Комитет русскоязычных. В учебниках Татарстана республику называют «отдельным государством. «Татар ата-аналары - Татароязычные родители»

Украинская писательница Лариса Ницой сообщила, что в учебном заведении города Днепра родительский комитет ответил националисту рекомендацией обратиться в психиатрическую лечебницу. По словам Ницой, в школе Новый год встречают под песенку "Наш российский Дед Мороз".

"Не суйте свой поганый нос в межнациональную политику Украины"

Писательница, хорошо известная своими националистическими взглядами, обнародовала письмо родительского комитета Игорю Бойко, который, по-видимому, требовал украинизировать русскоязычное учреждение. Родители переадресовали его претензию в психиатрическую лечебницу, назвав идеи "безумными".

"Кто тебе позволил навязывать свои безумные идеи коллективу лучшей в жилом массиве (Игрень) школы №122? На Украине живет большой процент русскоязычного (и других национальностей) населения, которое изучает в том числе и украинский язык, поэтому школ для русскоязычных детей также значительное число. Учащиеся средней школы №122 воспитываются с чувством патриотизма, любви к традициям украинского народа, его истории, национальной культуры, литературы и так далее. Так что, гр. Бойко И.М., не суйте свой поганый нос в межнациональную политику Украины и не пытайтесь дискредитировать русскоязычное население - полноправных граждан Украины. Если тебе не по нраву русскоязычная 122 школа - сдавай своего ребенка в школу в Одинковке или в Александровскую украинскую школу, или родительский комитет США №122 не позволит тебе баламутить коллектив, "качать права". Будет всё, как было! Свою безграмотную и жалкую, по сути, жалобу отправь в психиатрическую лечебницу - там тебе помогут!" - напутствовал родительский комитет.

"Под песенку "Наш российский Дед Мороз"

Ницой призвала активистов, министра образования Украины и замминистров, главу комитета Верховной Рады по вопросам образования вмешаться в ситуацию в Днепре. "Вы защищали обучение на языках меньшинств и с пеной возле рта выгрызли зубами в законе об образовании эту формулировку. Вы сделали все, чтобы не допустить и провалили в законе об образовании формулировку Конституционного суда "обучение на украинском языке, а язык меньшинств может изучаться". Возьмите теперь закон об образовании и то в нем, что вы выгрызли - и помогите Игорю Бойко добиться образования на украинском языке в Днепре", - обратилась Ницой к активистам, чиновникам и Раде.

По ее словам, Бойко четвертый год "требует открыть украинский класс и группу в садике", где "новогодний праздник исключительно на русском, под песенку "Наш российский Дед Мороз".

"За просьбу открыть группу на государственном языке - его послали в психиатрическую больницу!!!" - возмутилась писательница. Игорь Б. поблагодарил националистку за поддержку и отметил: "Скажу больше - эти "люди" сейчас руководят родительским советом Самарского района и инициировали увольнение директоров украиноязычных школ".

20 сентября стало известно, что 1536 родителей из 92 татарстанских школ написали отказ от обязательного преподавания татарского языка для их детей.

Согласно сообщению, отказ написали родители из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Зеленодольска.

Накануне с просьбой заявить официальную позицию властей Татарстана по поручениям президента России Владимира Путина относительно изучения татарского языка обратились к президенту республики Рустаму Минниханову Общество русской культуры Татарстана и комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся.

В своем обращении к главе республики руководители двух общественных объединений Михаил Щеглов и Эдуард Носов попросили Минниханова организовать родительское собрание Республики Татарстан на тему «Родители Республики Татарстан — за укрепление федеральных ценностей в системе образования регионов России».


Тема изучения национальных языков в республиках стала вновь актуальна после того, как 20 июля Владимир Путинзаявил о недопустимости принудительного изучения в субъектах федерации России языков, не являющихся родными.

15 сентября в Казани прошли дебаты на тему «Татарский язык в системе образования России, быть или.?», которые превратились в жаркую дискуссию. Примирить сторонников и противников обязательного изучения татарского языка наравне с русским в ходе дебатов так и не удалось.

Недавно Татарстан лишился своего «особого статуса» в Российской Федерации, поскольку особый договор республики с федеральным центром не был продлён. Будет ли в итоге отменён и антиконституционный, по сути, закон Татарстана об обязательном изучении татарского языка в республике?

— На самом деле это проблема не одного Татарстана, — считает директор «Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков . — Она касается всей России.

Если мы исходим из того, что у нас социальное государство, как это записано в Конституции страны, то такое государство должно заботиться не только о достойном уровне жизни, но и заботиться о повышение уровня развития граждан. И знание государственного языка тут играет важную роль.

Посмотрите, что произошло на русскоязычной части Украины. Когда начали повсеместно вытеснять русский язык из всех уровней образования, украинский язык так и не поднялся на более высокий уровень.

В итоге теперь значительная часть молодых украинцев не только украинского, но и русского языка толком не знает. А если и знает украинский, то сфера его применения остаётся крайне ограниченной. Это заметно даже тогда, когда читаешь русскоязычную украинскую прессу. Видно, как резко снизился уровень грамотности у пишущих на русском языке украинских журналистов.

И схожие процессы происходили и происходят в тех национальных республиках на территории России, где в ущерб русскому языку навязывается обязательное изучение языков так называемых титульных этносов.

Русский язык является основой всей русской национальной культуры, а так же языком межнационального общения не только в России, но и на постсоветском пространстве. Внутри же русской культуры успешно развиваются не только великороссы, но и представители всех остальных этносов России.

И если мы будем навязывать как государственный в одном из регионов России какой-то иной язык, результаты могут быть печальными. Да, к примеру, татарские националисты порадуются. Но при этом не только русская, но и татарская молодёжь окажется в проигрышных условиях, если захочет поступить в вуз в Москве или Нижнем Новгороде, где требуется хорошее знание русского языка.

Я оканчивал школу в Москве. Со мной учились татары, коренные москвичи. Они изучали русский язык в школе, как все, но никто не мешал им между собой и в семьях говорить по-татарски, изучать родной язык и культуру.

У меня есть ощущение, что люди, которые говорят о необходимости обязательного изучения татарского языка мало на самом деле заботятся именно о татарском языке и культуре. Их больше заботит создание иной идентичности, отличной от общероссийской.

Мало того, продолжение практики обязательного (фактически, насильственного) изучения татарского языка приведёт к усилению напряжённости уже на межнациональном уровне. Получается, что за счёт государственного бюджета происходит финансирование межнациональной напряжённости в стране.

В итоге это может привести к тому, что у нас так называемые элиты титульных этносов заявят о том, что их республики созрели до независимого существования. А всем русским, несогласным с этим, будет предложено уезжать, как это уже было в девяностые годы в Прибалтике. (Собственно, несколько лет назад в Казани татарские националисты уже стояли с плакатами «Чемодан-вокзал-Рязань» — «СП»).

«СП»: — С другой стороны, мы постоянно подчёркиваем, что особенность России, Русского мира в том, что мы со времён Российской империи сохраняем многообразие культур всех народов, живущих в нашей стране. Однако сохранение культуры невозможно без сохранения национального языка. Может быть, есть почва для опасений со стороны той же татарской интеллигенции, что татарский язык мало кто захочет учить, если отменить его обязательное изучение?

— Мы знаем пример русской эмиграции после революции 1917 года. Только во Франции, по разным данным проживало от полумиллиона до 800 тысяч человек. Это примерно численность какого-нибудь небольшого народа на территории России.

Я знаю немалое число семей эмигрантов в третьем и четвёртом поколении, кто по-прежнему говорит по-русски, знает русскую культуру. Притом, что ведь никогда не ставился вопрос о том, что в местах компактного проживания русских французское государство должно создавать и финансировать школы, где изучался бы русский язык.

Поэтому знание родного языка вне зависимости от того, где ты живёшь — это в первую очередь — вопрос выбора. Да, государство может на местном уровне поддерживать культуру малых народов. Если кто-то считает, что этого недостаточно и необходимо глубже, скажем, изучать эвенкийский язык, тут есть проверенный способ — создание неправительственных организаций, частных школ и т. д.

Те, кто считают, что язык своего народа необходимо поддерживать, так или иначе участвуют в финансировании всех этих начинаний. А вот задача государства состоит в том, чтобы человек, живущий в том же Татарстане, независимо от того татарин он или русский, мог получить качественное образование, изучить государственный язык России и поступить при желании в вуз в любой точке Российской Федерации.

А у нас получается, что нередко родителям учеников из того же Татарстана приходится нанимать репетиторов, чтобы их дети не писали с ошибками на русском языке.

«СП»: — Известно, что на татарском языке в советское время татары говорили всё меньше. Отказ от обязательного изучения этого языка в школе может привести к его фактическому исчезновению? Может быть, имеет смысл сделать татарский язык обязательным для тех, кто татарин по паспорту, например?

— В советское время на той же Украине изучали украинский язык в школах, украинские авторы, лояльные советской власти, нередко получали возможность издавать свои творения огромными тиражами. Однако их мало кто читал.

И до сих пор русскоязычная литература на Украине пользуется куда большим спросом, чем украиноязычная, несмотря на все мыслимые и немыслимые запреты. В России же традиционно иная ситуация. Если бы не советская власть, которую традиционно ругают те же татарские националисты, сегодня мало кто бы вообще говорил на татарском языке.

Татарским националистам хочется сказать — пусть ваши писатели пишут такие произведения, ради которых их захотят читать на татарском языке не только татары, но и другие народы. И всё будет отлично у вашего языка без принудительного изучения его теми, для кого он не является родным.

Принудительно заставлять изучать татарский язык этническим татарам, по-моему, тоже неправильно. Это напоминает политику еврейских общин, которые сами себя в 17 веке замкнули в гетто. И через некоторое время еврейская молодёжь уже не могла выйти из этого гетто. Получается, что мы загоняем людей в культурное гетто.

А если татарская или смешанная семья не хочет этого? Мы опять делим людей искусственно. Россиянин татарского происхождения должен обладать теми же правами, что и россиянин русского происхождения. Стены внутри государства надо разрушать, а не воздвигать. Зачем же создавать стену между русскими великороссами и русскими татарами.

Чаще всего за теми, кто говорит о мультикультурализме, о дополнительных преференциях тем или иным малым народам, думают о своих корыстных интересах.

«СП»: — Удастся ли, на ваш взгляд, федеральному центру добиться того, чтобы в Татарстане осталось обязательное обучение только на русском языке?

— У России нет иного выхода: если мы хотим сохранить единство страны, это необходимо делать. В условиях фактически второй холодной войны мы находимся в очень тяжёлом положении. Многие этого просто не сознают. Если сейчас федеральный центр даст слабину, все этнические и даже региональные национализмы полезут изо всех щелей.

И мы вовсе не сохраним межнациональный мир, если будем потакать националистам в российских республиках, а окончательно его добьём. Единственная возможность уничтожить Россию — разорвать её изнутри. Поскольку снаружи это боятся делать, пытаются действовать через создание альтернативных идентичностей.

Наша задача укреплять единую русскую цивилизацию, к которой принадлежат все народы России, внося в неё свои этнические особенности.

Алексей Полубота

Ольга Артеменко: «Выдавливание русского языка ведет к исходу русских из республик РФ»

В предлагаемом интервью рассматриваются, помимо прочего, некоторые юридические аспекты законов об изучении неродных языков.

"Татарский язык не сдадите - в следующий класс не переведем." Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов рассказал о том, почему русские в республике обратились к министру образования России.

В последних числах августа в руки министра образования России Ольги Васильевой через многодетную семью из Подмосковья была передана папочка с болью тысячи русских семей, проживающих в Татарстане. Они просят министра обязательно прочитать ее лично. «Спасите наших детей от насильственного изучения татарского языка!» – умоляют они Васильеву, уже много лет не находя поддержки, в том числе и в подконтрольном ей ведомстве. Власти Татарстана проблему не признают. Хотя открыто заявляют, что республика – это самостоятельное государство. Именно это черным по белому написано в школьных учебниках, на обложках которых Татарстан ставится в ряд с ведущими мировыми державами отдельно от России. О ситуации с русским языком в республике, а также почему ситуация в Татарстане напоминает Украину, специальному корреспонденту Daily Storm Наталье Башлыковой рассказал глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов.

– Михаил Юрьевич, Вы - один из тех, кто собирал папку для министра, почему Вы решили передать ее лично?

– Мы неоднократно пытались обратить на эту ситуацию внимание федеральных властей. Писем на эту тему, в том числе министру образования, написано уже очень много. До сих пор мы получали ответы по стандартной схеме, когда все спускалось обратно в республику… Однажды нам пришел ответ, что переписку считаем завершенной.

Поэтому мы пошли другим путем. Нам помогла женщина из Подмосковья, которая прочитала боль родителей в нашей группе в социальной сети «ВКонтакте» – Комитет русскоязычных родителей Татарстана. Она согласилась напрямую передать папку Васильевой. Кроме того, одновременно с этим президент России Владимир Путин дал поручение Генеральной прокуратуре РФ провести проверку добровольности изучения национальных языков в регионах. На Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле он заявил, что недопустимо сокращать часы русского языка за счет других языков. Президент обратил на это особое внимание руководителей регионов. Для нас очевидно, что это было сказано про Татарстан, потому что самая тяжелая ситуация здесь. Но наши первые лица республики это не признают. И уже заявили, что у нас все в рамках закона.

– Что сегодня происходит в республике с русским языком?

– Русское движение в республике Татарстан заботит ряд проблем, которые сегодня не признает власть. Но, безусловно, на первом месте в республике стоит проблема русского языка в образовании. Решить ее очень сложно, поскольку наше законодательство «заточено» под двуязычие. Обязательным для изучения в школе являются русский и татарский языки. У меня дети уже взрослые, я сам поначалу не сопротивлялся тому, чтобы они в школе изучали татарский язык. Но позже я убедился, что это абсолютно ненужный предмет для моих детей. Они не могут его выучить, так как у них нет для этого ни мотивации, ни среды, в отличие от их татарских сверстников. По моему мнению, так считают от 60 до 80% населения, включая татар. Они понимают, что будущее для них - это русский язык.

Тем не менее, региональная власть упорствует и позиционирует этот язык как равный русскому во всех измерениях. Чиновников не смущает даже тот факт, что это противоречит Конституции РФ, где единственным государственным языком всей страны установлен русский.

Еще одна проблема - правовая коллизия. Это то, что в РФ русский язык не имеет статуса родного, хотя таковым его считают 92% граждан. Например, у нас в республиканском законодательстве понятие родного языка противопоставляется русскому языку.

– Это как?

– То есть родной - не русский язык, а татарский. Но если я русский, то какой для меня может быть родной язык? Это первое, что, на мой взгляд, надо исправить в законодательстве, потому что должна быть незыблемая основа для государственного языка, гарантирующая безопасность страны... Фундаментально, по-крупному, русские в Татарстане осознали эту проблему в 2009 году с введением ЕГ по русскому языку в качестве вступительных испытаний в вузы. Родители терпеть - терпели, а потом поняли, что их дети не могут поступить в институты. Например, чей-то ребенок наполучал троек по русскому, который из-за ограниченности часов (в пользу татарского) он плохо знает.

– Каково соотношение часов преподавания русского и татарского языков?

– Все поровну. Это принципиальная позиция для власти и татарских националистов, которых она поддерживает. Я бы сравнил это со Сталинградской битвой – не отдадим ни пяди земли. Но как поровну? Например, у Татьяны Логиновой, которая тоже находится в нашем объединении, у ее ребенка в неделю по три урока русского и литературы и пять уроков татарского языка и еще один по татарской литературе, где также фактически проходят предмет «татарский язык».

Наша принципиальная позиция какова? Русские дети должны изучать татарскую литературу в переводе на русский. Это же логично. Они не являются носителями татарского языка, они плохо понимают прочитанное. Тем не менее, таких переводов нет. Поэтому, конечно, очень логично, что большинство русских учащихся получают за татарский язык плохие оценки. Причем, их за это давят, гнобят, обманывают. Говорят детям: язык не сдадите, мы вас не переведем в следующий класс. Например, у нас был такой случай, когда мама клала ребенку в портфель диктофон, а потом прослушивала то, что ему говорят учителя о его родителях, не поддерживающих изучение татарского языка, а также унижения, оскорбления ребенка в присутствии класса. Это, конечно, недопустимо с точки зрения педагогической этики, но большинство молчит, чтобы ребенок просто мог окончить школу. Потому эта тема табуирована. Молчите - и вам вашу троечку нарисуют.

– Такая ситуация только в Татарстане?

– В Башкирии была сходная ситуация, но там взялась за дело прокуратура, и президент придерживается другой позиции. У нас же - кремень.

– Как Вы думаете, почему?

– Есть такой деятель - Рафаэль Хакимов, который конструировал республику Татарстан, как суверенное отдельное государство. Он был долгие годы советником по внутренней политике у Минтимера Шаймиева. Это известный писатель, крайний националист, именно государственного регионального масштаба. При нем в 90-х годах в республику привозили такого человека, как Аслан Масхадов. Из президиума он учил наш госсовет республики, как нужно строить отношения с Россией, почему надо поддерживать народно-освободительное движение, а также, что такое Ичкерия. Это был проект Хакимова.

В общем, неподписанный сегодня договор Москвы с Татарстаном – это часть системной ситуации, созданной реваншистской, этнократической группой, сформированной экс- президентом Шаймиевым. Там сегодня есть люди, которые хотят реванша и возвращения на 500 лет назад, чтобы опять появилось отдельное татарское государство. Есть в республике те, кто откровенно не хотел бы видеть тут русских. Это естественно, потому что русские - не помощники им в строительстве такого государства.

– Из Москвы этого не видно. Как это проявляется?

– А из Москвы что было видно про Украину, пока там не полыхнуло? Все то же самое сегодня здесь. Я сам кандидат технических наук, в институте преподаю, но защита русского языка - теперь моя вторая половина. Я уже тут 30 лет этим занимаюсь, начиная от создания фольклорного движения, фольклорных ансамблей, праздников, до выступлений на различных научных конференциях и мероприятиях.

– Есть ли противодействия вашей деятельности?

– Для властей я персона нон грата. Например, они просят, чтобы мне не давали слова на различных мероприятиях. Неоднократно меня пытались привлечь к административной ответственности. Но все такие административные дела я выигрываю либо в нижней инстанции, либо в Верховном суде. Потому что все претензии ко мне – фуфло откровенное. Однако им все равно нужно меня задавить, зажать, припугнуть…

Если вернуться к договору, то есть совершенно точно люди, которые бы хотели отделения от России, вплоть до того, чтобы реализовать какую-то программу расселения – переселения. Также в республике всегда были те, кто использует этот фактор в политической игре.

– Что за игра?

– Она заключалась в том, что сначала объявили суверенитет, провели референдум, по которому 61,4 % населения высказалось за то, чтобы считать республику субъектом международного права и самостоятельным государством. В то время была вброшена такая идея, что у нас нефтяной край, а в условиях суверенного государства у нас дети будут рождаться автоматически миллионерами как в Саудовской Аравии. Но в итоге, у кого сейчас вся нефтянка? У семей и кланов. В общем, суверенитет Шаймиевская команда использовала как инструмент обогащения, создание благополучия своим потомкам.

Если вы обратите внимание, жена у нынешнего президента Татарстана - очень успешный бизнесмен. За 2016 год она заработала 2,6 миллиарда рублей. В общем, относительно Москвы – это отдельный организм, некий кокон. Не знаю, удастся ли его федералам и Владимиру Путину распутать. Сейчас появились некие сигналы, в том числе банкротство банков, потому что банки здесь – это дворцы и замки.

– Вы сказали, что в республике повторяются те же процессы, что и на Украине, что именно под этим вы имеете ввиду?

– Все маркеры схожи, язык в том числе. Допустим, такой факт, вся история республики переписана. Если вы возьмете учебник под авторством Д.К. Сабировой, Я.Ш. Шарапова «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней», то там Татарстан рассматривается как самостоятельное государство со времен древней Булгарии.

В частности, там говорится, что в 1552 году Россия совершила акт агрессии и оккупировала Татарстан. Светлые силы – они в республике, а черные – понятно откуда. Это идет в других учебниках. Было очень много жалоб, в том числе в прокуратуру, но они не дают результатов.

Причем у нас не просто учебники истории переписываются, а академическая историческая наука строится на полностью переписанной истории. Вот, например, Индус Тагиров – настоящий академик, доктор наук, профессор. Он фактически глава исторической школы республики Татарстан. То есть все наши кандидаты и доктора прошли его школу. И этот человек на полном серьезе говорит, что республика Татарстан насчитывает 3000 лет, а по территории включает не только Татарстан, Башкирию и всю Сибирь, но и весь Китай. В советское время озвучивать такое было невозможно….

Такая же ситуация с искусством, творческими союзами. В местном союзе писателей чуть более 300 татар и, по-моему, 13 русских, причем в русской секции татар даже больше, а в секции татарских писателей - по-моему, ни одного русского. То есть русское слово тут вообще не развивается. Мы пытались один проект запустить. Некий русский писатель хотел сделать альманах «Русское слово». Пробивали, говорили об этом на всяких статусных собраниях. В итоге из названия убрали слово «русское» и поставили рулить изданием татарина. То же самое в Союзе композиторов, в Союзе художников.

– А что было в Вашем письме Васильевой?

– Мы сообщили о соотношении часов татарского и русского в школах, о том, что мы не можем отстоять свое право на полноценное изучение русского языка. Написали о том, по каким программам учатся наши дети, о том, что в школах совершаются подлоги, об агрессии в адрес детей. Если кто-то что-то вякнет, то потом ребенка на линейке могут при всех отчитать: «вот из-за его папаши и мамаши этот ваш одноклассник отказывается уважать татарский народ». Когда противопоставить уже нечего поборники такого своеобразного регионального образования переходят на истеричное: «Учите, неучи, язык народа, на чьей территории живёте!»

Хотя говорить о том, чья это на самом деле территория, сложно. До булгар тут жили именьковцы, которые считаются протославянами. То есть территория перетекала плавно, оттуда сюда. И вообще русские с татарами - комплементарные народы, между которыми до сих пор не было серьезных противоречий. У татар к началу революции выработались механизмы взаимодействия с царской властью, с доминирующим православием, и о шариате никто не думал. Сейчас же шариат, который пропагандируют у нас по всем мечетям. Люди, которые их посещают, рассказывают, что до 20% молящихся – салафиты и ваххабиты. Эта идеология радикального ислама распространяется сегодня здесь из-за бесконтрольного проповедования пришлых из Саудовской Аравии и ряда других стран Ближнего Востока.

Я в это тоже поначалу не вникал, но когда увидел, что стали жечь церкви, что идут перестрелки с ваххабитами в городской черте, изучил этот вопрос. Ведь прежний муфтий в результате этого остался без ног, чудом выжил.

А главный лидер традиционного татарского ислама, богослов Валиулла Якупов был убит в подъезде собственного дома. До девяти церквей в республике поджигали или пытались сломать ваххабиты. Несколько церквей сгорело дотла.

– Каково сегодня соотношение русских и татар в республике?

– По региону при последней переписи чуть более 53% татар и почти 39% русских. Хотя есть инсайдерская информация от силовиков, что на самом деле русских сейчас здесь большинство. Просто для татар принципиально быть большинством. В предыдущих переписях численность татар в республике была меньше 50%. Ни откуда появиться они не могли, потоков миграции в республику татар также нет.

Интересен и такой, например, факт: Иван Грозный отселял татар от рек, чтобы они не грабили. Поэтому во всех селах по берегам рек живут русские. Но в последние годы идет негласная политика переселения татар в русские деревни. И есть тенденция мечетизации всех деревень, включая чисто русские.

В детских садах, не спрашивая родителей, вводят питание халяль. Это как у евреев кашерное, то есть религиозно правильное. Это что теперь перед приемом пищи детям переосвящать эту еду?

Пренебрежение интересами православия – это тоже доминанта этой конструкции. Везде, где можно без него обойтись, без него обходятся, но батюшку всегда стараются посадить рядом с муллой. Или, допустим, строительство мечетей, которое шло очень усиленными темпами при президенте Шаймиеве. Сейчас в республике около полутора тысяч мечетей. Причем негласно, к этому властью были подключены местные предприниматели. Даже была такая тема, когда русский бизнесмен хвалился, что помог двум православным храмам и четырем мечетям. При этом при царях в Татарстане было сильное купечество, особенно в провинции. Это были купцы-старообрядцы, которые создавали тут могучие очаги культуры и русскости, начиная от семейных ценностей заканчивая храмами, которые они тут строили. Это около 500 намоленных, духовно богатейших православных храмов, большая часть которых сегодня разрушается и стоит в запустении.

Эту тему пока никто не поднимает. Но я считаю, что это позор для региональной власти, которая допускает умирание таких жемчужин. В Казани такие примеры были. Это, например, домовая церковь купца Никляева XVIII века, на территории алтаря которой построено новое трехэтажное здание. Как общественность ни возмущалась, сколько ни писали главе региона об этом, защитить храм нам не удалось.

Комиссия Генпрокуратуры РФ и Рособрнадзора проверяет Минобрнауки РТ по «языковой» теме

Минобрнауки Татарстана оказалось объектом проверки Генпрокуратуры РФ и Рособрнадзора по «языковой» теме. Комиссия «десантировалась» в ведомстве 17 октября и намерена задержаться здесь на 10 дней. По итогам проверки, станет ясно, нарушаются ли в республике права граждан на добровольное изучение языков. Ажиотаж вокруг темы подогрело июльское заявление президента РФ Владимира Путина, который заявил о недопустимости обязывать человека учить не родной для него язык.

Ожидаемая проверка

Сказать, что проверка Рособрнадзора для регионального Министерства образования и науки стала полной неожиданностью, было бы неверно хотя бы потому, что перед этим родители татарстанских школьников буквально завалили прокуратуру жалобами по «языковой теме». В ответ на это региональное Минобрнауки тогда, напомним, разродилось «разъяснением». Призывы отказываться от уроков татарского в ведомстве назвали «противоречащими действующему законодательству и вводящими в заблуждение». Впрочем, мера оказалась малоэффективной, группа «Комитет русскоязычных родителей Татарии» во «ВКонтакте» к настоящему моменту разрослась до 6,5 тыс. участников. Кроме Казани, подобные группы существуют в Зеленодольске, Бугульме, Елабуге...

В последнем абзаце «разъяснения» заявлялось, что татарстанским премьер-министром «принято решение о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ». Признает ли тем самым региональное Минобрнауки факт наличия перевеса в пользу изучения татарского языка, осталось недосказанным.

На такой перевес указывают родители. В своих заявлениях мамы и папы школьников указывают на доминирование в расписании изучения не родного для их детей татарского языка над русским. О том, что «ревизия» в Минобрнауки неизбежна, стало понятно после поручения Владимира Путина провести проверку по вопросу соблюдения права граждан на добровольное изучение языков. В итоге соблюдение этого самого права инспектирует комиссия сразу двух ведомств.

– Я, если честно, на проверку не заходила. Вчера они работали в министерстве целый день. Представители Генеральной прокуратуры РФ работали с представителями Рособрнадзора. Пока мы официально не заявляем ни о чем. Проведем, скорей всего, пресс-конференцию по итогам проверки, – сообщила пресс-секретарь Министерства образования и науки Фарида Ишмуратова.

Как сказала «МК-Поволжье» замминистра образования и науки Татарстана Лариса Сулима, работа комиссии продлится 10 дней и закончится 27 октября.

– Думаю, как только комиссия завершит свою работу, обо всех изменениях вам будет обязательно сообщено, – заверила она.

С изучение языка не угодили и татароязычным родителям?

В том, что «языковой вопрос» все же будет решен, уверена и Екатерина Матвеева, руководитель инициативной родительской группы против поборов в школах и детских садах. В распоряжении группы имеется несколько десятков почти одинаковых ответов, полученных из районных прокуратур Казани. Почти в каждом письме надзорное ведомство соглашается с позицией родителей школьников и признает наличие нарушений.


– Сейчас школы пытаются всячески подделать документы, агитировать родителей, чтобы они подписывались на изучение татарского языка, но родителей, которые отказываются, стало больше. Не только русскоязычные, но и татароязычные родители недовольны, что по 5-7 часов татарского преподают их детям, – говорит Матвеева.

В подтверждение своих слов она предъявляет кипу ответов надзорных ведомств. Из последних – ответ прокуратуры Советского района Казани, которая требует исключить татарский язык из обязательной школьной программы. Требование подписано «прокурором района М.Х. Фатыховым».

«Сообщаю, что проведенной прокуратурой района проверкой в адрес директора МБОУ «Гимназия №90» внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании с требованием привести учебный план учреждения в соответствие с федеральными общеобразовательными стандартами», – говорится в письме.

Подобные требования, по данным Матвеевой, были выдвинуты представителями прокуратур Московского и Вахитовского районов Казани. Кроме того, такое же предписание оформлено в Высокогорском районе республики.

Татарстану грозит башкирский сценарий?

Председатель «Комитета русскоязычных родителей Татарии» Эдуард Носов полагает, что Генеральная прокуратура «обязательно найдет нарушения российского законодательства по добровольному изучению родных языков и государственных языков республики Татарстан».


– Считаю, что ситуация будет развиваться по башкирскому сценарию: Генпрокуратура выпишет предписание, которое Минобрнауки РТ должно будет выполнять. Минниханов (прeзидент РТ – ред. ), по итогам проверки, должен будет доложить президенту России о мерах, принятых по итогам проверки Генпрокуратуры. Судя по реакции руководства Татарстана, а именно полному несогласию с Путиным, РТ может обратиться в Конституционный суд. Это мое предположение. Ситуация с преподаванием родных языков и госязыков Татарстана измениться, – считает Носов.

Как полагает собеседник, у родителей по итогам проверки появится возможность выбрать учебный план с «русским языком обучения».

– Вся «борьба» спустится на уровень школ… Администрaция школ будет делать все, что в их силах, чтобы продлить принудительное изучение татарского языка в ущерб изучению русского языка. Что школы уже сейчас и делают. Сейчас в республике саботируют поручение президента России, – добавляет он.

Проблема в методике преподавания?

С тем, что в школах назрела необходимость смены методики преподавания предмета «Татарский язык», согласен и председатель Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Фарит Закиев. По его словам, грамотные и доступные для понимания методические пособия для учителей существуют, но по какой-то причине забыты.


– Есть отличное, вменяемое пособие профессора КГУ Литвинова «Курс татарского языка». Оно было бы полезно и современным учителям. Он сам был русским, но в совершенстве знал татарский язык, – говорит Закиев.

В части существующего распределения часов на изучение русского и татарского языков, по мнению Закиева, все нужно оставить «как есть».

– Татарский – универсальный тюркский язык, на котором говорит 350 млн человек (по другим источникам от 180 млн до 250 млн человек – ред. ). Но в Татарстане государственный язык один – русский. Статья 8 Конституции РТ, по сути, фикция. Когда мы претворим ее в жизнь и на татарском будут говорить госслужащие, юристы, врачи, тогда родители потребуют, чтобы детей учили татарскому языку, причем не в таком виде, как сейчас, – резюмировал он.

Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов рассказал «Шторму», что спустя две недели он и руководитель Комитета русскоязычных родителей Татарстана Эдуард Носов не получили разрешение на проведение в Казани митинга в поддержку президента «Владимир Путин, мы с тобой». Представители общественных организаций хотели посвятить мероприятие выполнению поручения главы государства о добровольности изучения в республике татарского языка. Такую проверку проводила в Татарстане Генеральная прокуратура РФ, а по ее результатам Госсовет республики вчера отменил обязательное изучение в учебных заведениях региона татарского.

«Мы рады этому решению и хотели бы высказать свою благодарность Владимиру Путину, поскольку эта была одна из острейших проблем для русскоязычного населения республики. Мы не понимаем, почему нам нельзя высказать слова поддержки президенту. Но нас хотят продинамить с митингом. Отказать не могут, поэтому в третий раз просят прислать дополнительные уточнения», — сообщил «Шторму» Михаил Щеглов, считая придирками главы исполнительного комитета Казани постоянные просьбы что-либо разъяснить.

По словам Щеглова, он уже не раз организовывал подобные публичные массовые мероприятия в Казани, поэтому очевидно, что проблема не в организации, а в заявленной общественниками теме. Щеглов считает, что местные элиты недостаточно поддерживают Владимира Путина и поэтому не проводят вообще никаких мероприятий, связанных с его именем. В том числе не активно в этом смысле и местное руководство «Единой России».

«Именно поэтому одним из предложенных нами мест была обозначена улица, где находится приемная партии власти. Мы хотели бы, чтобы ее руководство тоже обозначило свою позицию по языковому вопросу», — говорит общественник, подчеркивающий, что до недавнего времени руководство Татарстана считало, что татарский в республике — приоритетней русского языка. Он был не только обязательным для изучения, но по количеству часов преподавания превосходил русский.

В данный момент организаторы митинга фиксируют все переговоры с властями и в случае окончательного отказа планируют обжаловать эти действия в суде.


«Татарский язык не сдадите - в следующий класс не переведем»

Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов рассказал Daily Storm о том, почему русские в республике обратились к министру образования России 7 сентября 2017

Отметим, что на протяжении ряда лет русские семьи в Татарстане писали жалобы во все органы власти, включая федеральные, однако оставались не услышанными. В июле тему ущемления прав русскоязычного населения на предмет добровольности изучения национальных языков во всех республиках на заседании Совета по межнациональным отношениям поднял Владимир Путин. Однако после этого ни один из субъектов РФ наличие такой проблемы в регионе не признал. В августе президент России дал поручение Генеральной прокуратуре провести проверку во всех регионах. В среду, 29 ноября, результаты проверки были переданы в администрацию президента.

Однако власти Татарстана не стали дожидаться, пока выводы из нее сделает сам Владимир Путин, и приняли решение об отмене обязательного изучения татарского языка.

«Министерству образования и науки Татарстана принять меры по организации учебного процесса в государственных муниципальных образовательных учреждениях Республики Татарстан в соответствии с примерными учебными планами, представленными министерством образования и науки РФ 28 ноября», — зачитал вчера проект решения на заседании Госсовета его председатель Фарид Мухаметшин.

Глава АПЭК Дмитрий Орлов считает, что существенных электоральных потерь после решения отменить обязательное изучение татарского не будет.

«Думаю, что существенного влияния на рейтинг президента России в Татарстане оно не окажет. Возможно ослабление его поддержки жителями татарской национальности, но оно будет компенсировано ростом поддержки со стороны русских, как в самой республике, так и за ее пределами. Потому что сторонников укрепления единства федерации, единых правил, в том числе в области языка на территории страны, гораздо больше», — говорит Орлов.





По его словам, это решение — свидетельство того, что федеральный центр был настойчив в проведении единой государственной политики на территории страны. Как считает Орлов, обязательное обучение татарскому языку - один из немногих рудиментов специфической правовой системы, которую пытались сформировать крупнейшие субъекты федерации в 90-е годы, но сейчас этому положен конец.


«Возможные группы против решения федерального центра не так велики, а вот выигрыш с точки зрения единого формирования правового поля очевиден», — подчеркивает Орлов.


Глава политической экспертной группы Константин Калачев не исключает, что рейтинг Владимира Путина только повысится.


«Как я понимаю, активную позицию по этому вопросу заняла не только Генпрокуратура, но и полпред президента Михаил Бабич, который недавно был в Казани и объяснял разницу между государственным и родным языками. Он обещал родителям возможность свободного добровольного изучения татарского. Думаю, что в данном случае понятно, что Бабич прикрывал Минниханова, который находится под давлением местных элит. Однако, по моему мнению, настроения этих элит вряд ли стоит переносить на большинство населения», — рассуждает Калачев.



«Рейтинг Владимира Путина в Татарстане традиционно высок, и, собственного говоря, понятно, что люди, желающие говорить на одном языке, в правах не поражены. Поэтому я не вижу больших электоральных последствий. А что касается русскоязычного населения, то очевидно, оно это решение поддержит, что в свою очередь приведет к укреплению рейтинга президента», — говорит эксперт, правда, напоминая, что в Конституции республики два государственных языка — русский и татарский.


В Татарстане не хотят выполнять поручения Владимира Путина

Русский язык остается второстепенным для учебных заведений республики 4 октября 2017