История Российского кадетства: от навигационной школы к первому корпусу. Кадеты в современном мире Кадетский корпус до революции

Современная Россия гордится воспитанниками кадетских училищ. Именно они становятся верными сынами своей Родины, готовыми в любой момент встать на ее защиту. В кадетских училищах воспитываются истинные будущие офицеры армии и флота, начавшие подготовку к военной службе еще со школьной скамьи.

История возникновения кадетства уходит корнями в средневековую Францию, где дети знатных родов проходили военное обучение в специальных классах при воинских частях. Повзрослев, они приступали к службе уже офицерами.


В России истоки кадетских школ появились еще во времена Петра Первого.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год - 28 января 1725 год) - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

За годы своего правления он открыл Школу математических и навигацких наук , а также Инженерную и Артиллерийскую школы .

С приходом к власти Анны Иоанновны , племянницы Петра I, начинается история непосредственно кадетских корпусов, как формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.

В 1731 г. императрицей был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 г. был уже торжественно открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей . С этой даты официально начинается история кадетского образования, 280-летие которого как раз приходится на этот учебный год.

Интересно, что именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы, не как специфические военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни.

Всего в России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы существовало в общей сложности около пятидесяти кадетских или схожих по сути военно-учебных заведений.

Не потеряло слово кадет своего значения и в советское время.

В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы специальные военно-учебные заведения для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации.

Дети наряду со средним образованием получали и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил.

Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия суворовские в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Кадетский корпус - начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.

Таким образом, кадетское образование, возникшее в первой половине 18 века, предшествовало становлению суворовских училищ и стало основой для воссоздаваемых кадетских корпусов в постсоветской России.

Сегодня на территории России насчитывается более сотни Суворовских и Нахимовских училищ , кадетских корпусов и школ , а также других учебных заведений, которые создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России.

Следует отметить, что в настоящее время появилось и несколько кадетских училищ и для девочек . Во всех этих заведениях свято относятся к традициям, заложенным почти три столетия назад.

Как и встарь, в подготовке воспитанников здесь безусловным приоритетом является воспитание всесторонне развитой личности и создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями.

Время не стоит на месте и сегодня в методику образования кадетских корпусов внедряются новейшие научные достижения педагогического и военного образования, передовые разработки научной мысли.

Учебные заведения кадетского типа в современной России

Президентские кадетские училища России

  • Владивостокское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Краснодарское президентское кадетское училище Кызылское президентское кадетское училище
  • Московское президентское кадетское училище Росгвардии им. М. А. Шолохова
  • Оренбургское президентское кадетское училище
  • Петрозаводское президентское кадетское училище (открытие 1 сентября 2017 года)
  • Севастопольское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Ставропольское президентское кадетское училище
  • Тюменское президентское кадетское училище

Кадетские корпуса МО РФ

  • Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
  • Кронштадтский морской кадетский военный корпус
  • Санкт-Петербургский кадетский военный корпус
  • Североморский кадетский корпус
  • Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры
  • Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
  • Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (г. Санкт-Петербург)
  • Омский кадетский военный корпус

Кадетские корпуса - одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России. Возникнув еще в XVIII веке они стали первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.

Пролог

Кадетами (фр. - младший, несовершеннолетний) назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин. Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлеум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава».

В России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после революции 1917 г. в разное время функционировало до шести русских кадетских корпусов.

Школы математических и навигацких наук

Когда в 1689 г. Петр I был провозглашен Императором, одной из его первоочередных задач стало создание в России постоянного войска с грамотным командным составом. Петр осознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границей, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии. Создание регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями.

14 января 1701 г . вышел Указ «Великий государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич указал Именным Своим повелением быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению».

В 1715 году в Санкт-Петербурге императором была учреждена Морская академия или академия морской гвардии. В Проекте Морской Академии, который был представлен Петру его автором бароном Сент-Илером впервые было употреблено слово кадет, но в силу морской специфики и французского авторства звание кадет еще не было официально введено в оборот.

Первый кадетский корпус

29 июня 1731 г. после принятия Указа императрицы Анны Иоанновны о создании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, после которого во всех официальных документах появилось слово кадет и кадетский корпус.

Императрица Анна Иоанновна, откликнулась на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. Разработка проекта положения о корпусе была поручена графу Миниху. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов.

Уникальные программы и первый устав

В ноябре 1731 г. был утвержден Устав корпуса кадет шляхетских, в соответствии с которым в корпус принимались исключительно дворяне, обученные грамоте; учебный курс разделялся на четыре класса и в трех высших продолжался 5-6 лет; при распределении предметов по классам все пройденное в низших классах повторялось в высших; в процессе учебы кадеты руководствовались расписанием занятий на неделю.

В Уставе указывалось:

«- все кадеты проживают вместе на территории корпуса и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей;

— корпус делится на две роты сотенного состава; в комнатах кадеты размещаются по 6-7 человек, из которых один назначается старшим;

— из числа офицеров один капитан с поручиком назначается дежурным на неделю, он безотлучно находится с кадетами;

— надзиратели должны воспитывать в кадетах учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками;

— кадет обучают строевой подготовке, они участвуют в парадах, учатся нести караульную службу; каждую треть года в корпусе должны проводиться частные, а в конце года публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета и других высокопоставленных государственных чиновников».

В программу обучения наряду со специальными военными предметами, были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. В корпусе изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима - курс, которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных, французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия. Кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, новым и древним языкам. На протяжении всего времени существования кадетских корпусов курс обучения и программы периодически менялись.

К моменту открытия корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных для изучения в кадетском корпусе. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых для обучения. Приходилось просить военных инженеров в Нарве, Ревеле, Риге направить в кадетский корпус книги, учебное оборудование, линейки, циркули, различную амуницию и другие предметы, необходимые для учебного процесса. Опыта обучения одновременно гражданским и военным дисциплинам не существовало. Все приходилось делать впервые.

К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с университетским образованием. Более тщательным стал отбор преподавателей и корпусных офицеров.

Вот почему выстраданная в первые годы существования кадетского корпуса система обучения кадет в дальнейшем по своему значению вышла далеко за рамки этого учебного заведения и стала служить определенным эталоном для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений.


С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Ни один из кадетских корпусов не подвергался внедрению такого количества новаций и столь частому корректированию учебных программ, как 1-й кадетский корпус. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадет, почитая это за высшее для них благо. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости. Директора корпуса назначались только с согласия императрицы или императора.

За первые 70 лет существования 1-го кадетского корпуса из его стен было выпущено 3300 воспитанников, многие из которых добились выдающихся достижений на поприще государственной службы, науки и искусства.

Урок 2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

Стремление российского государства укрепить свои границы, расширить пределы страны достигнуть выходов в моря потребовало активной внешней политики. Войны, которые вела Россия, показали острую необходимость в увеличении количества армии и повышении эффективности её офицерского состава. Осознание значимости развития военно-профессионального образования привело к расширению сети военно-учебных заведений. А контакты с европейскими государствами позволили воспользоваться опытом, который уже был в Германии и Франции в вопросе подготовки военных кадров.

Кадетские корпуса - учебно-воспитательные заведения имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей и являющиеся первоначальною ступенью к подготовке офицеров, ведут начало с 1653 г., когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы. Ещё в 1716 г. король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет, назначив шефом ее своего 4-летнего сына, будущего полководца Фридриха II Великого.

Слово cadet значит малолетний, само слово французского происхождения, еще ранее это французское слово произошло от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава». Таким образом, более точный смысл этого слова в данном случае гласит: маленький или будущий возглавитель. Во Франции так назывались дети дворян, которые начинали свою военную службу в низших военных чинах, а так же дети выдающихся семей, которых с малолетнего возраста записывали в военные части, а затем уже взрослыми производили в офицерские чины.

Следует особо отметить, что формирование этого вида военно-учебных заведений происходило при непосредственном контроле со стороны правящей династии Романовых. На корпуса не жалели средств. Императоры и императрицы России были убеждены в том, что кадетские корпуса являлись надёжным источником пополнения армии офицерским составом.

В корпусах, кроме военных предметов, преподавались архитектура, геральдика, юриспруденция, философия, красноречие, иностранные языки , Закон Божий и многие другие предметы. Для совершенствования физических сил воспитанников, а так же для придания светского лоска юношам, помимо строевых и спортивных занятий, давались уроки хореографии , верховой езды и фехтования. Это было необходимо для перехода с военной на гражданскую службу или наоборот с сохранением или даже повышением ранга. Вся система образования в корпусах выстраивалась с учетом этого момента, отсюда столь широкий круг предметов.

Наставники в корпусах не просто стремились дать детям образование «ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и навыков», во главу угла здесь ставилось целостное формирование личности в согласии с христианской этикой и культурным общечеловеческим наследием. В стенах кадетского корпуса мальчики начинали взрослеть, ведь период с 10 до 17 лет знаменателен тем, что в это время у подростка закладываются основы мировоззрения, формируется характер и обозначается главное направление всей его жизни – служение Родине, как на военном, так и на гражданском поприще.

С царствования Анны Иоанновны и начинается история кадетских корпусов - заимствованной у Запада формы воспитания военной молодежи для служения Царю и Отечеству в офицерских чинах.

В 29 июля 1731 году Государыня подписывает Указ № 000 об учреждении «Корпуса кадетов шляхетных детей», состоящий из 200 человек шляхетных детей от 13 до 18 лет, из Российских, Эстляндских и Лифляндских провинций. «Обучать детей арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии и шпажному делу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам, ради того иметь учителей языков чужестранных, истории, географии, юриспруденции, танцования и прочих полезных наук». На содержание корпуса было выделено 30000 рублей, корпус был размещен в бывшем доме князя Меньшикова на Васильевском острове. Был составлен Устав корпуса, в котором изложены основы устройства корпусной жизни. Указ 5886 от 01.01.01 «Об определении детей Дворянских в корпус кадетов» уточняет где, как и кто может подать прошение о приеме в корпус ребенка. Указ 5894 от 4 декабря 1731 г. «О записи дворян в корпус кадетов» нормировал методы записи дворянских детей в корпус. Сразу же после окончания всех организационных работ, были разосланы по городам приглашения дворянству, с предложением привозить их детей в Петербург для определения в открывающееся учебное заведение.

К 17 февраля 1732 года в столицу съехались 56 недорослей, и занятия начались. Этот день считается днем основания корпуса - до расформирования корпуса он ежегодно отмечался как корпусный праздник.

Во главе этого учебного заведения был поставлен заправлявший всеми делами обороны генерал-фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних. Принимали грамотных детей дворян в возрасте 13-18 лет. Учебный курс состоял из 4 классов . В 1723 г. штат включал 360 кадет, а в 1760 г. увеличен до 490. В 1743 г. корпус получил название Сухопутного (для отличия от Морского). При переводе в старший класс и перед выпуском совет определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно со способностями. Выпускникам

присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся – сразу чин подпоручика и даже поручика. Программы обучения" href="/text/category/programmi_obucheniya/" rel="bookmark">программу обучения , наряду со специальными военными предметами, включил основы точных, естественных и гуманитарных наук . Преподаванию последних уделялось особое внимание. Изучалась «российская словесность», язык и литература, история, в том числе история древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных французских и немецких переводах, но и на латинском языке, геральдика и генеалогия (их введение, наряду с обучением с верховой езде, фехтование, танцам, было обусловлено закрытым аристократическим характером учебного заведения), юриспруденция, а также новые и древние языки. По программе обучения обязателен был Закон Божий.

Кадеты принимали участие в составлении плана Петербурга и проводили топогеодезические съемки, составляли чертежи и рабочие эскизы плана города, кадеты картографировали районы города.

В корпусе была собрана богатая библиотека, в которой находились сочинения на латинском языке Эзопа, Плиния и т. д. В кадетском корпусе имелась своя типография, в которой кадеты исполняли роль наборщиков, участвуя в издании своих работ.

Кадетам разрешалось держать в услужении своих крепостных слуг (отменено Павлом 1) при переводе в ставший класс и перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть направленным, сообразно его способностям. Система отношений преподавателей и воспитанников определялась, прежде всего, военным характером учебного заведения. Кадеты подчинялись требованиям военных уставов, участвовали в строевых смотрах и ходили в караулы. Первые три воспитанника были выпущены в 1734 году, прапорщиками. В 1740 г. из корпуса выпустился будущий великий русский полководец и граф Задунайский - Петр Александрович Румянцев.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В указе об учреждении кадетского корпуса, подготовленном при непосредственном участии императрицы Анны Иоанновны, говорилось: “Вечно достойныя памяти дядя наш, государь Петр Великий император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для произвождения определиено было указом его величества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем, яко школою, далее дослуживаться... А понеже воинское дело поныне ще в настоящем добром порядке содержится... весьма нужно, дабы шляхетство от младых лето к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были. Того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящий из 200 шляхетских детей, от тринадцати до семнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, токож и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять... Для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенате”.

Вопросы для повторения: Объясните цель формирования и суть деятельности кадетских корпусов. Кто был инициатором создания корпусов в России? В чей период правления они были созданы кадетские корпуса?

Персоналии:

Анна Иоановна, граф, граф

Воробьёва корпуса в России. М. 2003 г. С.3

Меньшов кадеты. Мурманск 2000 г. С.7.

Бондаренко корпуса России во второй половине XIX в. М. 1997 г. С.13.

Кадетский сборник корпуса императора Александра II 1906-07гг. С. 45

ПСЗРИ С.1 Т. VIII Указ 5811/Об учреждении Корпуса Кадетов/от 01.01.01 г С. 519

ПСЗРИ С.1 Т. VIII Указ 5881/Устав корпуса кадет/от 01.01.01 г. С. 557

ПСЗРИ С.1 Т. VIII Указ 5886 /Об определении детей Дворянских в Корпус кадетов/ С.564

ПСЗРИ С.1 Т. VIII Указ 5894 /О записи дворян в Корпус кадетов» С. 569

Орлята 1998 г. С.9

Меньшов кадеты. Мурманск 2000 г. С.10.

Меньшов кадеты. Мурманск 2000 г. С.11

Что общего у композитора Сергея Рахманинова, путешественника Николая Пржевальского, фельдмаршала Михаила Кутузова, конструктора Александра Можайского и адмирала Федора Ушакова? Все они были выпускниками кадетских корпусов, существовавших в Российской империи.

Сегодня мы являемся свидетелями возрождения традиционного военного воспитания молодежи, и слово "кадет" снова становится частью нашего лексикона. В связи с этим интересно узнать, что означает этот термин и какова история российских военных корпусов для юношества.

Значение слова "кадет"

В 1905 году в Российской империи была образована Партия конституционных демократов, членов которой называли кадетами. Однако есть и другое толкование этого слова.

Речь идет о воспитанниках военно-учебных корпусов, появившихся в России во время царствования Анны Иоанновны. Сам же термин заимствован из французского языка и означает в переводе "младший". А если точнее, то, согласно гасконскому диалекту, кадет - это маленький капитан.

Во Франции так называли юных дворян, зачисленных на военную службу, однако еще не произведенных в офицеры. Со временем этот термин перешел в другие европейские языки, включая русский.

Учреждение кадетских корпусов в России

В Московском царстве отпрыски дворянских семей получали офицерский чин, пройдя солдатскую службу в Семеновском или Преображенском полках. Петровские реформы потребовали другого подхода к подготовке командного состава армии.

Поэтому в 1731 году указом императрицы Анны Иоанновны был основан первый Шляхетский кадетский корпус, куда зачисляли обученных грамоте дворянских детей. Воспитанники, кроме военных предметов и строевой подготовки, изучали гуманитарные и точные науки, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде.

Первый устав нового военно-учебного заведения был составлен на основе уставов таких же корпусов в Дании и Пруссии. Кадет - это был не просто ученик. С первого дня он попадал в особый мир, где все подчинялось высшей цели - служению Отечеству.

Все воспитанники проживали вместе под постоянным надзором офицеров, которым вменялось в обязанность прививать им необходимые для будущей военной службы качества.

В конце каждого года в присутствии генералов, государственных чиновников и министров проводили публичные экзамены. Нередко на них присутствовала сама императрица.

Выпускникам кадетского корпуса присваивалось звание унтер-офицера или прапорщика, после чего они направлялись служить в кавалерийские или пехотные полки.

Элитарность без снобизма

До конца XVIII века в Российской империи были основаны четыре кадетских корпуса, а в следующем - уже двадцать два. При поступлении сына родители давали расписку в том, что добровольно отдают его в обучение на пятнадцать лет без права на временный отпуск. Кадет это знал, но готов был идти на жертвы.

С одной стороны, корпуса были элитарными военно-учебные заведениями, где учились отпрыски знатных семей, великие князья и даже наследник престола, будущий Александр II.

С другой, воспитанниками кадетского корпуса могли стать также сыновья простых офицеров. Причем мальчики из небогатых семей и те, чьи отцы погибли или были ранены на войне, имели преимущества при поступлении.

Невзирая на происхождение, воспитанник мог быть отчислен за неуспеваемость или лень. В то же время прилежание поощрялось приглашением «на пироги» в семьи офицеров-наставников, походами на городские ярмарки или театральные спектакли.

Кадеты в Белой армии

К началу Первой мировой войны в России существовало уже тридцать кадетских корпусов. Их воспитанникам вскоре предстояло пройти через тяжелые испытания, защищая свои убеждения перед лицом смерти. Важно отметить, что ни одно из этих военно-учебных заведений не изменило присяге.

Более того, огромное количество юных кадетов пополнило ряды Белой армии. Для них барон Врангель в Крыму основал новый корпус, за чьи парты село более сорока молодых Георгиевских кавалеров.

Современник вспоминал, что для революционеров кадет - это был самый ненавистный символ. Вместе с остатками Белой армии эти мальчики-герои отправились в эмиграцию. Позднее во Франции и Сербии были открыты русские военные корпуса, таким образом кадетское движение продолжало существовать.

Суворовцы, нахимовцы, кадеты

В военных парадах, проводимых в Советском Союзе, обязательно участвовали воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ - подтянутые, не по годам серьезные подростки, избравшие для себя карьеру офицера.

Эти училища были образованы в 1943 г. по принципу дореволюционных кадетских корпусов. Они давали возможность детям погибших на фронтах Великой Отечественной войны солдат и офицеров получить вместе с аттестатом о среднем образовании военное обучение, которое впоследствии помогло бы им связать свою жизнь с армией.

Суворовское и Нахимовское училища существуют в России и сегодня. Наряду с ними в последние годы в разных регионах страны основано немало кадетских корпусов. Главная особенность этих военно-учебных заведений - ранняя профессиональная ориентация по профилю конкретного рода войск.

Продолжать ли обучение после окончания корпуса с целью получения офицерского звания или нет, решают сами кадеты. Значение этой формы образования, ее авторитет и престиж растут с каждым годом. В немалой степени тому способствуют давние традиции кадетского движения в России.

Михаил Кутузов тоже когда-то был кадетом © wikimedia commons

«Кадры воспитывают с юности, как честь смолоду берегут», – именно этот принцип лег в основу появившейся в Российской империи в начале XVIII века системы кадетского воспитания. Позднее, в XX веке, в страшную Гражданскую войну, кадетов назовут знаменем и совестью русской армии.

Фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, летчик Петр Нестеров (первый в мире выполнивший «мертвую петлю»), знаменитый путешественник Николай Пржевальский, великие композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов – что объединяет этих и еще множество других наших выдающихся соотечественников? Все они в разное время были кадетами Российской Империи.

Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, что означает «маленький капитан» или «маленький глава». Ту роль, которую сыграли «маленькие капитаны» в истории России, переоценить сложно: конечно, не все из них стали профессиональными военными, но очень многие продвигали отечественное искусство, науку и культуру на благо Отечества. И очень многие выпускники кадетских корпусов навсегда вписаны в золотые страницы истории России.

«Учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание»

Кадетские корпуса, по сути, стали ответом на требования, которые выдвинуло новое время, время революционных преобразований Петра Великого. Вышедшему на новый виток развития государству жизненно необходимо было создать привилегированную касту военных, целые династии, уважающие традиции собственной страны, знающие ее историческое и культурное наследие и обладающие четкой гражданской патриотической позицией. Подобно тому, как еще при жизни царя-реформатора для детей духовенства были созданы специальные школы, для детей мещан и разночинцев – цифирные училища, для солдатских детей – гарнизонные школы, так же начали возникать и закрытые школы для дворянских детей.

Хабаровск. Кадетский корпус. © Фотобанк lori.ru

Еще в 1701 г. Петр I основал «Школу математических и навигацких наук», чуть позже возникли специальные инженерные и артиллерийские школы. Но образованных и хорошо подготовленных кадров для огромной армии все равно не хватало, и поэтому императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 года, живо отреагировала на предложение президента Военной коллегии графа Миниха и посла России в Берлине графа Ягужинского учредить в России кадетский корпус.

В основу проекта изначально были заложены уставы прусского и датского кадетских корпусов, и в 1731 г. в Санкт-Петербурге открылись классы, названные «Рыцарской академией». Но уже в том же 1731 году вышел указ императрицы об учреждении «Корпуса кадет шляхетских». В этом указе говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли».

К числу «пользительных Отечеству ремесел» Анна Иоанновна отнесла не только воинское дело, но и «науки разные: чтение и письмо, закон божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее».

17 февраля 1732 года состоялось открытие первого кадетского корпуса в России. В этот день в строю стояло уже 56 воспитанников, однако вскоре число кадетов было увеличено до 300; начали открываться и другие кадетские корпуса.

Мундир кадета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793) © wikimedia commons

Вместе с тем, не все шло ровно и гладко – и прежде всего потому, что в России на тот момент еще не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических наработок, элементарно – учебников. Книги, амуницию, математические приборы (в особенности – циркули) приходилось заказывать в Нарве, Ревеле и Риге. Не было и достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать воспитанников предметам, входящим в программу. Первых учителей вообще принимали на службу без тщательной проверки – лишь бы соискатель имел свое жилье неподалеку от корпуса.

Чем аристократичнее школа - там суровее порядки

С самого начала Кадетский корпус находился под самым пристальным вниманием первых лиц Российской империи. Правители страны, а также высший командный состав армии и видные государственные деятели регулярно посещали кадетов, вносили свои поправки в учебную программу, даже принимали экзамены. Так, Екатерина II стала «шефом корпуса», а со времен Александра I присутствие на летних лагерных сборах отпрысков царской династий вообще стало обычным делом.

При Николае I в корпусе обучались цесаревич Александр Николаевич, и его братья – великие князья Константин, Николай и Михаил Николаевич.

При Николае I в корпусе обучался цесаревич Александр Николаевич © wikimedia commons

Вместе с тем, в столь привилегированное учебное заведение могли попасть не только дети из знатных родовитых семейств, но и дети обычных штабс-офицеров. Преимуществами обладали мальчики из неимущих семей и те, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При всей своей закрытости и элитарности, эта школа не отличалась снобизмом, столь присущим современным «аристократичным» школам для маленьких нуворишей.

Сделать такие выводы можно, изучая правила корпуса:
– При поступлении с родителей брали подписку о том, что они добровольно отдают ребенка в заведение не менее чем на пятнадцать лет и «даже во временные отпуски брать не будут».
– Все кадеты проживали вместе на территории корпуса, под надзором со стороны воспитателей. Один капитан с поручиком всегда безотлучно находился с кадетами.
– В комнатах кадеты размещались по 6-7 человек, из которых один назначался старшим.

Кадеты 1-го кадетского корпуса эпохи наполеоновских войн © wikimedia commons

– В процессе учебы кадеты строго руководствовались расписанием занятий.
– Надзиратели обязаны были воспитывать в кадетах «учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками».
– Помимо основной учебы, кадетов обучали строевой подготовке, они участвовали в парадах, несли караульную службу; сдавали публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета.

Словом, обучение в корпусе никак нельзя было назвать простым и легким, а самих кадетов – «мальчиками-мажорами». Например, все они работали в токарных и столярных мастерских: считалось, что будущий офицер обязан уметь все. Внеклассные часы также были загружены до предела – кадеты занимались спортом, фехтованием, выездкой, танцами, иностранными языками, пением, музыкой, декламацией, участвовали в театральных постановках.

Воспитанники из горцев 1-го и 2-го Кадетских корпусов. 1855 год © wikimedia commons

Самое же главное внимание уделялось тому, чтобы привить будущему офицеру необходимые нравственные качества: так, в кадетских корпусах строго запрещались «дедовщина», вранье и ябедничество. Старшие кадеты обязаны были заботиться о младших, и помогать им в учебе. За леность и равнодушие отпрыск даже самого благородного рода мог быть запросто отчислен из школы. Прилежных же учеников поощряли походами в театр, на городские ярмарки, народные гуляния и «на пироги» в офицерские семьи.

Генерал-поручик Иван Иванович Бецкий, сподвижник Екатерины II, в написанном им новом уставе кадетского корпуса, кратко и емко описал цели и задачи такого воспитания:
а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды;
б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину;
в) взрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость.

Генерал-поручик Иван Бецкий – автор устава кадетского корпуса © wikimedia commons

Еще генерал-поручик сформулировал два правила, абсолютно необходимых с его с точки зрения, для воспитания «новых людей». Во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом возрасте, по его мнению, еще можно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье), и, во-вторых, безотлучное пребывание воспитанника в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей. Это опять же необходимо для изоляции «от вредного влияния со стороны старой породы».

«Шагнули из строя земного в строй небесный»

На протяжении двух с лишним веков воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, и с честью выполняли наказ Петра Великого «искать того, чтобы быть на море во время боя». С той же жертвенностью и преданностью своему долгу встретили они Октябрьский переворот 1917 года. На тот момент в России было открыто тридцать кадетских корпусов, а также юнкерские училища. И ни один кадетский корпус из тридцати, и ни одно юнкерское офицерское училище не изменило присяге.

Когда в Петербурге мимо кадетских корпусов в феврале 1917 года двигались демонстрации «освобожденного пролетариата», кадеты распахивали окна и пели у окон гимн старой России, рискуя быть растерзанными неуправляемой толпой. В Москве юнкера и кадеты с небольшим количеством офицеров захватили Кремль и мужественно защищали его. У них не было союзников, они были одиноки, и с гордостью обреченных защищали то, что было главным символом их убеждений.

Один из кадетов начала XX века © Фотобанк lori.ru

Юнкера и кадеты хлынули в Белую армию, и быстро стали ощутимой угрозой для большевиков. Современник тех трагических событий пишет: «Они говорили басом, чтобы казаться старше. Они изнемогали под тяжестью солдатской пехотной винтовки. Они совершали огромные, никакими уставами не предусмотренные переходы. Они тонули в реках, замерзали в снегах, безропотно голодали, переживали отчаяние безнадежности. Слово «кадет» стало самым ненавистным и самым яростным символом для революционеров».

В конце концов генерал Врангель, чтобы уберечь оставшихся в живых кадетов, создал в Крыму новый кадетский корпус и собрал туда со всех фронтов сражавшихся юношей. За парты вновь сели мальчики, но уже опаленные войной, – только Георгиевских кавалеров на этом курсе оказалось более сорока человек. После того как Белая армия потерпела поражение, эмигранты создали несколько кадетских корпусов в Сербии и во Франции. Это – единственный случай, когда военное учреждение одной страны существовало на территории другого государства. Кадетское движение за рубежом – еще одна страница нашей истории, которую нужно знать каждому.

Кадеты © Фотобанк lori.ru

Во времена СССР были открыты Суворовские и Нахимовские училища. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории отечественной армии и флота. Но возрождение кадетских корпусов с их уникальным опытом воспитанием гражданина и патриота стало возможным лишь после 1991 года.