Исторические особенности территориальной организации хозяйства. Политическая география Российской империи в XVIII – начале ХХ века Особенности территориального и географического положения российской империи

Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований.

Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Уездом с XIII века признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (то есть город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых случаях стан вытеснял волостное деление.

Стан – место пребывания должностных лиц феодальной администрации, где взималась дань и осуществлялся суд над окрестным населением. Учреждение таких станов, по преданию, записанному в XI веке, относится ко времени правления княгини Ольги (середина X века). Первоначально представители феодальной власти появлялись на станах периодически, в сроки уплаты населением повинностей. В XIV-XV века станом стали именовать и территорию, подсудную этим представителям княжеской власти, и стан превратился в административно-территориальную единицу. Станы как территориальные единицы просуществовали в России до начала XX века.

Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство.

В 1708 году Петр I учредил восемь губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии - Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено – провинции.

Таким образом, в первой четверти XVIII столетия страна делилась на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию, и поэтому, делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Уезды – на волости и станы.

Для обеспечения сохранности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно ближе и теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось. К 1917 году их было 78. При этом «екатерининское» административно-территориальное деление было по-своему нормативным: территория с населением 300-400 тысяч душ считалась оптимальной для образования губернии, а с населением 20-30 тысяч душ мужского пола – для уезда.

Разумеется, ни к экономике, ни к природному и историческому своеобразию, ни к национальному составу населения такое деление, по существу не имело отношения.

Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии – между пятью губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями административно-территориальное деление стало выполнять и новые – «противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным движениям.

Административная сетка царской России слабо увязывалась с процессами территориального разделения труда, с историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперского принципа «разделяй и властвуй».

Великая Россия как государство и как нация формировалась веками, правда с перерывами, на базе многонационального сообщества людей в составе единого государства. Природа российского государства в современных условиях должна обогащаться великим историческим опытом, который, как показывает реальная практика федеративного строительства, бесценен. Для власти и общества в новых исторических условиях необходимо научиться разумно и эффективно управлять многонациональным потенциалом российского общества так, чтобы каждый человек, независимо от национальной принадлежности, чувствовал себя в Российской Федерации защищенным и обеспеченным в своих правах. Именно этому учит нас история России.

К началу XIX века Россия представляла собой огромную континентальную страну, занимавшую обширную территорию Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь и Дальний Восток) часть Северной Америки (Аляска). К 60-м годам XIX столетия ее территория увеличилась с 16 до 18 млн. кв. км. за счет присоединения Финляндии, Царства Польского, Бессарабии, Кавказа и Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья.

Европейская часть России к началу XIX века в административном отношении состояла из 41 губернии и двух областей (Таврической и Области войска Донского). В дальнейшем численность губерний и областей увеличилась как за счет присоединения новых территорий, так и административного преобразования прежних. К середине XIV века Россия состояла из более 50 губерний и областей.

В конце XIX - начале XX веков в условиях обострения национальных отношений в России вопрос ее устройства обсуждался в Государственной думе, появилось множество публикаций по проблемам автономии и федерации. При некоторых различиях в аргументации, в целом преобладала идея перехода к федеративной форме государственного устройства и создания в его рамках областных и национальных автономий.

В культурном отношении Русь была наследницей Византии, откуда пришло на Русь православие и вместе с ним были унаследованы идеи и способы правления византийской полувосточной жестко централизованной государственности.

Стабильность Российской империи в течение ряда лет сохранялась именно благодаря такому разнообразию правовых, государственных управленческих форм (унии и протекторат, особый статус Великого княжества Финляндского, Царства Польского, генерал-губернаторства, наместничества, губернии, области, градоначальство, отдельно организованное в административном отношении управление казачьим поселением).

В 1821-1825 года были созданы две политические программы революционных преобразований в России – «Русская правда» П.И. Пестеля и Конституция Никиты Муравьева. В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы «естественного права», выработанные мыслителями Века Просвещения - Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы декабристских конституций были хорошо знакомы. Под «естественным правом» подразумевались: неприкосновенность личности, свобода слова и совести, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, гарантии защиты частной собственности, а в политическом плане – введение представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. При разработке своих проектов П.И. Пестель и Н. Муравьев опирались на конституционный опыт других государств Европы и Америки.

Российская империя являлась формой территориальной организации большого геополитического пространства, обеспечения мира и согласия между народами и национальностями. В ходе многовекового развития в России сложились большие территориальные общности (регионы), многие из которых имели особенный политический и социально-экономический облик. Такая региональная самоидентификация носила, как правило, надэтнический характер и определялась не национальной, а территориальной принадлежностью. Идеи разделения властей в российской научной мысли в XIX-XX века были изложены в работах М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, А.И. Елистратова, Б.Н. Чичерина, М.А. Бакунина и др.

А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский также были сторонниками федеративного устройства. Свободная демократическая Федерация рассматривалась ими как альтернатива европейской государственности и бюрократической централизации.

Самодержавная целостность и центробежные факторы, элементы асимметрии в государственном управлении, общинные традиции, опыт земского городского самоуправления явились базой, на которой, начиная с XIX в. формулировались идеи российского федерализма.

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами - экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей "единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Окончательно вышли из состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

Вопрос 01. Охарактеризуйте особенности территории и населения Российской империи. Как они влияли на развитие страны?

Ответ. Особенности:

1) Россия была вторым по размерам государством в мире после Великобритании с её колониями, но Лондок с колониями был связан морскими путями, а Санкт-Петербург с отдалёнными территориями – сушей, что требовало больших затрат на строительство железных дорог, а ввиду их отсутствия ухудшало экономические связи между регионами;

2) значительная часть территории России находилась в зонах неблагоприятного (крайне холодного или пустынного) климата, что тормозило развитие страны;

3) Россия была многоконфессиональным государством при господстве и государственной поддержке православия, из-за этого территории с большим экономическим потенциалом (Прибалтика, территория бывшей Речи Посполитой) и проявлявшие экономическую активность народы (например, иудеи) подвергались дискриминации по религиозному признаку, что тормозило развитие страны в целом;

4) Россия была многонациональным государством при нерешённости национального Вопроса межэтнические конфликты также тормозили развитие экономики;

5) Россия была богата полезными ископаемыми, например, нефтью;

6) Россия имела выход как к Тихому, так и к Атлантическому океану (через Балтийское море);

7) кроме малопригодных для жизни земель, в России также было много посевных площадей с хорошей урожайностью.

Вопрос 02. На основании материалов параграфа составьте тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения России».

Ответ. Тезисы:

1) Характеристика идеологической триады «Православие, самодержавие, народность»;

2) война на Кавказе;

3) присоединение к России территорий Средней Азии;

4) отношение к мусульманам в России начала ХХ века;

5) отношение центра с католическими и протестансткими окраинами;

6) особое положение Финляндии и изменение этого положения в начале ХХ века;

7) отношение к иудеям в Российской империи.

Вопрос 03. Какую роль иностранный капитал сыграл в развитии экономики России периода индустриализации?

Ответ. Иностранный капитал оказал большую поддержку развитию российской промышленности (составляя 40% всех капиталовложений в стране). Однако российская экономика не попала в зависимость от него, также не привело это и к созданию особых экономических зон с иностранным влиянием. Приходя в Россию, иностранный капитал сращивался с местным. Однако именно из-за этого императорское правительство не искало резервов для развития экономики внутри страны. И именно из-за этого часть прибылей уходило за рубеж.

Вопрос 04. Опираясь на текст параграфа, докажите, что Россия в начале XX в. вступила в фазу перехода к аграрно-индустриальному обществу.

Ответ. К 1914 году горожане составляли уже почти 18% населения империи – не большинство, но цифра уже значительная. При этом по абсолютным размерам добычи железной руды, выплавке чугуна и стали, объёму продукции машиностроения, промышленному потреблению хлопка и производству сахара Россия вышла на четвёртое-пятое места в мире, а в нефтедобыче на рубеже Х1Х-ХХ веков стала даже мировым лидером благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района. Но при всём этом основной производившейся в России продукцией оставалась сельскохозяйственная. Например, империя занимала ведущие позиции в мире по экспорту зерна. По-прежнему 54-56% национального дохода приносило сельское хозяйство.

Вопрос 05. Определите основные черты государственной политики России в области промышленности. Охарактеризуйте реформы С.Ю. Витте.

Ответ. Черты:

1) государство расширяло сеть железных дорог, улучшая этим взаимосвязь регионов;

2) государство последовательно способствовало развитию тяжёлой промышленности, служившей основой для производства оружия;

3) правительство не чинило препятсвий для проникновения иностранного капитала в экономику России, что благотворно сказывалось на последней;

4) постоянно укреплялся государственный контроль над экономикой с целью защиты экономических интересов дворянства и правительства за счёт ограничения свободы предпринимательства и естественного развития экономики.

Реформы министра финансов С.Ю. Витте были направлены на ускоренную индустриализацию, для чего он, прежде всего, стабилизировал рубль, проведя денежную реформу. Однако он не стал реализовывать идеалы либерализма и давать больше свободы предпринимательству, вместо этого он увеличивал доходы казны, к примеру, за счёт винной монополии и роста косвенных налогов.

Вопрос 06. Назовите особенности развития аграрного сектора экономики. С какими проблемами сталкивалась деревня?

Ответ. Особенности:

1) сельское хозяйство становилось товарным, благодаря чему Россия была одной из ведущих стран в мире по экспорту зерна, кроме того ипортировала лес и др.;

2) хозяйства (также как и сельскохозяйственные земли) чётко делились на помещичьи и крестьянские;

3) в Российской империи наблюдалась наибольшая в мире конценстрация земли (в помещичьих хозяйствах);

4) в России продолжала существовать и активно действовать сельская община с круговой порукой.

Проблемы:

1) в Центральной России преобладали полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, которые не производили товарной продукции;

2) большинство сельскохозяйственной продукции производилось с использованием старых способов;

3) помещичья земля использовалась экономически крайне неэффективно;

4) перенаселение Центральной России, которое приводило к тому, что «лишние руки» не находили применения в сельскохозяйственном производстве;

5) постоянное перераспределение земли в крестьянской общине.

Россия — это евроазиатское государство. Страна имеет уникальное географическое и геополитическое положение: занимает восточную часть Европы и северную часть Азии.

Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, составляющих около 20% мировых запасов. Это предопределяет сырьевую направленность экономики России.

Потенциал — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения задач и достижения целей.

Географическое положение территории можно рассматривать и как условие, и как фактор экономического развития.

Географическое положение России

Среди географических особенностей России, влияющих на хозяйственную деятельность, расселение населения и формирование среды обитания в целом, обращают на себя внимание прежде всего следующие положения.

  1. Обширность занимаемого страной пространства.
  2. Неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории.
  3. Богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов.
  4. Многонациональный состав населения и этническая мозаичность территории (наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей).
  5. Сильные территориальные контрасты в экономической и социальной сферах.
  6. Страны СНГ и другие новые независимые государства (не только непосредственные соседи России, но и соседи второго порядка: Молдова, Армения, государства Средней Азии, страны третьего порядка — Таджикистан). Соседи второго порядка — страны, соседние с пограничными государствами.
  7. С Таджикистаном Россия может иметь связи через территории Казахстана и Киргизии (или Узбекистана).
  8. Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское экономическое сообщество, среди которых возрастает роль Германии — нового мирового геополитического полюса.
  9. Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи.
  10. Страны бассейнов Балтийского и Черного морей, с которыми Россия уже заключила многосторонние соглашения.
  11. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики — Япония, Китай, Индия.
  12. Особая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.

Российская Федерация (РФ) — самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.

Геополитическое положение России взаимосвязано сэкономико-географическим положением (ЭГП), т.е. положением на экономической карте мира, отражающим положение страны по отношению к основным хозяйственным рынкам и центрам мировой экономики. Впервые понятие ЭГП ввел в географическую науку известный ученый Н.Н. Баранский (1881-1963). Это понятие широко используется для оценки места стран на мировой карте, и кроме того, для определения отношения любого географического объекта к другим, расположенным вне его.

Площадь территории России — 17,1 млн. км 2 , что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. На 1 января 2010 г. численность населения составила 141,9 млн чел., а плотность населения — 8,3 человека на 1 км 2 . Российская Федерация занимает 1-е место в мире по территории, 9-е место — по численности населения и 8-е место — по объему ВВП, рассчитанному в долларах США по паритету покупательной способности.

Величина территории — важная экономико-географическая особенность любого государства. Для России — самой крупной по площади страны в мире — она имеет далеко идущие последствия как геополитического, так и хозяйственного значения.

Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда, возможности более свободного маневра в размещении производительных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и другие положительные результаты в области экономического и социального развития.

Крайняя северная точка страны — мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земли Франца — Иосифа, а на материке — мыс Челюскин; крайняя южная — на границе с Азербайджаном; крайняя западная — на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анклава, образованного Калининградской областью РФ; крайняя восточная — остров Ратманова в Беринговом проливе. Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т.е. находится в средних и высоких широтах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может служить только Канада. Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградскую область) и восточными рубежами — 9 тыс. км, между северными и южными — 4 тыс. км. В пределах России находится 11 часовых поясов. Протяженность границ составляет 58,6 тыс. км, в том числе сухопутных — 14,3 тыс. км, морских — 44,3 тыс. км.

Международно-правовое оформление и мероприятия по вопросам обустройства российских государственных границ проводит Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ. Международные соглашения по государственной границе заключены с Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей, Грузией, Финляндией и Норвегией. Полный перечень сопредельных с РФ стран приведен в табл. 2.1.

Россия по многим аспектам международных отношений является правопреемницей бывшего СССР и в этом качестве выполняет функции постоянного члена Совета Безопасности ООН, входит в важнейшие международные организации.

Геополитическое положение страны — это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.

Геополитическое положение России в современных условиях определяется многими факторами разного уровня — от глобальных до региональных.

Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического и политического сотрудничества с зарубежными странами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транспортные связи между западом и востоком, севером и югом.

Россия представляет собой единое экономическое пространство, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов, осуществляются внутрирайонные и межрайонные связи, охватывающие как материальное производство, так и непроизводственную сферу. Это пространство консолидируют единая транспортная, энергетическая и информационная системы, единая система газоснабжения, различные сети и коммуникации, другие инфраструктурные объекты.

Размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного потенциала Россия практически не имеет аналогов. В то же время большая часть территории расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах. Необходимость преодолевать огромные расстояния выдвигает серьезные проблемы перед транспортом, которые усугубляются суровыми климатическими условиями на значительной части территории. В отношении транспортной доступности условия весьма дифференцированы. При больших территориальных пространствах, несмотря на то, что это принято считать благоприятным условием для развития хозяйства и обеспечения экономической независимости страны, интенсивное развитие экономики возможно лишь при развитой системе транспорта.

Существенные различия в степени экономической освоенности территории, уровне обеспеченности природными и трудовыми ресурсами находят отражение в количественных и качественных характеристиках хозяйства. Производственный потенциал европейской части много больше, а структура хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в восточных районах.

Россия является федеративным государством — Российской Федерацией (РФ), объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

В состав РФ входят 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, I автономная область, 4 автономных округа (всего в 2010 г. — 83 субъекта).

Города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Республики России: Адыгея (Майкоп), Алтай (Горно-Алтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Назрань), Кабардино-Балкария (Нальчик), Калмыкия (Элиста), Карачаево-Черкессия (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий-Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Северная Осетия-Алания (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашия (Чебоксары); Саха (Якутск).

Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Автономные округа: Ненецкий (Нарьян-Мар) в Архангельской области, Ханты-Мансийский (Ханты-Мансийск) и Ямало-Ненецкий (Салехард) в Тюменской области, Чукотский (Анадырь).

На территории России находится одна автономная область в Дальневосточном экономическом районе — Еврейская автономная область (Биробиджан).

Отметим особенность территориально-государственного устройства России по Конституции РФ 1993 г. Девять автономных округов (за исключением Чукотского) входили в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и территориальная часть (автономный округ) и целая территория (край или область) являлись равноправными субъектами Федерации. Начиная с 2003 г. в России происходит постепенное объединение автономных округов и соответствующих субъектов Федерации. Это поэтапный процесс, включающий проведение всенародного референдума, подготовку и утверждение законопроекта, выбор органов управления, объединение бюджетов.

За периоде июня 2003 г. (11 июня губернатор Пермской области и глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа подписали обращение к Президенту России с инициативой образования Пермскою края путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа) по настоящее время было образовано 5 новых субъектов Федерации:

  • Пермский край, объединивший Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ в единый субъект Федерации (дата образования — 1.12.2005):
  • Красноярский край на основе объединения территории края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (1.01.2007);
  • Камчатский край, объединивший Камчатскую область и Корякский автономный округ (1.07.2007);
  • Иркутская область в результате объединения области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (1.01.2008);
  • Забайкальский край, объединивший Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ (1.03.2008). Автономные округа в составе образованных субъектов Федерации получили статус муниципальных районов с особым статусом, определяемым уставами субъектов и законодательством РФ.

Каждый регион — субъект Федерации (кроме Москвы и Санкт- Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.

Субъекты Федерации объединены в более крупные административные территориальные образования — федеральные округа. 13 мая 2000 г. согласно Указу Президента № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» территория России была разделена на 7 федеральных округов. Федеральный округ имеет свой центр и аппарат управления, возглавляемый полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе.

В январе 2010 г. из состава Южного федерального округа указом Президента был выделен Северо-Кавказский, в который вошли республики Северного Кавказа (кроме Адыгеи) и Ставропольский край.

Перечень федеральных округов и соответствующих административных центров: Центральный (центр федерального округа — г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Южный (г. Ростов-на- Дону), Северо-Кавказский (г. Пятигорск), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск).

На территории России выделяются 11 экономических районов: Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский. Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (Калининградская область не входит в состав экономических районов). Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.

Каждый из этих районов выполняет определенные функции в обшей системе территориального разделения труда внутри страны.

Россия по многим параметрам — территории, населению, природно-ресурсному потенциалу, производственному, научно-техническому и интеллектуальному потенциалу, участию в решении глобальных проблем современности, связанных прежде всего с освоением космического пространства, содействию в поддержании мира и безопасности — великая держава.

Особенности географического положения России

По размерам территории Россия — самая большая страна мира — 17,1 млн км 2 , что составляет почти восьмую часть суши Земли. Сравним: Канада — второе по размерам государство занимает площадь около 10 млн км 2 .

Находясь на севере Евразии, Россия занимает около 1/3 ее территории, в том числе 42 % территории Европы и 29 % — территории Азии.

Вся территория России расположена в Восточном полушарии, за исключением острова Врангеля и Чукотского полуострова, относящихся к Западному полушарию.

С севера значительную часть территории России омывают моря Северного Ледовитого океана: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Крайняя северная точка России — мыс Челюскин на полуострове Таймыр — имеет координаты 77° 43"с. ш., 104° 18" в. д.

С востока Россию омывают моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Крайняя восточная точка нашей страны расположена на Чукотском полуострове — мыс Дежнева (66° 05" с. ш., 169° 40" з. д.).

По международным соглашениям морские границы государств, в том числе и России, проходят на расстоянии 12 морских миль (22,7 км) от берега. Это — территориальные воды прибрежного государства. Иностранные суда имеют право мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения законов и правил прибрежного государства, а также международных соглашений.

Рис. 1. Россия: географическое положение

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. определяет границы экономической зоны прибрежных государств на расстоянии двухсот морских миль (370 км) от берегов материка и островов. В пределах экономической зоны рыбные и минеральные ресурсы являются собственностью прибрежного государства.

Вдоль северного побережья России тянется обширная материковая отмель — шельф. Для континентального шельфа установлен особый статус: прибрежное государство осуществляет над ним суверенные права в целях разведки и разработки его естественных ресурсов.

На востоке наша страна имеет морские границы с США — по Берингову проливу и Японией — по проливам Лаперуза и Кунаширскому, отделяющим наши острова — Сахалин и Курильские — от японского острова Хоккайдо.

Россия имеет огромную протяженность внешних границ — около 60 тыс. км, в том числе сухопутные составляют около 20 тыс. км. Южные и западные границы России — сухопутные, за исключением морской границы с Украиной — по Керченскому проливу и с Финляндией — по Финскому заливу.

Большинство наших соседей на юге и западе — это бывшие республики Советского Союза. На западе: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия; на юге: Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан. Многие из этих стран, за исключением Эстонии, Латвии и Литвы, входят в Содружество Независимых Государств (СНГ). Кроме бывших республик СССР, наша страна граничит со странами Европы: Норвегией, Финляндией и Польшей, а также со странами Центральной и Восточной Азии: Монголией, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР).

Крайняя южная точка России расположена на Северном Кавказе на границе с Азербайджаном — гора Базардюзю (41°11 с. ш., 47°51 в. д.).

А крайняя западная — на Балтийской косе близ города Калининграда (54° с. ш., 19°38" в. д.).

После распада Советского Союза Россия сохранила выгодное географическое положение по отношению к ряду стран СНГ, которые могут осуществлять экономические связи друг с другом лишь через территорию нашей страны. Тем не менее некоторые страны бывшего СССР оказались для России соседями второго порядка (не имеют с ней общих границ). Это Молдавия, Армения и республики Средней Азии: Туркмения, Узбекистан и Киргизия. Республика Таджикистан является для России соседом третьего порядка.

Отсутствие общих границ осложняет связи нашей страны с этими государствами.

Распад СССР не только изменил географическое положение России, но ее геополитическое и геоэкономическое положение.

Уменьшилась территория страны, были разрушены устоявшиеся производственные и экономические связи. Целый ряд бывших республик СССР ориентируется в своем развитии на другие страны и регионы мира, причем далеко не всегда эта ориентация отвечает стратегическим интересам России. К ним относятся, в первую очередь, страны Балтии — Латвия, Литва и Эстония, а также Закавказья — Азербайджан, Армения, Грузия.

После 1991 г. территория СССР превратилась, по мнению специалистов, в арену соперничества многих развитых стран мира за приобретение политического и экономического влияния на новые государства.

Геополитическое положение России усложняется из-за расширения НАТО.

29 марта 2004 г. Болгария, Эстония, Литва, Латвия вступили в военно-политический блок НАТО, что осложнило географическое положение России. Особое место занимает Литва, так как через ее территорию осуществляются большинство связей между Калининградской областью и остальными регионами России.

Не надо быть экономистом, чтобы представить себе проблемы, связанные с изменением геоэкономического положения России после 1991 г. Представьте себе единый хозяйственный комплекс, единую энергетическую систему, тесные производственные связи по сырью, топливу, а также технологические и научно-технические. Все это способствовало развитию емкого потребительского рынка внутри страны.

В 1970-1980-е гг. экономическая интеграция как внутри страны, так и между социалистическими странами являлась государственной политикой. Ситуация резко изменилась в 1991 г. и потребовала быстрого решения. Оно было найдено.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Его подписали 11 суверенных государств. Позднее к ним присоединилась Грузия. Эстония, Латвия, Литва не вошли в СНГ.

По расчетам специалистов, разрыв хозяйственных связей внутри России с бывшими союзными республиками сократил выпуск конечной продукции на 35-40 %. Ни одна страна — бывшая республика СССР не достигла уровня 1990 г., за исключением Узбекистана и Белоруссии. Резко сократилось производство сельскохозяйственной продукции (на 35-40 %). Увеличились только добыча и производство сырья, топливно-энергетических ресурсов.

Специфика географического положения России

С географическим положением России связаны основные особенности ее природы. Россия расположена в самой суровой северо-восточной части Евразии. На территории страны находится полюс холода Северного полушария (Оймякон). Большая часть территории России лежит севернее 60° с.ш. Южнее 50° с.ш. находится только около 5% территории страны. 65% территории России расположено в зоне распространения многолетней мерзлоты. На такой северной территории сосредоточено около 140 млн человек. Нигде в мире, ни в северном, ни в южном полушарии, нет такого скопления людей в столь высоких широтах.

Северная специфика России накладывает отпечаток на условия жизни людей и развитие хозяйства. Это проявляется в необходимости строить утепленные жилища, отапливать жилье и производственные помещения, обеспечивать стойловое содержание скота (предусматривающее не только строительство специальных производственных помещений, но и заготовку кормов). Требуется создание техники в северном исполнении, снегоуборочной техники для расчистки дорог. Необходимо затрачивать дополнительные запасы топлива для работы техники при низких температурах. Все это требует не только организации специальных производств, но и огромных материальных ресурсов, прежде всего энергозатрат, что в конечном итоге ведет к колоссальным денежным вложениям.

Природа России создает большие ограничения в развитии сельского хозяйства. Страна находится в зоне рискованного земледелия. Для развития сельскохозяйственных культур недостаточно тепла, а в южной части — недостаточно влаги, поэтому неурожаи и недороды являются обычным явлением для отечественного земледелия. Каждое десятилетие случаются крупные неурожаи. Это требует создания значительных государственных запасов зерна. Суровые условия ограничивают возможности выращивания высокоурожайных кормовых культур. Вместо достаточно теплолюбивых сои и кукурузы в России приходится выращивать в основном овес, который не дает высоких урожаев. Эти факторы, вместе с затратами на стойловое содержание скота, сказываются на себестоимости продукции животноводства. Поэтому без государственной поддержки (дотаций) сельское хозяйство России, добиваясь самоокупаемости, способно разорить всю страну: все связанные с ним отрасли и прежде всего главного своего потребителя — население.

Таким образом, северное положение России определяет сложность ведения всего хозяйства страны и большие затраты энергетических ресурсов. Чтобы поддерживать такой же уровень жизни, как в Западной Европе, России необходимо затрачивать в 2-3 раза больше энергии, чем европейским странам. Только для того, чтобы, не замерзнув, пережить одну зиму, каждому жителю России в зависимости от района его проживания требуется от 1 до 5 т условного топлива в год. Для всех жителей страны это составит не менее 500 млн т (40 млрд долларов по современным мировым ценам на топливо).

Одним из важнейших условий развития современной Россия явля­ется ее историческое прошлое, в частности историко-географические особенности формирования страны. На протяжении долгого времени существования страны неоднократно менялись название, этнический состав, занимаемая территория, основные геополитические векторы раз­вития и государственное устройство. В итоге можно выделить несколько периодов историко-географического формирования России.

Первый период - формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь (IX -XII вв.). Это государство сложилось вдоль торгового пути «из варяг в греки», являвшегося самой восточной «связкой» между государствами Балтийской, или Северной, Европы (Шве­ция и др.) и Средиземноморской, или Южной, Европы (Византия и др.). Соответственно оно имело два главных центра: Киев, через который шла основная торговля с Византией, и Новгород, являвшийся главным цент­ром для связей с североевропейскими странами. Естественно, что основ­ные связи (не только экономические, но также культурные, политические и др.) Киевской Руси были направлены на Европу, составной частью которой она являлась. Но территориальное развитие государства шло в северном и восточном направлениях, поскольку здесь располагались территории, населенные малочисленными и миролюбивыми финно-угор­скими народами (мурома, меря, чудь и др.). На Западе в то время уже располагались сравнительно плотно заселенные территории европейских государств (Польша, Венгрия и др.), а на юго-востоке - степные терри­тории, населенные воинственными кочевыми народами (печенегами, половцами и др.), против которых приходилось строить оборонительные линии на границе степей и лесостепи.

В XII в. именно на северо-восток Киевской Руси пере­местился главный экономический центр государства (города Суздаль, Рязань, Ярославль, Ростов, Владимир и др.), привязанный к новому важ­ному торговому пути между странами Европы и Азии, проложенному по Волге с притоками и далее по Каспийскому морю. В 1147 г. на этой терри­тории впервые в летописях упоминается город Москва. К концу периода территория государства составила около 2,5 млн. км 2 .

Второй период - распад Киевской Руси на отдельные княже­ства и монголо-татарское завоевание (XIII-XV вв.). Уже в XII в. Киевская Русь начала распадаться на отдельные удельные княжества, враждовавшие друг с другом. Главным (столичным) из них первоначально считалось Киевское, затем - Владимиро-Суздальское, но это было лишь формальное верховенство. Практически удельные князья, как правило, не подчинялись главным (великим) князьям, а при возможности стара­лись захватить столицы (Киев или Владимир) и объявить себя на этом основании великими князьями всей Руси. Особая ситуация сложилась в Новгороде и близлежащем к нему Пскове, где сформировались не кня­жества, а «вечевые республики», где все важные вопросы решались наи­более состоятельными купцами, но при формальном согласии большин­ства граждан, высказывавшемся на общем собрании (вече).

Освоение новых территорий в этот период было возможным только в северном направлении. Сюда и двинулись русские переселенцы, быстро достигнув берегов Белого, а затем и Баренцева морей. Переселившиеся на побережье этих морей люди с течением времени стали основой фор­мирования особого русского субэтноса - поморов. Территория всех русских земель к концу периода составляла около 2 млн. км 2 .

Третий период - формирование и развитие Русского централи­зованного государства (XVI-XVII вв.). Уже с XIV в. Московское кня­жество стало играть особую роль среди других русских земель. Благодаря своему географическому положению (в центре наиболее населенного Волжско-Окского междуречья) и выдающимся правителям (Иван Калита и др.) именно это княжество постепенно стало главным в экономическом, политическом и религиозном отношениях среди других, подчинявшихся созданному монголо-татарами государству Золотой Орде.

К середине XVI в. Великий князь Московский Иван IV (Грозный), впоследствии принявший титул царя всея Руси, объединил под своим владычеством все русские княжества, подчинявшиеся до этого монголо-татарам, и начал дальнейшее наступление на остатки Золотой Орды. В 1552 г. после длительной войны он присоединил к Московскому госу­дарству Казанское ханство, а в 1556 г. - Астраханское ханство. Это при­вело к включению в состав Русского государства территорий, населен­ных представителями других этносов и религий (татарами, марийцами, башкирами и др.), что резко изменило этнический и конфессиональный состав населения мононациональной и православной до этого страны. Хотя отдельные татарские князья вместе со своими подданными переходили на службу Московского княжества и до этого (Юсуповы, Карамзины и др.).

После этого Иван IV попытался расширить территорию государства на запад, напав на слабые к тому времени немецкие религиозные рыцар­ские ордена в Прибалтике (Ливонский и др.). Но в итоге развязавшейся Ливонской войны земли орденов отошли к Швеции и польско-литовскому государству Речи Посполитой, а страна лишилась выхода к Финскому морю в Балтийском заливе. Главная причина поражений в том, что за время долгого монголо-татарского господства Русское государство утратило культурные связи с Европой. Поэтому русская армия оказалась слабо вооруженной с технической точки зрения, тогда как именно совер­шенство техники решало исход войн в Европе уже в то время.

После поражений на западе вектор развития Русского государства направился на восток и на юг. В 1586 г. были основаны города Тюмень (первый русский город в Сибири), Воронеж (самый крупный русский город в Черноземье), Самара (первый русский город в Поволжье), Уфа (первый русский город на Южном Урале). Продвижение на юг в степные районы осуществлялось с помощью засечных линий (линий острогов, соединенных рядами поваленных деревьев), под защитой которых от набегов кочевников шло сельскохозяйственное освоение плодороднейших черноземных территорий. На востоке уже к 1639 г. русские переселенцы (казаки) достигли побережья Тихого океана (Охотского моря), построив в 1646 г. острог Охотск. Казаки двигались вдоль течений рек таежной зоны, строя остроги в наиболее выгодных для контроля над окружающими территориями местах (Красноярск, Якутск, Туруханск и др.). Основным стимулом их движения было заготовление пушнины - главного товара российского экспорта в Европу того времени. Пушнину заготавливали как сами переселенцы, так и местные жители, которые отдавали ее каза­кам в виде дани (ясака). При этом в целом (за исключением некоторых случаев) присоединение Сибири произошло мирным путем. К концу периода площадь государства достигла 7 млн. км 2 .

Четвертый период - становление Российской империи (XVIII - начало XIX в.). Уже с середины XVII в. вектор российской геополитики вновь начал разворачиваться в западном направлении. В 1654 г. по реше­нию Переяславской Рады произошло объединение с Россией Левобереж­ной Украины (территории вдоль Днепра и к востоку от него), которая в результате военных действий запорожских казаков вышла из подчине­ния Речи Посполитой.

Но особенно большие усилия по признанию России европейским государством приложил Петр I. В начале XVIII в. в результате многолет­ней Северной войны со Швецией Россия получила выход к Балтийскому морю, завладев устьем Невы и территориями современных Эстонии и Лат­вии. В 1712 г. столицей России стал основанный на берегу Финского залива Балтийского моря Санкт-Петербург, что резко облегчило связи России с европейскими странами. В 1721 г. Россия провозгласила себя империей. Во второй половине XVIII в., после трех разделов Речи Поспо­литой, в состав России вошли земли Литвы, Белоруссии и Правобереж­ной Украины. В этот же период в результате побед над Османской импе­рией в состав государства входят побережья Черного и Азовского морей (Новороссия). В начале XIX в. произошло присоединение к Российской империи Финляндии, части Польши и территории между реками Днестр и Прут (Бессарабия). К концу периода площадь Российской империи пре­вышала 16 млн. км 2 .

Пятый период - развитие и крушение Российской империи (середина XIX - начало XX в.). Дальнейшее территориальное расши­рение в западном направлении становилось все более трудным, так как встречало сопротивление развитых европейских государств. Поэтому постепенно вектор российской геополитики вновь стал южным, юго-восточным и восточным. В 1800 г. по просьбе грузинских царей в состав Российской империи вошла Грузия. Также мирным путем вошла в состав России территория Армении, поскольку армянам-христианам грозили полным уничтожением нападения со стороны соседних Османской империи и Персии. В начале XIX в. в результате войны с Персией (Ираном) в состав России была включена территория современного Азербайджана. Труднее всего на Кавказе оказалось присоединить земли северокавказских народов, которые сопротивлялись вхождению в состав Российской империи более 50 лет. Окончательно горные районы Север­ного Кавказа вошли в состав России только в конце XIX в.

Главным вектором расширения территориальных владений государ­ства в XIX в. стал среднеазиатский. Еще с XVIII в. начался процесс вхождения в состав России казахских племен, объединенных в Старший, Средний и Малый жузы, которые в тот период не имели единого госу­дарства. Вначале была присоединена территория Младшего жуза (Запад­ный и Северный Казахстан), затем Среднего (Центральный Казахстан) и наконец Старшего жуза (Южный Казахстан). Главным российским центром на территории Казахстана стала основанная в 1854 г. крепость Верная (позднее - город Алма-Ата). При наличии отдельных локаль­ных конфликтов в целом казахи добровольно вошли в состав России.

Присоединение Средней Азии: Бухарского, Хивинского ханств и других среднеазиатских земель к России - происходило в конце XIX в. и уже носило характер завоевания. Многочисленное местное население не желало признавать новую власть, оказывало сопротивление пришель­цам-иноверцам. Исключение - мирное вхождение в состав России кир­гизов. В итоге границы Российской империи в этом регионе были расши­рены до пределов Персии и Афганистана.

Третий вектор расширения страны в этот период - восточный. Сначала в начале XVIII в. были присоединены территории Аляски, расположенной на североамериканском континенте. Во второй половине XIX в. Российская империя присоединила земли Приамурья и Приморья, воспользовавшись слабостью Китая, ослабленного междоусобицами и поражениями от англичан и французов. До этого Китайская империя возражала против присоединения этих территорий к России, хотя и сама их не осваивала. Таким образом, чтобы избежать нового отторжения в будущем, эти земли требовалось заселять и осваивать. Но военного, экономического и демографического потенциала страны на освоение всех российских земель уже не хватало. И в 1867 г. России пришлось продать Соединенным Штатам Аляску, что стало первой крупной территориаль­ной потерей Российской империи. Началось сокращение площади госу­дарства, которая достигла 24 млн. км 2 .

Новым подтверждением слабости государства стало поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг., после чего Россия лишилась Южного Сахалина, Курильских островов и была вынуждена прекратить дальнейшую территориальную экспансию в Китае. Окончательный рас­пад Российской империи наступил в 1917 г., когда тяготы тяжелейшей внешней войны сложились с внутренними противоречиями, приведшими к революциям и гражданской войне. Договоры о независимости были подписаны с Финляндией и Польшей. Фактически были отделены от го­сударства территории, оккупированные немецкими и румынскими вой­сками, Украина, Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия. На оставшейся территории централизованное государственное управление было нару­шено.

Шестой период - советский (1917-1991 гг.). В конце 1917 г. на большей части территории Российской империи было провозглашено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), столица которой переместилась в Москву. Позднее в результате военных успехов советской Красной армии были провоз­глашены советские социалистические республики на Украине, в Бело­руссии и Закавказье. В 1922 г. эти четыре республики объединились в единое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В 20-х годах в СССР были проведены административные реформы, в результате которых из РСФСР выделились республики Казахская, Узбекская, Киргизская, Туркменская и Таджикская, а Закавказская респуб­лика была разделена на Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую.

Во время второй мировой войны и по ее итогам (1939-1947 гг.) в состав СССР вошли сначала Бессарабия (на территории которой была образована Молдавская ССР), Прибалтика (Литовская, Латвийская и Эстонская ССР), Западная Украина и Западная Белоруссия, а также юго-восточная часть Финляндии (Выборг и окрестности), а затем Тува. После войны в состав СССР вошли Южный Сахалин и Курильские острова, Калининградская область и северо-восточная часть Финляндии (Печенга) - в состав РСФСР, а также Закарпатье - в состав Украинской ССР. После этого происходили лишь изменения границ между отдельными союзными республиками, самым существенным из которых стала пере­дача Крыма из РСФСР Украине в 1954 г. В конце периода площадь госу­дарства составила 22,4 млн. км 2 .

Седьмой период - современное развитие страны (постсоветский период, начиная с 1992 г.). В конце 1991 г. СССР распался на 15 новых независимых государств, крупнейшим из которых стала Российская Федерация. При­том территория и границы страны фактически вернулись к рубежу XVII-XVIII вв. Но это подтверждает факт, что современная Россия - не импе­рия, насильно подчинившая многие окрестные территории, а исторически сформировавшееся полиэтническое и поликонфессиональное государ­ство, имеющее перспективы для своего дальнейшего социально-эконо­мического и культурного развития.

Площадь современной России составляет около 17,1 млн. км 2 . При этом первоначально многие соседние государства имели территориаль­ные претензии к Российской Федерации, наличие которых само по себе говорит о нестабильности и неправомерности включения отдельных тер­риторий в состав страны. Наиболее серьезными были претензии со сто­роны Китая и Японии, которые не удалось разрешить во времена СССР. При этом разногласия с Китаем за последние 10 лет были полностью

урегулированы. И сегодня вся российско-китайская граница является подтвержденной межгосударственными договорами и делимитирован­ной - впервые за несколько веков политических отношений между Россией и Китаем. Разногласия между Россией и Японией из-за южных Курильских островов остаются непреодоленными, что сдерживает разви­тие экономических, социальных и других связей между нашими странами. Претензии новых независимых государств носили совсем иной характер. В период существования СССР границы между РСФСР и дру­гими республиками носили чисто административный характер. Более 85% границ не было демаркировано. Даже в документально подтвержденные периоды развития страны эти границы менялись неоднократно в ту или иную сторону и часто без соблюдения необходимых юридических фор­мальностей. Так, притязания Эстонии и Латвии на часть территорий Ленинградской и Псковской областей обосновываются договорами 20-х годов. Но до этого Эстония и Латвия как независимые государства никогда не существовали. А еще в XII в. территории современных Эстонии и Лат­вии находились в зависимом подчинении от русских княжеств. Это с исто­рической точки зрения позволяет России претендовать на все террито­рии Эстонии и Латвии.

Уже с конца XVIII в. Западный и Северный Казахстан входил в сос­тав Российского государства. А до конца 20-х годов XX в. Казахстан и Средняя Азия являлись частью РСФСР. Естественно, что в таких усло­виях Россия имеет больше исторических оснований для присоединения части территории Центральной Азии, чем Казахстан на присоединение части территории России. Тем более что в северной части Казахстана большинство населения составляют русские и другие близкие к ним по культуре народы, а не казахи.

Аналогична ситуация с границами на Кавказе, где они часто меня­лись в зависимости от конкретных исторических условий. В итоге сегодня население некоторых частей Грузии и Азербайджана (Абхазия и др.) желает присоединиться к России, тогда как эти государства в свою оче­редь предъявляют к Российской Федерации территориальные претензии и поддерживают сепаратистов на территории нашей страны.

Заключение

Таким образом, экономико-географическое положение России характеризуется, прежде всего, ее положением между двумя центрами современного мирового развития – Западной Европой и быстро растущими странами Азии – Японией, Китаем, Южной Кореей. Являясь как бы сухопутным мостом между ними, Россия на предыдущих этапах своего развития чаще разделяла, чем соединяла западную и восточную цивилизации.


ТЕМА 3. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ, ЕГО СОСТАВ, ОЦЕНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Введение

Человечество всегда развивалось в тесном взаимодействии с природой, из которой оно вышло и частью которой является. Природа, выступая географической основой, средой и ресурсом развития человеческого общества не является пассивным участником этого взаимодействия. Создавая возможности и условия для его развития, на определенных этапах она ставит и зримые ограничения тому или иному направлению деятельности общества. Поэтому разные этапы развития человечества определяются разным характером его взаимосвязей с природой, а переход от одного этапа к другому во многом связан с возникающими природными ограничениями.

Основная часть

Наиболее существенные изменения территории в первой четверти XVIII в., отразившиеся на политическом и экономическом развитии страны, произошли на северо-западе. В результате Северной войны (1700–1721 гг.) Россия не только вернула земли, ранее ей принадлежавшие, но и присоединила значительную часть Прибалтики. По Ништадскому договору 1721 г. она получила Ингрию (Ижорскую землю) между Лугой, Невой и побережьем с городами Ям, Копорье, Ивангород и Шлиссельбург (Орешек); Эстляндию и Лифляндию от Финского залива до низовьев Западной Двины с Ригой, Дерптом, Ревелем, Нарвой и другими городами, а также часть к северо-западу от с Выборгом и Кексгольмом. К России отошло также несколько островов в (крупнейшие – Эзель и Даго). На юге Россия, после неудачной войны с Османской империей 1711 г., утратила Азов.

На юге, в Прикаспии, в конце XVII–XVIII в. проходила по Тереку, где находилась область терского казачества. После Персидского похода Петра I 1722–1723 гг. к России временно отошли Дербент, Баку, прикаспийские территории и южный берег . Однако они были возвращены уже в 30-е гг. XVIII в. В Сибири продолжалось продвижение в южно-сибирские земли: в Барабинскую степь, на верхнюю Обь и верхний Енисей. Присоединению этих земель способствовало строительство здесь Омска (1716 г.), Семипалатной (1718 г.) и других крепостей, на были поставлены Абаканский и Минусинский остроги (1707 г.). На Дальнем Востоке происходило освоение и , официальное включение которой в состав империи относится к 1730-м гг.

В XVIII в. для защиты отдельных территорий от возможных нападений продолжают возводиться укрепленные линии. Как и в предшествующий период, в их создании применялись земляные валы и лесные засеки, соединявшие крепости, редуты и города. Новшеством было более широкое применение артиллерии и связанные с этим изменения в строительстве укреплений. В первой четверти столетия на европейской территории России были созданы: укрепленная линия Псков – Смоленск – Брянск (1706–1708 гг.), целью которой была защита центра страны от возможного вторжения шведских войск с запада, и Царицынская линия (1718–1723 гг.) от Царицына по Дону до Черкасска, прикрывшая южные области России от кочевников Прикаспия. Позже, в 1731–1735 гг., была возведена Украинская линия, протянувшаяся от Днепра до Изюма на Северском Донце, которая должна была защищать рубежи со стороны .

К востоку от активно населяемых и осваиваемых районов и Прикамья в 1731–1736 гг. была заново укреплена старая Закамская линия XVII в., а в 1736–1742 гг. возникла Самарская линия, по реке Самаре до верховьев Яика. Примерно в это же время была построена линия от Камы на Екатеринбург и Шадринск. Эти укрепленные линии создавались уже не столько в целях защиты, сколько для утверждения России на новых территориях и поддержания порядка здесь.

Закрепление границ государства по Яику и Иртышу, продвижение в казахские области и в Южную Сибирь привели к возникновению в 30–40-х гг. XVIII в. целой цепи укрепленных линий в пограничных районах. В 1737 г. от Тобола через Ишимский острог на Иртыш до Омска была проведена Ишимская линия. В 1739 г. она была продолжена на запад к верховьям Яика, а по Яику от верховьев до устья тогда же были основаны верхняя и нижняя Яицкие линии, которые затем составили единую Оренбургскую линию. Цепь Верхне-иртышских крепостей, поставленных еще в первой четверти века, стала основой Иртышской укрепленной линии (1745–1750 гг.). Таким образом, к середине XVIII в. по границам Казахстана сложилась громадная по своей протяженности цепь оборонительных линий. Начинаясь от Каспия, она поднималась по Яику, затем пересекала Тобол, Ишим, шла на восток к Омску и по Иртышу поднималась до Усть-Каменогорской крепости. Здесь возникли многие населенные пункты. Среди них необходимо отметить Оренбург, первоначально поставленный (1735 г.) при впадении реки Орь в Яик, а затем перенесенный (1743 г.) к устью реки Сакмары. Выделялись также Яицкий городок (Уральск) и крепость Петра и Павла Петропавловская). Цепь укрепленных линий отделяла владения России от земель, являвшихся местом кочевий Младшего и Среднего казахских жузов (орд). В 1731 г. Младший жуз, а в 1740 г. Средний добровольно признали зависимость от России.

Во второй половине XVIII в. значительные территориальные изменения произошли на западе России. Они были связаны с политическим упадком Речи Посполитой, земли которой в результате трех разделов были присоединены Россией, Пруссией и . По первому разделу (1772 г.) к России отошли правобережье с Витебском и Полоцком, часть Лифляндии (Восточная ) и часть Верхнего Поднепровья с Могилевом. После второго раздела (1793 г.) были присоединены Восточная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина до верхнего Днестра на юго-западе и большая часть Волыни. Третий раздел Польши (1795 г.) привел к включению в состав России большинства земель, Западной , а также Западной Волыни. В этом же году в состав Российской империи вошло Курляндское герцогство, до этого находившееся под российским протекторатом.

Большие приобретения произошли в это время и на юге европейской части, в Причерноморье. После Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. к России отошли земли между и Южным Бугом в их низовьях, крепости и Еникале на . Крымское ханство стало независимым от Турции и перешло под покровительство России. На Северном Кавказе за Россией были закреплены Кабарда и Северная Осетия.

В 1783 г. Крымское ханство было ликвидировано, что официально зафиксировал Ясский мирный договор, окончивший Русско-турецкую войну 1787–1791 гг. Россия получила Таврию – область между Днепром, Черным и , Приазовские земли между Кубанью и устьем Дона, территорию от Южного Буга до Днестра. Присоединенные земли Северного Причерноморья от Днестра до Кубани стали называться Новороссией.

В связи с продвижением России в Предкавказье началось строительство оборонительных линий и в этом регионе. Построенные в 1735–1739 гг. укрепления по Тереку были продолжены на запад до Моздока и к 1763 г. сложилась Моздокская укрепленная линия. Эта линия в 1777–1780 гг. через основанный в 1777 г. Ставрополь была доведена до Азова. Присоединение Восточного Приазовья привело к переносу укрепленной линии на Кубань, где возникли кордоны от Тамани до Екатеринодара. К концу XVIII в. от Черного до Каспийского моря протянулась цепь укрепленных линий, под прикрытием которых начинается постепенное освоение Предкавказского района.

Проникновение России на Кавказ началось с присоединения в 1797 г. приморской части Дагестана, за которым последовало продвижение в Азербайджан. В 1804–1806 гг. к России отходят Ганджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Дербентское, Кубинское и Бакинское ханства. Официально присоединение Дагестана и Северного Азербайджана было оформлено Гюлистанским мирным договором 1813 г., заключенным между Россией и Ираном по результатам войны 1804–1813 гг. После войны 1826–1828 гг. между этими же державами в состав России вошла Восточная (Нахичеванское и Эриванское ханства).

В начале XIX в. произошло присоединение к России . Еще по Георгиевскому трактату 1783 г. Картли-Кахетинское царство (Восточная Грузия) признало протекторат России. В 1801 г. оно было присоединено окончательно. Вслед за этим к России одно за другим отходят западно-грузинские княжества: Мегрелия (1803 г.), Имеретия (1804 г.) и Абхазия (1810 г.). признала эти приобретения по Бухарестскому мирному договору 1812 г. После Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Россия получила побережье Кавказа от устья Кубани до Поти.

Таким образом, к концу 20-х гг. XIX в. почти весь Дагестан, Северный Азербайджан, Восточная Армения, большая часть Грузии, а также Черноморское побережье Кавказа до Аджарии стали русскими владениями. В то же время некоторые внутренние районы: Сванетия, Адыгея, Чечня и западная часть Дагестана – сохраняли самостоятельность. Продвижение в Чечню, начавшееся в конце XVIII в., привело к включению в состав России ее северной части в междуречье Терека и Сунжи. Для закрепления этой территории вдоль Сунжи от Терека до Владикавказа была построена Сунженская укрепленная линия (1817 г.). Возникшее в 30-х гг. XIX в. движение горцев Северного Кавказа (горных районов Чечни и Дагестана), где тесным образом переплелись религиозное течение мюридизма с антиколониальным движением народов, привело к образованию здесь военно-теократического государства – имамата, которое было ликвидировано царским правительством только в 1859 г.

Последующие изменения территории России связаны с Русско-турецкой войной 1877–1878 гг. К Российской империи отошли Аджария с Батумом, области Карса и Ардагана.

В 1809 г. последняя война России со закончилась присоединением и Аландских островов . Великое княжество Финляндское сохранило в составе империи некоторую административно-территориальную обособленность. После серии войн с Наполеоном в состав России вошло (по решению Венского конгресса 1815 г.) Варшавское герцогство, которое было преобразовано в Царство Польское. С 1812 г. территория Бессарабии между и Прутом также принадлежала Российской империи.

Активное присоединение территорий Средней Азии начинается с середины XIX в. В это время Россия утвердилась в Южном , так как ряд казахских жузов добровольно вошел в состав государства. Однако имели место и военные захваты, для осуществления которых в 1867 г. было создано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. Так, в 1868 г., после взятия русскими войсками Самарканда, вассалами России себя признали Кокандское ханство и Бухарский эмират, населенные в основном . В 1876 г. в Коканде ханская власть была упразднена. В 1873 г. было завоевано Хивинское ханство в низовьях Амударьи, что предопределило присоединение в начале 80-х гг. XIX в. В 1886 г. Туркестанское генерал-губернаторство было переименовано в Туркестанский край, но принципы управления остались прежними. Вся гражданская и военная власть принадлежала генерал-губернатору, а во главе областей (Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской и Закаспийской) стояли военные губернаторы.

Изменились границы России и на Дальнем Востоке. Присоединение и Приморья было зафиксировано Айгуньским договором 1858 г. и Пекинским договором 1860 г. Еще в первой половине XIX в. Россия утвердилась на . В 1875 г. по соглашению с Россия юридически оформила свои права на владение островом, признав права японцев на все острова Курильской гряды. Это положение сохранялось до Русско-японской войны 1904–1905 гг., после которой Портсмутским договором южная часть Сахалина была передана Японии.

Со второй четверти XVIII в. Россия начала осваивать северо-западную часть Северной Америки. В результате Камчатских экспедиций 1725–1730 и 1741 гг. под руководством В. Беринга, а также экспедиции И. Федорова – М. Гвоздева (1732 г.) была исследована северная акватория , некоторые из Алеутских островов и часть побережья Аляски. С начала 1740-х гг. началось промысловое освоение Алеутских островов, главной целью которого была добыча пушнины (в первую очередь меха морского котика, водившегося здесь в большом количестве). Значительная роль в исследовании и освоении новых территорий принадлежит Г. И. Шелихову, который в 1776 г. совместно с И. Л. и М. С. Голиковыми организовал компанию для торговой и промысловой деятельности в этом регионе. К концу XVIII в. на островах и на материке возникло несколько русских поселений: Гавань трех святителей и Гавань святого Павла на острове Кадъяк, Георгиевская крепость на побережье Аляски, Михайловская крепость (Ново-Архангельск) на острове Баранова (Ситха) и др.

В 1799 г. по инициативе группы предпринимателей, в том числе наследников Шелихова, при поддержке правительства была создана акционерная Российско-американская компания «для промыслов на матерой земле северо-восточной». Она имела свое правление во главе с директором, но находилась полностью под контролем правительства. Ей были переданы в монопольное пользование все промыслы и ископаемые, находившиеся на северо-западном берегу Америки от 55° до пролива, а также на Алеутских, Курильских и других островах. Компания получила право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли и торговать с соседними странами. С 1804 по 1840 г. Российско-американская компания при содействии правительства организовала 25 экспедиций, в том числе и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806). Компания принимала активное участие в исследовании Дальнего Востока (экспедиция Г. И. Невельского 1849–1855 гг.) и основании здесь русских поселений. Центром Русской Америки стал Ново-Архангельск.

Деятельность РАК, в частности организация пушного промысла, носила хищнический характер и сопровождалась насилием и жестокостями по отношению к местным племенам алеутов и индейцев. Иногда это приводило к сопротивлению: в 1802 г. произошло восстание индейского племени тлинкитов, которые разгромили Ново-Архангельск (позднее он был воссоздан на новом месте). Однако русские поселенцы привносили в местный быт не только отрицательные явления. Компания способствовала введению в ряде районов хлебопашества, огородничества, скотоводства. В начале XIX в. были освоены острова архипелага Александра, а вслед затем началось проникновение РАК в Калифорнию, где в 1812 г. была основана крепость Росс севернее современного Сан-Франциско. Однако североамериканских земель было связано с большими трудностями и затратами, в первую очередь из-за дальности расстояния от метрополии. К середине XIX в. в связи с хищническими масштабами охоты резко сократился пушной промысел, являвшийся основой деятельности РАК. Существование компании стало нерентабельным в связи с чем в 1867 г. царское правительство приняло решение продать Аляску и Алеутские острова США за 7 млн долларов. Колония Росс в Калифорнии была продана еще раньше частному лицу. К моменту ликвидации российских владений в Америке собственно русское население этих территорий составляло около 800 человек.

В начале XX в. была вторым по величине государством в мире, уступая лишь Британской империи. Площадь территории России в 1914 г. составляла более 19 млн км2, максимальная протяженность с севера на юг – 4,6 тыс. км, а с востока на запад – 10,7 тыс. км.

Мнение

«Экспансия имела важные позитивные последствия для России: увеличение природных ресурсов; перемещение центра населения и хозяйственной деятельности с севера на юг, в более благоприятную географическую среду; повышение безопасности проживания русских в пограничных районах и благодаря этому более рациональное перераспределение трудовых ресурсов между районами старого и нового заселения; плодотворное влияние на российское общественное устройство сословно-корпоративной организации, более развитой культуры и экономики, существовавших в инкорпорированных западных областях. Однако экспансия имела и негативные последствия: обусловливала экстенсивный характер , способствовала формированию аморфной системы сельских и городских поселений со слабой инфраструктурой и, наверное, самое важное – создала в конце концов серьезную национальную проблему. Национальный вопрос оказывал травматическое влияние на социальные процессы в «метрополии»: требовались значительные средства на поддержание общественной стабильности, что тормозило экономическое развитие; возрастал налоговый пресс, что вызывало недовольство русского населения; нерусские народы подавали пример нелояльности к властям, что способствовало общему росту оппозиционных настроений в стране и ослаблению авторитета центральной власти. Но без территориальной экспансии Россия осталась бы небольшой и очень отсталой европейской страной, каковой она и была в действительности до XVI в., и никаких серьезных достижений в области литературы, искусства, науки и технологии ожидать от нее не приходилось бы, как нельзя было бы рассчитывать и на высокий уровень жизни ее граждан».

Административно-территориальное деление

В рассматриваемый период существенно изменилась административно-территориальная система России по сравнению с предыдущим временем. С 1708 г. вводится деление страны на губернии с целью усовершенствования системы военного, налогового и полицейско-бюрократического управления областями страны. Первоначально было создано 8 губерний: Ингерманландская (с 1710 г. – Петербургская), Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Московская, Азовская, Сибирская. Такое деление не отличалось удобством, так как в губернии входили огромнейшие территории, например, в Казанскую – все Среднее и , а в Сибирскую – территории от Урала (включительно) до Тихого океана, поэтому очень скоро стали возникать новые административно-территориальные единицы: в 1714 г. из Казанской губернии выделились Нижегородская и Астраханская, а в Прибалтике образовалась Ревельская губерния. В 1719 г. была проведена еще одна реформа областного управления. Она сохранила деление губерний на уезды, но ввела дополнительно промежуточные территориальные образования – провинции. Таким образом, страна делилась на губернии, губернии – на провинции, которых могло быть до 11 в одной губернии (Петербургской), а провинции, в свою очередь, делились на уезды. Новое административное деление почти не затронуло Слободской Украины, районы и Яика. Эти земли не входили ни в провинции, ни в губернии. Слободская Украина сохранила деление на полки, а на Дону и Яике продолжали существовать казачьи области.

Процесс образования новых губерний и провинций продолжался в 30–60-е гг. XVIII в., пока в 1775 г. Екатериной II не была проведена новая реформа. Принятое ею «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» зафиксировало деление страны уже на 40 губерний, в основу которых были положены прежние провинции. Каждая губерния состояла из 12–15 уездов. Помимо установления нового губернского и уездного деления для усиления централизации управления несколько губерний или областей объединялись в наместничества или генерал-губернаторства. В 1782 г. Российская империя была разделена на 19 генерал-губернаторств. В ведении генерал-губернаторов или наместников были, как правило, две губернии. Исключение составляли Московское и Рижское генерал-губернаторства, в которые входили по одной губернии, Новороссийское (четыре губернии), Малороссийское (три). Новое территориальное деление затронуло и , где были созданы Киевская, Черниговская, Полтавская губернии. К середине XIX в. в России было уже более 50 губерний и приравненных к ним областей (земля Войска Донского и земля Черноморского войска).

В начале XX в. Российская империя включала в себя 101 крупный субъект: 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Губернии и области подразделялись на 777 уездов и округов (в Финляндии на приходы – 51). Уезды и округа, в свою очередь, делились на станы, отделы и участки. Наряду с этим существовало Кавказское наместничество, объединявшее 11 губерний и областей и 2 округа, а также 8 генерал-губернаторств: Московское (Москва и Московская губерния), Варшавское (9 Привислянских губерний), Киевское (Киевская, Подольская и Волынская губернии), Иркутское (Иркутская, Енисейская губернии, Забайкальская и Якутская области), Приамурское (Амурская, Камчатская, Приморская и Сахалинская области), Туркестанское, Финляндское (8 губерний) и Кронштадтское военное губернаторство. Некоторые города империи имели особые административные органы управления – градоначальства ( , Москва, Севастополь, Керчь-Еникале, Одесса, Николаев, Ростов-на-Дону и Баку). Кроме того, империя подразделялась на ведомственные округа, состоявшие из разного числа губерний и областей: военные (13), судебные (14), учебные (15), почтово-телеграфные (30), округа Министерства путей сообщения (9) и таможенные (9).