение, предлагает юноше последовать за ним. Так простой рыбак стал апостолом.

Этого юношу, молодого рыбака, звали Иуда, ему потом дают новое имя - Фома. Правда, это одна из версий. На кого конкретно был похож Фома - достоверно неизвестно, но говорят, что на самого Сына Божия.

Характер Фомы

Апостол Фома был решительным парнем, смелым и порывистым. Как-то Иисус сказал Фоме, что отправляется туда, где Его схватят римляне. Апостолы, естественно, стали отговаривать своего учителя, никому не хотелось, чтобы Иисуса схватили, апостолы понимали, что затея очень рискованная. Тогда-то Фома и сказал всем: «Пойдем и умрем с ним». Что-то не особо подходит к нему известное словосочетание «Фома неверующий», как мы видим, он был еще каким «верующим».

Апостол Фома отказался прикасаться к ранам Иисуса Христа и прикладывать пальцы к ним, когда Он хотел доказать, что воскрес из мертвых. В ужасе от своей дерзости Фома лишь крайне изумленно возликует: «Господь мой Бог мой». Стоит отметить, что это единственное место в Евангелии, где Иисуса называют Богом.

Жребий

После того как воскрес Иисус, искупивший все земные грехи человечества, апостолы решили кинуть жребий, который должен был определить, кто и в какую землю пойдёт проповедовать и нести людям любовь и веру в Господа и Царство Божие. Фоме досталась Индия. Много опасностей и злоключений выпало на долю Фомы в этой стране, о его приключениях сохранилось много древних преданий, которые сейчас уже ни опровергнуть, ни подтвердить невозможно. Церковь решила дать Фоме особый день - второе воскресенье после празднования вознесения Христа. Теперь это день памяти Фомы.

Святой апостол Андрей Первозванный

После того как начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном последовал за пророком, надеясь в его вере и духовной силе найти ответы на волнующие их незрелые умы вопросы. Многие даже считали, что сам Креститель Иоанн и есть Мессия, но он терпеливо, раз за разом опровергал подобные предположения своей паствы. Иоанн говорил, что послан на землю лишь подготовить Ему путь. И вот когда Иисус пришел креститься к Иоанну, пророк сказал «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав эти слова, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. В тот же день будущий апостол Андрей Первозванный подошел к своему брату Петру и сказал: «Мы нашли Мессию».

День святых апостолов Петра и Павла у западных христиан

Особого почета эти два апостола удостоились благодаря тому, что после вознесения Христа проповедовали Его веру по всему миру.
Празднование дня святых апостолов Петра и Павла сначала было узаконено в Риме, епископы которого согласно Западной Церкви считаются преемниками Петра, а затем уже были распространены и в других христианских странах.
Петр занимался рыбной ловлей (как и Фома) и был призван в апостолы вместе со своим братом. Он получил предназначение, самое важное в его жизни, - он стал «основателем» церкви Христа, а уже потом ему вручат ключи от небесного Царства. Пётр был первым апостолом, к которому Христос явился после воскрешения. Как и большинство собратьев, апостолы Петр и Павел после вознесения Иисуса стали заниматься проповеднической деятельностью.

Итог

Все деяния, совершенные Иисусом, были не случайны, и выбор всех этих молодых талантливых юношей тоже не случаен, даже предательство Иуды было спланированной и неотъемлемой частью искупления через смерть Христа. Вера апостолов в Мессию была искренней и непоколебимой, хоть и терзали многих сомнение и страх. В итоге только благодаря их труду мы обладаем возможностью узнать о пророке, Сыне Божьем Иисусе Христе.

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος - посланник, посол) – ближайшие ученики Господа , избранные Им и посланные для благовестия о и устроения .

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

Андрей (греч. андреас , «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой ().
Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос , что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино ().
Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
Иаков младший , сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
(Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим) .
Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан , «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
Варфоломей (с арам. сын Талмая ) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства ().
Фома (арам. Тома , в греческом переводе Дидим , что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
Иуда (евр. Йехуда , «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
– И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.

Кафедра философии, истории и культурологии

Реферат по религиоведению на тему: «Кто такие апостолы?»

В сознании верующих имена апостолов неразрывно связаны с именем Иисуса Христа и распространением якобы открытого им людям нового нравственного учения, новой религии, получившей название христианства.

Появилась эта религия в первом столетии нашей эры на территории существовавшей в то время древней Римской империи - огромного рабовладельческого государства. Римская мировая держава в результате захватнических войн покорила многие народы и существовала за счет жесточайшей эксплуатации рабского труда и завоеванных стран - провинций.

Первоначальное христианство, отмечал Ф. Энгельс, возникает как религия «рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов».

Время и обстановка становления христианства были связаны с пepиoдoм, наступившим после беспощадного подавления кpyпных народных движений и грандиознейшего из них - восстания рабов под руководством Спартака, которое до основания потрясло государство рабовладельцев. Но в тех исторических условиях, несмотря на героическую борьбу, революционные выступления трудящихся были обречены на неудачу.

Чем же объяснить потребность в новой религии?

Римский мир не существовал без богов, однако их официальные, малоутешающие культы отличались сухостью, безрадостными представлениями о загробной жизни. Кроме того, старые языческие божества, бесстрастные небесные владыки, были богами рабовладельцев, вера в них не могла удовлетворить население империи и поэтому иссякла.

Христианство зарождается в восточных провинциях Римской империи, и в первую очередь среди городского населения.

В I веке новой эры в городах Римской империи среди простого народа появляются бродячие проповедники, которых называли тогда «пророками» или «aпoстолами» (от греческого слова «апостолос», что значит «посланец»).

Они выступали с религиозными поучениями, повсеместнo пользовались авторитетом и играли значительную роль в распространении первоначального христианства в то время, когда христианские центры в виде отдельных общин только начинали складываться.

В раннехристианском неканоническом, то есть не включенном церковью в Новый завет, сочинении, известном под названием «Учение двенадцати апостолов», или «Дидахе» (по-гречески «поучение»), и носившем назидательский характер некоего руководства для общин верующих, описываютсятся такого рода странствующие проповедники.

Апостолы первоначально не принадлежали ни к одной из общин, хотя существовали за их счет и их следовало принимать с большим почтением, правда на очень короткий срок.

«Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как господь. Пусть он не останется больше одного дня; а если будет надобность, то и другой (день); если он пробудет три, то он лжепророк... Уходя, пусть апостол ничего не возьмет, кроме хлеба до места ночлега. А если он потребует денег, он лжепророк.

Всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не судите... Но не всякий, говорящий в духе, - пророк, а лишь в том случае, если он хранит пути господни; так что по поведению можно распознать лжепророка и пророка» («Дидахе», гл. 11, ст. 4-8).

Такие рекомендации по поводу отличия «истинных пророков и учителей» от «лжепророков» и «лжеапостолов» имели целью оградить общины от различных «инакомыслящих» или явных проходимцев, которые, видимо, нередко проникали в среду христиан.

Название этого древнейшего памятника христианской литературы уже отмечено символическим числом «двенадцать», хотя эти` «двенадцать апостолов» никоим образом не связаны с евангельскими апостолами - мифическими учениками Иисуса Христа. Более того, автору «Учения двенадцати апостолов», по всей видимости, еще не известен евангельский миф, и он ведет речь о тех апостолах, которые во множестве выступали как создатели и распространители складывающегося христианского вероучения.

Переходя из города в город, они проповедовал о том, что скоро окончатся страдания угнетенных, скоро придет их защитник, пoсланный свыше «спаситель» , который «очистит мир огнем», свершит «страшный суд» над поработителями народа, освободит рабов, вознаградит всех «страждущих и обремененных».

Апостолы призывали народ готовиться к встрече этого мессии -«помазанника и сына божия», причем первые христиане ожидали пришествия своего «избавителя» не в отдаленном и неопределенном будущем, как потом стала учить церковь, а со дня на день, горячо веря, что царство справедливости наступит для них вскоре и притом на земле.

В литературе Нового завета, в так называемых «Посланиях апостола Павла», также встречаются описания деятельности бродячих проповедников-апостолов, стоявших у истоков христианства. Авторство самих «Посланий апостолов» приписывается этим странствующим проповедникам христианства, которые адресовали свои послания организованным ими общинам (а иногда и отдельным лицам), наставляя их по вероисповедным, нравственным, административным и другим вопросам, а также в отношении к римским властям и иудаизму.

Как и «Дидахе», «Послания» предупреждают общины о возможном появлении всяких «лжеапостолов, лукавых делателей», которые «принимают вид апостолов Христовых» («Второе послание апостола Павла к коринфянам», гл. 11, ст. 13).

Лишь в дальнейшем в евангелиях и «Деяниях апостолов») название «апостол» стало употребляться уже и ином смысле и было связано только с учениками Иисуса Христа.

Христианство возникает как фантастическое, превратное отражение бессилия трудящихся в борьбе против эксплуататоров, как своеобразное социальное движение масс, мечтавших о чудесном избавлении от рабства, о приходе «божественного спасителя».

Но религия никогда не указывала. правильного пути к освобождению, никогда ничего не могла дать трудящимся, кроме мнимого, иллюзорного утешения. Так и христианство, хотя и выражало при своем возникновении демократические настроения масс, с самого начала призывало только ждать, рассчитывать не на свои силы, а на божественное вмешательство и этим гасило революционную энергию и протест угнетенного народа, подменяя реальную борьбу во имя земных целей бесплодиыми надеждами на сверхъестественную помощь.

Это наглядно отразилось в мифе о Христе и его двенадцати апостолах.

Сведения об апостолах основываются на Новом завете, повествующем об их «истории» с момента «обращения» и «призвания» на путь служения христианству, и последующем церковном предании, которое продолжает их «жизнеописание» вплоть до большей частью мученических кончин за дело веры.

Новый завет - это вторая часть Библии, которая в отличие от первой - Ветхого завета, воспринятого из иудаизма, представляет собой христианскую литературу. Новый завет включает в себя двадцать семь произведений: четыре евангелия (от Матфея, от Mapкa, от Луки и от Иоанна), книгу под названием «Деяния святых апостолов», двадцать одно послание апостолов и «Откровение» («Апокалипсис») Иоанна Богослова.

Важнейшая часть Нового завета - евангелия. Это древнегреческое слово переводится на русский язык как «благовествования», то есть благие, добрые вести, под которыми подразумеваются известия о земной жизни Иисуса Христа и оставленном им учении.

Первое и четвертое евангелия названы именами самих апостолов (евангелие от Матфея и евангелие от Иоанна), а второе и третье приписаны Mapку и Лyкe, бывшим якобы учениками апостолов Петра и Павла.

Множество противоречий, расхождений и неувязок, которыми, как известно, изобилует «священное писание», имеется и в новозаветном повествовании об апостолах.

Это обнаруживается при первом же ознакомлении с евангельскими рассказами об учениках Христовых, их именах и порядке «призвания» на апостольское поприще. Так, согласно евангелию от Иоанна (гл. 1, ст. 40-49), первые ученики перешли к Иисусу от проповедника Иоанна Крестителя. Это были галилейские рыбаки по имени Андрей и Иоанн.

Затем Андрей пошел к своему брату Симону, тоже рыбаку, и привел его к Иисусу. Взглянув на Симона, Ииcyc сразу определил его душевные качества и решил соответственно им тут же его переименовать, сказав:

Ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Петр, что значит «камень».

Так появился апостол Петр.

Вскоре число апостолов пополнили Филипп и Нафанаил, прозванный Варфоломеем.

Шестым «призванным» становится старший брат апостола Иоанна - Иаков Зеведеев, который называется также Иаковом Большим, или Старшим.

Одним из призванных к апостольству был мытарь. Так называли местных сборщиков податей, служивших римлянам. Мытари пользовались всеобщей неприязнью как вымогатели грабители народа, продавшиеся завоевателям своей родины.

Согласно евангелию от Матфея (гл. 3, ст. 9), этот мытарь был сам Матфей, которого Иисус застал за сбором пошлин, сказав ему свое обычное «ступай за мною». И бывший грешник, бросив свое занятие, делается апостолом, всеми христианами уважаемым Матфеем, с именем которого церковь связывает написание первого из четырех евангелей.

После Матфея апостолами становятся его брат Иаков Алфеев (Иаков Младший), Леввей (он же Фаддей), Фома и Симон Кананит (по евангелию от Луки и «Деяниям» - Симон, прозываемый Зилотом).

Последним, двенадцатым по счету, попал в апостолы некто Иyдa из города Кериота, что при слитном произношении и написании превратило его в Иуду Искариота.

Причем, постоянные места в апостольских списках занимают Симон-Пeтp, Филипп, Иаков Алфеев и Иуда Искариот, стоящие соответственно на первом, пятом, девятом и последнем местах. В «Деяниях апостолов» место удавившегося Иуды Искариота остается вакантным, и после того, как два претендующих на него кандидата бросают жребий, оно занимается неким Матфием («Деяния», гл. 1, ст. 21-26).

Апостольские имена с первого по девятый, хотя и следующие друг за другом не в одинаковом порядке, одни и те же. Но на десятом и одиннадцатом местах начинается путаница имен, которые даже с прозвищами, согласно церковной трактовке сопутствующими этим именам, не удается отождествить.

Гораздо интереснее в научном отношении не сами имена, поскольку за ними не уловить людей, а их количество - число д в е н а д ц а т ь, которое потребовалось тотчас восполнить, коль скоро из дюжины выпал один человек.

В древневосточной мистике числу двенадцать придавалась особое значение, значение счастливого, «священного» числа. Оно делилось без остатка на три, на четыре, на шесть и лежало в основе вавилонской двенадцатиричной системы счисления, связанной, по мнению исследователей, с двенадцатью небесными знаками 3одиака. Это число вошло и в Ветхий завет.

Так, двенадцать сыновей патриарха Иакова, которых он поочередно благословляет («Бытие», гл. 49, ст. 28), явились родоначальниками двенадцати колен, или племен, Израиля.

Соответственно, при Мoиcee было якобы двенадцать «начальников Израиля» «по одному человеку из каждого племени» («Числа», гл. 1,.ст. 44).

Двенадцать долгих лет были в порабощении у царя Эламского несколько других царей («Бытие», гл. 14, ст. 4).

Двенадцать жертвенных хлебов, символически означавших двенадцать древнееврейских племен, следовало испекать из пшеничной муки и класть на чистом столе перед господом («Левит», гл. 24, ст. 5).

В саму же Библию входят двенадцать книг «малых пророков».

Двенадцатичисленность встречалась и у таких предшественников христианства, как иудейская секта эссенов-кумранитов, где, согласно уставу, в совет общины входило двенадцать представителей от народа. Такие примеры можно было бы продолжить.

В очередном евангельском труде, именуемом «Чудесный лов рыбы на Галилейском озере», наглядно, образно и весьма откровенно раскрывается подлинное значение и смысл «апостольского служения».

Проходя однажды по берегу этого озера, Иисус застал учеников за своим прежним промыслом - рыболовством. Но удача им не сопутствовала. 3а всю ночь ничего не было поймано. Тогда Иисус попросил Симона-Петра отплыть на глубину и снова забросить невод. Когда сеть стали вытаскивать, она стала прорываться под тяжестью рыбы, которая наполнила две лодки «так, что они начинали тонуть».

Ученики-рыбаки были потрясены необычным уловом. Иисус же обратился к ним со словами:

Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков.

Эта заключающаяся чудо аллегория должна была показать, какой властью над людьми наделяются отныне апостолы, призванные покинуть море Галилейское ради «моря людского» и променять сети рыбацкие на сети христианского вероучения.

Оставив свои лодки и жилища, апостолы последовали за Иисусом и с тех пор постоянно сопутствовали ему. Им предстояло теперь «ловить человеков».

Калейдоскоп «чудес», совершенным Иисусом Христом до и после воскресения, завершается наконец его вознесением на небо. Апостолы же, следуя последним земным инструкциям своего учителя, остаются в Иерусалиме в ожидании «крещения духом святым».

К этому времени «апостольская дюжина» была восстановлена. На освободившееся место Иуды был выбран некто по имени Матфий, ставший двенадцатым апостолом.

В «Деяниях апостолов» - наиболее позднем из новозаветных произведений, датируемых третьей четвертью II века, содержание которых, посвященное самостоятельной миссионерской деятельности учеников Христа, рассматривается продолжение евангелий, - чудо сошествия святого духа на апостолов изображается следующим образом.

Спустя десять дней после вознесения, когда апостолы были в сборе, «внезапно сделался шум из неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них. И исполнились все духа святого, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещать» («Деяния апостолов», гл.2, ст.2-4).

Шум привлек внимание народа, съехавшегося из разных мест на большой иудейский праздник пятидесятницы. Тогда апостолы вышли и… заговорили. Но речь их поразила собравшихся: евреи из Рима услышали, что апостолы говорят по-латыни, прибывшие из Греции, Персии и арабских земель соответственно слышали греческую, персидскую и арабскую речь. Набожные простолюдины были поражены: «Эти люди, - показывали они на апостолов – разве не галилеяне? Как же они говорят на разных языках?»

Но местные жители, не понимая слов апостолов, стали потешаться над ними и высказали резонное предположение, что они, верно, напились «сладкого вина». На это Петр ответил, что в столь ранний утренний час никто не пьет вина, и продолжил свою проповедь, обещая, что на каждого уверовавшего также сойдет дух святой и научит, как жить, чтобы обрести спасение.

Итак, апостолы, эти галилейские рыбаки и крестьяне, которые и по-еврейски-то говорили на местном простонародном диалекте, за что их и прозвали «галилеянами», обрели вдруг чудесный дар знания иностранных языков, которым никогда не обучались и которых до сего времени не понимали.

Благодаря свершившемуся чуду, повествуют «Деяния», апостолы могли разойтись теперь в разные стороны для проповеди нового учения и крещения уверовавших, что они и сделали, предварительно кинув жребий, кому в какую землю направиться.

Беспрерывные чудеса сопровождают и последующие «жизнеописания» апостолов, изложенные в «Деяниях». Апостолы с легкостью воспроизводят чудеса своего учителя. Вера в «чудесное», «таинственное»играет решающую роль при обращении в христианство. Проповедям апостолов мало доверяют, но стоит только им подкрепить свои слова чудом, как миссионер достигает желанного результата.

Что же говорит наука об евангелиях и «Деяниях», которые являются основными источниками сведений об апостолах?

Давно уже не является секретом, даже для верующих, внимательно читающих христианскую литературу, что евангелия, как и вся Библия, содержат бесчисленные расхождения и неувязки, от деликатно называемых «разночтениями» до прямых и вопиющих противоречий, совершенно исключающих друг друга.

В эпизодах, касающихся апостолов, также имеется много разного рода противоречий, которые мы обнаруживаем, сравнивая евангелия.

Немало времени, усилий и досужих домыслов потратили богословы, пытаясь разобраться в списках апостолов, чтобы уменьшить разнобой в именах, и все-таки подчас авторы, исходя из разных евангелий, противоречат друг другу.

В рассказах о чудесах евангелисты также не обнаруживают единодушия. Более того, бывает, что тот или иной евангелист совершенно замалчивает какое-нибудь «чудо», тогда как другие описывают его в подробностях. Причем это касается и таких чудес, которые, казалось бы, никак не могли пройти мимо внимания «свидетелей жизни и проповеди Иисуса», так как чем выше была марка чуда, тем большее воздействие должно было оно оказывать на «невидевших и уверовавших».

Чрезвычайно противоречивым являются также сообщения евангелистов относительно места и времени свершения столь разительного христианского «чуда», как вознесение.

Искусственность создания апостольской дюжины станет очевиднее, если ее сопоставить с эволюцией, которую проделал образ Христа, обрастая в процессе религиозного мифотворчества все большим числом конкретных деталей. Соответственно связанные мифом со своим учителем, его ученики-апостолы также облекались в «плоть и кровь», наделялись различными чертами, превращаясь в раннехристианских безликих «апостолов агнца» в людей, якобы сопутствовавших земной жизни богочеловека Иисуса Христа.

Наука считает евангелистов вымышленными лицами, так как не имеется никаких доказательств их исторического существования. Ранее перечислялись многочисленные противоречия евангелий, о самых невероятных «чудесах» и небылицах, которыми пестрят страницы этих сочинений. К этому можно было бы добавить немалый список евангельских ошибок исторического, географического и бытового характера, всяких ляпсусов, нелепостей и несообразностей.

Результаты исследования евангелий показали, что все они являются записью народных сказаний о Христе, включивших в себя переработку значительно более ранних христианских сочинений, а также дохристианских сказаний из древневосточных религий и иудейских, ветхозаветных пророчеств. Они существовали первоначально в устной традиции и, как любой миф, передавались во множестве вариантов.

Складываясь на протяжении столетий, миф о Христе и его апостолах впитывал в себя многое из других религий, дополнялся, разукрашивался богатой религиозной фантазией людей, обрастал все большим числом новых деталей.

Евангелиям, очевидно, позднее приписали вымышленные авторские имена апостолов и последователей Иисуса, чтобы эти сочинения выглядели авторитетнее, как бесспорные, древние и «подлинные» показания очевидцев или лиц, черпавших сведения об описываемых событиях от их непосредственных участников.

Евангелия, вошедшие в Новый завет, представляют собой записи христианских сказаний в литературной обработке и переводе с еврейского на греческий язык, сделанные неизвестными людьми.

Таким образом, полные всевозможных противоречий, ошибок, невероятных известий и мнимых чудес, неоднократно подправленные в интересах господствующих классов, евангелия надо рассматривать как произведения литературные, фольклорные по своему происхождению и религиозно-назидательные, богослужебные – по назначению. Наука давно уже пришла к выводу о полной несостоятельности евангельских рассказов о Христе и его двенадцати апостолах.

То же следует сказать и о другом новозаветном источнике мифа об апостолах Христа, который уже упоминался. Это «Деяния апостолов» - пятая книга Нового завета, выступающая как продолжение четырех евангелий и наиболее поздняя по времени своего возникновения, написанная неизвестным автором, и не одним.

Канонические христианские произведения Нового завета оставляли читателей в неведении относительно конца жизни апостолов, авторитет которых как непосредственных учеников и сподвижников Христа все более возрастал по мере дальнейших шагов и успехов христианства.

Потребность верующих иметь сведения о дальнейшей судьбе апостолов породила последующую христианскую легенду, или предание. Попутно дополняя, расширяя и расцвечивая канонический рассказ, предание вместе с тем доводило его до конца, завершая, таким образом, новозаветный миф о двенадцати апостолах Христа.

Сама церковь официально вынуждена признать, что сведения о деятельности апостолов после 64 года, то есть после того как хронологически заканчиваются «Деяния апостолов», «имеют меньшую степень достоверности» и что вообще «дальнейшая судьба апостолов мало известна».

Согласно христианскому преданию, апостолы основали и возглавили христианские церкви и проповедовали: Петр – в Риме, Иаков Меньший (он же Иаков Праведный) стал по жребию епископом иерусалимским, Иоанн, по преданию малоазийской церкви, действовал в Ефесе, а Фома добрался до Индии, где под видом архитектора проникал ко дворцам тамошних правителей. Когда обман открылся, апостол обратился к богу с молитвой, по которой в одну ночь на пустом месте чудом вырос дворец.

Один только Иоанн сумел якобы уцелеть, несмотря ни на что. Он перенес бичевание, затем язычники пытались отравить его, но яд не подействовал. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут бог не дал ему умереть, а сделал даже так, что Иоанн вышел из котла еще более здоровым и юным.

Язычники выслали его из Рима на полупустынный остров Патмос, где будто бы ему было было великое откровение грядущем конце мира и судьбах человечества, которое он и изложил в глубокой старости в «Апокалипсисе» - последнем из произведений, включенном церковью в Новый завет. По другой версии, он умер той же смертью, но не на Патмосе, а в Ефесе, где поселился после освобождения.

Иаков иерусалимский был сброшен иудеями с крыши высокого храма на камни церковного двора, но продолжал молиться за своих убийц, пока один из них не прикончил его, ударив палкой по голове.

Апостола Андрея язычники распяли на кресте в Греции.

Фома же в конце концов погиб из-за того, что обратил в христианство жену и сестру одного индийского властителя.

Когда Петр был приговорен к распятию, он попросил, чтобы его пригвоздили к кресту не так, как Иисуса Христа, а вниз головой, потому что считал себя недостойным принять смерть одинаковым образом со своим учителем. Просьба его, как говорит об этом впервые только церковный писатель III века Ориген, была удовлетворена.

Со временем духовенство для подкрепления христианских мифов о «спасителе» и его апостолах широко практиковало изготовление множества различных, якобы оставшихся от них, «святых реликвий», применяясь при этом почти в каждой строке «священного» писания и предания.

Показ этих мнимых «святынь», привлекавших верующих паломников, был для церкви весьма выгодной статьей дохода, и фабрикация их быстро росла. Так, в Синопе вплоть до IX века демонстрировалась сделанная из черных камней кафедра апостола Андрея, а в Италии – часть косого креста, на котором якобы он принял распятие. Там же оказались «обретенные» в Патрах «святые мощи» Андрея, но не в полном составе: кисть правой руки, подаренная царю Михаилу Романову, попала в московский Успенский собор. Всего же по разным соборам и церквям у Андрея Первозванного набиралось до шести голов, пяти туловищ, семнадцати рук и ног!

Что касается «святого» Петра, то его зуб демонстрировался во Франции. В распоряжении церковников имелись даже перья из хвоста того петуха, который запел при отречении апостола, и шест, на котором сидел этот мифический иерусалимский петух. А трон, на котором якобы восседал сам Петр, и сейчас показывается в Ватикане.

Распространенной формой пропаганды «жития» и «деяний» новозаветных апостолов в массах верующих католиков в Западной Европе в средние века были театрализованные церковные церемонии – мистерии. Эти многодневные спектакли на различные библейские темы, которые разыгрывались прямо на площадях западноевропейских городов как массовые зрелища с участием самих горожан.

Одна из таких мистерий, называвшаяся «История апостолов», содержала шестьдесят две тысячи стихов и длилась более недели. Еще в начале ХХ века в Германии, в селении Обераммергау, ставились мистерии на апостольские сюжеты, привлекавших многочисленных зрителей-паломников из разных стран Европы.

Что касается фигур новозаветных апостолов в том виде, в каком они выглядят в христианских сочинениях и преданиях, то Наука давно уже сделала свой единственно правильный и исключающий всякие гипотезы вывод: евангельские апостолы – ученики Христа, как и сам евангельский Иисус Христос, - не более чем продукт народного мифотворчества и литературной фантазии составителей евангелий.

Это только литературные образы, причем персонажи не светской, а сугубо религиозной литературы, где совершаемые чудеса носят не просто сказочный, а религиозный характер, так как связаны верой в них, с верой в сверхъестественное и божественное.

И в дальнейшем во всей своей деятельности христианская церковь исходила и исходит именно из этих канонизированных, то есть объявленных святыми, образов апостолов.

Использованная литература

1. Воропаева К. Л. Кто такие апостолы. Л

Несмотря на то что христианство остаётся лидирующей религией на территориях стран бывшего Советского Союза, многие люди до сих пор слабо осведомлены в терминологии данного верования. К примеру, некоторые верующие не знают происхождения и значения слова "апостол" и очень хотели бы исправить это досадное недоразумение. Если вы относитесь к такому типу людей, то вы попали прямо по адресу. В этой статье вы найдёте всю необходимую информацию, которая вас интересует.

Апостол. Что означает это слово?

Данный термин имеет греческие корни. Дабы дать ответ на вопрос "что такое апостол?", необходимо узнать его оригинальный перевод. В переводе с греческого слово "апостол" означает "посланник", "ученик", "приверженец" или "последователь". В контексте евангельской истории словом "апостол" называли учеников Иисуса Христа, распространявших его мудрость. Изначально их было 12: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Матфей, Симон Зилот, Фома, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот. После предательства и кончины последнего новым апостолом был избран Матфей, дабы общее количество учеников вновь составляло 12.

После этих событий Иисусом Христом было избрано 70 последователей, имена которых в Евангелии не упоминаются. К их числу приписывают Марка, Луку, а также Павла, который познакомился с учением Господа после его гибели и воскрешения. Несмотря на то что Павел изначально не был связан с Христом и его окружением, своими деяниями он в полной мере показал истинное значение слова "апостол". Благодаря ему христианское учение широко распространилось на территории Римской империи.

В православии апостолами также называют других святых, занимавшихся распространением Евангелия в языческих государствах и племенах (например, святой Григорий Просветитель, апостол Армении). В церковной литературе такие люди носят титул "равноапостольных".

Но вышеперечисленные факты являются не единственными объяснениями того, что такое апостол. В церковной терминологии данное слово также означает книгу, в которой содержится часть Евангелия и Послания святых апостолов.

Оригинальное значение понятия "Евангелие"

Помимо вопроса "что такое апостол?", не менее распространён вопрос о значении термина "Евангелие". Как и предыдущее слово, оно имеет греческое происхождение и буквально означает положительную и благую весть. В Древней Греции времён античности слово "Евангелие" использовали в следующих случах:

  1. Для описания подарка гонцу, который принёс хорошую новость.
  2. Для описания жертвы, приносимую античным божествам в честь получения позитивного известия.
  3. Для описания положительной новости.

Христианское значение понятия "Евангелие"

В церковном понимании оно означает следующее:

  1. Радостное известие о том, что Господь снял с человечества проклятие самого первого греха и рассказал про то, как можно спасти свою духовную составляющую.
  2. Обобщённое название учения Спасителя, которое он дал своим ученикам. Словом "Евангелие" описывают рассказ учеников о деятельности Иисуса из Назарета и его моральных наставлениях. В центре их рассказа лежит идея о том, что Иисус - глава Царства Небесного, мессия и искупитель человеческих грехов.
  3. В определённых случаях данным обозначением описывают новозаветную мудрость в виде христианской религии, рассказывающую о знаковых событиях из жизни Сына Божьего, а также о той морали, которую он проповедовал и распространял. Также слово "Евангелие" употребляется для толкования тех или иных событий, происходивших с Христом и людьми из его окружения.
  4. Рассказ о той жертве, которую принёс Иисус во имя всего человечества, ради его спасения и дальнейшего продолжения жизни в Царстве Божьем.
  5. Словом "Евангелие", как и его синонимом "Благовестие", описывают распространение христианских идеалов. Следовательно, "Евангелизация" - полномасштабная миссионерская деятельность, суть которой заключается в проповедовании библейского учения.

Становление христианства

О том, что означает "апостол", вы уже знаете. Теперь пришло время рассказать о том, где именно ученики Иисуса Христа распространяли его учение и с каким трудностями они сталкивались.

Правительство Римской империи изначально негативно относилось к учению, распространяемому последователями истинного Бога. Людей, принимавших христианство, долгое время преследовали и жестоко наказывали за их мировоззрение. Первым христианам приходилось прятаться в катакомбах и тайно от властей распространять благую весть о Спасителе. Именно поэтому в качестве символа первых последователей Христа была выбрана рыба - знак молчания и тишины.

Несмотря на все гонения и преследования, молодая религия продолжала распространяться на территории могучего Римского государства, привлекая к себе новых последователей. Всё больше и больше людей стали узнавать о Христе, загробной жизни, святом письме и о том, что такое апостол.

Перемены

Время шло, гонения на христиан продолжались, но в определённый момент правительственная верхушка Рима приняла решение прекратить борьбу с адептами нового религиозного течения. Через некоторое время христианство получило официальное одобрение со стороны властей, а вскоре и вовсе стало официальной религией Рима. После этих событий все знали значение слова "апостол", а также о философии, которую эти люди распространяли.

Влияние на язык и культуру

Как вы уже могли догадаться, столь популярное слово не могло не оставить свой след в языке и культуре славянских народов. Оригинальное значение и происхождение слова "апостол" вы уже знаете, теперь пришло время рассказать о других случаях употребления данного термина.

К примеру, фамилия Апостол очень распространена среди представителей восточно-европейских народов. Этой фамилией обладала династия украинских казаков, из которой вышли известные гетманы, а также российский род Муравьёвых-Апостоловых, принимавших участие в движении декабристов. Кроме того, словом "апостол" обозначают некоторые термины, употребляемые в той или иной сфере деятельности. В среде юристов, например, оно являлось синонимом слова "апелляция". В наши же времена "апостолами" называют приверженцев определённой идеи, которые на 100 % убеждены в правоте своего мировоззрения.

Апостолы (от греч.άπόστολος— посланник, вестник) - ближайшие ученики Господа Иисуса Христа , избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви .

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

  • Андрей (греч. андреас , «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
  • Симон (евр. шимон - «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (Деян 10:5,18). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф 16:18).
  • Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос , что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин 2:1-11).
  • Иаков (от евр. глагола акав - «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 - 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян 12:2). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
  • Иаков младший , сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостоловь. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
    (Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковоммладшим) .
  • Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан , «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
  • Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин 1:44). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
  • Варфоломей (с арам. сын Талмая ) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин 1:47).
  • Фома (арам. Тома , в греческом переводе Дидим , что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
  • Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) - «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
  • Иуда (евр. Йехуда , «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
  • И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) - «дар Господень») (Деян 1:21-26). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (Деян. 9:1-20). Первоначальное имя Павла - Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») - второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (Лк. 10:1), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»).

Написавшие Евангелие апостолы - Матфей, Марк, Лука и Иоанн - именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел - первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.

К апостолам иногда приравниваются , проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир.

Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль) (см. ). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование .

Апостолы Христовы: Двенадцать
Кто они такие?
Мы с вами, дорогие, приступаем к знакомству с чрезвычайно интересной и полезной темой. Мы поговорим об Апостолах Христовых.
Кто эти люди? Люди, составившие ту группу, которой Христос поручил священную миссию: донести Евангелие до всего мира?
Мы будем говорить о каждом Апостоле лично. Сегодня - вводная тема к нашему повествованию, а затем познакомимся с Апостолами Христовыми поименно.
Не просто приоткройте для себя через эти очерки личность каждого Апостола, но мысленно обратитесь к нему с молитвой, приобретите себе друга на Небесах. Почувствуйте сердцем близость к нам этих людей, про которых мы часто незаслуженно забываем (может быть, про Ап. Петра и Павла еще помним, а другие...), но которые, тем не менее, были для Христа самыми близкими людьми (после Матери).
Кто такие Апостолы?
«Апостол» (греч.апостолос )означает «посланник». Этим известным греческим словом обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его Учениками и отправленные Им на проповедь Евангелия и на устроение Церкви.
Почему Двенадцать?
Не поддается никакому сомнению то, что Христос хотел создать Новый народ, который Он наименовал Церковь. Так вот, основание этого Народа было положено созданием общины Двенадцати. «Двенадцать» было их именем и сущностью. Они - представители и предвозвестники Нового Израиля, посланцы к Израилю сегодня и его судьи в конце времен. Это разъясняет особый характер их призвания, а именно - быть вполне определенным кругом, который нельзя расширить по желанию. О важности поддержания этого числа в его целостности, пока они осуществляют свою миссию, свидетельствует хотя бы стремление Апостолов восстановить число после предательства Иуды (См.: Деян. 1, 15-26). На место отпавшего Иуды избирается Матфей.
Число 12 выбрано не случайно. Число 12 как число колен Израилевых (по числу сыновей Иакова, от которых и произошел весь народ Божий) было священным числом, обозначающим «число совершенства». Именно это число в сознании иудеев стало обозначать полноту народа Божьего . Ко времени проповеди Христовой осталось всего два с половиной рода из двенадцати родов израильских: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.), считались исчезнувшими. Лишь при наступлении эсхатологических времен, как считали евреи, Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других, ассимилировавшиеся народы на родину и таким образом восстановит состоящий из двенадцати родов народ Божий. Избрание Христом Двенадцати недвусмысленно свидетельствует, что наступает это долгожданное время, наступает эсхатологическая эпоха.
Однако вместо того, чтобы где-то собирать эти исчезнувшие двенадцать родов, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий, Израиль, Христос создает Новый Израиль: Церковь. Для этого Христос избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа - Апостолов и посылает их в мир. Двенадцать составляют навеки основу Церкви: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).
Дохристианские параллели с Новозаветными Апостолами
Уже с глубокой древности предпринимались попытки отождествить Апостолов Христовых с каким-то институтом, существовавшим в дохристианские времена. Так, известно, что евреи посылали полномочных представителей для осуществления каких-то задач. Называли их шалиах .
Во время, близкое к служению Христову, такие посланцы, уполномоченные Синедрионом, осуществляли связь между иудеями, находящимися в рассеянии по миру, исполняли другие поручения. У евреев существовала даже важная формула, помогавшая понять место и значение шалиах : «Посланник человека, как и сам пославший» (Берахот V. 5). Эта формула показывала, что посланник обладает такими же юридическими правами, что и пославший его, то есть и говорит, и действует так, как бы говорил и действовал сам пославший.
Если мы вспомним высказывание на эту тему Христа, мы увидим, что Спаситель к миссии своих посланников относится так же: «Раб не больше Господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13, 16). Они - Его продолжатели, Апостолы приносят Весть Христову как полномочные представители Христа всему миру.
Однако, сближая служение Апостолов с существовавшими в иудаизме институтами, нельзя считать их тождественными. Апостолы получили не юридические права, а благодать; они посланы не с административными целями, а с харизматическими. Их задача: быть свидетелями о Иисусе Христе и продолжателями Его дела. Все самое главное (Спасение мира, примирение мира и человека с Богом, ниспослание Святого Духа и проч.) совершено Христом, задача же Апостолов не в пример скромнее:
- сообщить миру о свершившемся;
- и таким образом позволить каждому человеку принять Спасение и благодать.
Задачи Апостолов
Апостолы воспламеняют души людей Благовестием, основывают христианские общины, молятся о нисхождении на людей Духа Святого.
Служение Апостолов динамично; оно заключается в распространении христианского Благовестия до пределов земли. «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян 6. 2), - говорят Апостолы, подчеркивая, что не могут позволить себе даже попечения о нуждах христианской общины ввиду другого, для них приоритетнейшего, служения - служения словом. Об этом же читаем и у Ап. Павла, призванного Самим Христом и получившего от Него Апостольское назначение: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16)
Если мы будем помнить об этой задаче уникального Апостольского служения, мы поймем категоричные слова древнехристианского документа «Дидахи»(начало 2-го века): «Относительно же апостолов и пророков согласно повелению Евангельскому так поступайте. Всякий Апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три дня, то он лжепророк. Уходя же, Апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк».
Мы видим, что Апостол -это человек, который не должен знать никакой жизни и никакого служения, кроме Благовестия. Его задача -основание общины и приведение людей ко Христу. Дальнейшее окормление общины лежит на других людях (епископах, священниках), Апостол же должен спешить дальше, туда, где еще не знают о Христе. Православная Церковь считает, что служение Апостолов в нашем мире может иметь место и поныне. Целый ряд людей, отправившихся в новые земли, проповедавших на территориях, не знавших о Христе, порой с угрозой для жизни, были названы в Церкви равноапостольными . Таковы:
Мария Магдалина (проповедь в Галлии - нынешняя Франция);
Нина (Грузия);
Император Константин и его мать царица Елена (Италия и другие земли);
Князь Владимир и княгиня Ольга (Русь);
Епископ Николай (Касаткин) (Япония) и др.
Почему призваны именно эти люди?
Во все времена люди пытались понять: почему Христос призвал в число Своих учеников именно этих людей, а не иных? Мы можем приводить любые аргументы за или против той или иной идеи, но надо сказать, что мы не знаем достоверно, почему были призваны эти, а не другие. «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были» (Мк. 3, 13-14). Кого Сам хотел - ключевая фраза для понимания того, почему призваны эти, может быть, несовершенные, а то и прямо недостойные, как Иуда, а не другие.
Призвание это случилось не вдруг, не спонтанно. Когда Христос начал Свое служение, к Нему приходило много людей. Многие считали себя в той, или иной степени Его учениками. Кто-то приходил, кто-то уходил…
Создание общины Двенадцати произошло скорее всего во второй год служения Христова. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6, 12-13). Из этих слов Ап. Луки мы видим, что созданию этой общины предшествовала беседа Иисуса с Отцом Небесным.
Евангелия зафиксировали трогательный момент объяснения Христа с Апостолами по поводу смущающих многих слов и действий Иисуса: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 66-68).
Апостолы наделены особыми благодатными дарами
«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них Двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 13-15).
Про то, что Христос призвал кого Сам хотел , мы уже говорили. Теперь обратим внимание на вторую часть приведенного фрагмента. Христос создает группу учеников, чтобы они шли на проповедь, и для того, чтобы миссия их была успешной, чтобы люди верили им, Христос дает Апостолам благодатные возможности.
Способность к чудотворениям, которая была в первохристианское время у Апостолов, сегодня кажется многим сомнительной, ибо ныне мы таких способностей не наблюдаем. Но это неудивительно. Это объясняется тем, что Апостолы получили от Христа особые благодатные дары: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 7-8). Дары эти способствовали тому, что мир уверовал во Христа, вдохновился Евангелием.
Перед Апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории…
Отношение мира к Апостольской проповеди
Спаситель предупреждал учеников: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10, 16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны Апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее. Этот период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, им оказывали уважение… Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле Апостолы начали подвергаться преследованиям, еще страшнее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.
Апостол Павел так пишет о своем служении: «Я … был в трудах… в ранах… в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23-27).
Апостольство - служение, которое имеет место во все времена Церкви. Ни отсутствие священного сана, ни женский пол - не помеха для осуществления этого служения (мы уже говорили, что трудившихся на ниве апостольского служения и преуспевших называют равноапостольными ). Однако всякий христианин, который желает подвизаться в апостольстве, должен помнить, что служение это требует полной самоотдачи и сопряжено с трудностями и испытаниями.
О разных гранях Апостольского служения можно говорить долго, однако, раскрыв Евангелие , познакомимся с Двенадцатью столпами нашей веры поближе.