16. Внутр и внеш политика Румынии в 1918-1939гг.
Межвоенный период 1920-1939 гг.
Система послевоенных мирных договоров, определивших послевоенное устройство Европы, более чем в два раза увеличила размеры Румынии, прибавив к «Старому королевству» Трансильванию, Добруджу, Бессарабию, Северную Буковину и часть Баната. Процесс политического объединения всех румын в одном государстве был завершен. Это объединение было санкционировано венчанием короля Фердинанда и королевы Марии на трон «Великой Румынии» в Алба-Юлии в 1922 году и принятием новой конституции в 1923 году.
Однако ни в СССР, ни в Венгрии и Болгарии расширение границ Румынии понимания не нашло, и все содержание румынской внешней политики 1920-1939 года сводится к попыткам удержать за собой новоприобретенные территории. Румыния участвовала в системе военных союзов, созданных под эгидой французской дипломатии; в 1921 году вместе с Чехословакией и Югославией образовала «Малую Антанту», направленную против попыток Германии, Венгрии и Болгарии пересмотреть послевоенные мирные договоренности. В феврале 1934 года Румыния с Югославией, Турцией и Грецией сформировала «Балканскую Антанту», при помощи которой намеревалась сдержать территориальные амбиции Болгарии. Румыния заключила также военный союз с Польшей, направленный против СССР.
Король Фердинанд умер в 1927 году; его сын Кароль был фигурой весьма спорной. В 1920 году он женился на греческой принцессе Елене, и в следующем году от этого брака родился мальчик, которого назвали Михаем. Однако позже Кароль увлекся своей стенографисткой Еленой Лупеску и, отказавшись от прав на трон, уехал с ней в Париж. Поэтому после смерти Фердинанда королем Румынии стал 6-летний Михай, от имени которого правил регентский совет.
Великая депрессия 1929- 1933 года подорвала основы румынской экономики. Миллион румын, потеряли рабочие места, бедность превратилась в острейшую проблему страны.
В подобных сложных ситуациях многие люди склонны искать самый простой выход. И такой выход румынам предложила «Железная гвардия» - фашистская организация, созданная в 1927 году националистом Корнелиу Кодряну, который прославился тем, что голыми руками убил в Яссах начальника полиции. Сторонники «Железной гвардии» обвиняли во всех бедах Румынии коммунистов, евреев и либералов и ратовали за установление в стране диктатуры. Популярность «Железной гвардии» росла, и чтобы сдержать ее натиск, Румынские правящие круги вместо ребенка Михая пригласили на трон изгнанника Кароля. В 1930 году он стал румынским королем под именем Кароля II.
Однако, несмотря на все меры, хаос нарастал, усиливая всеобщее недовольство. Бастовали руководимые коммунистами рабочие на заводах и железных дорогах; правительство жестоко подавило забастовщиков и заключило в тюрьму руководителя компартии Георге Георгиу-Дежа. В 1933 году сторонники «Железной гвардии» убили премьер-министра Румынии Иона Дуку. После провала всех попыток стабилизировать политическую ситуацию законными методами, Кароль II в апреле 1938 года, отменил конституцию, объявил вне закона «Железную гвардию» и все политические партии и установил режим личной власти. 19 апреля полиция арестовала и заключила в тюрьму Кодряну и других лидеров «Железной гвардии», которые позже были убиты «при попытке к бегству».
С середины 1930-х годов Румыния все больше втягивается в орбиту влияния фашистской Германии. 23 марта 1939 года Румыния и Германия подписали совместную десятилетнюю программу экономического развития Румынии, которая позволила Германии эксплуатировать природные ресурсы страны.
Давно минувших дней и заставляют обратить более пристальное внимание на историю распространения праворадикальной и фашистской идеологии в странах Восточной Европы. Восточноевропейский фашизм имел собственное лицо, значительно отличавшее его от фашизма более развитых и самодостаточных стран Западной Европы. Говоря о Новороссии, сложно не вспомнить другой уголок русского мира, двадцать лет назад отвоевавший право на независимое существование, - Приднестровскую Молдавскую Республику. Само появление этого государства как раз и было во многом связано с оживлением ультранационалистических и фашистских настроений в Молдавии. Молдавский русофобский национализм и тогда, и почти столетие назад основывался на румынофильских настроениях и инспирировался Румынией.
Румыния - интересная страна. Находясь на задворках Европы и никогда не отличаясь высоким уровнем социально-экономического и культурного развития, она тем не менее дала миру нескольких «звезд» мировой величины - писателей, поэтов, мыслителей, культурологов. И стала родиной уникальной интерпретации фашизма - т.н. «гвардизма». Сегодня мало кто вспомнит о существовании в первой половине ХХ века (1920-1940-е гг.) «Железной гвардии». Хотя среди правоконсервативных кругов до сих пор не угасает интерес к идеологии гвардизма и фигуре ее лидера - Корнелиу Зеля Кодряну.
Румыния: стремление к величию
Прежде, чем перейти к рассмотрению истории и идеологии румынского фашизма, в том числе и в гвардистской интерпретации, необходимо обратиться к его истокам. Что представляла собой Румыния к началу ХХ века? Во-первых, это была достаточно молодая страна. Вплоть до конца XIX века на протяжении нескольких столетий два основных румынских княжества - Молдавия и Валахия - признавали сюзеренитет турецкого султана. Одновременно, как православные страны, они во многом смотрели в сторону Российской империи, надеясь на то, что русский царь поможет им освободиться от гнета иноверцев и получить долгожданную независимость.
Первые шаги к независимому румынскому государству были сделаны в 1859 году, когда Валахия и Молдавия объединились в Объединенное княжество Валахии и Молдавии под руководством князя Александру Иоана Кузы. В 1861 г. объединение Валахии и Молдавии признал турецкий султан. К этому времени очень сильными позициями в стране обладали бояре, ограничить власть которых и попытался Иоан Куза. Бывший молдавский военный министр, ставший князем Объединенной Валахии и Молдавии, Куза стремился модернизировать страну, освободив крестьян, секуляризировав монастырские земли и проведя ряд реформ всей государственной системы. Это вызвало резкое недовольство бояр, решивших расправиться с князем и не допустить ущемления своих прав. В 1866 году Куза был свергнут в результате дворцового переворота и покинул страну. С этого времени и на 80 лет в стране воцарилась немецкая династия Гогенцоллернов - Зигмарингенов. Ее первый представитель - Карл Эйтель Фридрих Людвиг фон Гогенцоллерн-Зигмаринген, отпрыск министра-президента Пруссии и дочери герцога Баденского, - занял румынский престол под именем Кароля I. В результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Румыния получила долгожданную независимость и в 1881 г. была провозглашена королевством.
К началу ХХ в. это было одно из наиболее отсталых государств Европы. Румынское общество было крайне поляризовано в социальном и культурном отношении: аристократия и интеллигенция ориентировались на Западную Европу, прежде всего на Францию или Германию, крестьянство хранило традиции, одновременно находясь в очень плачевном (преимущественно) экономическом положении. Неоднократно вспыхивали восстания румынских крестьян, жестоко подавлявшиеся властями. Помимо феодалов, недовольство румынского населения вызывал нарождавшийся класс капиталистов, среди которого было много евреев. Евреи издавна играли особую роль в румынском обществе - именно они держали значительную часть румынской торговли, являлись ростовщиками и корчмарями, вызывая негативные эмоции со стороны среднего румынского крестьянина. Разумеется, была и еврейская беднота, населявшая румынские города и находившаяся в не лучшем положении, чем румынские крестьяне.
Социально-экономические проблемы Румынии с одной стороны и влияние западноевропейской политической и культурной жизни с другой стороны во многом и стали причинами распространения в румынском обществе националистических настроений. Румынская нация, стремившаяся подражать западноевропейским нациям и активно занимавшаяся мифотворчеством (то выведение румынского этноса от героических даков, то от еще более героических римлян), чувствовала себя обделенной. Особенно на фоне того, что экономическое положение страны оставляло желать лучшего, а многие земли, которые румыны считали своими, оставались под властью соседних государств, в том числе и России. Несмотря на то, что именно Россия сыграла одну из ключевых ролей в появлении румынской суверенной государственности, а также являлась «старшим братом по вере» румынского государства, румынский национализм в значительной степени носил русофобский характер.
В отличие от других европейских государств, праворадикальные идеи в Румынии доминировали над левыми. В том числе и среди румынских интеллектуалов. Такие выдающиеся представители румынской культуры как Октавиан Гога, Мирча Элиаде, Эмиль Чоран, Эжен Ионеско, Ион Мынзату и целый ряд других в разные периоды жизни тяготели к фашистской идеологии. В ней они усматривали единственный вариант сохранения румынской национальной идентичности, сплочения румынской нации и занятия ею подобающего места в европейской истории. У истоков румынского национализма стояли такие значимые для культуры страны фигуры как крупнейший румынский поэт XIX века Михаил Эминеску, историк Николае Йорга, философы Нае Ионеску и Никифор Крайник, поэт Лучиану Блага.
Ко времени окончания Первой мировой войны в Румынии уже действовали радикальные националистические организации. Это были кружки профессора Александру Куза, известного своими антисемитскими взглядами, и Константина Паску - рабочего, бывшего убежденным противником марксистской и социалистической идеологии. Профессор Куза считался идеологом румынского национал-консерватизма антисемитского толка и пользовался авторитетом среди праворадикальных студентов. Группа Паску называлась Гвардией национальной совести и состояла примерно из тридцати рабочих, специализировавшихся на штрейкбрейхерстве во время забастовок, организованных румынскими левыми.
Большое влияние на румынский национализм и активизацию праворадикальных движений в стране оказала победа фашистов в Италии. В начале 1920-х годов в Румынии появилось две организации, прямо ориентировавшиеся на итальянский опыт. Румынская национальная фасция во главе с Титом Вифором возникла в 1921 г. на базе Национальной фашистской партии и объединяла до полутора тысяч активистов. Она действовала в Молдавии, Буковине и Банате, придерживаясь корпоративистской идеологии. В том же 1921 г. появилось и Национальное итало-румынское культурное и экономическое движение, в котором было лишь сто человек. Возглавлявшая его журналистка Елена Бакалоглу была замужем за итальянцем - очевидно, именно по этой причине идеология движения основывалась на подчеркивании тесного родства между румынской и итальянской нациями.
Одновременно мода на национализм формировалась и в румынских интеллектуальных кругах. В 1920-е годы в Румынии появилось несколько националистических изданий и кружков интеллектуалов, симпатизировавших ультраправым. Молодые интеллектуалы группировались вокруг журнала «Чувинтул», который издавал философ Нае Ионеску (1890-1940). Именно там начал печататься молодой Мирча Элиаде, к журналу примыкали философ Константин Нойку и писатель Мирча Вулканеску. Философ Нае Ионеску, как и профессор Куза, не был чужд антисемитским настроениям, но предпочитал подводить под них научную базу, являясь одним из крупнейших специалистов по иудаизму в стране. Поэт Октавиану Гога, уроженец Трансильвании, был активен не только в литературной, но и в политической жизни страны. Ему удалось на некоторое время (в 1937-1938 гг.) даже стать премьер-министром Румынии, отметившись откровенно прогитлеровским курсом и введением нацистских законов вроде лишения лиц еврейской национальности румынского гражданства. Таким образом, к третьему десятилетию ХХ века в румынской политической и культурной жизни не было недостатка в знаменитых представителях националистических идеологий.
Железная гвардия капитана Кодряну
Однако оставить румынский фашизм в истории именно оригинальной и, во многом, уникальной идеологией, сумел другой человек - Корнелиу Зеля Кодряну. Будущий капитан Железной гвардии родился в 1899 году и с юных лет проникся националистическими и антикоммунистическими идеями. В 1919 году во время учебы в Яссах на факультете права местного университета Кодряну сблизился с профессором Куза, который оказал на него значительное идеологическое влияние. В марте 1923 г. возникла организация, получившая название Лиги национальной христианской защиты. Далее вчерашние союзники стали размежевываться. Куза настаивал на создании политической партии, а Кодряну - на формировании полувоенной организации с жесткой дисциплиной, по типу военно-религиозного ордена.
Помимо идеологических дискуссий, Лига отмечалась и т.н. «акциями прямого действия». Так, 8 октября 1923 г. нескольких ее активистов арестовали по подозрению в планировании убийств известных еврейских политиков, журналистов и предпринимателей. Ион Мота - один из арестованных активистов - застрелил прямо в зале суда бывшего соратника, обвиненного Лигой в предательстве. Среди арестованных был и Кодряну, который именно в тюрьме окончательно пришел к идее создания религиозно-мистического ордена националистической направленности. Он создал кружок «Братство Креста». Позже Кодряну сотоварищи был освобожден, однако 25 октября 1924 года вновь попал в тюрьму - на этот раз за убийство префекта полиции. Тем не менее, лидер Лиги был оправдан. На этом настояла румынская общественность, которая откровенно негативно оценивала деятельность убитого префекта Манку по преследованиям политически активной молодежи.
Тем временем, разногласия между Кузой и Кодряну продолжали нарастать и 24 июня 1927 года Корнелиу Кодряну вышел из Лиги национальной христианской защиты. Помимо недовольства стремлением Кузы превратить Лигу в политическую партию, Кодряну не разделял и «зоологического антисемитизма» профессора, считая, что корень проблем румынской нации и государства лежит несколько в иной плоскости. Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что Лига национальной христианской защиты была наиболее влиятельна на северо-востоке страны, причем - в городах. Именно в городах евреи составляли значительный процент населения (от 23,6% в Молдавии до 30,1% - в Буковине), что и влияло на антисемитизм Лиги и ее лидера Кузы. Кодряну же был противником урбанизации румынского общества и выступал за традиционные ценности румынской нации.
Политические воззрения Кодряну приближали его к сторонникам крестьянской автаркии. Сельскую общину Кодряну считал идеалом социального устройства для румынского общества, особо подчеркивая ее антифеодальный и одновременно антимодернистский характер. Крестьяне в этом контексте рассматривались как движущая сила румынского общества, почему Кодряну и стремился работать прежде всего с ними, проводя агитацию в сельской местности. На базе «Братства Креста», созданного Кодряну в тюрьме, в 1927 году был основан Легион Архангела Михаила. Святой Михаил Архангел считался покровителем «Братства Креста». Его идеология базировалась на православии, убежденности в собственной священной миссии и братских взаимоотношениях между членами организации.
В Легионе была установлена жесткая дисциплина, при этом все мероприятия носили религиозно ориентированный характер. «Дисциплина производит Личности и требует их - так как каждый акт послушания может быть актом команды, с помощью которой можно превзойти себя, инстинкты и внутреннюю анархию. Акт послушания дает команду превозмочь животное в себе, который стремится к отговоркам, к продолжению комфортабельного маскарада. Дисциплина укрепляет, создает Личность», - писал активно поддерживавший легионеров румынский интеллектуал Мирча Элиаде, впоследствии получивший всемирную известность как философ и один из крупнейших специалистов по теории религии (Мирча Элиаде. Почему я верю в победу легионерского движения).
Легион был разделен на «гнезда» численностью от трех до тринадцати человек - очень дальновидное деление, существенно облегчавшее процесс управления ячейками и в то же время приучавшее их к самостоятельности и инициативности. В январе 1929 года был собран Сенат легионеров, в который вошли активисты организации в возрасте старше пятидесяти лет, которые были призваны своим авторитетом осуществлять воспитание более младшей поросли легионеров. Униформой Легиона стали зеленые рубашки (по аналогии с итальянскими черными рубашками фашистов). Несколько позже в составе Легиона было создано более закрытое и жесткое подразделение - «Железная гвардия», по имени которой и получили название и все движение, возглавлявшееся Кодряну, и его идеология, известная как «гвардизм».
Легион Архангела Михаила пользовался симпатиями и поддержкой многих румынских интеллектуалов. Мирча Элиаде, в частности, видел в Легионе принципиально новое для того времени политическое движение, в первую очередь религиозного, мистического характера: «В то время как все современные революции являются политическими, легионерское движение - это скорее революция ментальная и религиозная… В то время как все современные революции имеют своей целью захват власти общественным классом или определенным человеком, легионерская революция ставит целью Спасение нации, примирение народа с богом» (Мирча Элиаде. Почему я верю в победу легионерского движения).
Легионеры и королевское правительство
В отличие от других ультраправых организаций, к Легиону Архангела Михаила королевские власти относились с большим подозрением. Им не нравились антиолигархические и антикапиталистические устремления Кодряну, одновременно они негласно стимулировали его политических оппонентов - в первую очередь, профессора Куза с его Лигой национальной христианской защиты, поскольку сваливание всех проблем страны на евреев представляло для власти шанс переключения народного внимания со злоупотреблений и коррупции собственных чиновников на национальное меньшинство. Кодряну же, на антисемитизме не зацикливавшийся, представлял большую опасность, поскольку называл вещи своими именами и винил в сложившейся в стране экономической ситуации не столько евреев, сколько королевское правительство и правящий класс капиталистов и землевладельцев.
Однако, несмотря на противодействие со стороны королевских властей, в августе 1931 года Кодряну, недавно освобожденный после очередной полуторамесячной «отсидки», был избран в румынский парламент. Его политическая программа выглядела пугающе для румынского руководства. Гвардисты требовали: смертной казни для мошенников, конфискации имущества олигархов, суда над коррумпированными политиками, исключения политических деятелей и чиновников из директоратов банков и предприятий, изгнания пришлых эксплуататоров, провозглашения румынских земель собственностью румынского народа. На следующих выборах Легион получил пять мест в парламенте.
Параллельно с идеологической деятельностью и укреплением собственной организации, Легион осуществлял и ряд интересных практических проектов. Во-первых, симпатии Кодряну к крестьянству проявлялись в участии легионеров в сборе урожая, помощи крестьянским хозяйствам, организации обучения грамоте крестьянских детей. Во-вторых, Легион основал собственные сельскохозяйственные производства, сеть ресторанов, магазинов, мастерских. В-третьих, легионеры активно занимались благотворительностью и помощью бедным. Все это способствовало росту симпатий к Легиону со стороны румынского крестьянства и других беднейших слоев населения.
Ко второй половине 1930-х годов относится дальнейшая радикализация Легиона и одновременно ужесточение противостояния легионеров с их политическими соперниками. Так, в 1936 году был убит бывший легионер и депутат от Легиона Михаил Стелеску, создавший собственную организацию «Румынский крестовый поход». В том же 1936 году первые семь легионеров отправились в Испанию для участия в Гражданской войне на стороне Франко. Спустя короткое время, в январе 1937 года, лидеры Легиона Ион Мота и Василе Марин, погибли в Испании, а их тела, привезенные на родину, торжественно захоронили при большом стечении народа.
В 1937 году началось и изменение легионерской политики. Во многом, причиной этого стало сближение Корнелиу Зеля Кодряну с генералом Ионом Антонеску, известным своими праворадикальными позициями. В румынском правительстве генерал занимал должность министра коммуникаций, однако пытался приобрести более серьезное политическое влияние. Со временем именно Иону Антонеску было суждено возглавить ту самую «фашистскую Румынию», которая в союзе с гитлеровцами напала на Советский Союз. Однако в конце 1930-х годов генерал лишь начинал свой путь к вершине политического олимпа предвоенной Румынии.
Ион Антонеску родился в помещичьей семье в 1882 году. На момент описываемых событий ему было уже далеко за пятьдесят, за плечами - многолетний опыт службы в румынской армии. В 1907 году молодым лейтенантом Антонеску участвовал в подавлении крупнейшего крестьянского восстания, к моменту Второй Балканской войны в 1913 году был уже начальником оперативного отдела штаба кавалерийской дивизии, а Первую мировую встретил командиром учебного эскадрона кавалерийской школы. Первая мировая война принесла будущему «кондуктэрулу» («вождю») румынского государства быстрый служебный взлет. В 1923 году он был военным атташе в Париже, затем в Лондоне. В 1027 и 1931 гг. Антонеску возглавлял Высшую военную школу, затем командовал полком и бригадой, в 1933 был начальником Генерального штаба, в 1937 - министром обороны Румынии.
Праворадикальные взгляды Антонеску и его сближение с «Железной гвардией» вызывали большие подозрения со стороны румынского монарха Кароля II. В 1938 году Кароль узнал о том, что во время его заграничного визита Антонеску пытался подготовить путч, после чего сместил его с должности министра обороны и назначил командующим военным округом (на арест влиятельного генерала Кароль не решился). Антонеску критиковал политику Кароля II за ущемление, как он считал, румынских национальных интересов - Кароль уступил Венгрии часть Трансильвании, Советскому Союзу - часть Бессарабии и Северной Буковины. Королевское правительство, опасаясь волнений, заключило Корнелиу Кодряну в тюрьму, а генерал Антонеску был фактически отстранен от должности. Румынская полиция организовала обыски в домах тридцати тысяч активистов Легиона Архангела Михаила. Все руководство «Железной гвардии» и Легиона было арестовано. Одновременно Кароль II пытался подчинить все румынские праворадикальные движения своей власти, надеясь сам встать во главе диктатуры фашистского типа и видя в Кодряну и других легионерских вождях опасных конкурентов. В этот период капитаном Легиона был избран Хориа Сима. При его руководстве легионеры начали участвовать в акциях против еврейского населения, вернулись к террору против государственных служащих. Хориа Сима ориентировался на нацизм гитлеровского образца и стремился превратить Легион в подобие нацистской партии.
30 ноября 1938 года Корнелиу Кодряну и тринадцать его соратников были расстреляны в сельской местности. Показательно, что Гитлер, первоначально достаточно негативно отреагировавший на убийство лидера легионеров, которого он считал потенциальным союзником, очень быстро вернулся к сотрудничеству с королевским правительством Румынии. Зато продолжали действовать низовые команды - «гнезда» «Железной гвардии». 21 сентября 1939 года был убит Арман Калинеску - премьер-министр Румынии, во время убийства Кодряну занимавший пост министра внутренних дел и считавшийся основным проводником политики Кароля II в стране. В отместку власти уничтожили не менее 400 легионеров, находившихся в концентрационных лагерях страны. Впрочем, командовавший резней легионеров министр внутренних дел Румынии генерал Георге Аргезану спустя некоторое время также был убит легионерами.
Конец «Железной гвардии»
Кароль II для организации собственной поддержки в народе создал Партию нации. Однако это решение уже не могло спасти его авторитет. Последней каплей недовольства его политикой со стороны румынских националистов стала уступка значительной территории Венгрии, произведенная по настоянию Гитлера, стремившегося удовлетворить аппетиты венгерского диктатора Миклоша Хорти. По всей Румынии начались массовые демонстрации. 5 сентября 1940 года Кароль II был вынужден назначить генерала Иона Антонеску премьер-министром страны и последний приступил к формированию национал-легионерского правительства, в которое вошли не только известные румынские политические и военные деятели, но и активисты «Железной гвардии», к тому времени возглавлявшейся Хориа Симой.
Последний был назначен вице-премьером Румынии. Новая «Железная гвардия», руководимая Симой, практически ничем, кроме названия и внешней символики, не напоминала структуру, руководимую Кодряну в 1920-е - 1930-е годы. Однако, и эта «Железная гвардия» не была довольна официальной политикой нового румынского руководства. 21-23 января 1941 года произошла попытка военного переворота со стороны гвардистов, более напоминавшая еврейский погром. Главными объектами мятежа выступили не государственные учреждения, а еврейское население, в ряде случаев - и простые прохожие, румыны по национальности. Массовая резня евреев завершилась надругательством над их телами.
Для Иона Антонеску эти действия «Железной гвардии» стали прекрасным предлогом для ее запрета, тем более что в подавлении вышедших из-под контроля гвардистов его полностью поддержал Адольф Гитлер, пообещавший всевозможную помощь, в том числе и военную. Гитлер счел Антонеску более приемлемым партнером для союзнических отношений, тем более лояльным к проникновению германских капиталов в Румынию. Правительственные войска начали подавление выступления легионеров. Девять тысяч бойцов Легиона и «Железной гвардии» было арестовано и помещено в концентрационные лагеря и тюрьмы. Национал-легионерскому государству, существовавшему с сентября 1940 по январь 1941 года, пришел конец.
Румыния оказалась во власти генерала Антонеску, нейтрализовавшего в лице «Железной гвардии» опасных политических соперников и получившего всю полноту власти и действий. В политическом плане Антонеску вернулся к поддержке старых румынских националистов - поэта Октавиана Гога и профессора Александру Куза. Идеология, некогда пропагандировавшаяся в Лиге национальной христианской защиты Александру Кузой и его фракцией, восторжествовала в Румынии Антонеску. Лидер «Железной гвардии» Хориа Сима, впрочем, не был убит, а смог покинуть страну и спастись от вынесенного ему заочно смертного приговора. До 1942 года Сима содержался в Бухенвальде, затем бежал в Италию. Он - один из немногих участников тех событий - дожил до глубокой старости и скончался в 1993 году, до последних дней проживая в эмиграции в Испании.
Не прекратила своего существования и «Железная гвардия». Гвардисты под руководством Хориа Сима вновь пытались обрести активную роль в румынской политике, возглавив прогитлеровское «правительство Румынии в изгнании», существовавшее в Вене с декабря 1944 по май 1945 гг. - после перехода Румынии в состав антигитлеровской коалиции. Послевоенная «Железная гвардия» в числе ее уцелевших членов была немногочисленной организацией и базировалась в Испании. Генералиссимус Франко, помнивший участие румынских добровольцев - легионеров в Гражданской войне, предоставил политическое убежище Хориа Сима, Василе Яшински и другим видным активистам «Железной гвардии», уцелевшим после ее разгрома и покинувшим Румынию.
Крупнейший румынский интеллектуал Мирча Элиаде, поддерживавший «Железную гвардию», в силу своего авторитета не подвергшийся серьезным репрессиям, также покинул страну, и в годы Второй мировой войны находился в Португалии. Здесь он работал главным советником по печати в румынском посольстве, параллельно изучая особенности фашистского корпоративного режима Салазара и подготавливая книгу о салазаровской «революции». Из Португалии Элиаде перебрался во Францию, где и оставался вплоть до эмиграции в США. Элиаде получил всемирную известность как историк и теоретик религии и впоследствии несколько дистанцировался от легионерских убеждений молодости.
Возвращение национализма
По иронии судьбы, идеи румынского национализма спустя некоторое время возродились в годы правления Николае Чаушеску. Несмотря на приверженность коммунистической идеологии, Чаушеску к 1970-м годам обратился и к националистическому дискурсу, надеясь тем самым повысить единство румынского общества. Вновь началась героизация и мифологизация румынской истории, возведение румынской государственности к древним дакам, на неимоверной доблести которых делался акцент в официальной печати. Румыния как наследница воинского духа Дакии противопоставлялась окружающим странам Восточной Европы. В начале 1980-х гг. Чаушеску пошел даже на предоставление румынского гражданства давно покинувшему страну и проживавшему в США Мирча Элиаде, который, разумеется, на родину не вернулся. Сам этот жест свидетельствовал о желании румынского руководителя подчеркнуть не только значимость крупнейшего румынского интеллектуала, но и важность некоторых его идей для Социалистической Румынии.
После распада социалистического блока ультранационалистические идеи получили в Румынии новое рождение. Во-первых, румынские националисты вновь прониклись идеями возрождения румынской государственности в территориальных границах «Великой Румынии». Это означает, что аппетиты румынских националистов простираются на всю Молдавию, Черновицкую область Украины, часть Одесской области, на некоторые районы Венгрии. В самой Румынии еще в 1991 году была основана партия «Великая Румыния», выступающая с антивенгерских, антисемитских и антицыганских позиций, за возрождение Румынии в границах до 1940 года (то есть до уступок Советскому Союзу и Венгрии). Во-вторых, в Румынии активизировались русофобские настроения. Румыния и в годы правления Чаушеску не отличалась особыми симпатиями к Советскому Союзу, по крайней мере стремилась несколько дистанцироваться от официального советского курса, хотя и не так открыто, как Югославия или Албания.
После крушения Советского Союза и появления независимой Молдовы русофобия румынских националистов усилилась. В первую очередь по причине их территориальных претензий на Приднестровскую Молдавскую республику, которая, по мнению румынских националистов, остается оккупированной румынской землей. Во-вторых, румынские националисты в самом существовании Молдовы видят следствие влияния России, поскольку не признают существования отдельной молдавской нации, а считают молдаван частью румынского этноса, только подвергшейся «чуждому» славянскому влиянию. Маршал Антонеску, Мирча Элиаде, Октавиану Гога и другие видные представители румынского национализма и фашизма первой половины ХХ века возведены в современной Румынии в ранг национальных героев, большой интерес практически весь спектр румынской политики испытывает и к феномену «Железной гвардии» Корнелиу Зеля Кодряну. Показательно, что эти фигуры усиленно пропагандируются и в Молдавии - в противовес тем политическим и культурным деятелям, уважение к которым воспитывалось в республике в годы советской власти.
Сам процесс получения Молдовой независимости сопровождался открытой националистической вакханалией. Русских и представителей других «нетитульных» народов угрожали «утопить в Днестре», а в Кишиневе и других городах страны проходили многочисленные митинги под русофобскими и антисемитскими лозунгами. Предприняли молдавские националисты с прямой поддержкой их румынских коллег и попытку силового подавления народных волнений в Приднестровье, однако ополченцам и пришедшим им на помощь казакам и добровольцам со всего постсоветского пространства удалось отстоять Приднестровье и создать уникальную республику, остающуюся оплотом русской идентичности в регионе.
Известно, что современная Молдавия испытывает целый ряд социальных и экономических проблем. Это одно из наименее развитых в экономическом отношении государств постсоветского пространства, наряду с республиками Средней Азии являющееся одним из ключевых поставщиков дешевой рабочей силы и в Россию, и в страны Восточной и Западной Европы. Местные националистические организации стремятся социальному недовольству молдаван придать национальный характер, одновременно романтизируя прошлое Молдавии в составе румынского государства и демонизируя страницы истории советской Молдавии. Воссоединение с Румынией рассматривается националистическими силами как единственный выход для страны, восстанавливающий историческую справедливость и позволяющий улучшить экономическое положение (из чего делается последний вывод, не очень ясно, тем более если учитывать, что и сама Румыния является бедной по европейским меркам страной с большим количеством собственных проблем).
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Созданное в 1918 г. польское государство унаследовало украинские земли, как от Российской, так и Австро-Венгерской империй. Новый географический регион с центром во Львове был назван Западной Украиной. В соответствии с данными переписи 1931 г. на этой территории проживало 8,9 млн. человек, в том числе 5,6 млн. украинцев и 2,2 млн. поляков. Более 3 млн. украинцев Восточной Галичины с Лемковщиной, которые ранее находились в составе Австро-Венгрии, принадлежали в основном к греко-католической церкви. Около 2 млн. украинцев, которые населяли земли, входившие ранее в состав Российской империи (Западная Волынь, Полесье, Холмщина и Подляшье) исповедовали православие.
В 1923 г. в Париже Совет послов Антанты (Англия, Франция, Италия и Япония) окончательно предоставил Польше юридические права на владение Восточной Галичиной. Была официально признана восточная граница Польши, которая была установлена Рижским мирным договором после польско-советской войны 1920 г. Это решение лишило Восточную Галичину статуса международной территории. Украинцы оказались единственным народом многонациональной империи Габсбургов, который не смог получить национальную государственность.
В 1923–1926 гг. у власти в Польше находились народные демократы (эндеки), которые в украинском вопросе отстаивали «инкорпорационную» программу. Сущность её заключалась в том, чтобы оккупировать западные земли Украины, Беларуси и Литвы, добиться признания новых восточных границ Польши, а потом путём принудительной ассимиляции создать однонациональное государство. Экономическая политика эндеков в украинских землях состояла в том, чтобы тормозить развитие «восточных кресов» и превратить их в аграрно-сырьевой придаток более развитых польских территорий.
Правительство официально разделило страну на две хозяйственные территории: Польшу «А», в которую входили коренные польские земли, и Польшу «Б», к которой относились захваченные украинские и белорусские земли. Дешёвыми кредитами и государственными заказами поддерживалось и стимулировалось промышленное развитие Польши «А», а в украинских землях кредитование промышленных предприятий резко ограничивалось.
Положение в аграрном секторе украинских земель осложнялось тем, что польское правительство отдало лучшие земли в распоряжение так называемых осадников (поляков – демобилизованных солдат, отставных чиновников), а затем всем желающим. Предоставление сельским осадникам лучших земель вызывало недовольство украинских крестьян, которые страдали от малоземелья. Поэтому в межвоенный период в Канаду и США выехало около 200 тыс. человек.
Польские правительственные круги стремились вытравить само название «Украина», «украинец». Украинское население «восточных кресов» они называли «русинами», а всю территорию называли Восточной Малопольшей. Сигналом к активной полонизации украинских земель послужил закон от 31 июля 1924 г., который провозгласил польский язык государственным языком. Одновременно польские власти взяли курс на ликвидацию украинской школы. Если в 1911/1912 учебном году в Восточной Галичине было 2 418 украинских школ, то в 1926/1927 – только 845.
В мае 1926 г. к власти пришёл Ю. Пилсудский, который был сторонником возрождения Польши «от моря до моря». В национальном вопросе польское правительство разрабатывало федералистскую программу, известную в 1920–1930-х гг. как доктрину польского прометеизма. Сущность нового курса заключалась в государственной ассимиляции национальных меньшинств и в отказе от национальной ассимиляции, особенно языковой.
Программа государственной ассимиляции использовалась польским правительством недолго. Накануне Второй мировой войны под давлением внешних факторов, особенно боясь позиции Германии в украинском вопросе, Польша в 1937 г. изменила акцент в своей национальной политике и возвратилась к эндековской доктрине однонационального польского государства.
Польская политическая система базировалась на конституционных принципах. Это давало возможность национальным меньшинствам, несмотря на дискриминацию, отстаивать интересы через официальные каналы в институтах государственной власти. Поэтому уже в 1925 г. украинцы имели 12 своих политических партий, которые представляли широкий политический спектр.
Украинское народно-демократическое объединение (УНДО) – либеральная партия, образовавшаяся в 1925 г. Её лидерами были Д. Левицкий, В. Мудрый, А. Луцкий. В основе её программы – конституционная демократия и независимость Украины. Украинская социал-радикальная партия (УСРП) – социалистическая партия, созданная в 1926 г., лидерами которой были Л. Бачинский, И. Макух. Программа партии предусматривала ограничение частной собственности и отстаивание независимости Украины. Коммунистическая партия Западной Украины образовалась в 1919 г., а в 1923 г. начала называться КПЗУ. Её возглавляли Й. Крилык, Р. Кузьма. Основными положениями программы были борьба с социальным и национальным гнётом, за объединение Западной Украины с Советской Украиной. На противоположной стороне были политические объединения типа Украинской католической партии, которые склонялись к сотрудничеству с польским правительством.
Украинские партии боролись за места в польском парламенте: если в 1927 г. представительство украинцев в сейме составляло 25 послов и 6 сенаторов, то в июле 1939 г. оно возросло до 50 послов и 14 сенаторов. В экономике противодействие официальной линии на торможение развития украинских земель осуществлялось через кооперативное движение.
Реагируя на полонизацию образования, украинская интеллигенция основала во Львове тайный Львовский университет (1921–1925 гг.). В период своего подъёма он имел три факультета (философский, юридический, медицинский) и 15 кафедр. В нём работали 54 профессора, и обучалось 1 500 студентов. Основным центром национальной культуры в западноукраинских землях было научное общество имени Т. Шевченко во Львове. В его состав входило около 200 учёных, среди которых были историки И. Крипьякевич, С. Томашевский, фольклорист и музыкант Ф. Колесса.
Важным фактором общественной жизни в западноукраинских землях была греко-католическая церковь, которая в 1939 г. в Галичине и Закарпатье насчитывала 4,37 млн. верующих, 3 040 парафий с 4 440 церквями. Но единства в церковных делах не было. Существовало противостояние между митрополитом А. Шептицким, который стремился поддерживать национальные стремления своего народа, и епископа Г. Хомишина и Василианского ордена, которые выступали за объединение греко-католической церкви с католической, содействуя этим процессом ассимиляции украинцев.
Когда гнёт польских властей становился невыносимым, движение украинского населения приобретало революционный, а иногда и экстремистский характер. Из года в год ширилось рабочее движение: если в 1922 г. в Западной Украине произошло только 59 забастовок, то в 1934–1939 гг. – 1 118. С весны 1930 г. усилились выступления крестьян. На территории Волынского, Львовского, Тернопольского и Станиславского воеводств произошло около 3 тыс. антигосударственных политических выступлений.
Ответом польского правительства была кампания пацификации («умиротворения») – подавление выступлений с помощью полиции и войск. Репрессиям были подвергнуты жители 800 сёл, 1 739 человек были арестованы.
Ассимиляционная политика польских властей, фактическое отсутствие единства украинских политических сил толкали часть украинской молодёжи на использование более радикальных форм борьбы. В январе 1929 г. в Вене была создана Организация Украинских Националистов (ОУН). Её лидером был Е. Коновалец, а основным идеологом Д. Донцов, который отстаивал украинский радикальный национализм. Накануне Второй мировой войны эта организация насчитывала 20 тыс. человек. ОУН осуждала социализм, капитализм, либерализм, демократизм, выдвигая на первый план революционный национализм. Эта организация активно применяла тактику революционного террора против польской администрации и украинцев, которые сотрудничали с польской властью. В 1934 г. члены ОУН ликвидировали польского министра внутренних дел Б. Перацкого, на которого ОУН возложила ответственность за пацификацию.
Таким образом, несмотря на постоянные колебания официального курса польского правительства в украинском вопросе, на всех этапах стратегическая цель (ассимиляция украинцев) фактически не менялась.
В 1918–1919 гг. в условиях гражданской войны Румыния захватила Бессарабию, Северную Буковину и округ Марамарош, бывшую территорию Венгрии. В 1920 г. на территории Румынии проживало почти 790 тыс. украинцев (или 4,7 % всего населения). Основными местами их сосредоточения были Северная Буковина, Хотинский, Аккерманский и Измаильский округа Бессарабии.
Колониальная эксплуатация украинских земель вела к деградации хозяйства. На Буковине за 1922–1929 гг. было закрыто 85 предприятий и мастерских. Вследствие аграрной реформы размеры крестьянских наделов в украинских округах Бессарабии уменьшились в три раза. Эти же процессы были характерны и для Северной Буковины. Кроме того, в 1928–1929 гг. в период реакции в провинции вводилось военное положение, украинские земли активно раздавались офицерам румынской армии. В это время любое выступление против властей жестоко подавлялось, как это было с Татарбунарским восстанием 1924 г., в котором приняли участие 6 тыс. человек. Происходила активная румынизация края: были закрыты все украинские школы, преследовалась украинская церковь. С 1927 г. была ликвидирована автономия Буковины, которой она владела, находясь под властью Австрии. Период с 1929 по 1933 гг. был временем кризиса, что привело к определённому ослаблению колониального давления на украинских землях. Но уже в феврале 1933 г. на оккупированных территориях было введено чрезвычайное положение. Румынские власти грабили украинские города и сёла.
В связи с этим росло политическое движение в украинских землях, входивших в состав Румынии. Больше всего оно проявилось на территории Буковины, где действовали три основных политических формирования:
1. Коммунистическая партия Румынии, которую возглавляли С. Канюк, В. Гаврилюк, Ф. Стасюк. Её представители выступали за воссоединение с Советской Украиной.
2. Украинская национальная партия, созданная в 1927 г. и возглавляемая В. Залозецким. Эта партия выступала за компромисс с существующим режимом. За время своего существования с 1927 по 1938 гг. ей удалось получить несколько мест в румынском парламенте.
3. «Революционный» или национальный лагерь был сформирован в середине 1930-х гг. В основном он объединял молодёжь, но имел некоторую поддержку со стороны крестьянства. Его лидерами были А. Зыбачинский, И. Григорович. В 1938 г. в Румынии была установлена военная диктатура и все украинские политические организации перешли на нелегальное положение.
После распада Австро-Венгерской империи остро встал вопрос о будущем Закарпатья. На решение этой проблемы большое влияние оказала деятельность закарпатской эмиграции в США, представители которой вели переговоры с президентом Чехословакии Т. Массариком по вопросу о присоединении Закарпатской Украины к этой стране на федеративных началах. Согласно Трианонскому мирному договору (июнь 1920 г.) Закарпатье присоединялось к Чехословакии с названием Подкарпатская Русь, а позже было переименовано в Подкарпатский край. Правительство Чехословакии обещало украинцам широкие автономные права, однако эти обещания так и не выполнило.
Чехословакия была одним из немногих демократических государств Европы, поэтому положение украинцев в этом государстве было лучше, чем в других странах. В Закарпатье развивались образование и культура, в школах разрешалось выбирать язык обучения, активно действовали такие организации как «Просвита» и «Пласт». Правительство не запрещало деятельность политических партий и движений, которых насчитывалось около 30. Они представляли широкий спектр взглядов на общественное развитие.
Вместе с тем чешское правительство рассматривало Закарпатье только как аграрно-сырьевую базу своего государства. Промышленность в экономике края не превышала 2 %. Сельскому хозяйству не хватало капиталовложений, поэтому 90 % крестьянских хозяйств попали в зависимость от банков, а разные штрафы и налоги на протяжении 1919–1929 гг. возросли в 13 раз. Это вызвало протест местных украинцев. Поэтому за время вхождения Закарпатья в состав Чехословакии власти около 90 раз отдавали приказ войскам и полиции открывать огонь по украинскому населению.
В конце 1930-х гг. западноукраинский национальный центр временно переместился в Закарпатскую Украину. После Мюнхенского соглашения 1938 г. начался кризис чешской государственности. В октябре 1938 г. чешское правительство согласилось предоставить автономию Закарпатью. Было создано правительство автономии во главе с А. Волошиным, который пользовался авторитетом среди населения и выступал за строительство закарпатской государственности. Но международные события помешали нормальному развитию автономии. Чтобы получить поддержку Венгрии в будущей войне, 2 ноября 1938 г. Германия и Италия провели в Вене арбитраж, который разделил Закарпатье. Венгрии была передана значительная территория Закарпатья с населением в 180 тыс. человек и крупными городами Ужгородом, Мукачевым, Береговым.
Правительство А. Волошина переехало в г. Хуст. Ему удалось провести несколько реформ, одной из которых была украинизация административной власти и образования. Кроме того, была создана основа вооружённых сил – «Карпатская Сечь» в количестве 5 тыс. человек. Возникновение Карпатской Украины вызвало подъём в украинских землях.
Но в ночь с 14 на 15 марта 1939 г. немецкая армия вступила на территорию Чехословакии, и по соглашению с А. Гитлером Венгрия начала оккупацию всего Закарпатья.
Вопросы для самоконтроля
1. Как осуществлялась индустриализация в УССР?
2. Как осуществлялась насильственная коллективизация в Украине?
3. Чем был вызван голод 1932–1933 гг. в Украине?
4. Охарактеризуйте экономические, социальные и демографические последствия коллективизации в Украине?
5. Раскройте обстоятельства массовых репрессий в УССР в 1920–1930-е гг.
6. Покажите губительные последствия массовых репрессий в УССР во всех сферах жизни общества.
7. Охарактеризуйте положение украинцев под властью Польши, Румынии, Чехословакии в межвоенный период.
8. Покажите основные результаты культурного строительства в советской Украине.
В период между двумя войнами Румыния была одной из наиболее отсталых стран Европы. По доле национального дохода, приходившейся на душу населения, она занимала 17-е место в Европе. Доля национального дохода на душу населения была почти в три раза меньше, чем во Франции и Германии, и в четыре раза меньше, чем в Англии.
Низкий уровень экономического развития страны отражался в распределении самодеятельного населения по отраслям национальной экономики: по данным переписи 1930 года, в промышленности было занято только 7,2% населения Румынии, в то время как в сельском хозяйстве - 78,2%. Процент населения, занятого в промышленности, был в Румынии значительно ниже, чем даже в такой отсталой стране, как Турция. Сельское хозяйство, являвшееся главной и определяющей отраслью довоенной румынской экономики, характеризовалась исключительной отсталостью и пребыванием в состоянии хронического кризиса.
Румыния была страной крупного помещичьего землевладения с сильными пережитками феодализма. В руках небольшой группы помещиков, не превышавшей по численности 0,8% сельскохозяйственного населения, находилось 57% всей пахотной площади страны. Более семисот тыс. крестьянских семей совершенно не имели земли, а подавляющее число крестьянских хозяйств имели надел от 1 до 3 га, который был недостаточным для удовлетворения даже нищенских потребностей крестьянской семьи. Румынская деревня страдала от аграрного перенаселения. Свыше двух миллионов взрослых людей были «лишними», не находили применения для своего труда в сельском хозяйстве.
В сельском хозяйстве господствовали допотопная техника и старые, «дедовские» методы обработки земли. Главными орудиями сельскохозяйственного производства являлись деревянная соха, серп и т. п. Избыток дешевой рабочей силы тормозил внедрение передовой агротехники. По степени технической вооруженности своего сельского хозяйства Румыния стояла на одном из последних мест среди европейских стран. По данным сельскохозяйственной переписи 1941 года, на каждые 100 хозяйств в Румынии приходилось 48 плугов, 33,3 бороны, 2,6 сеялки, 1,7 жатки и 0,4 трактора. Вследствие этого урожайность основных сельскохозяйственных культур была крайне низкой. По урожайности Румыния также стояла на одном из последних мест в Европе.
Промышленность была развита слабо, хотя Румыния располагала богатыми природными ресурсами и достаточным количеством рабочей силы. Известное развитие получили пищевая и текстильная промышленность, добыча нефти. Если не считать нескольких предприятий военного производства, то в стране фактически не было машиностроения. В 1938 году на долю машиностроения и обработки металлов, включая ремонтные мастерские и заводы по производству подвижного состава, вооружения и др., приходилось всего лишь 10% от общего объема промышленного производства. До войны Румыния ввозила 95% необходимых машин из-за границы. Отсутствовали электротехническая, тракторная промышленность, а также производство нефтяного оборудования, очень слабо была развита химическая промышленность. Из-за границы ввозилось 60% необходимого для страны железа. Ввозились также алюминий, медь, хром, хотя залежи руд этих металлов имелись в самой Румынии. Несмотря на наличие значительных запасов угля, его добыча была низкой. В производстве электроэнергии Румыния уступала многим европейским странам, даже не располагавшим такими большими энергетическими ресурсами, какие имелись в Румынии; В 1935 году потребление электроэнергии на душу населения в Румынии было в 16 раз меньше, чем в Швеции, в 15 раз меньше, чем в Швейцарии, в 6 раз меньше, чем во Франции, и в 4 раза меньше, чем в Австрии.
В мировой хозяйственной системе капитализма Румыния являлась аграрно-сырьевым придатком развитых империалистических держав. Румыния позже других европейских государств вступила на путь капиталистического развития. Сохранявшееся в течение четырех веков владычество военно-феодальной турецкой империи в Румынии затормозило переход страны от феодальных производственных отношений к капиталистическим. Только после победы России в русско-турецкой войне 1877-1878 годов Румыния обрела свою государственную независимость.
Застой и деградация сельского хозяйства, где со всей очевидностью сказывалось пагубное действие феодальных пережитков, препятствовали развитию внутреннего рынка и, следовательно, развитию промышленности. С начала XX века капитализм в Румынии, еще не получив достаточного развития, начал приобретать монополистический характер. Едва освободившись от турецкого ига, Румыния попала в подчинение к крупнейшим империалистическим державам, которые превратили ее в сферу приложения своих капиталов, в источник сырья и рынок сбыта для своей промышленности.
Сразу же после первой мировой войны, на Парижской мирной конференции 1919 года представитель США Барух заявил румынским делегатам, что американская помощь Румынии будет предоставлена лишь при условии получения нефтяных концессий. За помощь в восстановлении румынских железных дорог американцы требовали для себя концессию на их последующую эксплуатацию сроком на 25 лет. Подобными методами действовали и англичане. Английский представитель при румынском королевском правительстве Риттиген говорил румынским официальным лицам: «Мы можем дать все, что вы хотите, и много денег. Но мы желаем иметь английских чиновников в вашей администрации». Буржуазные «исторические» партии - национал-либеральная и национал-царанистская, сменявшие друг друга у кормила государственного правления в послевоенной Румынии, фактически проводили политику поощрения иностранного капитала. Правда, между ними имелось известное различие в данном вопросе, но это различие было скорее по форме, чем по существу.
После окончания первой мировой войны национал-либеральная партия провозгласила лозунг вытеснения иностранного капитала из румынской экономики и поощрения национального румынского капитала. Он звучал категорически: «Мы сами управимся». Однако в действительности национал-либералы преследовали иные цели. Прикрываясь этим демагогическим лозунгом, буржуазия Старого королевства (Румыния в границах до 1914 года) стремилась стать монопольным посредником иностранного капитала в Румынии, а также под предлогом «румынизации» захватить в свои руки возможно большее количество предприятий в присоединенной после первой мировой войны Трансильвании.
Иную позицию по отношению к иностранному капиталу занимала национал- царанистская партия, находившаяся в то время в оппозиции к правительству национал- либералов. В своей программе 1926 года она открыто провозгласила «равенство прав иностранных и румынских капиталистов перед лицом закона и власти». Борясь за свержение монопольной власти национал-либералов, эта партия установила тесное сотрудничество с крупными международными трестами. После прихода к власти национал-царанистов в 1928 году иностранному монополистическому капиталу в Румынии были открыты все пути. С целью оправдания сотрудничества Румынии с международными монополиями экономисты и теоретики прославляли «цивилизаторскую» роль иностранного капитала, утверждая, что без иностранного капитала румынская промышленность не была бы создана. Не последнюю роль в привлечении иностранного капитала в страну играли соображения личного обогащения представителей правящих кругов Румынии. Тесно сотрудничая с иностранным капиталом, королевская семья и крупнейшие румынские капиталисты и финансисты Аушнит, Малакса, Мочорница, Константинеску, семьи Братиану и Маниу и др. получали баснословные прибыли от эксплуатации и ограбления румынского народа. Король Кароль II являлся крупным акционером английских трестов Виккерса и Детердинга. Министры и деятели буржуазно-помещичьих партий находились на содержании у иностранного капитала, выступая в качестве членов административных советов акционерных обществ, принадлежавших этому капиталу в Румынии.
Социал-демократическая партия Румынии разделяла точку зрения румынской буржуазии на роль иностранного капитала в развитии национальной экономики. В своей программе 1931 года она высказалась за инвестиции иностранного капитала в народное хозяйство страны, за предоставление ему равенства в правах с национальным румынским капиталом.
В период мирового экономического кризиса 1929- 1933 годов, который полностью дезорганизовал финансы и экономическую жизнь Румынии и сделал невозможным выплату долгов международным монополиям, последние предприняли попытку лишить Румынию остатков экономической и политической независимости. 28 января 1933 г. в Женеве представитель румынского правительства подписал соглашение о так называемом «консультационно-техническом сотрудничестве» Лиги наций в Румынии. По этому соглашению в целях обеспечения уплаты долгов международному финансовому капиталу страна ставилась под контроль Лиги наций. Румынскому правительству в категорической форме предписывалось «предпринять шаги к восстановлению бюджетного равновесия и осуществить финансовую реформу, включающую урегулирование долгов». «Женевский план» требовал «серьезно обследовать организацию, кадры и методы набора служащих государственных учреждений с целью сокращения их численности и провести другие подобные мероприятия». Предлагалось осуществить «жертвенные кривые» - сократить на 30% численность рабочих и служащих государственных предприятий и учреждений, снизить на 60% заработную плату и другие меры дальнейшего наступления на жизненный уровень трудящихся.
Для контроля за выполнением всех этих предписаний в Румынию направлялись эмиссары, выступавшие в роли «советников» и «экспертов» Лиги наций и обладавших большими полномочиями. Без одобрения финансового «советника» румынское правительство не имело права принимать какие-либо решения по финансово-экономическим вопросам. Такие же «советники» назначались в «Национальный банк» и управление железных дорог.
Принятие этого плана совпало с моментом, когда в стране заметно активизировались наиболее реакционные круги буржуазии и помещиков, стремившиеся к установлению фашистской диктатуры по гитлеровскому образцу, что в свою очередь способствовало нарастанию политической борьбы. В январе-феврале 1933 года в Румынии имели место столкновения рабочих, железнодорожников и нефтяников, поднявшихся против «жертвенных кривых, нищеты, ухудшения жизненных условий.
Несмотря на упорную борьбу, иностранный капитал сумел к началу второй мировой войны установить полный контроль над румынской экономикой и финансами. Ему принадлежало 91,9% всего акционерного капитала в нефтяной промышленности, 74 - в металлургической, 72 - в химической, 70 - в лесной, 95% - в производстве газа и электричества. Под контролем иностранного капитала в 1939 году находилось 17 банков с общим капиталом более 2 млрд. лей, что составляло 1/3 всего банковского капитала Румынии. На его долю приходилось свыше 70% капитала в страховых обществах страны.
На первом месте по размерам своих вкладов в румынскую экономику стоял французский капитал. Вместе с бельгийским капиталом, который тесно сотрудничал с ним, он составлял 65% иностранных капиталовложений в стране. Второе место занимал английский капитал, контролировавший крупнейшие нефтяные предприятия, важнейшие транспортные и страховые компании, металлургические заводы, а также ряд ведущих банков страны. «Ройял датч-Шелл» контролировал самое крупное нефтяное предприятие «Астра ромына», капитал которого в 1939 году достиг более 2 млрд. лей. Другие крупные общества, такие как «Стяуа ромына» (с капиталом 1 млрд. лей), «Униря» (720 млн. лей), находились под контролем британских акционерных обществ «Феникс ойл энд транспорт компа"ни лимитед» и «Дженерал майнинг энд файнанс корпорейшн лимитед». Концерн «Виккерс лимитед» распоряжался крупнейшими металлургическими заводами Румынии - «Решица» и «Н. Малакса» .
Что касается американского капитала, то, хотя он и значительно уступал французскому и английскому капиталу, тем не менее он обладал довольно сильными позициями в румынской экономике. Могущественный нефтяной трест «Стандард ойл оф Нью Джерси» глубоко проник в нефтяную промышленность Румынии. Филиалом этого треста в Румынии являлась компания «Ромына Американа», капитал которой в 1939 году равнялся 300 млн. лен. Через «Ромына Американа» трест Рокфеллера принимал участие в одном из крупнейших нефтяных акционерных обществ Румынии «Кредитул миньер», а через английскую компанию «Феникс ойл энд транспорт компани лимитед» оказывал влияние на ряд обществ с английским и румынским капиталом. «Ромына Американа» в 1929 году давала 10%, а вместе с «Кредитул миньер» и «Феникс» - 27% добычи румынской нефти (около 1,3 млн. т).
«Стандард ойл» и «Ройял датч-Шелл» безраздельно господствовали в нефтяной промышленности Румынии. На их долю в 1934 году приходилось 86% добытой нефти. В руках этих двух мировых трестов находились почти все месторождения нефти.
Международные тресты, стремясь получить наивысшую прибыль, вкладывали свои капиталы только в те отрасли румынской экономики, где им даже при минимальных затратах были обеспечены исключительно высокие доходы. Следствием этого было однобокое, уродливое развитие национальной экономики страны, носившей ярко выраженный полуколониальный характер. Империалисты препятствовали индустриализации Румынии, развитию главных отраслей тяжелой промышленности, созданию основы экономической и политической независимости страны. Сохраняя страну на положении своего аграрно-сырьевого придатка, они под видом торговли с ней грабили румынский народ путем навязывания низких цен на продукты румынского экспорта и высоких цен на румынский импорт. Разрыв между ценами был очень велик. «Румыния обменивала продукт труда десяти сельскохозяйственных рабочих на продукт труда одного промышленного рабочего Запада» , - сообщает «Энциклопедия Румынии». В 1934 году соотношение цен румынского экспорта и импорта было еще более невыгодным, выражаясь пропорцией 1:13,5.
Один иностранный эксперт, побывавший в Румынии, призывал к усилению влияния международного монополистического капитала в эту страну, поскольку, как он писал, «румынский крестьянин привык довольствоваться минимумом удобств и питания, а румынский рабочий может переносить, и без сомнения перенесет, и другие сокращения заработной платы». По подсчетам румынского экономиста Г. Леона, компания «Ромына Американа» в период 1920-1939 годов получала чистой прибыли в среднем ежегодно более 100 млн. лей, то есть сумму, которая почти в 9 раз превышала ее первоначальный капитал.
Важным средством порабощения Румынии и ограбления ее трудового населения иностранными империалистами были заграничные займы, которые румынское правительство брало для уплаты долгов по старым займам, закупки вооружения и для других непроизводительных расходов. Характерными чертами этих займов были высокий ростовщический процент, составлявший вместе со всякого рода комиссионными не менее 10% от суммы займа, обязательство предоставить заимодавцу выгодные концессии, принять в румынский государственный аппарат иностранных контролеров и т. п. Именно подобным путем американский трест Моргана «Интернэшнл телефон энд телеграф корпорейшн» получил в 1930 году в концессию телефонную сеть Румынии, а еще раньше шведский концерн Крейгера - монополию на изготовление спичек, а французский банковский капитал поставил тогда своего контролера в Национальный банк. В результате получения внешних займов страна попала в тяжелую долговую кабалу к международному финансовому капиталу. По данным американского института международных финансов, задолженность Румынии на 1 января 1928 г. составляла почти 551 млн. долл. (около 2,8 млрд. лей). Выплата одних довоенных долгов по соглашению румынского правительства с правительствами Франции, Бельгии, Швеции, Германии и Италии должна была закончиться лишь к 1951 году. Платежи по военным долгам Соединенным Штатам, Англии и Франции должны были вноситься Румынией до 1989 года.
В годы мирового экономического кризиса в связи с новыми займами и катастрофическим падением курса леи государственный долг Румынии достиг в 1931 году колоссальной суммы - 173 млрд. лей. В это время за границу каждый год отправлялось 7 млрд. лей в счет платежей по займам,. Эти платежи поглощали четверть ежегодного бюджета страны. Вся тяжесть платежей по иностранным займам ложилась на плечи трудящихся. В 1934-1935 годах косвенные налоги давали 45% бюджетных доходов государства.
Реальная заработная плата румынского рабочего уже перед кризисом 1929-1933 годов была на 33% ниже уровня 1916 года, а к началу второй мировой войны - на 64%. Страшным бичом была безработица. В исключительно тяжелом положении находилось крестьянство. Разрыв между ценами на промышленные и сельскохозяйственные продукты неуклонно рос. В 1940 году по сравнению с 1929 годом цены на промышленные товары, потреблявшиеся крестьянами, повысились на 59,4%, а цены на продаваемые ими сельскохозяйственные продукты понизились на 20% . Большинство крестьянских хозяйств имело задолженность перед государством, многие из них не могли оплатить свои долги. Об ужасающей нищете румынского крестьянства невольно сообщала официальная пресса, помещая следующие объявления: «11 сентября будут продаваться с торгов, - сообщал «Monitorul Official», - два женских платка, три разбитые чашки, обколотый стакан, наперсток, две дубинки с именем Костака, Граду, катушка ниток, топорище, веревка, коробка спичек, дно от разбитого стакана, кошелек с двумя леями и два свидетельства о бедности».
По стране прокатилась волна забастовочного движения рабочих. В октябре 1920 года была проведена всеобщая забастовка, охватившая практически всю Румынию. Рабочие требовали повышения заработной платы, свободы деятельности политических и профессиональных организаций и т. д. Революционное движение распространилось и на деревню, где крестьяне захватывали помещичьи земли, жгли усадьбы бояр, отказывались платить налоги. На борьбу поднялись национальные меньшинства в присоединенных к Румынии областях, в особенности в Бессарабии, где в период 1918-1924 годов, даже по данным румынской статистики, было более 150 восстаний. Крупнейшим выступлением было восстание бессарабских крестьян в 1924 году, которое привело к провозглашению трудящимися Измаильского и Аккерманского
Уездов Молдавской республики, продержавшейся в течение 12 дней. Напуганный румынский и иностранный капитал обрушили на революционные силы страны жесточайшие репрессии. Было введено осадное положение, свирепствовали военно-полевые суды, установлена строгая цензура. На подавление революционных выступлений рабочих и крестьян правительство бросило армию, организовав ряд чудовищных кровопролитий. 13 декабря 1918 г. была расстреляна демонстрация бухарестских рабочих, свыше ста человек были убиты. Зверски были подавлены крестьянские выступления. Вместе с тем, видя недостаточность этих мер, правящие партии Румынии в целях ослабления напора революционной борьбы народа были вынуждены прибегнуть к маневрированию, пойти на некоторые реформы.
В 1919 году было объявлено о предстоящем проведении аграрной реформы. Эта реформа, законодательно оформленная в 1921-1922 годах, обманула надежды крестьян. Она не решила аграрного вопроса: крупное помещичье землевладение было сохранено. Румыния продолжала оставаться страной с крупными феодальными пережитками.
В 1921 году в Румынии была создана Коммунистическая партия. Буржуазно-помещичье правительство попыталось в зародыше задушить компартию. Против коммунистов был инсценирован судебный процесс, известный под названием процесса «270-ти», завершившийся вынесением жестокого приговора подсудимым. В 1924 году Коммунистическая партия была объявлена вне закона, а принадлежность к ней каралась десятью годами тюремного заключения, за несколько лет арестовано за революционную деятельность более семидесяти пяти тысяч человек.
Основными политическими партиями Румынии в период между двумя войнами были национал-либеральная и национал-цараиистская партии. Созданная еще в XIX веке, партия национал-либералов представляла интересы крупной буржуазии и помещиков Старого королевства. Монопольным руководителем этой партии на всем протяжении ее существования было семейство Братиану, располагавшее сильными позициями в финансовой и промышленной сферах, а также являвшееся крупным собственником земельных владений. Национал-либеральная партия фактически правила Румынией все первые десять лет после окончания первой мировой войны, будучи в это время единственной крупной правительственной партией в стране.
В 1923 году правительство национал-либеральной партии добилось утверждения новой конституции. Конституция декларировала всевозможные свободы (печати, объединения в профсоюзы и т. п.). Однако, вскоре конституция вскоре перестала удовлетворять правящие круги. В целях ее «исправления» стали издаваться «чрезвычайные законы» и дополнения.
Другая партия - национал- царанистская - образовалась в 1926 году в результате слияния национальной и царанистской (крестьянской) партий. Национальная партия была выразительницей интересов румынской буржуазии Трансильвании. Во главе ее стоял Юлиу Маниу, являвшийся одним из богатейших людей в Румынии. Царанистская партия, руководимая Ионом Михалаке,была партией сельской буржуазии Старого королевства. В период революционного подъема царанисты выступали с требованиями широкой аграрной реформы, введения прогрессивно-подоходного налога, превращения Румынии в «крестьянское государство» и т. п. В своей борьбе за власть национал-царанисты использовали растущее недовольство народа политикой национал-либералов. Они не скупились на обещания народу. Этой недавно созданной партии и передали управление страной в конце 1928 года, когда в связи с появлением признаков нового экономического кризиса в Румынии стало нарастать революционное движение. Придя к власти, национал-царанисты забыли свои обещания улучшить материальное народа и обеспечить гражданские свободы. Политика национал- царанистского правительства, как и предшествовавшего национал-либерального правительства, оказалась целиком подчинена интересам буржуазно-помещичьих кругов и иностранных монополий. Эта партия, называвшая себя «крестьянской», отказалась от доведения до конца аграрной реформы. Она провела в 1929 году закон о свободном отчуждении земель, полученных во время аграрной реформы, а также закон о конверсии земельных долгов, в результате чего были убраны препятствия для захвата крестьянских земель банками. Резко снизилась заработная плата рабочих и служащих. На этой почве в Румынии в годы мирового экономического кризиса вновь развернулись крупные революционные бои. В августе 1929 года состоялось выступление шахтеров Лупени, над которыми национал-царанистское правительство учинило кровавую расправу. В январе - феврале 1933 года вели героическую борьбу рабочие железнодорожники и нефтяники.
Резкое обострение классовой борьбы в Румынии в годы мирового экономического кризиса привело господствующие круги к выводу о необходимости восстановления монархии. Национал-царанистское правительство выступило инициатором в этом деле. В июле 1930 года оно возвратило в страну и восстановило на престоле принца Кароля, находившегося в эмиграции с 1926 года. Возвращение Кароля, известного своими фашистскими взглядами и диктаторскими замашками, было вызвано, как признает один буржуазный автор, «резким ухудшением» внутриполитического положения в Румынии и необходимостью установления «твердой власти в стране» . Правительство национал-либерадов, пришедшее в 1934 году на смену национал-царанистам, продолжило и усилило дело фашизации страны, начатое его предшественниками. 24 ноября 1934 г. были запрещены все антифашистские организации. Военное командование в своем приказе еще раз объявило о запрете деятельности компартии. Над коммунистами и антифашистами были организованы судебные процессы. В то же время фашистские организации - «железная гвардия», национал-христианская партия и др. - продолжали пользоваться фактической свободой в своих действиях.
Румыния явилась первой страной, начавшей вооруженную интервенцию против Советской России. Уже в ноябре 1917 года ею были совершены многие агрессивные действия по отношению к Советскому государству: румынские гражданские и военные власти разоружали русские революционные части румынского фронта, находившиеся в Румынии, арестовывали и расстреливали командиров и комиссаров этих частей, румынские войска неоднократно нарушали государственную границу, вторгаясь на территорию Бессарабии.
В начале 1918 года, воспользовавшись тяжелым положением Советской России, Румыния захватила Бессарабию. Силой оружия румынские оккупанты подавили сопротивление населения. Румынское правительство, как свидетельствует биограф тогдашнего министра иностранных дел Таке Ионеску, послало свои войска в Бессарабию с «полного согласия правительств Антанты».
Румыния превратилась в страну операций против Советской России. На территории Румынии формировались банды, переправлявшиеся затем в Советскую Россию, через Румынию шли поезда с боеприпасами и вооружением для Польши. Антанта спекулировала на созданном ею «бессарабском конфликте», используя его в качестве средства давления на румынское правительство. Спровоцировав захват Бессарабии Румынией, правительства Антанты не спешили с официальным выступлением о признании этой территории за Румынией.
Лишь в марте 1920 года верховный совет Антанты направил румынскому правительству письмо за подписью Керзона, в котором признавал суверенитет румынского государства над территорией, расположенной между Днестром и Прутом. Но... «за будущим русским правительством (т.е. у Румынии, надо полагать, после приходы к власти некоммунистического правительства, эти земли отиберут), которое было бы допущено в общество цивилизованных государств», признавалось право «обратиться в Лигу наций» по данному вопросу. Это заявление, представлявшее собой образчик политики кнута и пряника, должно было заставить Румынию выступить вместе с Польшей в третьем походе Антанты.
Румынское правительство сорвало начатые в 1920 году по инициативе Советского правительства мирные переговоры. Точно так же оказалась бесплодной из-за обструкционистской политики румынской делегации работа русско-румынской конференции по мирному урегулированию спорных вопросов, проходившая с 22 сентября по 25 октября 1921 г. в, Варшаве. Подобное поведение румынской делегации объяснялось поддержкой со стороны мировых держав, подписавших 28 октября 1920 г. «Парижский протокол» о признании Бессарабии за Румынией.
Вмешательство западных держав сорвало еще одну попытку урегулировать отношения между СССР и Румынией, которая была предпринята в апреле 1924 года на советско-румынской конференции в Вене. Перед самым началом конференции французское правительство Пуанкаре провело через парламент ратификацию «Парижского протокола». В первые послевоенные годы империалисты Антанты отводили Румынии роль жандарма мировой реакции на Балканах. По приказу Запада, Румыния послала свои войска в Венгрию, чтобы участвовать в подавлении венгерской революции. Реакционная направленность внешней политики Румынии нашла свое отражение в договорах с другими капиталистическими странами. В польско-румынском договоре 1921 года, продлявшемся в последующем через каждые пять лет, прямо говорилось, что он направлен против «восточного соседа». В силу румыно-польского договора, дополненного военной конвенцией, Румыния в случае советско-польской войны автоматически включалась в нее на стороне панской Польши.
Видное место отводилось также Румынии в планах «крестового похода» против Советского Союза. Французский генеральный штаб совместно с английским генеральным штабом разработал план, согласно которому нападение на СССР намечалось первоначально на весну 1930 г., а затем было перенесено на 1931 год. Румыния должна была спровоцировать пограничный конфликт, который мог бы послужить поводом к началу войны. Отклонив в 1929 году предложение Советского Союза о заключении пакта о ненападении, Румыния повела открытую подготовку к войне против СССР. Премьер-министр Н. Иорга заявил в парламенте: «Румыния готовится к войне против варварских орд». Численность румынской армии была доведена в 1930 году до 284 тыс. человек (не считая корпуса жандармерии) против 153 тыс. в 1923 году. Более чем вдвое увеличились за этот период военные расходы. В 1930 году Румыния закупила за границей 600 тыс. винтовок, 30 тыс. пулеметов, 150 тыс. гранат и много другого вооружения. Западные державы осуществляли непосредственное руководство подготовкой румынских вооруженных сил к антисоветской войне. С этой целью Румынию тогда посетил начальник американского генерального штаба генерал Макартур, инспектировавший румынскую армию, а также французские военные миссии генералов Гуро, Франше д"Еспере и др. Британская эскадра нанесла «визит вежливости» в порты страны. Под руководством французского генерального штаба была проведена конференция начальников генеральных штабов Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии.
Как признавал тогдашний румынский премьер-министр Н. Иорга, «Румыния никогда не вела самостоятельной политики, ее внешняя политика была та, которую делал самый сильный ее союзник». Первое десятилетие после первой мировой войны в румынской внешней политике характеризовалось почти безграничным влиянием Франции, которая, создав систему военно-политических союзов со странами Малой Антанты и Польши, небезуспешно претендовала на европейскую гегемонию. Но уже после Локарнской конференции, резко подорвавшей авторитет Франции в этих странах, Румыния пошла на сближение также с Англией и Италией. Англо-французское влияние легко прослеживается в румынской внешней политике предвоенных лет, лишний раз подчеркивая ее несамостоятельный характер. Ярким примером тому являются отношения Румынии с Советским Союзом.
В 30-х годах в связи с ростом агрессивности Германии в политике США, Англии и Франции в отношении СССР произошли некоторые изменения. Правящие круги этих стран, считаясь с возросшей силой Советского государства и ростом его международного авторитета, начинают предпринимать определенные шаги к урегулированию и улучшению своих отношений с Советским Союзом. Правительство США пошло на установление нормальных дипломатических отношений с СССР. Между Францией и Советским Союзом был заключен пакт о ненападении, а затем, в 1935 году - договор о взаимной помощи. Советский Союз был принят в Лигу наций., Создавалось впечатление, что эти державы отказались от антисоветских козней и решили объединиться с СССР для борьбы против угрозы со стороны фашистской Германии. Зависимая от главных западных держав Румыния также предпринимала некоторые шаги в этом направлении. В июле 1933 года она подписала предложенную Советским Союзом конвенцию об определении агрессора. В июне следующего года румынское правительство установило, наконец, дипломатические отношения с СССР. Положительную роль в развитии советско-румынских отношений сыграл министр иностранных дел Румынии Николае Титулеску. Понимая опасность для страны оказаться беззащитной перед лицом фашистских агрессоров, выступавших за ревизию версальской системы, он считал необходимым наладить сотрудничество с Советским Союзом в деле создания коллективной безопасности. Титулеску был устранен с поста министра иностранных дел. Новый министр иностранных дел заверил германского посланника Фабрициуса в желании румынского правительства сотрудничать с Германией. В 1937 году продлением польско-румынского военного союза была продемонстрирована полная солидарность правящих кругов Румынии и Польши с гитлеровской Германией в вопросе борьбы против СССР.
Сближение с гитлеровской Германией вытекало из самой политики фашизации внутриполитической жизни Румынии, которая стала осуществляться после кризиса 1929-1933 годов. Румынская реакция видела в германском фашизме мощного союзника в борьбе против революционного и освободительного движения трудящихся масс. Внешнеторговая экспансия Германии на Балканах, ведшая к усилению позиций германского империализма в Румынии, создавала экономическую базу этого сближения. За период 1933-1936 годов доля Германии в румынском экспорте возросла с 10,6 до 17,8%, а в импорте - с 18,6 до 36,1 % . Румыния попадала во все большую зависимость от Германии в сбыте продуктов сельского хозяйства и других товаров своего импорта. В 1935 году германский империализм, опираясь на румынских аграриев и экспортеров, предпринял попытку путем усиления торговых связей укрепиться в румынской нефтяной промышленности, однако натолкнулся тогда на противодействие западных держав, ревниво относившихся к германскому проникновению в Румынию.
Http://alexander-gordelian.narod2.ru/publitsistika/velikaya_ruminiya_mezhdu_pervoi_i_vtoroi_mirovimi_voinami_/