Шелкография своими руками. Самодельная эмульсия для трафаретной печати снп-сервис Сетка для шелкографии

Трафаретная печать или шелкография в домашних условиях - это способ нанесения рисунка на разные поверхности методом продавливания краски через специальную сетку. Технология предусматривает перенос изображений на ткани, канцтовары, посуду, полиэтиленовые пакеты и пр. Никаких сверхсложных манипуляций и дорого оборудования не нужно.

Делать шелкографию дома выгодно, потому что это:

  • ручная работа (всегда актуальная и ценная);
  • нет ограничений в видах изображений;
  • яркость и красочность рисунка;
  • широкий выбор материалов - бумага, пластик, ткань;
  • низкая себестоимость;
  • простота технологии;
  • компактность - не нужны отдельное помещение и громоздкое оборудование.

Приспособления для шелкографии занимают минимум места

Сетка для шелкографии

Качество шелкографии зависит от печатной формы, а именно - от ее основы (сетки). Она бывает:

  • Полиэфирной. Используется при печати водными, пластизольными, сольвентными красками. Отличается и вид плетения: холщовые (1:1 - одна нить к другой) и саржевые (2:1 или 2:2). Первые используются чаще.
  • Стальной. Применяется исключительно при работе с термопластичными красками.

Сетки бывают белыми и окрашенными в желтый цвет. Последние обеспечивают максимальную четкость рисунка с подробной детализацией.

Белые и желтые сетки для шелкографии

Обратите внимание на линиатуру. Она присутствует в маркировке. К примеру, маркировка на сетке «№120-34» означает, что размер линиатуры - 120 линий на сантиметр, а 34 - это диаметр нити. Чем выше первый параметр, тем тоньше сетка.

Сетчатое полотно делят на категории в зависимости толщины нитей. Каждая категория обозначается своей буквой (стоит рядом с номером: S, М, Т, HD - от легкой до самой тяжелой). Полотно с толстой нитью прочнее, его натягивают с большим усилием. Толщина нити влияет на то, какое количество краски пройдет через сетку.

При работе с толстым полотном края рисунка теряют четкость. Могут появиться зазубрины. Выбирайте тонкие сетки для мелких изображений.

Рама для шелкографии

Трафаретные рамы используются не только в типографиях, но и в домашних условиях. К ним предъявляют такие требования:

  • многократность использования - в целях удешевления печати;
  • химическая устойчивость - при смывке и нанесении фоточувствительного слоя и краски неизбежен контакт с рамой;
  • жесткость - рамы изготавливают из жесткого, устойчивого к скручиванию и деформации изгиба материала;
  • небольшой вес - рама должна быть легкой, мобильной.

Самые простые трафаретные рамы для шелкографии делают своими руками из прямослойного дерева. Они легкие, дешевые, но чувствительные к воздействию влаги.

Альтернатива - алюминий. Он недорогой, легкий, позволяет достичь необходимого натяжения. Рама из алюминия не подвержена химическому воздействию реагентов, которые используются в шелкографии, подходит для многократного использования, сохраняет геометрию.

Готовые к использованию деревянные рамы

Трафарет без экспонирования и эмульсии

Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии - с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или офсетной бумаге . Печатайте в черно-белом цвете.

Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С - изображение с распечатки перенесется на трансферную бумагу .

Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура - 180 ०С. Трафарет готов.

Так выглядит термопресс

Нанесение рисунка на ткань

Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии - на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.

Шаг 1. Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.

Шаг 2. Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой - краска не будет растекаться.

Шаг 3. Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, - потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении - примерно 1-3 часа (время зависит от толщины слоя).

Шаг 4. Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.

Шаг 5. Следующий этап шелкографии на дому - подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.

Шаг 6. Теперь понадобится прозрачное стекло - с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.

Шаг 7. Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант - закрасить образец маркером.

Шаг 8. Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным - трафарет готов.

Шаг 9. Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.

На трафарет выкладывают краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.

Шаг 10. Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.

Краска не должна разрушать материал трафарета. Выбирайте ту, что сохнет не быстрее, чем идет печатный процесс.

Картинка получается яркой и полноцветной

Процесс шелкографии по ткани показан на видео:

Итоги

  • Шелкография на ткани возможна в домашних условиях: она проста и малозатратна.
  • Технологию используют при создании уникальных футболок, сувениров, ручек, подушек, кружек.
  • Трафарет можно создать своими руками, что нужно: ткань, сетка, рама и краска.
  • Современные технологии позволяют создавать трафареты без эмульсии и экспонирования.

Для этого нам понадобится:
Желатин где-то 2 куб.см. Бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 в простонародье "хромпик" Ярко оранжевый порошок. Раньше можно было найти в фотосалонах, или школах в хим. кабинете. Еще нужна вода. Желатин в гранулах, берем что покрупнее и потемнее, кладем в стеклянный 200 гр.стакан и наливаем холодной воды, наполовину. Теперь оставим стакан в покое на пару часов. Желатин за это время должен разбухнуть.
А в это время приготовим "соус": "Хромпик" растворим в стакане с водой (50 гр.) до получения насыщенного раствора. Следующий этап: нужно полностью растворить желатин в воде. Для этого мы сделаем водяную баню. В кастрюлю нальем воду, и поместим в нее же стакан с нашим желатином. И начнем подогревать все время помешивая. Желатин растворяется и у нас получается густой кисель. Теперь полученное варево и наш ярко оранжевый "соус" необходимо тщательно перемешать. Только делать это нужно уже в темном помещении при красной лампе (наше зелье чувствительно к свету).
Готовую эмульсию хранить в темноте не более недели. А лучше использовать сразу.
Наносим зелье на рамку, как и обычную эмульсию - ракель кюветой. Только в темноте при красной лампе. Процесс засветки такой же.
Например, время засветки для галогенновой лампы мощностью в 1 Квт будет 3 минуты. Расстояние от лампы до рамки 45 см.
Вымывается матрица слабо теплой водой.
После печати, чтобы смыть ненужную матрицу и отчистить сито для следующей применяют раствор каустической соды.

"навороченный" рецепт,
эмульсия может хранится более долгое время
Желатин 50 г.
Бихромат аммония (NH4)2CR2O7 в простонародье "хромпик" 6 г.
Амиак 10% 20мл
Лимонная кислота 3 г.
Вода 80-100 г.
Для увеличения срока службы желатиновой матрицы, можно ее задубить водным раствором формалина.
Для начинающих можно в рекомендациях добавить, что матрицы должны сохнуть естественным образом. Принудительная сушка недопустима, особенно когда несколько цветов (может перекосить изображение так, что потом не удастся добиться совмещения)
Для увеличения срока годности желатиновой эмульсии можно добавить спирт примерно грамм 30-50 на литр воды (кол-во воды при замачивании желатина уменьшить).
Спирт также разбивает пузырьки воздуха которые иногда образуются в эмульсии.
Эмульсия во влажном состоянии довольно хорошо переносит свет, поэтому можно работы по нанесению эмульсии, ее приготовлению и прочих делах производить при нормальном освещении, после сушки только при спец. освещении.
Следует помнить, что не полностью вымытый хромпик при проявке матрицы может значительно снизить срок ее службы, наблюдается эффект растрескивания эмульсии (земля в пустыне), то есть при полностью вымытом хромпике эмульсия более эластичная.
При работе с мелкими деталями мы добавляли в эмульсию немного цинковых белил, это делало эмульсию менее прозрачной, что позволяло более качественно вести визуальный контроль промывки матрицы.
Эмульсию можно наносить ракель-кюветой, а можно и одежной щеткой из натуральной щетины, наноситься в три захода (наружный, внутренний, наружный) каждый раз полностью высушивается.
После нанесения эмульсии щетку нужно тщательно отмыть, а то задубиться от света и станет "колом".

Предприимчивые американские умы разработали новую технологию изготовления трафарета для шелкографии. По утверждению разработчиков RhinoTech — новая «метода» — позволяет получить трафарет не нанося при этом на рамку эмульсию, без сушки и экспонирования. Есть ли у RhinoTech перспективы?

Теперь подробнее об альтернативной технологии. Разработчики утверждают, что из оборудования нам понадобится только лазерный принтер и термопресс. Первый этап: на лазерном принтере на обычной бумаге нужно распечатать негатив нужного изображения в ч/б цвете.

Далее берем трансферную бумагу и кладем нашу распечатку изображением лицом на нужную сторону трансферной бумаги. Кладем все это в термопресс и держим в нем 20 секунд при температуре 110 градусов. Под действием температуры и давления изображение с распечатки переходит в трансферную бумагу.

Потом, вы удивитесь, мы берем трансферную бумагу с изображением и кладем лицом на рамку и… Кладем все это в термопресс. Держим при температуре 180 градусов 30 секунд. После того, как рамка остыла, снимаем с нее бумагу – на рамке остается жесткое тонкое изображение.

Трафарет готов:

Технология интересная, однако, непонятно, насколько хорошо на рамках держатся такие изображения – не слезут ли они при нанесении краски? И, опять же, такие рамки, видимо, нельзя использовать повторно, как рамки, изготовленные традиционным методом. Посмотреть, как все работает можно на этом англоязычном видео:

Напоследок вкратце напомню, как выглядит традиционная схема изготовления трафарета. На рамку с хорошо натянутой сеткой наносится специальная фотоэмульсия. Далее кладем фотоформу (отпечатанный на принтере негатив изображения) на рамку (на ту ее сторону, которую мы обработали эмульсией). Далее экспонируем: засвечиваем эмульсию с помощью УФ-лампы. Эмульсия с незасвеченных мест (те, которые были закрыты фотоформой) легко смывается водой, а на засвеченных остается тонкая жесткая пленка полимера.

Ваше мнение, коллеги?

Трафаретная печать – универсальный и недорогой способ печати с использованием готового шелкового трафарета. Если же ваш клиент хочет получить универсальный дизайн или просто вы сами хотите дать волю своим творческим способностям, можно попробовать самостоятельно изготовить трафарет для шелкографии. Хотя для изготовления трафарета вам может понадобиться такой специализированный инвентарь, как режущий плоттер для винила или фотоэмульсия для шелкографии, трафарет также можно вырезать и просто вручную. При наличии достаточного практического опыта как начинающие, так уже и достаточно профессиональные умельцы, могут без особого труда изготавливать трафареты из подходящих материалов.

Шаги

Изготовление трафарета вручную

    Нарисуйте или перенесите контуры рисунка на майларовую пленку или винил. После выбора подходящего дизайна перенесите соответствующее изображение на выбранный материал для изготовления шаблона. Воспользуйтесь для этого маркером с тонким стержнем, чтобы ваш узор было хорошо видно. Закрепите пленку или винил малярным скотчем, чтобы более точно нанести контуры рисунка.

    Прикрепите майларовую пленку или винил к твердому прозрачному пластику (такому, как ацетат). Это необходимый подготовительный шаг к вырезанию шаблона. Опять же, воспользуйтесь малярным скотчем, чтобы закрепить дизайн на своем месте. Расположите майларовую пленку или винил таким образом, чтобы пластик выступал за края дизайна минимум на 2,5 см.

    Вырежьте трафарет острым ножом. По аналогии с применением режущего плоттера для винила, создание трафарета вручную требует точной резки. Острым хозяйственным ножом удалите все участки майларовой пленки или винила, которые не должны мешать нанесению рисунка. Будьте очень осторожны при создании сложных дизайнов, чтобы случайно не удалить не те участки рисунка.

    • В тех местах, которые вы удалите, краска будет соприкасаться с тканью в момент печати дизайна. Помните об этом, когда будете вырезать трафарет.
    • Для облегчения работы вращайте трафарет, когда вырезаете его.
  1. Закрепите трафарет на экране для шелкографии. Равномерно нанесите трансферную пленку на тыльную сторону трафарета. Когда будете готовы, удалите подложку пленки и как можно ровнее наклейте трафарет на шелковый экран для трафаретной печати. Трафарет нужно накладывать с тыльной стороны шелкового экрана, чтобы узор не пострадал, когда будет проходить через печатный пресс.

    Загрузите файл в режущий плоттер для винила. Когда вы экспортируете свой файл в плоттер, шаблон трафарета будет готов к распечатке. Плоттер своим ножом обведет контуры рисунка и создаст для вас виниловый трафарет. В зависимости от сложности дизайна весь процесс может занять от нескольких минут до часа.

    • Плоттер прорежет контуры вашего рисунка, но не полностью. Потом вам придется самостоятельно вырезать ножом все лишние участки.
  2. Обрежьте лишние участки винилового трафарета. Острым ножом или другим специальным инструментом удалите лишние участки винила. Толщина используемого ножа зависит от сложности трафарета: чем сложнее узор, тем тоньше нож, который для этого требуется.

    • Помните, что вы изготавливаете "негатив" своего узора. Чернила пресса для трафаретной печати отпечатаются там, где отсутствуют участки винила.
  3. Создайте виниловую рамку для шелкового экрана. Отрежьте кусок винила соответствующий размеру вашего экрана для шелкографии, который станет рамкой трафарета. Острым ножом вырежьте из его середины достаточно большой прямоугольник, чтобы в него мог вместиться ваш трафарет. Наложите подготовленную рамку на сетчатый экран и закрепите малярным скотчем.

    • Расположите материалы в следующем порядке: сетчатый экран снизу, рамка по центру и трафарет сверху.
    • Убедитесь в том, что изображение трафарета полностью входит в прямоугольное отверстие рамки, прежде чем удалять подложку с трансферной пленки.
  4. Воспользуйтесь трансферной пленкой, чтобы закрепить трафарет. Максимально ровно прилепите трансферную пленку к тыльной стороне трафарета. Когда будете готовы перенести трафарет на экран для шелкографии, снимите подложку с трансферной пленки и закрепите трафарет в ранее вырезанной прямоугольной прорези. Уверенными движениями рук разгладьте трафарет, чтобы под ним не осталось воздушных пузырей.

Применение фотоэмульсии для шелкографии

    Покройте сетчатый экран для шелкографии фотоэмульсией. Фотоэмульсия представляет собой гелеподобное вещество с чувствительностью к свету. При нанесении на такие ткани, как шелк, она способна воспринимать изображения с фотобумаги и тем самым создавать трафареты. Нанесите тонкий слой эмульсии на обе стороны экрана, оставив вокруг границу около 2,5 см.

    • Покрывайте эмульсией экран для шелкографии в комнате с минимальным количеством света (либо в совсем темной комнате). Если у вас есть специальный светонепроницаемый ящик, он должен быть у вас под рукой в момент нанесения эмульсии.
  1. Поместите экран в темную комнату или в светонепроницаемый ящик. После того как покроете экран гелем, необходимо дать ему высохнуть при отсутствии освещения. Немедленно поместите его в темную комнату или в светонепроницаемый ящик, где ультрафиолет не сможет коснуться экрана. Процесс сушки займет 3–5 дней, в зависимости от размеров экрана для шелкографии.

    • Не вынимайте экран из темноты раньше 2–3 дней, так как доступ света к сырому гелю испортит его. Обратитесь к инструкции на упаковке с фотоэмульсией, чтобы узнать точное время ее высыхания.
    • Экраны для шелкографии сохнут быстрее летом, чем осенью, так как фотоэмульсионный гель лучше реагирует на тепло.
  2. Распечатайте дизайн трафарета на прозрачной пленке. После высыхания экрана необходимо распечатать дизайн будущего трафарета на прозрачной пленке для печати. Большинство принтеров совместимы с прозрачными пленками, но вам может потребоваться выставить на принтере соответствующие настройки. Обратитесь к руководству пользователя вашего принтера, чтобы получить конкретные указания.

В результате долгих поисков вариантов оформления корпусов натолкнулся в сети на описание шелкографии в домашних условиях. Варианты с трафаретами из оракла, декали, использованный мной вариант с наклейками и другие варианты не прошли проверку временем, что-то (вроде трафаретов) подходит только для достаточно толстых элементов и крупных надписей. Заказать шелкографию для изготовления единичных экземпляров (или мелкой серии, скажем до 5 штук) по приемлемой цене мне не удалось. В итоге появился опыт шелкографии в домашних условиях.

Кратко суть технологии - изготавливается рамка с сеткой, на сетку наносится фотоэмульсия, печатается фотоформа - то что закрыто - маскирует фотоэмульсию от засветки, чтобы незасвеченную фотоэмульсию можно было смыть. Экспонируется под лампой с УФ спектром, промывается - получаем трафарет. Далее продавливаем краску через трафарет ракелем (см ниже) - краска продавливается через вымытые ячейки сита попадает на поверхность по которой печатаем.

Настоятельно рекомендую полазить по инету и посмотреть ролики, почитать что и как, поскольку есть в этой истории нюансы разные - пока не попробуете не уловите смысла. Вот ресурс с толковыми советами роликами http://www.blog.shelkograf.com/ , в сети есть такой курс: Косарев И. - Технология шелкографии 2007 (самопальные уроки по шелкографии) скачать можно в торрент сетях, и т.д. Вот форум где люди более менее профессионально занимаются шелкографией - http://www.agalsea.ru/forum5/

Что для нас хорошо - нам нужно печатать только один цвет, качество для diy тоже приемлемое. Не нужны карусельные станки, не нужны супер качественные трафареты чтобы печатать растр и т.д.

Самопальный ракель-кювета. Изготоавливается из алюминиевого уголка покупается на строительном рынке или в магазине типа Оби или Леруа).
Вырезаем, гнем крепим болтами трешекой. Фотоэмульсия достаточно густая - протекать не должна.

Ракель. Ракельная резина - жесткость - 85. Держатель - из двух кусков вагонки - зажат болтами. Если денег не жалко - можно купить фирменный держатель из алюминия.

Для печати и экспонирования собрал такой стол из брусков старых петель и куска стекла. Экспонирование проводим лампой ДРЛ 400вт без колбы и галогенки 500 ватт. Лампы ставим под стол - через стекло экспонируем. около 40 минут у меня получается. Здесь надо экспериментировать...

Рамки советуют делать из алюминия. Можно заказать в специализирующихся конторах. Правда дороговато выходит. Советуют собирать из дерева - шип паз. Но у меня руки кривые - собрать ровную рамку я не смог - собрал из нее устройство для натяжения сетки, а рамки выпилил из фанеры 15мм.

Сито крепим строительным степлером. Сито - 120 номер (размер ячейки). Штука дорогая но метра (лучше когда погонными продают) хватает на пару тройку рамок.

Рамки стоит покрасить краской чтобы не расслаивались от воды и химии. Ну и если печатать будете часто - лучше заказать алюминиевую рамку.

Из неудавшейся рамки сделал устройство для натяжения сита - болты вставлены в отверстия, гайки - в поперечные отверстия. Прикладываем рамку накрываем сеткой, закрепляем сетку и натягиваем. После того как натянули - крепим сито к рамке.

Следы от крепления сита к рамке для натягивания. Я креплю в процессе натягивания сито кнопками. Края сетки потом обрезаем.

Теперь немного про химию.

Фотоэмульсия. Я использовал двухкомпонентную (какую продали). Состоит из эмульсии и сенсибилизатора. Смешиваем - получаем светочувствительную фотоэмульсию. У меня - Foteco 1010. Но сенсибилизированная эмульсия хранится не долго. Можно пробовать однокомпонентную эмульсию (уже готовую) - типа Foteco 1834.

Краска - я использовал сольвент, 572 серия финский. К краске обязательно берем замедлитель (к 572 сольвенту - 503-99033) - в процессе печати краска сохнет, забивает сито. Замедлитель не дает краске быстро сохнуть, облегчает процесс печати.

Смывки - в процессе печати иногда сито забивается засохшей краской - чистим средством типа Pregan 235S - спрей растворитель. После печати лучше мыть трафарет специальным растворителем. Но если ничего нет - можно обычный 646 или сольвентом. Правда моют плохо, краска сворачивается. Обязательно хотя бы средство типа прегана 235-го иметь, или что-то подобное, screen opener называется.

После того как трафарет не нужен больше - его регенерируют - смывают затвердевшую эмульсию. Есть специальная химия. Многие используют отбеливатель белизна - на сутки помещаем рамку в раствор белизны. Как правило все отходит нормально.

В общем если набить руку - получается весьма недурственные панели. Конечно огрехи есть - профи конечно скажут что хуже некуда, но имхо для diy вполне. Главное изготовить хороший трафарет. Напоследок несколько фото отпечатка панели для Pultec EQ:

Здесь видно что фотоформа была не качественная - тонер неплотно покрывал пленку - и часть трафарета засветилась. В результате получили трафарет нечеткий.

Ещё пара картинок (прибор в сборе).

В общем конечно грязное дело - но набить руку реально. И добиться хоршего качества. А факт самостоятельности и возможности изготовить любую панель - не может не радовать.

Надеюсь кому-то опыт будет полезен.


(18 Голоса)