Пальцы помогают говорить. Пальцы помогают говорить Сколько гласных букв

Цели урока:

  • закрепить умение детей проводить звукобуквенный анализ слов, составлять схемы слов и предложений, чтение их;
  • развивать фонематический слух, обогащать словарь детей за счет введения в речь детей относительных прилагательных;
  • формировать навыки самостоятельности, учитывая особенности каждого ребенка.

Гном – ребенок приглашает детей в “Лесную школу”.

Звенит звонок

Гном. Внимание! Я приготовил вам первое задание. Найдите, кто спрятался на этой картине.

На мольберте картина, на которой изображены животные, но они сразу незаметны, сливаются с окружающей природой.

Дети находят жабу, бабочку, кузнечика, ящерицу.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, зачем нужна такая окраска этим существам (животным)?

Ответы детей

Воспитатель. Способность животных быть незаметными в природе, чтобы не попасть в ловушку или в рот другому животному, называется мимикрией.

Гном. А я больше всех люблю ЖАБУ, она мой самый лучший друг.

Воспитатель. Интересно, а почему это ЖАБА такой большой друг Гнома, ведь она с виду такая некрасивая?

Дети рассказывают о пользе этого земноводного животного.

Воспитатель. А похожи ли ЖАБА и ЛЯГУШКА?

Дети сравнивают, находят общее

(размер, среда обитания, влажность кожи, пользу – уничтожают огромное количество насекомых)

Воспитатель. Общее между ЖАБОЙ и ЛЯГУШКОЙ мы нашли, а чем они друг от друга отличаются ?

Ответы детей

Гном удивляется, как много знают дети. Хвалит их.

Дети. А мы не только можем рассказать о твоей любимой ЖАБЕ, но и разобрать это слово.

Проводится звуко-буквенный анализ слова “ЖАБА”

Звуко-буквенный анализ

  1. Как обозначается слово? (длинная полоска)
  2. Сколько в слове “ЖАБА” слогов?

Как мы определяем? (приложить руку к подбородку; можно отстукивать, можно отхлопывать)

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

В слове “Жаба” 2 слога

  1. Первый слог? – ЖА , сколько звуков? – 2.
    Первый звук в слоге – Ж (всегда твердый, согласный, отмечаем синим кружком)
    Второй звук в слоге – А (гласный звук)
  • Второй слог? – БА , сколько звуков? – 2.
  • Первый звук в словеБ(твердый, согласный, отмечаем синим кружком)

    Второй звук – А (гласный, отмечаем красным кружком)

  • Сколько звуков в слове “ЖАБА”?
  • Кто может назвать звуки в этом слове?

  • Кто хочет выложить под схемой слово “ЖАБА”?
  • Гном. Какие вы молодцы! Теперь и я смогу любые слова разобрать. А загадки вы умеете отгадывать?

    Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел –
    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

    Воспитатель. Ребята, загадку вы отгадали, молодцы. А вот слово у меня рассыпалось, да не одно слово, а целых два – и бабочка, и жаба. Я никак не могу их собрать, помогите мне.

    Дети из больших букв (из линолеума) собирают слово

    “ЖАБА” и слово “БАБОЧКА”. Проверяют друг у друга.

    Воспитатель. А что вы можете сказать о бабочке? Какая она?

    Ответы детей

    Ввод относительных прилагательных

    Воспитатель. Сейчас пройдите на свои места и:

    1. Попробуйте выложить сами слово “БАБОЧКА”
    2. Найдите в этом слове другие слова. Они спрятались (баба, бок, бак, бочка).
    3. Как у вас получилось слово “БОЧКА”? (убрали слог БА)
    4. В слове “БАБОЧКА” какой слог ударный? (первый)
    5. А в слове “БОЧКА” какой слог ударный? (первый)

    Звенит звонок. Перемена.

    Физминутка

    Поднимайте плечики,
    Прыгайте, кузнечики.
    Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами, прыжки)
    Сели, травушку покушали,
    Тишину послушали.
    Посмотрели мы вокруг –
    Что в конвертиках, мой друг?

    Разбрасывают конвертики

    Игра “Что в конвертиках?”

    Разворачивают и читают слова

    Воспитатель. Ребята, а что это за слова? Они ничего вам не напоминают? Давайте вспомним первые слова в этой песне.

    “В траве сидел кузнечик”. Хотите быть словами в этом предложении?

    Игра “Живые слова”

    Дети встают в определенной последовательности

    1 ребенок работает у доски, остальные дети работают на столах.

    3. Давайте поменяем знаки в этом предложении.

    Как будет звучать предложение, если поставим знак -? (вопроса)

    Как будет звучать предложение, если поставим знак – ! (восклицательный знак)

    Что обозначает точка в конце предложения? (предложение окончено)

    Выделяем мимикой, жестами все знаки (, ! ?)

    Работа по карточкам

    Чтение и печатание по слоговым таблицам. Задания все индивидуальные. Разбор 2-3 карточек.

    Гном. Приглашаю вас на мою волшебную, сказочную поляну. Но она необычная, на ней есть задания для вас. Нужно составить предложения, чтобы у нас получился красивый рассказ о весне.

    Дети расходятся по поляне, берут задания и по двое составляют предложения. Воспитатель записывает их.

    Вместе читают, что получилось.

    Воспитатель. “Собираем рассказ”.

    Какой красивый (хороший, добрый) получился рассказ о Весне. Всё весной оживает, солнышко теплое, ласковое. Давайте мы его позовем.

    Закличка

    Солнышко,
    Солнышко – колоколнышко!
    Не пеки за реку,
    Пеки нам в окно –
    Будет нам тепло!

    Поймаем солнечный лучик, прижмем его к груди. Тепло стало, радостно.

    Гном. Я очень доволен вами, со всеми заданиями вы справились, и я хочу поставить вам оценки за ваши знания и старания.

    Раздает оценки (зашифрованные карточки).

    Проводится анализ занятия

    1. Рассказывали о пользе животных (жаба, лягушка).
    2. Проводили звуко-буквенный анализ слова “ЖАБА”.
    3. Отгадывали загадки, составляли “рассыпанные слова”.
    4. Играли в игры “Что в конвертиках”; “Живые слова”.
    5. Составляли предложения по схемам, меняли знаки в конце предложения.
    6. Составляли рассказ о Весне.

    Воспитатель.

    Все Весну встречают, рады.
    Рады солнцу и теплу.
    Дарит всем Весна в награду
    Песню звонкую свою.

    Давайте споем для гостей песню “Кузнечик” на английском языке .

    Сейчас у многих школьников проходят олимпиады по разным предметам, в том числе, по русскому языку. Эти вопросы и ответы помогут подготовится к школьной олимпиаде по русскому языку во втором классе.

    Олимпиада по русскому языку, ответы и вопросы, 2 класс

    1. Сколько букв в русском алфавите?

    2. Сколько гласных букв?

    3. Сколько всего звуков в русском алфавите?

    4. Сколько гласных звуков в русском алфавите?

    5. Сколько согласных звуков в русском алфавите?

    6. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные звуки:
    Малыш, лужицы, пальцы, таблица, оркестр, машина.

    7. Замени данные словосочетания близким по значению глаголом.
    Задирать нос –
    Бить баклуши –
    Считать ворон –

    8. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков.

    9. Запиши три слова, в которых звуков больше, чем букв.

    10. Прочитай слова. Выпиши те, которые нельзя переносить.
    Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, Азия.

    11. Выпиши только однокоренные слова.
    Водить, вода, водяной, завод, водичка, водный.

    12. Реши анаграмму и укажи лишнее слово:
    - зздвае
    - ьрякбто
    - ваьянр
    - тмра

    13. Закончи пословицы:

    1. Семеро одного...................................................................
    2. Семь раз отмерь......................................................................
    3. За чужим погонишься................................................................
    4. Что имеем не храним...............................................................
    5. Своя рубашка............................................................................
    6. Жить не с деньгами..................................................................
    7. Свято место...............................................................................

    14. Какие буквы могут обозначать 2 звука? Обведи их.
    а у е и ю я

    15. Угадай слово и напиши его:
    смор1а _________________________ .

    16. Подчеркни лишнее слово в каждом ряду.
    а) Пара, парный, паровой.
    б) Носильщик, носатый, поднос.
    в) Лето, лететь, летний.

    17. Напиши, как зовут мастера.
    Сапог - ___________________________
    Барабан - _________________________
    Баян - ____________________________
    Пожар - __________________________
    Суд - ____________________________
    Комбайн - ________________________

    18. Допиши устойчивые по смыслу словосочетания.

    1. Дождь лил как _______________________
    2. Знаю таблицу умножения как ____________________________________________
    3. Нежданные гости свалились как __________________________________________
    4. На допросе виновный изворачивался как ___________________________________

    19. В каком слове количество букв и звуков совпадает.
    Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.

    20. Расставь ударение в словах
    Баловать, договор, звонит, красивее, кухонный, столяр, украинский, алфавит.

    21. Отгадай загадки.

    а) На странице букваря 33 богатыря
    Мудрецов-богатырей
    Знает каждый грамотей.

    б) Если б не было его,
    Не сказал бы ничего.

    22. Выдели слово, которое расположено не в алфавитном порядке.

    Мак
    - мальчик
    - молния
    - муха
    - муравей

    23. Выбери ответ, сколько звуков в слове лью? 4, 3, 2.

    Ответы:

    1. 33
    2. 10
    3. 42
    4. 6
    5. 36
    6. Малыш, лужицы, машина.
    7. Задирать нос – важничать, зазнаваться; бить баклуши – бездельничать; считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.
    8. Мышь, соль, пыль и другие варианты
    9. Юла, яблоко, ёж и другие варианты
    10. Оля, стол, Азия.
    11. Вода, водяной, водичка, водный.
    12. Лишнее слово - звезда, октябрь, январь, март
    13. 1. не ждут; 2. один раз отрежь; 3. своё потеряешь; 4. потерявши плачем; 5. ближе к телу; 6. а с добрыми людьми; 7. пусто не бывает
    14. е, ю, я
    15. Смородина
    16. Паровой, носатый, лететь.
    17. Сапожник, барабанщик, баянист, пожарный, судья, комбайнер.
    18. 1. из ведра, 2. по маслу, 3. снег на голову, 4. уж на сковородке.
    19. боюсь.
    20. баловАть, договОр, звонИт, красИвее, кУхонный, столЯр, украИнский, алфавИт.
    21. а) алфавит; б) язык
    22. муха
    23. 3

    Как правильно сделать фонетический разбор слова?

    – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

    Памятка

    План фонетического разбора

    1. Записать слово орфографически правильно.
    2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
    3. Отметить возможности переноса слова по слогам.
    4. Фонетическая транскрипция слова.
    5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
    6. Подсчитать количество букв и звуков.
    7. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.

    Образцы фонетического разбора слов :

    Я очень люблю есть морковь.

    Фонетический разбор слова люблю:

    1. люблю
    2. люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
    3. люб-лю
    4. [л"убл"у]
    5. Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
      Ю – [у] – гласный и безударный;
      Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
      Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
      Ю – [у] – гласный и ударный
    6. В слове 5 букв и 5 звуков.

    Фонетический разбор слова морковь:

    1. морковь
    2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
    3. Перенос: мор-ковь
    4. [маркоф"]
    5. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
      О – [а] – гласный и безударный.
      Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
      К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
      О – [о] – гласный и ударный.
      В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
      Ь —————————–
    6. В слове 7 букв и 6 звуков.
    7. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

    Видео про фонетическую транскрипцию

    Полезные советы:

    • Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
    • Важно всегда проверять транскрипцию.
    • Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
    • Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.

    Возможно, вам также понадобится

    В слове па́ льцы :
    1. 2 слога (па́ ль-цы);
    2. ударение падает на 1-й слог: па́ льцы

    • 1-ый вариант

    1 ) Транскрипция слова «па́ льцы»: [па́ л❜цы].


    БУКВА/
    [ЗВУК]
    ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
    п - [п] - согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
    а - [а́ ] - гласн., ударный; ниже см. § 15.
    л - [л❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Сонорные согласные в отличие от шумных не оглушаются перед глухими (см.: В.Н. Мусатов Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2012. С. 73). Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
    ь - [ ] - нет звука
    ц - [ц] - согл., тверд. (непарн.) , глух. (непарн.). Звук [ц] - непарный глухой, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. §§ 68, 106.
    ы - [ы] - гласн., безударный; ниже см. § 8.

    6 букв, 5 звуков

    Настройка

    ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

    § 8

    § 8. Буква ы обозначает гласный [ы] внутри слова после твердых согласных, в том числе и после [ц] (кроме [ш], [ж], после которых пишется и; см. § 7). Ср. мыть, забы́ ть, дым, была́ , сыта́ , дымо́ к, дымово́ й, цыц, ку́ цый.

    § 15

    § 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: заа́ хать, поа́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, жа́ ба, ша́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коча́ н, кача́ ть, поща́ да.

    § 66

    § 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

    Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

    Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).

    Наталия Ковальская
    Звуковой анализ слов. Консультация для родителей

    Как определить сколько звуков в слове , а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик . Как помочь ребенку в определении звуков ?

    Звуковой анализ слов

    Уже в старшей группе начинается работа по звуковому анализу слов . Такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков : «гласный звук » , «твердый согласный звук » , «мягкий согласный звук » . Так чем же отличается буква от звука ? Звук мы произносим , а букву пишем, другими словами , буква - это символ звука , который мы написали на бумаге.

    В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения .

    Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков . Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.

    По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают , что звуки «ч» , «щ» , «й» - всегда мягкие согласные, т. к. не имеют твердой пары, а звуки «ж» , «ш» , «ц» - всегда твердые согласные, т. к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.

    При разборе слова ,звуки обозначаем кружками определенных цветов :

    мянкий звук (Л) , твердый звук (Л, гласный звук (А)

    Надо запомнить :

    Звуки «я» , «е» , «ё» , «ю» могут в словах обозначать два звука , если они находятся в начале слова или после гласного звука , а также после мягкого и твердого знаков. Например, маяк – в этом слове 5 звуков , т. к. после гласного звука "а", мы слышим 2 звука : «й» + «а» , но 4 буквы, т. к. звуки «й» и «а» записываем буквой я. Слово яма – 4 звука , т. к. в начале слова мы слышим 2 звука «й» + «а» , но букв -3, т. к. звуки в начале слова «й» + «а» записываем буквой - я, питье - 5 звуков , 5 букв. (мягкий знак не является звуком , также как и Ъ, они являются буквами) Для того, чтобы определить какой звук стоит после согласного звука - произнесите это слова с ударением на тот звук , который должны услышать, тяните его подольше и Вы сразу определите звук .

    Буквы ъ и ь не являются звуками . Буква "ь" делает впереди стоящий звук мягким , а буква ъ разделяет звуки .

    А терперь проверьте сами себя, разберите слова на звуки : ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ, ЯБЛОНЕВЫЙ, ЯБЛОНЕВАЯ, ЯБЛОНЬКА, ОРУЖИЕ, КОНЬ. Дополнение - сначала назовите звук , а потом определите его символ - кружок (определите цвет, затем букву.