Непростая судьба хазаров. Хазары - это что за народность? Древние и современные хазары. Потомки хазар Козары или хазары

Народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела - белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый - белый город, второй - желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир - грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки - армянами и т. д.

Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор.

Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в. С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере - с финнами, на западе - с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией.

Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров - аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми.

У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли. Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама.

Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала. Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями.

В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый. Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства - каган - принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" - боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники.

Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12-15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли.

Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое - по магометанскому, двое - по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников. Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран - одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.

Литература. Френ, "Veteres memoriae Chazarorum" ("Mem. de l"Acad. Sciences", VIII, 1822); Thunmann, "Unters. über die Geschichte der östl. Europ. Vö lker" (перев. Погодина, "Вестн. Европы", 1823); Эверс, "Krit. Vorarbeiten" (перев. Погодина, "Сев. арх.", 1838); Хвольсон, "Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах - Ибн-Даста" (СПб., 1869); Сум, "Ист. раз. о хазарах" ("Чтен. в "Общ. ист.", год 2, кн. 3); В. В. Григорьев, " Обзор полит. Истории Хазарии" ("Сын Отеч." и "Сев. архив", 1835, 17); "Об образе правления у Х." ("Ж. М. Н. Пр.", 3 кн.); Д. Языков, "Опыт в истории Xазарии" ("Труды Рос. акад.", I); Б. А. Дорн, "Известия о Xазарии вост. ист. Табори" ("Ж. М. Н. Пр.", 1844, кн. 7); "Исторический сборник" Валуева и "Чтения в Общ. ист.", год 2, 6 (письмо Хисдаи и ответ кагана в переводах К. Коссовича и Гартенштейна). Более подробные указания см. у Д. Языкова.

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам...» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов , также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» - Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город - Семендер и крепость Саркел.

После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников - половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава - сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом . Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе

3 июля 964 года киевским князем Святославом Игоревичем был разгромлен хазарский каганат. В школьной программе об этом эпохальном событии упоминается очень мало и даже практически не уделяют вниманию, как и самому князю, так и о его походам и войнам. А ведь военный гений князя Святослава можно поставить в один ровень с такими именитыми полководцами древности, как Юлий Цезарь или Александр Македонский.

Особенно ценность этой добытой победы следует помнить именно сейчас — ведь олигарх Игорь Коломойский просто греется мечтой воссоздать новую Хазарию и прилагает к этому не мало усилий.
О том как это всем было расскажет небольшой исторический фильм, который посвящен победе русского оружия и обретения мощи и независимости государства.

Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы

Хаза́рский кагана́т, Хаза́рия (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым "вещий Олег" собирается "отмстить неразумным хазарам". В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утвержденном списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными ("Иду на вы!" и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Давайте зададимся вопросом, почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту Евразии, но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.
Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и "белых, красивых, совершенных по внешнему виду").

Первый бек - Обадия создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал "мудрецов израильских", дал им серебро и золото, за что они "объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв". С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, "возродивший древний иудейский закон". В стране начало жестко подавляться христианство.

Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населенных славянами! "Повесть временных лет" сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всем своем могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наемное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, "пошел на Хельгу" (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошелся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своем небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: "Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом".

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяженность похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трех лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.
Согласно хронисту Х века Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами: "…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!".

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось не сложно. "И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя", - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днем сегодняшним напрашиваются сами собой. Остается задать последний, уже чисто риторический вопрос: появиться ли новый Святослав, который, "загонит новых хазар обратно в их дикие степи"?

ХАЗАРЫ, ов, мн. Т. н. «лица южной национальности». Все базары купили хазары. назв. древнего народа, жившего в 7 10 вв. от Волги до Кавказа … Словарь русского арго

Современная энциклопедия

Тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат … Большой Энциклопедический словарь

ХАЗАРЫ, ар, ед. арин, а, муж. Древний народ, образовавший в 710 вв. государство, простиравшееся от нижней Волги до Кавказа и Северного Причерноморья. | жен. хазарка, и. | прил. хазарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Хазары - ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, переселившийся из Зауралья в Восточную Европу после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали государство Хазарский каганат, после разгрома которого князем Святославом Игоревичем … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на… … Энциклопедия Кольера

Зар; мн. Тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в 4 в. после гуннского нашествия и кочевавший в Западно Прикаспийской степи (с середины 7 в. образовал Хазарский каганат). * Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам… … Энциклопедический словарь

хазары - ХАЗАРЫ, ар, мн (ед хазарин, а, м). Древний тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия в IV в., кочевавший в Западно Прикаспийской степи, живший по реке Терек и в дельте Волги (с середины VII века образовал Хазарский… … Толковый словарь русских существительных

Кочевой тюрко язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60 х гг. 6 в. Х. были покорены Тюркским каганатом (См. Тюркский каганат). С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Хазары (изд. 2017 г.) , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары один из самых загадочных народов раннего Средневековья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их…

Вряд ли какому народу история уготовила судьбу, подобную хазарам. Просуществовав чуть более 300 лет и исчезнув в X веке практически бесследно, они продолжают вызывать неподдельный интерес в кругах специалистов и увлеченных любителей истории. Как пришли хазары к иудейству, наследники ли им караимы, где сокрыты их города и куда они пропали сами? Загадок сегодня - много. А тогда, в Средневековье, «ловцы снов» и создатели календарей, исчисляющих время по войнам, были хорошо известны в самых разных землях. Они покоряли целые народы, владели степями и городами. О них писали чужеземные летописцы, но по какой-то неведомой причине сами хазары не оставили о себе полных строк.
Листая «Хазарский словарь»

Хазарские священнослужители «умели читать чужие сны, жить в них как в собственном доме и, проносясь сквозь них, отлавливать в них ту добычу, которая им заказана, - человека, вещь или животное». Так в «Хазарском словаре», романе-лексиконе Милорада Павича, однажды «отловили» и главного героя романа Аврама Бранковича. Причин поохотиться за ним было много, но одна из них - самая главная - сводилась к тому, что занимался он опасным делом - «составлением хазарского словаря».

византийских источниках спор о лучшей вере датируется 861 годом, когда болгарский монах Кирилл (создатель славянской азбуки) действительно был на приеме у хазарского кагана и говорил о вере. Но Бранкович был уверен, что не только христианские миссионеры оставили свои свидетельства об этом событии. Он надеялся, что и кто-то из дервишей или еврейских раввинов знает подробности о жизни арабского или еврейского участника спора. Бранковича, жившего в XVII веке, не пугали восемь столетий, отделяющие его от предметов поиска.
Возможный прототип

Аврам Фиркович (1786-1874) являющийся, по-видимому, прототипом Аврама Бранковича, родился и жил в Крыму и никогда не участвовал в битвах между сербами и турками, чем, наверное, и обеспечил свое долголетие. С Бранковичем, героем «Хазарского словаря», его роднит не только созвучная фамилия, но и страсть к собиранию редких книг и манускриптов, посвященных Хазарии. До конца своих дней Аврам Фиркович прожил в бывшей и тогда уже всеми покинутой столице крымских караимов Чуфут-Кале. (Караимы сегодня - малая этническая группа, коренной народ Крыма, родственный с тюркскими этносами.) А когда в 1874 году он умер, среди собранных им по миру рукописей было обнаружено и в этом же году издано письмо хазарского царя Иосифа кордовскому сановнику, еврею Хасдаю ибн Шафруту. Но специалистов эта находка удивила лишь отчасти. Во-первых, потому, что караим А.С. Фиркович был известен своими подделками, а во-вторых (даже если считать это письмо подлинным), на поверку оно оказалось лишь пространной редакцией уже известного письма, опубликованного еще в 1577 году.


Что же было в этом письме и в чем его значимость?

Это послание, написанное в середине X века на еврейском языке, являлось ответом хазарского царя Иосифа на запрос кордовского сановника о том, где расположено Хазарское царство, действительно ли оно иудейское, как попали в это царство евреи, прекращается ли у хазар война по субботам. В обеих редакциях письма - как в краткой, так и в пространной - содержатся ответы царя Иосифа на эти вопросы. Помимо царской переписки существует еще один фрагмент письма из ответа все тому же Хасдаю ибн Шафруту, но пишет ему не царь, а некий хазарский еврей, не являющийся официальным лицом. Его имя неизвестно. Называется этот фрагмент письма «Кембриджский аноним» - по месту хранения рукописи. Значимость же этих писем состоит в том, что других источников хазарско-еврейского происхождения просто не существует. Перечисленные письма - это все, что оставили о себе непосредственно сами хазары.
Реальная география

Владения Хазарии, просуществовавшей с VII по X век, простирались от дельты Волги до Крыма и Днепра. Как отмечено в первоисточнике - летописи византийского монаха Феофана Исповедника, писавшего в 810-815 годах: «Хазары, великий народ… овладели всей землей вплоть до Понтийского (Черного) моря».

Ранние свидетельства о хазарах есть в летописи «Церковная история», приписываемой Захарию Ритору, законченной в 569 году, и в некоторых других первоисточниках, но, по мнению известного историка и археолога Михаила Илларионовича Артамонова, даже в известной летописи «История албан» Моисея Каланкатуйского есть анахронизмы. Историк упоминает в своем сочинении хазар и говорит об их нашествии на Закавказье во времена правления персидского царя Шапура II, то есть относит их к IV веку, что, по мнению ученого, не совсем верно, поскольку другие источники народов с этим именем в это время не называют.

Таким образом, первые завоевания хазар, а значит, и их самостоятельные появления на исторической арене, правильнее было бы относить к первой четверти VI века, поскольку с этого времени о хазарах говорят многие средневековые историки и летописцы, в том числе и арабский писатель Якуби, живший в IX веке. Якуби, ссылаясь на ранние источники, пишет о войне хазар с персами, об осаде персами Дербента, но «хазары вновь завладели всем, что персы отняли от них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями». Это событие не могло происходить раньше 531 года, поскольку персидский шах Кавад, упоминаемый в сочинении, в этом году уже не царствовал.

Хазары в этот период входили в состав Тюркского каганата - исполинской «кочевой империи», раскинувшейся на степных просторах от Китая до Волги. Но в отличие от многих византийских и арабских писателей, причисляющих хазар к тюркам, сами они считали себя родственными по происхождению с уграми, аварами, гузами, барсилами, булгарами и савирами. Об этом говорит в своем письме и царь Иосиф. По языку же хазары были близки к булгарам, что подтверждает писатель X века Истахри: «Язык булгар подобен языку хазар». Примечательно, что именно булгары и хазары первыми создадут самостоятельные государства на развалинах Тюркского каганата, разгромленного Китаем.

В 654 году хазарам пришлось позаботиться и о своей южной границе, поскольку на хазарскую территорию, точнее, на древнюю столицу хазар Беленджер, стали претендовать арабы. По одной из версий, арабы в этом походе победили, обратив много хазарских городов в магометанство. По другой - беленджерцы оказали мощное сопротивление, при котором погибли 4 000 мусульман и был убит их предводитель Абд-ар-Рахман. Тело убитого хазары сохраняли в специальном сосуде, веруя в обычай, что с таким трофеем они всегда будут побеждать


Версий по поводу того, какие народности сегодня являются непосредственными потомками хазар - множество. По одной из них, считается, что современные восточноевропейские евреи - хазарского происхождения, по другой - это происхождение приписывается крымским и литовско-украинским караимам, говорящим на тюркском языке. Возможно, в языках и культуре многих «постхазарских» народов каким-то отблеском запечатлелись признаки, свойственные языку и культуре каганата в древности. Но как их выявить? Ведь говоря об этом, мы, по сути, говорим о россыпи зеркальных отражений, которые вряд ли можно собрать воедино.


Принципиально важным оказалось участие в экспедиции почвоведов: они обследовали всю территорию дельты и пришли к выводу, что мест, где мог быть построен большой город, в дельте Волги всего два-три. Но после пробных раскопов в тех местах их исключили, и местом предполагаемого древнего города - возможно, Саксина и Итиля - осталась только Самосделка. При той степени научной корректности, с которой ученые высказывают свои предположения, утверждать этого нельзя. Однако находки, сделанные за последние годы, наводят на самые смелые предположения


Если быть корректными, то правильнее следует сказать о том, что найдены слои Х и даже, возможно, IX веков. Но пока мы еще не докопали до материка, то есть до самого конца. Правда, у нас есть подтверждение по датам - серия радиоуглеродных дат и некоторые даты дают IX век, а это уже точно хазарское время. Кроме того, есть огромное количество кирпича, столько, что можно было построить целый город. Откуда он здесь взялся? Если учесть, что из него строили и во времена Золотой орды, то напрашивается вопрос: сколько же тут его было? Много. Значит, на этом месте был город. А в Итиле, как мы помним, из кирпича мог строить только каган и его приближенные, включая бека. Напрашивается еще один вопрос: какой крупный город, кроме Итиля, построили хазары в дельте Волги? Нам о нем ничего не известно. Значит, все-таки археологи подбираются к развалинам