Налогообложение предпринимательской деятельности предпринимателю. Налогообложение индивидуальной предпринимательской деятельности Налогообложение граждан и индивидуальных предпринимателей

Иван Перминов

Существует множество сфер деятельности, где трудятся индивидуальные предприниматели (ИП). Многие заняты в сфере торговли, другие оказывают всевозможные бытовые услуги населению, третьи занимаются образовательной деятельностью. Кто-то работает в одиночку, кто-то нанимает сотрудников. Стать индивидуальным предпринимателем, в принципе, несложно, а как вы будете зарабатывать деньги, в сущности, не так важно. Куда важнее знать,как и какие налоги платить. Без этого даже самый успешный бизнес может захиреть, а в скором будущем погибнуть. В крайнем случае, соответствующие органы ему в этом помогут.

Одним из важнейших моментов для предпринимателей является правильный выбор системы налогообложения. Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрено несколько систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей . Каждая из них имеет свои особенности. Индивидуальный предприниматель имеет право выбора системы налогообложения, учета и отчетности. Порядок применения всех систем налогообложения регулируется в Налоговом кодексе (НК).

Классика

Общая (обычная, традиционная, классическая) система налогообложения — система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. При общей системе налогообложения индивидуальный предприниматель, в зависимости от сферы деятельности, уплачивает следующие налоги и сборы:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС);

2. Акцизы (спиртосодержащая продукция, табачные изделия, автомобили, горюче-смазочные материалы);

3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ));

4. Единый социальный налог (ЕСН) с 2010 года отменён. Вместо него уплачиваются страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы;

5. Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщиками признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели;

6. Водный налог (при осуществлении специального и (или) особого водопользования);

7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. Государственная пошлина;

9. Таможенные пошлины;

10. Налог на игорный бизнес;

11. Транспортный налог;

12. Земельный налог;

13. Налог на имущество физических лиц;

14. Взносы на обязательное пенсионное страхование;

15. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Большинство из перечисленных налогов и взносов исчисляются и уплачиваются только в том случае, если человек занимается определенным видом деятельности и возникает налогооблагаемая база. Традиционно, индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают НДС, НДФЛ, ЕСН и налог на имущество. Поэтому поговорим о них более подробно.

Налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %, а для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 13%. Но в некоторых случаях он может увеличиваться до 35% (например, выигрыши и призы на сумму более 4000 рублей);

Единый социальный налог (ЕСН) с 2010 года отменён. Вместо него уплачиваются страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы. Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог. Обычный размер ставки для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тысяч рублей, составляет 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:

Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога;

Налог на имущество относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2% (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое числится на балансе предприятия как объекты основных средств. Налоговая база для организаций определяется, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения;

Наименование налога

Сроки уплаты

Нормативное обоснование

Общая система налогообложения

Налог на прибыль

Ежемесячные авансовые платежи - не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Квартальные авансовые платежи - не позднее 28-го числа со дня окончания истекшего отчетного периода.
Если 28-е число падает на выходной или праздничный день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ этот срок (уплаты) переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
Уплата налога по итогам отчетного периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

п. 1 ст. 287
п. 2 ст. 285 НК
п. 4 ст. 289 НК РФ

Налог на добавленную стоимость (НДС)

не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

п. 1 ст. 174 НК РФ

Ежемесячные авансовые платежи - не позднее 15-го числа следующего месяца
Если последний день уплаты выпадет на нерабочий день, крайним сроком платежа будет ближайший рабочий день
Платеж по итогам года - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным

п. 3 ст. 243 НК РФ

Равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем

п. 3 ст. 204 НК РФ

Удержание: сумма налога непосредственно удерживается из доходов налогоплательщика при их фактической выплате
Уплата: не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках

ст. 226 НК РФ

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой - сумма налога перечисляется в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за годом, в отношении которого эта декларация составлена

п. 6 ст. 227 НК РФ

общая сумма налога перечисляется в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

п. 4 ст. 228 НК РФ

По-простому

Упрощенная система налогообложения (УСН) специальный налоговых режим, действующий в соответствии с законодательством РФ. Применение упрощенной системы налогообложения носит добровольный характер. Таким образом, индивидуальный предприниматель свободен в принятии решения о применении упрощенной системы налогообложения и выборе объекта налогообложения.

Для перехода на упрощённую схему налогообложения должны быть соблюдены ряд требований:

1. Средняя численность работников у индивидуального предпринимателя за налоговый период, не превышает 100 человек;

2. По итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысил 45 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость) в 2009 году, 60 миллионов рублей с 01.01.2010 по 31.12.2012 года.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает уплату единого налога и освобождение от обязанности по уплате НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие налоговые ставки по Единому налогу на вменённый доход, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН):

1. 6 %, если объектом налогообложения являются доходы;

2. 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. С 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется порядок:

  • Ведения кассовых операций;
  • Порядок представления статистической отчетности;
  • Исполнения обязанностей налоговых агентов в соответствии с НК РФ;
  • Уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ;
  • Уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К достоинствам упрощенной системы можно отнести:

— Значительную экономию на налогах. Фирма платит только один налог (единый);

— Заполнение и сдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;

— Право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).

Недостатки упрощенной системы :

— Вероятность утраты права работать на «упрощенке». В этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;

— Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога;

— Перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому «упрощенные» фирмы (при объекте налогообложения «доходы минус расходы») не смогут отразить многие затраты. Например, представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и пр.;

— У фирмы нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой).

Единый налог

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — система налогообложения, в основе которой лежит уплата ЕНВД для определенных видов деятельности. Система налогообложения в виде ЕНВД предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов. Суть этой системы налогообложения заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ.

Если налогоплательщик применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, то ему не надо платить следующие налоги:

1. НДФЛ — в отношении доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД;

2. НДС — в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД (за исключением таможенных сборов);

3. Налог на имущество физических лиц — в отношении имущества, используемого в деятельности, облагаемой ЕНВД;

4. ЕСН — в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности, облагаемой ЕНВД.

Все иные налоги уплачиваются в установленном порядке. Таким образом, уплата ЕНВД не освобождает от уплаты:

1. Земельного налога;

2. Транспортного налога;

3. Акцизов;

4. Государственной пошлины;

5. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и др.

Кроме того, уплата ЕНВД не освобождает от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Также налогоплательщики обязаны выполнять функции налогового агента, уплачивать НДФЛ за своих работников.

Однако ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:

  • Представительные органы муниципальных районов;
  • Представительные органы городских округов;
  • Законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения.

Мало того, индивидуальные предприниматели могут выбрать ЕНДВ, если одновременно соблюдаются несколько условий:

1. На территории осуществления ими предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;

2. В местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет организация (предприниматель).

К плюсам использования ЕНВД можно отнести:

— Снижение нагрузки бухгалтера — вместо перечисленных выше налогов платите единый налог;

— Снижение налоговой нагрузки — уменьшение налогов.

Минусы ЕНВД :

— Ограниченный перечень видов деятельности;

— Величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков;

— Отказ крупных заказчиков, плательщиков НДС, от работы с организациями и ИП применяющими ЕНВД, из-за невозможности налогового вычета по НДС.

Налоговая база ЕНВД определяется так:

1. Налоговая база определяется, как произведение базовой доходности и величины физического показателя.

— Базовая доходность и физический показатель установлены НК РФ;

— Базовая доходность определяется в рублях на единицу физического показателя в месяц.

В качестве физического показателя применяются различные показаетли. Например: для оказания бытовых услуг налоговая база определяется как: 7500 рублей * количество сотрудников.

2. Налоговая база корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2

Несмотря на то, что обязанность платить налоги накладывается на всех без исключения, индивидуальные предприниматели имеют право выбора системы налогообложения, присоединяясь к той, что будет, по их мнению, наиболее выгодна для ведения бизнеса. Так, существует общий режим налогообложения для ИП и специальные режимы, перейти на которые можно либо сразу же после регистрации, либо после работы на общей системе.

ОСНО – что это такое?

Каждый режим налогообложения имеет свои преимущества и недостатки, но, исходя из основных характеристик предпринимательской деятельности, можно определить тот, который повлечет за собой наименьшие убытки по налогам.

Общая система налогообложения для ИП (ОСНО) – это тот режим, что устанавливается автоматически для каждого предпринимателя, если в течение отведенного после регистрации времени он не подаст заявление о переходе на какую-либо специальную систему (УСН, ЕНВД, ПСН).

Считается, что ОСНО – система для уже состоявшихся и успешных, постоянно действующих и окупаемых себя предприятий и ИП, так как она предполагает достаточно сложную и серьезную схему отчетности, а также длинный перечень налогов, подлежащих уплате.

Немногие ИП на общей системе налогообложения находятся с самого начала, но могут переходить на ОСНО, уже «встав на ноги». Так, данная система предусматривает, что предприниматель обязан отдельно перечислять в казну следующие налоги :

  • НДФЛ (или подоходный налог),
  • НДС (или налог на добавленную стоимость),
  • налог на имущество ИП,
  • страховые взносы в негосударственные фонды.

Сложность ОСНО для ИП заключается не только в большом количестве налогов, которые нужно платить по отдельности (в отличие от специальных режимов), но и в том, что по каждому из них необходимо вести отдельную отчетность (декларации по НДФЛ, НДС, журналы и т.п.). За всем этим очень сложно уследить индивидуальному предпринимателю самостоятельно, кроме того, как правило, требуется специальное образование, чтобы не делать ошибок и не выплачивать штрафы. Таким образом, ведя деятельность на ОСНО, приходится набирать штат бухгалтеров или обращаться в специальные службы за профессиональной помощью.

Что такое НДФЛ?

НДФЛ – это налог на доход, который ИП получает непосредственно от своей деятельности. Следует сразу же отметить, что разделяются доходы, которые получены из бизнеса, и которые были получены независимо от него, но тем же предпринимателем как просто гражданином. Соответственно, в расчет берутся только те доходы, которые ИП получает от предпринимательства. Объектом налогообложения становятся «доходы» минус «расходы», которые могут быть документально подтверждены и допускаются для вычета законодательством.

Итак, что именно входит в понятие доходов:

  • все поступления от реализации товаров, продуктов, предоставления услуг или работ;
  • номинальная стоимость имущества, которое было получено безвозмездно, например, после инвентаризации или получения излишек товаров.

Не облагаются данным налогом доходы, которые были получены предпринимателем отдельно от бизнеса:

  • полученные доходы от продажи имущества, которое находилось в собственности данного предпринимателя более трех лет;
  • все доходы, которые перешли к нему в порядке наследования;
  • все доходы, которые получены предпринимателем в соответствии с договором дарения от члена семьи и близких родственников, что предусмотрено семейным законодательством.

На данный момент налоговая ставка НДФЛ составляет 13% от чистой прибыли индивидуального предпринимателя. Эта сумма должна быть переведена на счет налоговых органов не позднее середины июля каждого года, но на протяжении всего периода налоговая будет рассчитывать, и предъявлять ИП для уплаты так называемые авансовые платежи.

Общий режим налогообложения для субъектов МСП : Видео

Что такое НДС?

Следующий вид налога, который должен платить ИП, и который включает в себя общая система налогообложения, – НДС. Это косвенный налог, который уплачивается с реализации товаров, услуг или работ. Таким образом, НДС взимается с суммы уже проданного товара или предоставленных услуг, что должно отображаться в декларациях.

На сегодняшний день в большинстве случаев снимается 18% от налогооблагаемой базы каждый новый квартал, а деньги переводятся на счет налоговой службы. Но существуют и другие ставки:

  • 0% ставка НДС может применяться, хоть и очень редко, так как она связана с реализацией товаров на экспорт, а также с экспортом в свободной таможенной зоне, международными перевозками и некоторыми другими операциями;
  • 10% ставка НДС установлена для реализации деятельности, которая предусмотрена непосредственно постановлением Правительства. В данную категорию входит производство и реализация товаров для детей, периодики, книжной продукции, медицинских товаров и другого.

Большой плюс для ИП в том, что общее налогообложение позволяет существенно сократить размеры НДС благодаря суммам, что были потрачены на закупку товаров, оплату сопутствующих услуг, транспортировку, и т.п.

Любой гражданин РФ, ставший совершеннолетним, может сам открыть свой бизнес. При этом ему придется также самому исчислять и уплачивать налоги и различные сборы. В статье речь идет о том, какие налоги платит индивидуальный предприниматель (ИП), об их разнообразии и характеристиках.

Кому доступен статус индивидуального предпринимателя?

В качестве индивидуального предпринимателя пройти регистрацию может любой гражданин России, достигший совершеннолетия. Регистрироваться надо в налоговой инспекции, которая курирует адрес места жительства, указанный в паспорте. Однако перед этим следует обязательно найти информацию, какие налоги платит индивидуальный предприниматель.

Процедура регистрации проста до крайности: если гражданин приходит лично и у него с собой паспорт, то ему надо лишь написать заявление по установленному образцу, предоставить копию паспорта и документ, способный подтвердить факт уплаты госпошлины. Если документы подает представитель такого гражданина, то придется заверять копию паспорта и подпись на заявлении в нотариальном порядке.

Налоговую инспекцию не интересует, есть ли у заявителя уже свое дело и какова будет его доходность. Главное, чтобы индивидуальный предприниматель налоги платил исправно и в срок.

Налоги, которые платит ИП как физическое лицо

Налоги индивидуального предпринимателя можно условно разделить на несколько категорий.

Налоги, которые он платит как физическое лицо:


Какие налоги индивидуальный предприниматель платит как коммерсант?

Налоги индивидуального предпринимателя, зависящие от того, занимается он бизнесом или нет:

  • НДФЛ – если у него в штате есть наемные работники.
  • Единый налог по УСН – заменяет несколько налогов (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество) и уплачивается, если ведется предпринимательская деятельность.
  • Единый налог на вмененную деятельность (ЕНВД) – уплачивается в любом случае, даже при полном бездействии предпринимателя.
  • Патент – приобретается на право работать в выбранной сфере.
  • Единый сельхозналог (ЕСХН) – его применяют только сельхозпроизводители.

Кроме вышеуказанных налогов индивидуальный предприниматель может уплачивать:

  • НДС – если он проводил операции, облагаемые данным налогом.
  • Акцизы – если вел деятельность по обращению товаров, облагаемых акцизами.

Специальные налоги

Налоги индивидуального предпринимателя в России могут быть и специализированными, когда они жестко связаны с отраслями, в которых подвизается данный ИП. В их числе:

  • Уже упомянутый ЕСХН.
  • Налог, уплачиваемый на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Сбор, взимаемый за пользование объектами животного мира (охота, чаще всего).
  • Сбор, взимаемый за пользование водными биологическими ресурсами (рыболовство).
  • Производство полиграфической продукции.
  • Налог, взимаемый при проведении лотерей.

«Упрощенка» – два вида

Чаще всего граждане после получения информации о том, какие налоги платит индивидуальный предприниматель, выбирают «упрощенку». В данном случае платится единый налог, который, как уже было сказано выше, способен заменить налог на прибыль, НДФЛ и налог на имущество. Не платит такой предприниматель и НДС, но лишь до того момента, пока не станет осуществлять операции, облагаемые этим налогом.

У предпринимателя, который предпочел УСН, есть право на выбор объекта. Индивидуальный предприниматель налоги может выбирать из двух вариантов:

  1. Он может удерживать налог с разницы, возникшей по итогам года между доходами и расходами. Верхний предел налоговой ставки установлен законом и составляет 15%, нижний – 5%. В этих рамках регионы вольны сами устанавливать ее величину. На практике такой объект носит название «доходы минус расходы».
  2. Он может удерживать налог со всех доходов, полученных им в течение налогового периода. Ставка здесь неизменна для всех – 6%. Наименование объекта – «доходы».

Единый налог на вмененный доход и патент

В Налоговом кодексе существуют режимы, когда уплата налогов индивидуальным предпринимателем осуществляется в фиксированном размере, который привязан к имуществу, которое помогает бизнесмену получать доход, или к виду деятельности. Их два – ЕНВД и патент.

ЕНВД предполагает, что индивидуальный предприниматель вмененный налог платит в любом случае, даже если он не получал доход. Его размер определяют местные власти, и он жестко привязан к осуществляемому виду деятельности и к условиям, в которых эта деятельность ведется. Данный налог уникален еще и тем, что даже полное бездействие предпринимателя не освобождает его от уплаты, которую следует осуществлять ежеквартально.

Патент проще, поскольку, заплатив единожды за право осуществлять некий вид деятельности, ИП не составляет отчетов, не проводит дополнительные платежи.

Акцизы

Перечисляя налоги индивидуального предпринимателя, следует упомянуть акцизы. Этот вид бюджетного платежа специфичен и связан с осуществлением определенных видов деятельности, например, таких как производство алкогольной продукции, реализация ГСМ.

Примечательно, что уплата акцизов может вполне совмещаться с «упрощенкой», поскольку в УСН нет ограничений для таких видов деятельности. А вот патент и ЕНВД полностью исключены: законодатель специально развел по разным углам эти режимы и деятельность, связанную с акцизами.

Когда предприниматель переходит на общую систему?

Налоги индивидуального предпринимателя имеют уникальное свойство: если размер дохода бизнесмена за год превысит определенный предел, они переходят в иное качество и количество.

Так, чтобы удержаться на «упрощенке» надо выполнить следующие условия:

  • Штат сотрудников должен быть меньше, чем 100 человек.
  • Годовой доход должен быть меньше 60 миллионов рублей.
  • Остаточная стоимость имущества не должна быть больше 100 миллионов рублей.

Если ИП не удастся удержаться в этих рамках, то он автоматически переводится на общую систему налогообложения, когда налог на доходы индивидуальных предпринимателей становится разнообразен и сложен. Придется платить уже забытые НДС, налог на прибыль, НДФЛ и отчитываться по-другому.

В каких случаях ИП платит НДФЛ?

Налоги индивидуального предпринимателя по своей сути связаны лишь с деятельностью бизнесмена. Но ему не стоит забывать о таком налоге, как НДФЛ. Игнорирование его может привести к санкциям со стороны налоговиков.

Дело в том, что все операции по продаже недвижимости, автотранспорта, получение долей в компаниях и прочее налоговая служба будет учитывать отдельно. И с таких доходов налог будет взиматься по ставке 13%, а не 6 или 15%. Более того, с прошлого года налоговая служба усиленно налаживает информационное взаимодействие с другими госорганами (например, Кадастровой палатой), которые подают данные о произведенных сделках. И если предприниматель своевременно не подаст налоговую декларацию о своих прошлогодних доходах, то ему могут грозить серьезные штрафные санкции.

Страховые взносы

Налоги индивидуального предпринимателя не включают еще один очень важный платеж, требующий значительных денежных средств. Это страховые взносы в Пенсионный фонд, ФОМС и ФСС, причем платить их обязаны все индивидуальные предприниматели.

До нынешнего года платить взносы надо было в фиксированном размере, в настоящее время к постоянному платежу добавлена новая составляющая, равная одному проценту от превышения дохода индивидуального предпринимателя над суммой в 300 тысяч рублей. Правда, касается лишь применяющих упрощенную систему лиц. Остальные так и платят установленный размер.

Для налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, современным налоговым законодательством предусматриваются различные виды налогов . Их количество на одного субъекта налогообложения может значительно варьироваться и составлять от одного-двух до десяти и выше.

Такой большой разброс по численности налогов связан с различными объективными и субъективными обстоятельствами, а также особенностями налоговой системы, применяемой в той или иной стране. Отметим коротко эти обстоятельства и особенности.

Одно из главных требований к налогу состоит в его адекватности и справедливости. Однако одним универсальным налогом практически невозможно удовлетворить требования этих критериев в силу различий предпринимательской деятельности по доходности, срокам окупаемости, капиталоемкости и т.д. Один вид предпринимательской деятельности требует в основном профессиональных знаний и умений (например, финансовый консалтинг, ремонт и наладка компьютеров и проч.), другой – привлечения значительных трудовых ресурсов (промышленность, строительство, аграрный бизнес), третий – имущества и капитала. Все перечисленные виды бизнеса настолько разные, что справедливое и адекватное налогообложение на основании одного-двух налогов – дело малореальное. Для более или менее справедливого налогообложения государство вынуждено пользоваться некими усредненными значениями, которые для одних предпринимателей оборачиваются облегченными платежами, для других – тяжелым бременем. Иными словами, налог в данном случае становится произвольным и несправедливым.

Для более полного учета всех ресурсов и возможностей предпринимателя или предприятия государством вводятся дифференцированные налоги, которые взимаются в зависимости от определенных параметров – величины прибыли, оборота, имущества, количества работающих. Увеличение числа налогов, таким образом, дает возможность взимать налоги на основании более объективных показателей, но в то же время усложняет налоговую систему.

Еще более сложной налоговую систему делает набор льгот и преференций, предоставляемых предпринимателям и их сотрудникам. Льготы чаще всего предоставляются государством в виде снижения ставок налогов или налоговых вычетах. Если, к примеру, какой-либо предприниматель строит за свой счет жилье для персонала или осуществляет инвестиции в социально значимые проекты, государство поддерживает такого рода действия путем налоговых послаблений, льгот или рассрочки платежей.

Таким образом, можно констатировать, что усложнение налоговой системы чаще всего носит объективный характер, так как делает налогообложение более гибким и справедливым. Однако платой за гибкость является громоздкость и трудность пользования налоговым законодательством для неспециалиста.

Теперь рассмотрим через призму вышесказанного основные виды налогов на предпринимателей.

1. Вменённый налог . Для налогообложения предпринимателей, доходы которых сложно контролировать, государство использует самый простой вид налога – вменённый налог. Сущность данного налога состоит в том, что он взимается с предпринимателя в виде фиксированного платежа за определенный период времени – например, за год. Государственные или муниципальные власти, исходя из среднего прогнозируемого для конкретного вида деятельности значения, предлагают предпринимателям заплатить исчисленный налог авансом. После оплаты предприниматель считается исправным налогоплательщиком вплоть до наступления следующего налогового периода.

Нередко вменённый налог взимается с использованием корректирующих коэффициентов, с помощью которых власти пытаются сделать налоговые платежи более справедливыми и адекватными. Базовая ставка вменённого налога умножается на понижающие или повышающие коэффициенты, которые учитывают месторасположение и вид предпринимательской деятельности, наличие клиентопотока, инфраструктуры и прочих факторов.

2. Налог на доходы (прибыль) . Налог на прибыль предполагает справедливый раздел доходов предпринимателя между ним и государством по заранее установленной ставке. Чем больший доход получает предприниматель, тем большую сумму в виде налогов он выплачивает в государственный бюджет.

В российской хозяйственной практике индивидуальные предприниматели уплачивают налог на доходы в размере 13%, что соответствует применяемой ставке подоходного налога для физических лиц.

Ввиду того, что индивидуальные предприниматели как владельцы бизнеса могут привлекать сотрудников для работы по найму (трудовому договору), они должны самостоятельно исчислять и уплачивать за этих лиц налоги.

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Профессиональные вычеты могут использоваться только после государственной регистрации предпринимателя.

3. Налог на имущество физических лиц . Налог данного вида уплачивают собственники производственных помещений, офисов, жилых домов, гаражей и сооружений. Налог на имущество выплачивается индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами органами местного самоуправления в зависимости от их рыночной стоимости, типа использования или по иным критериям. При упрощенной системе налогообложения и при уплате единого налога на вмененный доход предприниматели освобождаются от уплаты налога на имущество, если соответствующее имущество непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности

4. Налог на добавленную стоимость (НДС) . В процессе изготовления и продажи какого-либо продукта его стоимость на разных стадиях производственного процесса постепенно увеличивается. Смысл НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии увеличения стоимости продукта взимать с производителя соответствующие платежи. В России с 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели (до этого времени НДС облагались только коллективные предприниматели – т.е. предприятия). Сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров (работ, услуг), предъявляемую покупателям. Одновременно индивидуальные предприниматели получают право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, которые предъявляются им продавцами и оплачиваются ими при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению является счет-фактура. Налогоплательщики обязаны составлять счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счет-фактур, книги покупок и книги продаж.

Субъекты, уплачивающие единый налог или единый налог на вмененный доход, уплачивают НДС только при ввозе товара на таможенную территорию России.

5. Налог с продаж . Этот вид косвенного налога является, по существу, налогом на потребление. При каждой сделке купли-продажи государством взимается определенный процент налога. Чем больше то или иное лицо покупает товаров (услуг, работ), тем больше налогов уплачивает. Фактически проявляет себя как надбавка к цене товара.

6. Единый социальный налог (в настоящее время именуется страховыми платежами в социальные фонды) . Для того чтобы пользоваться системой государственного пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, предпринимателю и его наемным работникам необходимо выплачивать установленные взносы в соответствующие фонды. Платежи в указанные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) носят в России обязательный характер и устанавливаются законом. ЕСН уплачивается индивидуальными предпринимателями с выплат и иных вознаграждений, начисляемым в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Данный налог зачисляется во внебюджетные фонды и в федеральный бюджет. Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, данные субъекты налог не уплачивают.

7. Транспортный налог . В преобладающем большинстве стран мира строительство и ремонт дорог находится в компетенции государства. Дороги, дорожная разметка, мосты и сооружения относятся к так называемым общественным товарам (public goods), которые потребляются коллективно. Все расходы по их производству и эксплуатации несет государство.

Государство, в свою очередь, перекладывает бремя соответствующих расходов на лиц, пользующихся транспортными средствами, устанавливая для них налог, который получил название транспортного налога. Предприниматели, имеющие в своем распоряжении и пользовании транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы и проч.), которые эксплуатируются на территории России, уплачивают транспортный налог в бюджет соответствующего субъекта федерации. На региональном уровне определяется ставка налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

8. Земельный налог . В предпринимательской деятельности одним из факторов производства является земля. Государство устанавливает для предпринимателей соответствующий налог по принципу «чем больше земельных ресурсов используется, тем выше плата». В России налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Ставки по земельному налогу устанавливаются местными властями.

В России порядок соответствующих налоговых выплат определяется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 дек. 1991 г. (с изменениями от 22 дек. 1992 г., 11 авг. 1994 г., 27 янв. 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г.).

Отдельные страны применяют практику платных дорог и мостов. Однако платные магистрали требуют соответствующего персонала для продажи прав на проезд, для контроля, обнаружения и штрафования нарушителей и проч. Зачастую такие расходы экономически не оправданы.

Общая система налогообложения предполагает исчисление и уплату физическим лицом с доходов от своей предпринимательской деятельности ряда налогов. Прежде всего, при общем режиме налогообложения предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ). Правила расчета и уплаты НДФЛ изложены в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на доходы физических лиц».

Кроме того, предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (если осуществляют определенные операции с подакцизными товарами), единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является работодателем, то он перечисляет страховые взносы и в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН предпринимателями различен в зависимости от того, по какому из оснований они исчисляют налог.

ü со своих доходов от предпринимательской деятельности;

ü с выплат, производимых в пользу наемных работников.

Особенностью налогообложения предпринимателей является то, что в законодательстве индивидуальные предприниматели, с одной стороны, рассматриваются в качестве самостоятельных плательщиков НДФЛ, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование, а с другой - в качестве налоговых агентов, то есть лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет указанных налогов у физических лиц.

Индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве налоговых агентов, ежемесячно определяют сумму налога, удерживают ее из доходов физических лиц и перечисляют в бюджет. В настоящей книге мы остановимся на вопросах, касающихся порядка расчета и уплаты НДФЛ и ЕСН предпринимателями в качестве самостоятельных налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее налогоплательщиками) являются физические лица:

· налоговые резиденты Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из российских и зарубежных источников;

· лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.

Согласно статье 11 НК РФ налоговые резиденты Российской Федерации – физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

По законодательству Российской Федерации в целях налогообложения понятие «резидентства» связано не с гражданством или постоянным местом жительства, а с продолжительностью фактического нахождения на территории России в календарном году. Таким образом, граждане России могут не являться налоговыми резидентами, если находились на территории Российской Федерации менее 183 дней в году, а иностранные граждане могут оказаться налоговыми резидентами, если провели на территории Российской Федерации более 183 дней. Однако, для определения налогового статуса физического лица, также необходимо учитывать нормы международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Вопрос относительно того, какими документами подтверждается фактическое нахождение в течение 183 дней в году, НК РФ непосредственно не урегулирован. Согласно статье 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации. Календарная дата дня отъезда за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации. Указанные даты устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации, например, авиабилеты, железнодорожные билеты и так далее. Главное, чтобы указанные документы подтверждали фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации в календарном году.

В Письме Минфина Российской Федерации от 3 мая 2005 года №03-05-01-04/120 указано, что для определения статуса налогового резидента Российской Федерации не имеют значения ни гражданство физического лица, ни причины, по которым он находится на территории Российской Федерации.

Определение налогового статуса физического лица должно производиться в каждом налоговом периоде.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:

· на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России в текущем календарном году;

· на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства;

· на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации в текущем календарном году.

Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Основной документ, определяющий статус временно пребывающего в Российской Федерации иностранца, - миграционная карта, которая содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации. Постоянно живущим в России иностранцем считается тот человек, у которого есть вид на жительство. Временно пребывающим на территории России считается иностранец, у которого нет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Порядок подтверждения постоянного местопребывания утвержден Приказом ФНС Российской Федерации от 8 сентября 2005 года №САЭ-3-26/439 «Об утверждении порядка подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации» (далее Порядок подтверждения). В соответствии с указанным Порядком подтверждение резидентства в Российской Федерации физических лиц, юридических лиц и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения Российской Федерации с иностранными государствами осуществляется Федеральной налоговой службой Российской Федерации, уполномоченной Министерством финансов Российской Федерации.

Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется по принципу «одного окна» только Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России (пункт 3.2 Порядка подтверждения).

Перечень документов, необходимых для получения подтверждения о статусе налогового резидента Российской Федерации , установлен пунктом 4.3 Порядка подтверждения, в частности, для российских и иностранных физических лиц:

а) заявление в произвольной форме с указанием:

Календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

Наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

Фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса;

Перечня прилагаемых документов и контактного телефона;

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

Договор (контракт);

Решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

Приглашение и др.

в) копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов.

г) таблица расчета времени пребывания на территории Российской Федерации в произвольной форме;

д) дополнительно для иностранных физических лиц копия документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации.

е) дополнительно для индивидуальных предпринимателей копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица, заверенная нотариально (не ранее чем за 3 месяца от даты обращения с заявлением о выдаче подтверждения), и копия Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ОГРНИП).

Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации может оформляться:

В форме справки;

Путем заверения соответствующей формы, установленной законодательством иностранного государства.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» российские граждане обязаны зарегистрироваться по месту пребывания в органах регистрационного учета.

Режим налогообложения в Российской Федерации доходов физического лица – будь то гражданин России, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства – зависит только лишь от налогового статуса этого лица, а именно: является ли такое лицо налоговым резидентом Российской Федерации или нет, и не обусловлен гражданской или национальной принадлежностью физического лица. Тем самым соблюдаются основные начала законодательства о налогах и сборах, установленные статьей 3 НК РФ, в соответствии с которым налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Разделение налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов является общепринятой мировой практикой для установления разных режимов налогообложения их доходов.

Признание конкретного предпринимателя налоговым резидентом Российской Федерации или налоговым нерезидентом Российской Федерации непосредственно определяет режим налогообложения его доходов на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, согласно статье 209 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Для нерезидентов Российской Федерации объектом налогообложения является доход, полученный от источников в Российской Федерации (статья 209 НК РФ).

Как видим, для нерезидентов действующим налоговым законодательством предусмотрена ограниченная ответственность: они должны платить налоги только в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.

Глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» предусматривает налогообложение физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, следующим образом.

Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, исчисляют и уплачивают налог по правилам статьи 227 НК РФ в отношении сумм доходов, полученных ими от осуществления такой деятельности.

Предприниматели согласно пункту 2 статьи 227 НК РФ должны самостоятельно определить сумму доходов, облагаемых по различным ставкам.

Статьей 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДФЛ, учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

То есть при исчислении налогооблагаемого дохода предпринимателя учитываются все доходы, полученные им в налоговом периоде. Такими доходами для него будут являться доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 227 НК РФ, и все прочие доходы, которые предприниматель получал вне рамок предпринимательской деятельности. Перечень доходов от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации установлен в статье 208 НК РФ.

При этом НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности предприниматель уплачивает самостоятельно, а с доходов, полученных им в качестве физического лица, НДФЛ удерживает работодатель.

Индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками НДФЛ, применяют Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 13 августа 2002 года №86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 4 указанного Порядка учета индивидуальные предприниматели должны вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее - Книга учета). Примерная форма Книги учета приведена в Приложении к Порядку учета. Книга учета является основным учетным документом, в котором отражаются сведения об имуществе налогоплательщика, используемом при осуществлении предпринимательской деятельности, а также финансовые результаты деятельности индивидуального предпринимателя за налоговый период. Книга учета открывается налогоплательщиком на один календарный год в начале каждого налогового периода. По окончании отчетного налогового периода в новую Книгу учета переносятся данные об остатках по каждому виду товарно-материальных ценностей и амортизируемому имуществу по состоянию на 1 января очередного налогового периода. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели открывают Книгу учета с момента регистрации по 31 декабря текущего года.

Налоговую базу по НДФЛ предприниматели исчисляют на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

Предприниматели в течение текущего года уплачивают авансовые платежи по налогу. В пункте 8 статьи 227 НК РФ определен порядок исчисления авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц. Авансовые платежи исчисляются не налогоплательщиками, а налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, и рассчитываются на весь текущий налоговый период.

Авансовые платежи исчисляются на основании:

Либо сведений (указанных налогоплательщиками в налоговой декларации) о сумме предполагаемого дохода;

Либо суммы фактического дохода, полученного этими лицами (только от предпринимательской деятельности) в предшествующем налоговом периоде.

Налоговые органы отправляют налогоплательщику письменное уведомление. На основании первого уведомления налогоплательщик уплачивает сумму авансового платежа за период с 1 января по 30 июня не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей. Во втором и третьем уведомлении налоговый орган предлагает уплатить (а налогоплательщик уплачивает) четверть годовой суммы авансовых платежей соответственно в сроки не позднее 15 октября текущего года и 15 января года, следующего за текущим. При определении суммы предполагаемого дохода, на основании фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, налоговый орган на суммы стандартных и профессиональных налоговых вычетов уменьшает сумму предполагаемого дохода.

Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется предпринимателями по итогам налогового периода по доходам от предпринимательской деятельности, дата получения которых относится к данному налоговому периоду. Как следует из смысла нормы пункта 1 статьи 223 НК РФ, у индивидуального предпринимателя в целях исчисления налога учитываются реально полученные в его распоряжение доходы. В целях исчисления НДФЛ дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности определяется как день:

Ø выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;

Ø передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;

Ø уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком согласно пункту 3 статьи 227 НК РФ с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Кроме того, если налогоплательщик кроме доходов от предпринимательской деятельности получал доходы, налог с которых был удержан и уплачен налоговыми агентами, то и эти суммы налога уменьшают сумму налога, подлежащую к уплате.

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается налогоплательщиками в соответствующий бюджет через банк (наличными деньгами или безналичным путем) либо через государственную организацию связи или кассу органа местного самоуправления (в порядке и случаях, указанных в пункте 2 статьи 45, пункте 3 статьи 58 НК РФ. Налог уплачивается по месту налогового учета налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если общая сумма исчисленного налога меньше суммы налога, удержанного налоговыми агентами, и фактически уплаченных авансовых платежей, то в соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Обратите внимание!

При исчислении сумм налога согласно пункту 4 статьи 227 НК РФ физическое лицо не вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков прошлых лет, то есть убытков, имевших место до наступления налогового периода и понесенным при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно статье 216 НК РФ налоговый период равен одному календарному году.

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком в результате осуществления предпринимательской деятельности. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Налоговая база включает доходы индивидуального предпринимателя в денежной или натуральной форме, которые получены им за налоговый период, за вычетом документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением этого дохода:

ü материальных расходов;

ü амортизационных отчислений;

ü расходов на оплату труда;

ü прочих расходов.

Расходы, принимаемые к вычету, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического осуществления расходов.

Исчисление налога предусматривается по ставкам НДФЛ, которые являются одинаковыми как для индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Статьей 224 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых ставок по налогу:

§ Доходы предпринимателей - налоговых резидентов облагаются по ставке 13%.

§ Лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, уплачивают налог по ставке 30%.

Сумма налога определяется в полных рублях (сумма менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до рубля).

Налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в налоговом периоде, уменьшенная на суммы стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов в соответствии со статьями 210, 218 - 221 НК РФ. Обратите внимание, что налоговые вычеты предоставляются только по доходам, облагаемым по ставке 13%.

Сумма налога при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база при этом определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, подлежащих налогообложению, не переносится.

Сумма налога при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (9, 30, 35%), исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. Это установлено пунктом 1 статьи 225 НК РФ.

Следует отметить, что за несвоевременную уплату налога взыскивается пеня. Размер пени установлен в пункте 4 статьи 75 НК РФ как 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. С 15 июня 2004 года согласно Телеграмме Центрального банка Российской Федерации от 11 июня 2004 года №1443-У «О процентной ставке рефинансирования, установленной с 15 июня 2004 года» ставка рефинансирования равна 13 % годовых.

Для того чтобы применение налоговых вычетов было правомерным, налогоплательщик при подаче декларации о доходах должен подать в налоговый орган заявление о предоставлении вычетов с приложением подтверждающих документов.

В отношении доходов от предпринимательской деятельности в первую очередь речь идет о предоставлении профессионального налогового вычета по специальным правилам, установленным пунктом 1 статьи 221 НК РФ.

При исчислении налоговой базы индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

К расходам у индивидуальных предпринимателей в составе профессиональных налоговых вычетов относятся также суммы налогов, предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах для осуществляемых ими видов деятельности (за исключением НДФЛ), начисленные или уплаченные ими в налоговом периоде. Например, фактически уплаченные суммы единого социального налога в отчетном (налоговом) периоде, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в виде фиксированного платежа, налога на имущество, непосредственно используемого для осуществления предпринимательской деятельности, и других. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 года №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» к указанным расходам налогоплательщика относится также , уплаченная им в связи с профессиональной деятельностью.

В состав профессиональных налоговых вычетов включаются фактически уплаченные индивидуальными предпринимателями в отчетном налоговом периоде суммы авансовых платежей по единому социальному налогу, уплаченные по сроку 15 января года, следующего за отчетным, в случаях, если уплата произведена до подачи в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц.

Согласно статье 221 НК РФ, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной ими от предпринимательской деятельности.

Если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, то к вычету принимается совокупная сумма расходов по всем видам осуществляемой деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 227 НК РФ представляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом согласно разъяснениям МНС Российской Федерации, приведенным в Письме от 22 января 2002 года №СА-6-04/60 «О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями», декларация представляется налогоплательщиками в установленный срок, независимо от результатов предпринимательской деятельности: получены доходы или имеет место превышение расходов над доходами.

По доходам, полученным физическими лицами в течение 2004 года, декларации представляются по форме №3-НДФЛ, а начиная с 1 января 2005 года - по форме №4-НДФЛ. Указанные формы утверждены Приказом МНС Российской Федерации от 15 июня 2004 года №САЭ-3-04/366@ «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению».

Статьями 227 и 229 НК РФ для определенных случаев установлены и другие сроки представления деклараций.

Если индивидуальный предприниматель прекращает деятельность до окончания налогового периода, то он обязан в течение 5 дней со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных в течение налогового периода. Уплата налога в таком случае производится в течение 15 дней с момента подачи декларации. Если иностранный гражданин занимался предпринимательской деятельностью, то за месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации он обязан представить налоговую декларацию и в течение 15 дней уплатить налог.

Если у индивидуального предпринимателя появляются доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, то применяются положения пункта 7 статьи 227 НК РФ. В случае появления таких доходов, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого (определенного самим налогоплательщиком с учетом всех существующих обстоятельств) дохода от такой деятельности именно в текущем налоговом периоде. Налоговую декларацию представить нужно в срок не позднее 5 календарных дней по истечении месяца со дня появления таких доходов (календарный месяц считается со дня, следующего после дня появления упомянутых доходов).

В случае, если у индивидуального предпринимателя произошло увеличение либо уменьшение дохода, причем более чем на 50%, в текущем налоговом периоде по сравнению с предполагаемым доходом от осуществления предпринимательской деятельности, такие налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием новой уточненной суммы предполагаемого дохода на текущий год. При этом сроки подачи декларации пунктом 10 статьи 227 НК РФ не установлены. В свою очередь налоговый орган в 5-дневный срок с момента получения новой налоговой декларации производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Приказом МНС Российской Федерации от 27 июля 2004 года №САЭ-3-04/440@ «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц» утверждена форма налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц. Согласно упомянутому Приказу налоговый орган должен направлять налогоплательщику налоговое уведомление на уплату налога одновременно с платежным документом формы ПД (налог). Форма №ПД (налог) утверждена Письмом МНС Российской Федерации №ФС-8-10/1199, Сбербанка Российской Федерации №04-5198 от 10 сентября 2001 года «О новых бланках платежных документов на перечисление налогоплательщиками - физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: форма №ПД (налог) и форма №ПД-4СБ (налог)».

Уведомление на уплату налога вручается предпринимателю под расписку лично либо направляется по почте заказным письмом. В случае если уведомление отправлено по почте, оно считается врученным, согласно статье 52 НК РФ, по истечении шести дней с даты отправления письма.

Как уже было сказано, при исчислении налогооблагаемого дохода предпринимателя учитываются все доходы, полученные им в налоговом периоде:

Доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 227 НК РФ,

Все прочие доходы, которые предприниматель получал вне рамок предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики в декларациях указывают все доходы, полученные в налоговом периоде, источники их получения, налоговые вычеты, суммы уплаченных налогов и суммы налога, подлежащие доплате или возврату из бюджета. То есть и те, и другие доходы указываются предпринимателями в единой налоговой декларации, представляемой по итогам года, только на разных листах.

За непредставление налоговой декларации в установленный срок статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.

В случае, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока, с него взыскивается штраф в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей деятельности индивидуальных предпринимателей , Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Индивидуальные предприниматели ».