Восточнославянские племена и где они жили. Расселение восточных славян. Кривичи – хорваты или «ляхи»

Восточнославянские племена

Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой форме: как в виде относительно единовременных перемещений больших племенных групп, так и путем постепенного «расползания» отдельных родов и семей. В отличие от южного и западного направлений славянской колонизации, освоение большей части восточноевропейской территории (ее лесной зоны) осуществлялось большей частью мирно, без каких-либо серьезных столкновений с туземным финским и балтским населением. Основным противником человека в этих местах был не враждебно настроенный чужак, а безлюдные дремучие леса. Лесную часть страны на протяжении многих столетий приходилось не столько завоевывать, сколько заселять.

В южной, лесостепной зоне, напротив, славянам пришлось выдержать изнурительную борьбу, но не с местным населением, а с пришлыми кочевыми ордами. Так, по меткому замечанию одного историка, русская история с самого своего начала как бы раздвоилась: в ней, наряду с собственно европейской историей, всегда являвшейся подлинной основой национально-государственной и культурной жизни русского народа, возникла навязанная и неотвязчивая азиатская история, изживать которую русскому народу пришлось на протяжении целого тысячелетия ценой неимоверных усилий и жертв (Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462). Изд. 2-е, исправленное. СПб., 1999. Т. 1. С. 43 ). Но сам этот труд по изживанию азиатской истории был подлинно европейским трудом — медленным, упорным и крайне тяжелым преодолением варварства посредством цивилизации и культуры.

«Повесть временных лет» перечисляет следующие восточнославянские племена, расселившиеся во второй половине I тысячелетия между Балтийским и Черным морями: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, бужане (или волыняне, осколки племенного объединения дулебов), белые хорваты, северяне, угличи и тиверцы. Некоторые из этих племен известны под их собственными именами и другим средневековым авторам. Константин Багрянородный знает древлян, дреговичей, кривичей, северян, словен и лендзян (видимо, выходцев из района современного Лодзя); Баварский географ сообщает о бужанах, волынянах, северянах и угличах; арабские историки, отдавая предпочтение в своих сообщениях общему термину «славяне» («ас-сакалиба»), особо выделяют среди них волынян-дулебов. Большая часть восточнославянских племен, населивших Русскую землю, принадлежала к «склавенской» ветви славянства, за исключением северян, угличей и тиверцев — «антов» византийских хроник.

В заселении земель древней Руси участвовали подчас те же славянские племена, которые колонизовали Балканы и западноевропейские территории. Археологически это подтверждается, например, находками в лесной зоне Восточной Европы (в Днепровско-Двинском и Окском бассейнах) так называемых лунничных височных колец, чье происхождение прочно увязывается со Среднедунайскими землями, где они были весьма распространенным украшением местных славян — дрогувитов (дреговичей), северян, смолян (являвшихся, вероятно, родственниками древнерусских кривичей, чьим главным городом был Смоленск), и хорватов, которые первоначально обитали в Верхнем Повисленье и на землях современных Чехии и Словакии (Седов В. В. Лунничные височные кольца восточнославянского ареала. В кн.: Культура славян и Русь. М., 1998. С. 255 ).

С продвижением на север носителей лунничных височных колец, скорее всего, связана популярность «дунайской темы» в русском фольклоре, особенно удивительная в былинном эпосе севернорусских земель. Дунай, на берегах которого славяне осознали свою этническую самостоятельность и самобытность, навсегда остался в народной памяти колыбелью славянства. Летописное известие о расселении славян по Европе с берегов Дуная, по-видимому, следует рассматривать не как ученую, литературную, а как народную, долетописную традицию. Слабые отголоски ее слышатся в некоторых раннесредневековых латинских памятниках. Анонимный Баварский географ IX в. упоминает некое королевство Zerivani (Сериваны) на левом берегу Дуная, откуда «произошли все славянские народы и ведут, по их словам, свое начало». К сожалению, это название несоотносимо ни с одним из известных государственных образований раннего Средневековья. Еще более ранний Раввенский аноним поместил прародину славян «в шестом часу ночи», то есть опять же в Подунавье, к западу от сарматов и карпов (жителей Карпат), которые, согласно этой географо-астрономической классификации, обитали «в седьмом часу ночи». Оба автора писали свои сочинения в то время, когда у славян еще не было письменности, и, следовательно, почерпнули свои сведения из их устных преданий.

Реки вообще привлекали к себе славян — этого поистине «речного» народа, — как это отмечали еще византийские писатели VI в. «Повесть временных лет» свидетельствует о том же. Общие контуры расселения восточнославянских племен всегда соответствуют в ней речным руслам. Согласно известию летописца, поляне осели по среднему Днепру; древляне — к северо-западу от полян, по реке Припяти; дреговичи — к северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной; бужане — к западу от полян, по реке Западный Буг; северяне — к востоку от полян, по рекам Десне, Сейму и Суле; радимичи — к северу от северян, по реке Соже; вятичи продвинулись на восток дальше всех — к верховьям Оки; поселения кривичей протянулись вдоль верховьев Днепра, Волги и Западной Двины; озеро Ильмень и река Волхов, занятые ильменскими словенами, обозначили северную границу расселения, а Днестр и Южный Буг, освоенные тиверцами и угличами, — южную.

Арабские источники и Прокопий Кесарийский сообщают о продвижении славян еще дальше на восток — в Донской бассейн. Но закрепиться здесь им не удалось. В XI - XII столетиях, когда создавалась «Повесть временных лет», эти земли (за исключением Тмутороканского княжества) давно и безраздельно принадлежали кочевым племенам. Память о пребывании на них славян была утрачена, поэтому летописец и не включил Дон в число рек, по берегам которых «сели» наши предки. В целом летописное свидетельство о расселении восточных славян отличается высокой степенью достоверности и в главных чертах подтверждается другими письменными источниками, археологическими, антропологическими и лингвистическими данными.

Два миграционных потока в древнерусские земли

Итак, восточнославянский этнос не знал ни племенного, ни диалектного единства, ни общей «прародины», каковой вплоть до недавнего времени безоговорочно признавалось Среднее Поднепровье. В сложном процессе расселения восточных славян выделяются два основных потока, берущих свое начало на обширных территориях от низовьев Вислы до северодунайских земель. Направление одного из них пролегало через Южную Прибалтику в междуречье Днепра и Западной Двины, где он раздваивался: северо-восточный его рукав (ильменские словене и, отчасти, кривичи) ответвлялся в псковско-новгородские края, а юго-восточный (кривичи, радимичи и вятичи) «загибался» в бассейны Сожи, Десны и Оки. Другой поток устремлялся по Волыни и Подолии в Среднее Поднепровье (поляне) и, разветвляясь, уходил на север, северо-запад и северо-восток (древляне, дреговичи, северяне).

Рассмотрим каждый из этих потоков, присвоив им условные названия «северный» и «южный».

В северо-западных землях Древней Руси славянское население появилось не позже V в. — именно к этому времени относится возникновение культуры псковских длинных курганов, разбросанных по берегам Псковского озера, рек Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чадогощи. Ее археологический облик (вещевой инвентарь, погребальная обрядность и т. д.) резко отличается от местных балто-финских древностей и, напротив, находит прямые аналогии в славянских памятниках на территории Польского Поморья. С этого времени славяне становятся основным населением этого региона (Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 213 - 216 ).

Следующая волна «северного» потока славянского переселения археологически представлена браслетообразными височными кольцами — характерными женскими украшениями, не свойственными ни одной из финно-угорских и балтских культур. Очагом этого миграционного движения было Повисленье, откуда славянские племена, носители браслетообразных колец, заселили западную часть ареала культуры псковских длинных курганов, продвинулись в Полоцкое Подвинье, Смоленское Поднепровье и далее на восток в междуречье Волги и Клязьмы, достигнув в IX - X вв. южных берегов Белоозера. Местное финское и балтское население было довольно быстро подчинено и отчасти ассимилировано пришельцами.

Почти одновременно в эти же земли пришли дунайские смоляне, чьим отличительным признаком являются лунничные височные кольца. Эти разные группы славянского населения объединились в мощный племенной союз кривичей. Летописец отметил, что кривичи обитали «...на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск»; они же были «первии насельници... в Полотьски», в их земле стоял Изборск. О том, что кривичи были пограничным населением всего древнерусского Северо-Запада, свидетельствует, в частности, латышское название русских — krievs («криевс»).

Другим местом оседания славян, участников «северного» колонизационного потока, было северо-западное Приильменье и исток Волхова. Наиболее ранние славянские памятники (культура новгородских сопок) датируются здесь VIII в. Большая их часть сосредоточена по берегам Ильменя, остальные рассеяны в верховьях Луги, Плюссы и бассейне Мологи.

Что касается радимичей и вятичей, то современные данные полностью подтверждают летописное известие об их происхождении «из ляхов». Но если радимичи, подобно ильменским славянам и западным кривичам, сохранили южнобалтийский антропологический тип, то вятичи унаследовали некоторые расовые черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины.

«Южный» поток хлынул на Среднерусскую равнину несколько позднее. Заселение славянами Среднего Поднепровья и лесостепной полосы с ее черноземными просторами началось в последних десятилетиях VII в. Два обстоятельства способствовали этому: во-первых, уход из Северного Причерноморья булгар и, во-вторых, образование в степях между Волгой и Доном Хазарского каганата, который временно перекрыл воинственным заволжским кочевникам — печенегам и венграм — дорогу на запад; в то же время сами хазары почти не беспокоили славян на протяжении всей первой половины VIII в., так как были вынуждены вступить в длительную войну с арабами за Северный Кавказ.

Впрочем, заселяя Поднепровье, славяне еще долго предпочитали держаться лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи. В VIII в. здесь возникает раннеславянская роменская культура. В следующем столетии славянские поселения продвигаются еще дальше в глубь степей, как это можно видеть по памятникам боршевской культуры на Среднем и Нижнем Дону.

Антропологические исследования показывают, что в заселении лесостепной полосы принимали участие славянские племена, принадлежащие как к балтийскому антропологическому типу (высокий лоб, узкое лицо), так и к среднеевропейскому (низкий лоб, широкое лицо).

Расселение славян на древнерусских землях сопровождалось стычками между племенами, порой принимавшими весьма ожесточенный характер. Столкновения были вызваны покушениями на соседнюю территорию, прежде всего на охотничьи угодья.

Конфликты этого рода были, вероятно, повсеместным явлением, но «Повесть временных лет» запомнила только один из них: поляне, по словам летописца, «быша обидимы древлянами и окольними». Обидеть племя или народ — значит, нарушить добрососедские отношения. Следовательно, речь идет о каком-то попрании прав полян на занимаемую ими территорию со стороны соседних племен.

Похоже, суть конфликта проясняет одна из былин киевского цикла, сохранившая реалии «докиевской» эпохи. Однажды, во время очередного «почестного пира» в Киеве, к князю Владимиру явились его слуги — и в каком виде?

Все они избиты-изранены.
Булавами буйны головы пробиваны,
Кушаками головы завязаны.

Оказалось, что они «наехали во чистом поле» на толпу неизвестных «молодцов» — «за три ста и за пять сот», которые «избили-поранили» княжьих людей, «повыловили» всю «белую рыбицу», «повыстрелили туров-оленей» и «повыхватали ясных соколов». Обидчики назвались «дружиною Чуриловою». В дальнейшем выясняется, что этот Чурила Плёнкович живет «не в Киеве», а «пониже малова Киевца» (на Нижнем Дунае), причем своим могуществом и богатством он превосходит князя Владимира — двор у него «на семи верстах», обнесен «железным тыном», а «на всякой тынинке по маковке, а и есть по земчужинке». Эта былина как будто является фольклорным вариантом летописного известия о нападении «древлян и окольних» на угодья полян.

Два независимых друг от друга миграционных потока, вобравшие в себя разные группы славянских племен, обусловили «двуполюсное» развитие ранней русской истории. Русский юг и русский север долгое время шли если не совсем различными, то вполне самостоятельными путями. Охотно подчеркивая свои отличия друг от друга, они слишком часто забывали о том, что их объединяло. И в конце концов историческая задача достижения государственного и народного единения оказалась не по силам ни одному, ни другому. Поэтому можно сказать вслед за С. М. Соловьевым, что Новгородская и Киевская земли были не двумя центрами, а двумя главными сценами нашей древней истории. Подлинное средоточие Русской земли находилось не там и обнаружило себя не сразу. Зерно ее государственности — Владимиро-Суздальская Русь — медленно вызревало в стороне от кипучей жизни древнерусского пограничья.

Восточные славяне - это культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Племена восточных славян, которые слились в единую народность, составили основное население Древнерусского государства в средние века.

Происхождение восточных славян

Восточные славяне являются одной из ветвей прославянской общности (прославяне), они жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу, часть Азии и до самой Индии.

Происхождение восточных славян относят к 6 веку нашей эры с началом распада прославянской общности, и из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь, то есть восточные славяне (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.

В таблице показано расселение славян после распада после распада прославянской общности:

Ветвь славянства

Место расселения

Цивилизационный путь развития

Южные славяне

Болгары, сербы, хорваты и другие

Балканский полуостров

Синтезный. Синтез античного наследия благодаря соседству с Византией.

Западные славяне

Поляки, чехи, словаки и другие

Центральная Европа: бассейны Вислы и Эльбы

Синтезный. Синтез античного наследия благодаря контактам с жителями Западной Европы

Восточные славяне

Русские, украинцы, белорусы

Восточно-Европейская равнина

Бессинтезный, что задержало развитие государственности

Этнические факторы формирования древнерусской народности:

Таблица расселение восточных славян их основные племена

Расселение восточных славян георгафически выглядело следующим образом: в центре размещались поляне, древляне, дреговичи, северяне; на севере - словене и кривичи; на востоке - радимичи и вятичи; на юге - тиверцы и уличи; на западе - волыняне и бужане.

Основные племена

Расселение восточных славян

Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины. Главные центры - Полоцк, Изборск, Смоленск

Междуречье рек Оки, Клязьмы, Волги. Назывались в честь своего князя Вятко.

Ильменские словене

Вокруг озера Ильмень, в бассейне рек Волхов, Ловать, Мста, в верховьях реки Мологи. Главные центры - Ладога, Новгород

Радимичи

По реке Сож и бассейн реки Сула. Назывались в честь первого князя Радима.

Древляне

По реке Припять. Главный город - Искоростень на реке Уж

Дреговичи

Между реками Припять и Березина. Главный город - Туров на Припяти

По берегам реки Днепр и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Главный центр - Киев

Нижнее Поднепровье, Побужье и на берегах Чёрного моря

По реке Днестр (или Тивер) и близ устья Дуная

Северяне

По среднему течению реки Днепр и по реке Десна. Главный центр со временем - Чернигов

Полочане

Берега реки Полоти, бассейн Западной Двины. Главный город - Полоцк

Белые хорваты

Северная часть западных склонов Карпат. Обитали вокруг города Перемышль на реке Сан.

Дулебы (позднее бужане, волыняне)

На территории Западной Волыни, к югу от реки Буг, верховья реки Припять

На карте ниже видно как племена воссточных славян расселялись по территории Европы.

Этнические контакты восточных славян в период расселения

Занятия восточных славян таблица

Вид занятий

Занятия восточных славян

Земледелие

Переложно-залежная система земледелия - это когда почва восстанавливает своё плодородие естественным путём: на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2-4 года, пока полностью не восстановится травяной покров

Подсечно-огневая система земледелия - это когда предварительно расчищали пашни из-под леса: деревья подрубали и оставляли сохнуть, а затем выкорчёвывали и сжигали. Участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый.

Пашенное земледелие - сдесь использовали для обработки земли различное пахотное орудие.

В южных районах выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес. В северных районах выращивали подсеку - лен конопля, также рожь и овес.

Скотоводство

Крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашняя птица, лошадь (изначально как мясо, затем как орудие - тягловое животное)

Промыслы

Присваивающее хозяйство типа "человек-природа": охота, собирательство, рыболовство, бортничество (сбор мёда диких пчёл)

Производящее хозяйство типа "человек-техника": железоделательное, кузнечное, гончарное, ткацкое, столярное, кожевенное, ювелирное

В родовых общинах господствует коллективная собственность на средства производства и продукты труда

Схема занятия восточных славян

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6-11й кл. / П.А. Баранов. - М.: 2011.

3. История Отечества в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов. - Ростов: 2013

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьми головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь". Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река». Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары. Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей. Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов». Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами. Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями. По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск. Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок. Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши. Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь. В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ильменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу. От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов. Словене то и дело воевали с варягами и соседями. Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией. Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов. Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян. Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

ТЕМА по кодификатору:

1.1.1* Восточнославянские племена и их

соседи.


ВОПРОС:

КАК ОТЛИЧИТЬ СЛАВЯНСКОЕ ПЛЕМЯ ОТ НЕСЛАВЯНСКОГО в списке названий и на карте?

ОТВЕТ:

Восточно-славянские племена это: дулебы, белые хорваты, тиверцы...

А ТАКЖЕ

все племена название которых оканчивается на

-ИЧИ (радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, уличи )

-АНЕ - (бужане, полочане ),

-ЯНЕ (поляне, древляне, волыняне, северяне ) ,

-ЕНЕ (ильменские словене ).

ВОПРОС:

КАК НАЙТИ НА КАРТЕ то или иное СЛАВЯНСКОЕ ПЛЕМЯ?


ОТВЕТ:


1 способ: Можно конечно запоминать названия по рекам, (СМ. таблицу выше) ...

НО ТУТ есть свои слабые места - НЕ ВСЕ реки могут быть указаны на карте!

Крупные - вполне могут быть... Днепр, Десна, Западная Двина, Днестр, Ока, Южный Буг... Но некоторых рек может и не быть.

Более того, зачастую многих рек (даже крупных!) на карте нет именно потому, что в этом же задании их тоже нужно будет отметить на карте...

2. способ: Можно ориентироваться по основным городам (племенным центрам). Смотрим на карту ниже и запоминаем...

Карта 1


Смотрим на карту и читаем ниже...

Киев - центр земли ПОЛЯН. Главный город Руси . Возник до создания государства.Столица с 882 года. Располагается на Днепре.

Сам Киев тоже вполне вероятно нужно будет найти на карте и названия его не будет...

Поэтому уместно запомнить соседние города :

чуть ниже - (южнее) и тоже на Днепре Переяславль,

выше - (севернее) - Любеч (тоже на Днепре).

Так что, если нужно отметить город между Любечем и Переяславлем , расположенный с ними на одной реке - это и есть Киев ("мать городов русских").

Чуть выше и правее (на северо-восток) располагается Чернигов.

Чуть выше и левее (северо-западнее) - Искоростень и Вручий (Овруч)

Искоростень или Вручий (может быть написан также как Овруч ) - центры Земли ДРЕВЛЯН.


Тех самых, ДРЕВЛЯН, которых разгромила княгиня Ольга. Тогда то их центр и и был перенесён из Искростеня в Овруч (Вручий)...

КСТАТИ, Древлянская земля в источниках, отрывки из которых встречаются в заданиях может быть названа ДЕРЕВСКОЙ.

Почему? Потому что... ДРЕВЛЯНЕ - это не те, кто самые древние, а те кто живёт среди деревьев, т.е. в лесу, потому и летописец вполне обоснованно называет их землю Деревской. А по теме: "Восточнославянские племена и их соседи. " - практически единственный источник и есть Повесть Временных лет и летописи

Смоленск - центр земли КРИВИЧЕЙ. Также возник до создания государства. Также, как и Киев располагается на Днепре, но гораздо выше (севернее).

Псков, Изборск и Полоцк тоже города КРИВИЧЕЙ, располагаются они левее и выше (северо-западнее) Смоленска .

При этом, Полоцк ближе всех к Смоленску. Псков и Изборск ближе между собой, но дальше от Смоленска.

Псков стоит на озере, которое называется весьма незатейливо - Псковское озеро. Оно на севере плавно переходит в Чудское озеро , на котором в 1242 году Александр Невский разобьёт немецких крестоносцев...

Червень, Перемышль, а иногда Волынь, позже Владимир-Волынский - города ВОЛЫНЯН. Находятся левее (западнее) Киева. Фактически - крайний Запад расселения восточных славян.

Новгород и Ладога - центры земли ИЛЬМЕНСКИХ СЛОВЕН. Находятся они севернее всех других городов, а потому и выше всех на карте. Новгород находится на небольшом озере, (по карте это, как правило, бывает видно).

Река, впадающая в озеро называется Волхов. Река маленькая . На карте может быть не всегда написана.

На Новгород на карте всматриваемся не менее внимательно, чем на Киев! Это вторая, вернее хронологически даже первая столица Древней Руси. Проще говоря - второй по значимости город.

Ладога - город, куда был призван Рюрик. Находится на Ладожском озере, на котором сейчас стоит Санкт-Петербург, но немного правее (восточнее) чем он!



ЗАПОМНИМ ВАЖНОЕ:

НОВГОРОД, СМОЛЕНСК И КИЕВ - ЕСЛИ внимательно ПРИСМОТРЕТЬСЯ К КАРТЕ НАХОДЯТСЯ ПРИМЕРНО НА ОДНОЙ ПРЯМОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ЛИНИИ (сверху вниз).

НОВГОРОД И КИЕВ точно на одной линии , СМОЛЕНСК слегка отклоняется вправо (на восток).

Из них КИЕВ И СМОЛЕНСК находятся на одной реке - Днепр.

ВНИМАНИЕ!

1) Ныне вполне себе русские города Ростов, Муром и Белооозеро - НЕ были в древности центрами СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЁН и их ГОРОДАМИ!

Это центры расселения соседних финно-угорских племён :


Ростов - центр племени меря.
Муром - племени мурома.
Белоозеро - племени весь.

2) СЕВЕРЯНЕ на Севере не живут! . А вполне себе очень даже на юге! От чего происходит их название - неизвестно до сих пор.

Поскольку некоторые из восточно-славянских племен (вятичи, радимичи, полочане, тиверцы, уличи, белыхе хорваты, дреговичи) не имели своих городов, предлагается...

3 способ: Запомнить племена по их месту на карте и соседним племенам (по парам, тройкам близлежащих племен). Запоминаем кто с кем рядом!

Начнём снизу, с юга... см. Карту 2.


Карта 2


1. Пара № 1. Южнее и ниже всех и с выходом на Чёрное море живут УЛИЧИ И ТИВЕРЦЫ, соседние между собой. Кроме них у Чёрного моря не живут другие восточно-славянские племена.

Правее т.е. восточнее по карте (между Днестром и Южным Бугом) - УЛИЧИ.

Левее их - (западнее) ТИВЕРЦЫ (между Днестром и Прутом).


2. Пара № 2. Левее и выше (северо-западнее) УЛИЧЕЙ И ТИВЕРЦЕВ живут ВОЛЫНЯНЕ И БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ, также соседние между собой.

При этом, ВОЛЫНЯНЕ могут называться БУЖАНАМИ (потому что также живут по реке Южный Буг, но в верхнем течении). Или ДУЛЕБАМИ (более древнее название).

БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ самые западные из всех племён!

3. Тройка № 1 - ПОЛЯНЕ, ДРЕВЛЯНЕ, СЕВЕРЯНЕ.

ПОЛЯНЕ и ДРЕВЛЯНЕ находятся на карте правее (восточнее) ВОЛЫНЯН.

При этом, ДРЕВЛЯНЕ живут левее и выше (северо-западнее) ПОЛЯН, что понятно частично даже из их названия ... ДРЕВЛЯНЕ - это те, кто живет в лесах (среди деревьев) а ПОЛЯНЕ - в степи (среди полей). Степь , как ландшафт более жаркого климата располагается всегда южнее.

Центр земли ПОЛЯН - Киев (столица Древней Руси).

Центры ДРЕВЛЯН - Искоростень и Вручий (Овруч).

СЕВЕРЯНЕ находятся правее и выше (северо-восточнее) ПОЛЯН . К географическому северу в широком смысле отношения не имеют. Происхождение их названия точно неизвестно. Единственные кого они севернее - это ПОЛЯНЕ.

4. Пара № 3. ДРЕГОВИЧИ И ПОЛОЧАНЕ. Живут они выше (севернее) ДРЕВЛЯН.

При этом, самые северные (выше по карте) - ПОЛОЧАНЕ (живут по рекам Западная Двина и Полота).

Ближе к ДРЕ ВЛЯНАМ, но все же достаточно выше их (севернее) и на другом берегу реки Припять живут ДРЕ ГОВИЧИ. По созвучию их имён легче запомнить их не очень близкое, но все же соседство.

Бужане (волыняне) - племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне -восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский . Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.
В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне - одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая.
Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень; в позднейшую пору политический центр перешёл в город Вручий (Овруч).

Дреговичи - восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной. Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».
Подименем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны ужеКонстантину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров . Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) - союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI-начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе князя Олега на Царьград. Племенной союз Дулебов распался на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Древней Руси с центром в Киеве.

Кривичи - многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение), занимавшее в VI-X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.
Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию -«Путь из варяг в греки» — кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре кнызя Олега упоминается город кривичей Полоцк.

В эпоху образования Древнерусского государства у кривичей уже существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.
Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 году, а полоцких князей называли кривичами (русскими) под 1140 г. и 1162 г. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках, вплоть до конца XVII века. В современном латышском языке слово krievs — означает русские, а слово Krievija — Россия.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами . Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей (русские) составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей , расселённая главным образом на территории современных Тверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами. Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане - восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.
Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей. Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Полочане — одни из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) - название восточных славян, поселившихся по среднему течению Днепра, на правом берегу его.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе - к южным поселениям дреговичей, на юго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.

Восточнославянское племя Полян летописец определяет, как «занеже в поле седяху». Поляне резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».
История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного , причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Велась обширная торговля не только со славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке - прекратилась же во время усобиц удельных князей.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне , благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательно е; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам.


Поляне ранее других славянских племён приняли христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
Полянами летописец называет также славянское племя на Висле , упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208 году.

Земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века, именем Русь (Рось) и Кияне. Со всех точек зрения объяснение как производного от древнерусского же личного имени Кый, Кий , известного также у остальных славян, особенно в более ранние времена, и как имя, прозвище человека, и как нарицательное «палка», «дубинка», «то, чем бьют» (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, 2-е изд. М., 1986. Т. II. С. 230; Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 189 – 190;). Прилагательное Кыйив — «принадлежащий Кию». с древних времён воспринималось как лестное сравнение крепкой мужской стати с дубиной, со стволом дуба.

Радимичи - наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII веке они освоили большую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее- Севера) - племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено. Нназвание восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского слова сивер — север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) - восточно-славянское племя , жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения и составлявшее основную массу населения Новгородской земли.

Тиверцы - восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах князя Олега на Царьград в 907 году, и князя Игоря в 944 году . В середине X века земли тиверцев вошли в состав Древней Руси с центром в Киеве. Потомки тиверцев на западных территориях стали частью украинского народа, а юго-западная часть тиверских племён подверглась румынизации.

Уличи - восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты - восточно-славянское плем я, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древне-иранского слова — «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии - скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги ) -полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII-XII вв. - союз вагров, полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии. Глубокие древнейшие различия очевидны на всех уровнях.
По одной из версий, Рюрик - славянин из племени бодричей , внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне -западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В X веке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) — одно из древне-чешских племён. Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия). Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичам.

Лужичане, лужцкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды - коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы - областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.
Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.
Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы - название вендов и вообще ». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.
Лужицкие сербы - одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан , из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. - в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) -союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.
Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого Лютичи были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике, Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.
Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междоусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны - западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 году граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности я.
Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.
С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации славянского населения Померани.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы, н асчитывающие 300 тысяч человек.

была чужда мрачная идея посмертного возмездия. Термины Дохристианского языческого культа — святой, вера, Бог, рай, дух, душа, грех, закон — были взяты христианством. Например, слово Бог было известно ещё в скифскую эпоху, то есть за тысячу с лишним лет до крещения Руси. Новая христианская вера мудро использовала плоды культуры славянского духа и славянского слова. Отныне то, что веками и даже тысячелетиями служило старой вере, стало служить новой вере во Христа. 2018-01-22