Фз об обяз мед страховании. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. Виды мед помощи

1. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах":

1) работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;

3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность;

5) неработающие граждане:

А) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;

Б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;

В) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

Г) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;

Д) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

Е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;

Ж) иные не работающие по трудовому договору и не указанные в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.

2. Порядок и методика определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, в целях формирования бюджета Федерального фонда, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ

    Постановление от 7 августа 2019 г. по делу № А56-69574/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС) - Гражданское

    Суть спора: В связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением обязательств из совершения с землей сделок аренды

    В судебном заседании при участии: от ООО «Литера» представителя Астафьевой А.А. (доверенность от 01.03.2019), от КИО представителя Окрепиловой Ю.О. (доверенность от 10 . 01.2019) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Литера» на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2019 (судья А.О. Вареникова), ...

    Решение от 1 августа 2019 г. по делу № А28-2137/2019

    Арбитражный суд Кировской области (АС Кировской области)

    По установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Приказом ФНС России от 10 . 10 . 2016 № ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме. (Зарегистрировано...

    Постановление от 29 июля 2019 г. по делу № А42-11844/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Согласно части 5 статьи 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. ...

    Решение № 2-1719/2019 2-1719/2019~М-1454/2019 М-1454/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2-1719/2019

    Новоуренгойский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) - Гражданские и административные

    Даты, соответствующие началу и окончанию работ по договору оказания услуг (л.д. 21-22), объяснениями Мужикпаевой К.К. в ее заявлении в прокуратуру (л.д. 10 ). Имеющиеся в материалах дела пропуск и удостоверения о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму, электробезопасности и охране труда на имя Мужикпаевой К.К. содержат указание на ее...

    Решение № 2-3788/2019 2-3788/2019~М-2419/2019 М-2419/2019 от 23 июля 2019 г. по делу № 2-3788/2019

    Красносельский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    Не возместил, то вынужден обратиться в суд. В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по правилам главы 10 ГПК РФ, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили. Согласно части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно...

    Решение № 2А-692/2019 2А-692/2019~М-624/2019 М-624/2019 от 10 июля 2019 г. по делу № 2А-692/2019

    Шебекинский районный суд (Белгородская область) - Гражданские и административные

    ...№ 2а- 692/2019г Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 июля 2019 года г.Шебекино Шебекинский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Котельвиной Е.А., при секретаре судебного заседания Драчёвой Т.Д., с участием представителя...

    Решение от 10 июля 2019 г. по делу № А40-244333/2018

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Дело № А40-244333/18-107-4869 10 июля 2019 года г. Москва Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2019 года. Полный текст решения изготовлен 10 июля 2019 года. Арбитражный суд г. Москвы в составе...

Данный закон гарантирует бесплатную медицинскую помощь российским гражданам за счет создания системы обязательного страхования здоровья. Нормативный документ (ФЗ РФ 326 об обязательном медицинском страховании) регулирует отношения между структурными подразделениями, порядок финансирования и контроля.

Структура социальной системы обеспечения населения медицинскими услугами

Система обязательного медицинского страхования (ОМС), также как и , включает в себя страхователей, страховщика и застрахованных лиц.

Участники ОМС:

  • граждане;
  • организации и предприятия;
  • медицинские учреждения;
  • страховые организации;
  • Фонд соцстрахования;
  • территориальные фонды.

В роли страховщика выступает государство в лице Правительства РФ. Часть своих функций оно передает на места, главам субъектов федерации. Нормативная база, включая тарифы, определение перечня услуг, устанавливается Правительством.

На видео просто и понятно рассказывается об обязательном медицинском страховании:

На основании Государственной Программы разрабатываются и осуществляются территориальные условия.

Сущность системы – это получение основного пакета медпомощи по месту жительства. На всей территории возможно получить экстренную скорую помощь.

Страхователи – юридические лица, индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы в ФСС.

Это могут быть:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные предприятия.

Застрахованные лица – работающие граждане, имеющие полис ОМС.

Фонд социального страхования создан как некоммерческая организация и имеет свои структурные единицы в виде территориальных фондов. В его функции входит аккумулирование страховых взносов, софинансирование региональных программ.

Права и обязанности ФСС:

  • является одним из разработчиков госпрограммы гарантированного получения бесплатной медпомощи;
  • осуществляет контроль и управление финансовыми средствами;
  • ведет учет всех застрахованных лиц;
  • определяет количество региональных страховых организаций;
  • медицинских учреждений, оказывающих услуги;
  • проверяет компетентность территориальных фондов;
  • сотрудничает с международными организациями в сфере ОМС.

Территориальные фонды – представители регионального страховщика, которым является высший орган местной исполнительной власти.

Функции территориальных фондов:

  • сбор, учет и расходование средств социального страхования;
  • разработка региональных программ на базе федеральной, в том числе подушевых нормативов;
  • формирование реестра страхователей;
  • застрахованных лиц;
  • защита прав граждан при получении некачественной помощи;
  • ревизия деятельности медучреждений и медстраховых организаций.

Медицинская страховая организация – промежуточное звено между терфондом и медучреждениями, между застрахованными лицами и поликлиникой (больницей).

Она заключает договор об оказании услуг с каждым учреждением и контролирует их выполнение. На основании представленных данных региональный фонд выделяет средства для медицинской страховой компании, которая в дальнейшем распоряжается ими согласно оговоренных условий.

Для оказания амбулаторной, стационарной, экстренной услуги необходимо получить государственную лицензию.

Если задаваться вопросом – , то для участия в госпрограмме ОМС требуется подать заявку в терфонд. Право на включение в реестр медучреждений, оказывающих обязательные медуслуги, имеют организации всех видов собственности.

Правовые гарантии и обязанности медорганизаций:

  • своевременное и в полном объеме получение средств за оказанные страховые услуги;
  • обжалование действий страховых организаций;
  • оказание бесплатной медицинской помощи в соответствии с ОМС, в некоторых случаях больному предоставляется ;
  • предоставление необходимой информации пациентам об оказываемых услугах, режиме работы;
  • ведение учета застрахованных лиц;
  • информирование территориального фонда об оказанных услугах.

В случае оказания помощи в не полном объеме, низкого качества финансирование сокращается, или решается вопрос о лишении лицензии.

На видео рассказывается о разнице между обязательным и добровольным медицинским страховании:

Финансирование Госпрограммы ОМС согласно федеральному закону

Отчисления на каждое застрахованное лицо в страховой фонд осуществляют зарегистрированные на территории РФ предприятия и организации. Нужно ли ОСАГО, если есть КАСКО узнайте .

Размер взносов утверждается в каждом субъекте на основе соглашения между исполнительной властью, территориальным фондом, страховой организацией и медучреждением. Структура тарифа (статьи затрат) определяется федеральным исполнительным органом.

В его состав включены:

  • заработная плата персонала и начисления на нее;
  • стоимость лекарств, инструмента, расходных материалов;
  • питание больных;
  • оплата диагностики в других учреждениях;
  • коммунальные платежи;
  • социальные отчисления для медработников;
  • услуги связи, интернета;
  • установка программного обеспечения и поддержка;
  • приобретение оборудования до 100 тыс. руб.

Установленная норма возмещения за оказанную услугу застрахованному лицу в поликлинике (больнице) является постоянной для всех страховых организаций данного региона. Про страховку автомобиля без страхования жизни расскажет .

На видео Финансирование Госпрограммы ОМС:

Доходная часть Федерального фонда состоит:

  • из обязательных страховых взносов;
  • сумм штрафов и пени;
  • недопоступивших платежей;
  • дотаций из Федерального бюджета;
  • прибыли от свободных средств, размещаемых в кредитных или инвестиционных организациях. Как добавить водителя в электронный полис ОСАГО узнайте в .

Расходные статьи Федерального страхового фонда:

  • субвенции территориальным фондам;
  • выполнение обязательств Правительства;
  • содержание аппарата.

Бюджет территориального фонда формируется на основе:

  • дополнительных отчислений по ОМС от предприятий и организаций;
  • региональных платежей на оказание услуг, не входящих в базовую программу;
  • дотаций из ФСС;
  • начисленных недоимок, штрафов, пени.

Территориальные фонды при недостаточности собственных средств получают субвенции (дотации) из Федерального фонда.

Финансовая поддержка осуществляется при выполнении следующих условий:

  • выполнение требования о страховании неработающего населения в объеме, указанном в бюджете региона;
  • его соответствия показателю, рассчитанному по федеральному нормативу;
  • ежемесячном перечислении 1/12 от утвержденной годовой суммы в ФСС.

Расходы терфондов – это, главным образом, выполнение региональных программ ОМС.

В составе Федерального и территориального фондов создается нормированный запас, необходимый для стабильного финансирования, размер и порядок использования которых определяют высшие федеральные и региональные органы. Про полис ОМС от Росгосстрах читайте .

Базовая Программа обязательного медицинского страхования граждан согласно ФЗ РФ 326

Федеральный стандарт, заложенный в ОМС, корректируется на уровне субъектов федерации, исходя из местных условий: возрастных категорий, состояния здоровья населения и инфраструктуры. Про страхование жизни и здоровья ребенка-спортсмена узнайте в .

Территориальные программы должны обеспечивать снижение смертности от заболеваний, повышение качества медицинских услуг.

Застрахованные граждане, которые оформили , имеют право на бесплатное получение всех видов помощи: от экстренной до профилактической с использованием современного диагностического оборудования и инструментария.

На видео – базовая программа обязательного медицинского страхования:

Федеральный Закон 326-ФЗ, принятый в 2010 году, является основой для функционирования системы обязательного медицинского страхования. Цель документа – установление правовых отношений между участниками, определение базовой Программы, источников финансирования и ответственности сторон, что является обязательным для .

Медицинское обеспечение граждан России осуществляется по . Известный каждому серо-голубой бланк попал в перечень обязательных для россиян документов, а просьба врача предъявить давно уже не приводит пациентов в замешательство.

Однако, как часто случается с законодательными требованиями, в обывательском мнении наличие документа воспринимается никак не больше, чем дань бюрократической машине. Поэтому разберемся с основными постулатами законодательства об организации медицинского обеспечения населения. Бесплатного и доступного, выстроенного по последнему слову научной мысли и технического обеспечения.

Законодательные основы

В полную силу страховая система медицинского обеспечения россиян, а в некоторых случаях – представителей других государств, заработала в России с января 2011, когда вступил в силу «Закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (№326-фз от 29.11.2010).

Закон ОМС урегулировал новый подход к организации бесплатной медпомощи населению. Медицина окончательно стала страховой, нацеленной на обеспечение социальных прав граждан.

Полис гарантирует человеку оказание лечебно-профилактических мероприятий в случае наступления страхового случая за счет накопленных страховщиком средств. Формирование финансового резерва выводит российскую медицину на качественно иной уровень, позволяет переоснастить клиники по мировым стандартам.

Стороны соглашения

Участниками медстрахования выступают следующие стороны (гл. 3):

Государственное медицинское страхование невозможно реализовывать без профессионального вклада представителей, чья сфера деятельности требует лицензирования.

Страховые медицинские организации . Являются финансовыми операторами режима медицинского страхования: аккумулируют финансовые потоки из поступающих взносов, собственных средств, распределяют их на оказание медицинской помощи.

Эти субъекты отвечают по финансовым обязательствам, вытекающим из договоров ОМС. Помимо обязательного лицензирования (лицензия Минфина) легитимность организации подтверждается включением в государственный реестр СМО.

Медицинские организации в сфере ОМС . Это лечебные учреждения, непосредственно оказывающие медико-профилактические услуги населению по страховой системе. В соответствие со ст. 15 ФЗ 326 к участию в программах ОМС допускаются клиники всех организационно-правовых типов, частнопрактикующие специалисты. Все они подлежат включению в реестры структур, предоставляющих услуги по планам ОМС.

Права и обязанности

Стороны ОМС , которые выполняют ключевые задачи:

А вот обязанности владельцев полисов предельно просты: получить документ и предъявить его при необходимости. Застрахованные граждане могут выбирать клинику, докторов и страховую организацию, руководствуясь личными предпочтениями и обстоятельствами частной жизни. И аккредитованные клиники не вправе отказать предъявителю подтверждающей бумаги в бесплатной помощи.

Как происходит организация и финансирование фонда страхования

Федеральные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС) организуются государством.

Органы структурно выступают в роли страховщиков, но не лицензируются на ведение страхового бизнеса. И вот почему: по правовому положению фонды ОМС причислены к государственной социальной ветви. Управление осуществляется коллегиально: правительством РФ утверждается состав правления в количестве 11 человек во главе с председателем.

Территориальные фонды медстрахования (ТФОМС) по статусу не являются страховщиками, однако выступают участниками системы обязательного страхования. Управление проводит директор ТФОМС, назначаемый исполнительной властью субъектов по согласованию с ФФОМС.

Финансирование программ

Львиная доля финансовых потоков на медицинское страхование формируются за счет взносов страхователей различного уровня. Хозяйствующие единицы вне зависимости от формы деятельности перечисляют эти платежи в составе ЕСН (единого социального налога).

Основные моменты начисления взносов :

Нарушение порядка начисления и уплаты ЕСН влечет наступление налоговой ответственности страхователей в соответствие с нормами НК РФ.

Кроме страховых поступлений в обеспечении программ ОМС участвуют средства муниципальных, региональных и федеральных бюджетов .

Организация работы

В медицинском страховании клиники увидели возможность получить от государства дополнительные деньги на свое развитие: расширение перечня услуг, переоборудование. Но деньги выделяются не бездумно, а по особой схеме, показывающей эффективность работы лечебного учреждения. ТФОМС финансируют профессиональных участников программ МС в строгой зависимости от числа застрахованных лиц и установленных нормативов в регионе.

При этом анализируются параметры освоения уже перечисленных средств. Если обнаруживаются «сэкономленные» деньги, на следующий период обеспечение будет снижено ровно на величину экономии. Правовые отношения, возможности и обязанности медучреждений и территориальных фондов координируются сводом правил регионального уровня, договорами финансирования .

Когда обладатель полиса ОМС заболевает, проходит программную профилактику, уходит в и т. д., эксперты от страховых медицинских организаций дело на откуп только лишь медицины не оставят. Методы и качество проплаченной государством помощи жестко контролируются.

Последние изменения

Как все системные нововведения, обязательное медстрахование первые годы действия проходило обкатку с периодическими правками.

В 2014-2015 годах ВМП (высокотехнологичная медпомощь) вошла в систему обязательного страхования. Тогда страховая система охватила более 450 наиболее востребованных метода излечения. Через два года список расширился до 512 наименований, разработан алгоритм предоставления ВМП, не входящей в базовую систему ОМС.

С июля 2016 в тестовом режиме заработал институт страховых представителей – «поверенных» в делах здоровья. Эти сотрудники помогают гражданам сориентироваться в предоставляемых возможностях ОМС, оказывают юридическую поддержку, отслеживают качество медпомощи.

О принципах работы системы ОМС смотрите в следующем видеосюжете:

б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;

3) замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;

4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

5) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;

7) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

2. Застрахованные лица обязаны:

1) предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

2) подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;

3) уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

4) осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

3. Обязательное медицинское страхование детей со дня рождения и до истечения тридцати дней со дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители. По истечении тридцати дней со дня государственной регистрации рождения ребенка и до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем.

4. Выбор или замена страховой медицинской организации осуществляется застрахованным лицом, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме - его родителями или другими законными представителями), путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций, который размещается в обязательном порядке территориальным фондом на его официальном сайте в сети "Интернет" и может дополнительно опубликовываться иными способами.

5. Для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя обращается с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации непосредственно в выбранную им страховую медицинскую организацию или иные организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. На основании указанного заявления застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. Если застрахованным лицом не было подано заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным той страховой медицинской организацией, которой он был застрахован ранее, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 2 настоящей статьи.

6. Сведения о гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного медицинского страхования, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации в случае прекращения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии страховой медицинской организации, ежемесячно до 10-го числа направляются территориальным фондом в страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации, пропорционально числу застрахованных лиц в каждой из них для заключения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Соотношение работающих граждан и неработающих граждан, не обратившихся в страховую медицинскую организацию, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации в случае прекращения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии страховой медицинской организации, которое отражается в сведениях, направляемых в страховые медицинские организации, должно быть равным.

7. Страховые медицинские организации, указанные в части 6 настоящей статьи:

1) в течение трех рабочих дней с момента получения сведений из территориального фонда информируют застрахованное лицо в письменной форме о факте страхования и необходимости получения полиса обязательного медицинского страхования;

2) обеспечивают выдачу застрахованному лицу полиса обязательного медицинского страхования в порядке, установленном статьей 46 настоящего Федерального закона;

3) предоставляют застрахованному лицу информацию о его правах и обязанностях.


Судебная практика по статье 16 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ

    Апелляционное определение от 24 декабря 2019 г.

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Медицинской помощи в пределах объемов медицинской помощи, распределенных медицинской организации Комиссией. В обоснование требования административный истец ссылался на то, что оспариваемая норма не соответствует статьям 16 , 19, 20, 36, 37, 38 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», статьям 4, 10, 11, 19, 79 ...

    Постановление от 29 августа 2019 г. по делу № А29-12960/2018

    Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)

    О гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного медицинского страхования, полученные от территориального фонда в соответствии с частью 6 статьи 16 Закона № 326-ФЗ. Пунктом 2.23 договора предусмотрено, что страховая медицинская организация обязуется осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских...

    Решение от 26 августа 2019 г. по делу № А22-2526/2019

    Арбитражный суд Республики Калмыкия (АС Республики Калмыкия) - Гражданское

    Суть спора: Иные споры - Гражданские

    Оказанную застрахованным лицам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16 . 07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения...

    Решение от 26 августа 2019 г. по делу № А11-4166/2019

    Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)

    В соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией. Статьями 3, 4, 16 , 20 Закона №326-ФЗ установлено, что ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового...

    Решение от 26 августа 2019 г. по делу № А49-2501/2019

    Арбитражный суд Пензенской области (АС Пензенской области)

    Третьего лица суд отклоняет по вышеизложенным основаниям. Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, с т. ст. 4, 14, 15, 16 , 20, 33, 36, 37, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона от 21....

    Конституция Российской Федерации (ст. 49) гарантирует охрану здоровья граждан, предоставление им медпомощи и возможность страхования жизни и здоровья. Тем самым, государство полной мерой взяло ответственность за организацию и оплату социальных, медицинских, оздоровительных и профилактических мероприятий на центральном и местном уровнях. В частности, медобслуживание всех категорий граждан проводится на безвозмездной основе в федеральных и коммунальных медучреждениях, за счёт средств из фондов ОМС (обязательного медицинского страхования). Порядок и условия их работы закреплены Законом № 326 ФЗ об обязательном медицинском страховании РФ.

    Описание закона

    Государственной Думой закон принят 19 ноября 2010 года и уже через шесть дней, единогласным голосованием, его одобрил Совет Федерации России. На протяжении действия, закон совершенствовался путем изменения части отдельных положений. Последняя корректировка принята 28 декабря 2016 года.

    Закон регламентирует взаимоотношения между всеми участниками ОМС, закрепляет права и обязанности сторон, претензионный порядок решения спорных вопросов и определяет источники финансирования программы. Основные положения закона представлены следующим:

    • общие положения, разъясняют, что такое ОМС, какие термины используется текстом, даётся их толкование;
    • вторая глава распределяет границы полномочий государственных и местных структур, а также порядок их уничижения;
    • далее раскрываются требования к страховым компаниям, медучреждениям, другим участникам программы;
    • четвертая глава уточняет обязанности субъектов ОМС, а также права, которыми они могут воспользоваться;
    • основы обеспечения денежными средствами реализации программы закреплены главой пятой закона, в том числе взносы, порядок, сроки их внесения; тарификация медпомощи;
    • разграничение полномочий, взаимодействие федерального и территориальных ФОМС, рассматривает шестая глава;
    • закрепляются положения базовой помощи главой седьмой, где одновременно определены программы территориальных фондов;
    • глава седьмая предусматривает обязательность заключения договоров между субъектами ОМС;
    • закрепляет контролирующие функции и порядок их применения головой девятой;
    • десятая глава определяет единый порядок учёта персональных сведений и медицинских данных застрахованных лиц, а также раскрывает принципы оформления, выдачи документов подтверждающий факт принадлежности к ОМС;
    • заключительные положения закона раскрывают суть, и содержание мер, направленных на развитие здравоохранения, представляет перечень уже не действующих норм (приказов), определяет порядок вступления в силу настоящего закона.

    С актуальным содержанием закона № 326-ФЗ полностью, со вступившими в действие изменениями, можно ознакомиться переходом .

    Изменения в 2020 году

    Средства, направляемые из центрального и территориальных бюджетов государственным медучреждениям рамками ОМС, не покрывают потребностей населения получения качественной медпомощи. Не обеспечивают полного спектра необходимых для лечения спектра медицинских услуг. В связи с этим, граждане вынуждены обращаться в частные поликлиники и оплачивать лечение из личных средств.

    По инициативе Всероссийского союза страховщиков (ВСС) в 2017 году подготовлен проект реформы обязательного медицинского страхования, который был направлен на рассмотрение специалистов Центра стратегических разработок (ЦСР), а результат доработки проекта — позволил Минфину составить концепцию реформирования ОМС.

    Реформа предусматривает введение в законодательство РФ следующих новшеств:

    1. Застрахованные лица по ОМС будут иметь возможность выбрать для лечения медучреждение не зависимо от формы собственности. То есть, предусматриваться охватить договорами о сотрудничестве подавляющее большинство больниц, поликлиник, медицинских центров.
    2. Реализуя право обращения к частным лечебные заведения, полис ФОМС оплатит стоимость лечения частично, а расходы по компенсации финансовой разницы будут возложены на потенциального пациента. Таким образом, гражданин будет определять необходимость, но не возможность, обращения к частнику, исходя из своих возможностей, помощи государства.
    3. Рассматривается возможность применения такого способа оплаты не только медпомощи рамками отечественных медучреждений, а даже при обращении к иностранным специалистам за пределами страны.

    Начало проведения реформы запланировано на 2020 год. Первоочередные меры предусматривают:

    • завершение внедрения разно уровневой сети медицинских учреждений (первичной медпомощи, территориальных медучреждений, специальных высокотехнологичных клиник);
    • продолжение оптимизации системы обучения, повышения профессионального уровня медицинского персонала;
    • начать внедренческую деятельность по научным, техническим новационным разработкам в повседневную работу медиков;
    • закончить регулирование отношений частной и государственной медицины.

    Остаётся фактом то обстоятельство, что для сотрудничества с частными клиниками, зарубежными партнерами области медицины, а также расширения базового перечня услуг, требуются значительные вливания в финансирование программы. Источником средств, вероятно, будет представлено увеличением отчислений ФОМС. Мера будет оправданной только в том случае, если уровень медицинского обслуживания, а также возможности лечения перейдут на концептуально новый уровень.

    Что еще ждать

    Основные положения проекта реформы, кроме прочего, предполагают изменения подходов к установленным страховым вопросам, сопровождению заключённых договоров, в том числе:

    • расширятся полномочия и возможности частных страховиков;
    • дополнительно к классической модели страхования может быть добавлен, как отдельный субъект, корпоративный страхователь;
    • предусматривается возможность организации частных медучреждений для оказания медпомощи населения рамками страхового покрытия.

    По информации Центра исследований реформ, проводимая оптимизация отраслей медицины, снизила общее количество медучреждений. С нулевых до пятнадцатого года их количество сократилось вдвое (с 10.7 тыс. до 5.4 тыс. медучреждений), а места в стационарах, за этот же период, сократились на 27.55%.

    Вместе с тем, реформа предлагают кардинальное изменение отношения к следующему:

    1. Финансовое положение медработников (независимо от уровня подготовки персонала) должно быть увеличено, минимум на 200.0%.
    2. Принятие мер законодательного характера, уравнивающих права врачей, практикующих в больших городах, а также на остальной территории страны.
    3. Разработку, техническое обеспечение, системы онлайн консультаций врачебного состава территориальных медучреждений со специалистами медицинских институтов, ведущих профильных клиник, для оперативного и правильного определения диагноза пациента.

    В целях оперативного выявления клиники заболеваний, возможности назначения предупредительного лечения, оказания равной помощи при любом территориальном расположении медучреждения, реформа предполагает создание интегрированной системы учёта заболеваний («паспортов» пациентов).

    Предполагаемые результаты нововведений

    Расчёты ЦСР показывают, что к 2024 году передовыми отраслями развития государства станут здравоохранение и образование. Финансирование этих областей достигнет уровня ведущих стран мира на душу населения, затраты возрастут в 3.2 раза. Пути достижения этих целей связаны с выполнением следующих задач:

    1. Распределения средств между государственными медицинскими и образовательными программами развития. Результат может быть представлен увеличением финансирования медицины с 3.3 до 4.3% ВВП.
    2. Возможностью населения равной степенью использовать услуги государственных, частных медучреждений.
    3. Расширение перечня, бесплатных при ОМС, лекарственных препаратов.
    4. Уточнения категорий льготных слоёв населения, получающих бесплатные лекарства.
    5. Введение превентивных мер сохранения здоровья населения, в их числе:
    • дальнейшая работа по предупреждению алкоголизма (меры ограничения торговли алкоголем, ужесточение мер воздействия);
    • создание условий для массового занятия спортом, физкультурой;
    • введение в программу обучения школ занятий направленных на здоровый образ жизни;
    • стимулирование работающего населения для занятий в спортивных учреждениях, в том числе до 30.0 тыс. рублей материально.
    1. Организация работы медучреждений, направленная на раннее выявление, лечение заболеваний на начальных стадиях.
    2. Активное участие граждан в профилактической работе по предупреждению заболеваний, их профилактике

    Минздрав России предполагает, что плановое внедрение положений реформы должно проводиться, с одновременным выполнением закона 326 Федеральный Закон об обязательном медицинском страховании в РФ. Комплекс указных выше мер, к 2025 году, предоставит возможность увеличить в стране средний показатель продолжительности жизни до семидесяти шестилетнего возраста, при сегодняшних — шестидесяти шести у мужчин, семидесяти семи – женщин. Одновременно, должно произойти снижение смертности трудящегося населения, которое должно составить не более трёхсот восьмидесяти на сто тысяч человек (сегодня пятьсот тридцать), детские смерти уменьшаться с 5.4 до 4.5 на одну тысячу рожденных живыми.

    Ждем ваших вопросов.

    На сайте работает юрист, который разъяснит все моменты закона.

    Просьба оценить пост и поставить лайк.